Пояснительная записка
Занимательная наука, 3 класс
Цель курса: расширение знаний детей об окружающем мире; развитие навыков исследовательской деятельности, общения, творческих способностей.
Задачи курса:
вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую и элементарную экспериментальную деятельность;
стимулирование к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
проявление интереса к предметам естественнонаучного цикла;
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
находить и формулировать решение проблемы с помощью простейших опытов и экспериментов.
Коммуникативные:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов;
уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
умение демонстрировать простейшие опыты и эксперименты и объяснять суть научных явлений, лежащих в основе демонстрации;
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретическая часть (30 часов)
Выделение и постановка проблемы. Выбор темы исследования. Способы решения проблем в зависимости от выбранной темы. Актуальность исследования. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.
Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных. Планирование и разработка исследовательских действий. Выбор источников для сбора материала. Накопление фактов, наблюдений. Использование допустимых методов исследования. Подготовка и оформление работы.
Подготовка исследовательской работы. Выделение из текста основных понятий. Классификация основных предметов, явлений, проблем. Выработка суждений, выводов. Подготовка текста сообщения. Подготовка к ответам на вопросы по результатам исследования. Оформление приложения к работе.
Защита исследовательской работы. Публичное выступление, с привлечением авторов других работ. Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов, формулировка выводов. Поощрение всех участников.
Алгоритм исследования:
выбор темы исследования;
актуальность исследования, постановка цели, задач;
анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
формирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
подготовка и написание работы;
оценка исследования экспертами (практическая проверка);
последействие – устранение недостатков в работе, оформление;
выступление, защита исследовательской работы.
Практическая часть. Занимательные опыты (30 часов).
Календарно - тематическое планирование (60 часов)
«Занимательная наука», 3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Эксперимент – лучший способ познания законов наук. | 1 | 04.10 – 08.10 | |
| Делаем лавовую лампу. | 1 | 04.10 – 08.10 | |
| Маятник из обычной свечи. | 1 | 11.10 – 15.10 | |
| Движущаяся вода. | 1 | 11.10 – 15.10 | |
| Давление воздуха: видим своими глазами. | 1 | 18.10 – 22.10 | |
| Познавательный опыт с соленой водой. | 1 | 18.10 – 22.10 | |
| Яйцо без скорлупки — как «живое». | 1 | 25.10 – 28.10 | |
| Разноцветное молоко, которое движется. | 1 | 25.10 – 28.10 | |
| Воздушный шарик надувается сам. | 1 | 08.11 – 12.11 | |
| Змейка из пепла. | 1 | 08.11 – 12.11 | |
| Деньги, которые не горят. | 1 | 15.11 – 19.11 | |
| Cамозатухающая свеча. | 1 | 15.11 – 19.11 | |
| Разная плотность жидкостей. | 1 | 22.11 – 26.11 | |
| Лук ест кислород. | 1 | 22.11 – 26.11 | |
| Ледяные мыльные пузыри. | 1 | 29.11 – 03.12 | |
| Живая вода. | 1 | 29.11 – 03.12 | |
| Дождь из тучки. | 1 | 06.12 – 10.12 | |
| Дырявый пакетик. | 1 | 06.12 – 10.12 | |
| Домашний вулкан. | 1 | 13.12 – 17.12 | |
| Радуга на столе. | 1 | 13.12 – 17.12 | |
| Кристаллы. | 1 | 20.12 – 28.12 | |
| Делаем слайм сами. | 1 | 20.12 – 28.12 | |
| Слоновья зубная паста. | 1 | 10.01 – 14.01 | |
| Невидимые лимонные чернила. | 1 | 10.01 – 14.01 | |
| Снег летом. | 1 | 17.01 – 21.01 | |
| Колыбель Ньютона. | 1 | 17.01 – 21.01 | |
| Электропоезд из батареек. | 1 | 24.01 – 28.01 | |
| Настоящий хамелеон. | 1 | 24.01 – 28.01 | |
| Зажигаем радугу. | 1 | 31.01 – 04.02 | |
| Танцующие человечки. | 1 | 31.01 – 04.02 | |
| Разукрашиваем лед. | 1 | 07.02 – 11.02 | |
| Выбираем тему исследования. | 1 | 07.02 – 11.02 | |
| Выбираем тему исследования. | 1 | 14.02 – 18.02 | |
| Находим способы решения проблемы | 1 | 14.02 – 18.02 | |
| Что такое актуальность исследования? | 1 | 21.02 – 25.02 | |
| Определяем цель исследования. | 1 | 21.02 – 25.02 | |
| Формулируем задачи исследования. | 1 | 28.02 – 04.03 | |
| Выдвигаем гипотезу. | 1 | 28.02 – 04.03 | |
| Выдвигаем гипотезу. | 1 | 07.03 – 11.03 | |
| Как решить проблему исследования? | 1 | 07.03 – 11.03 | |
| Собираем материал для исследования, обобщаем полученные данные. | 1 | 14.03 – 18.03 | |
| Планируем исследовательские действия. | 1 | 14.03 – 18.03 | |
| Копим факты, учимся наблюдать. | 1 | 21.03 – 25.03 | |
| Копим факты, учимся наблюдать. | 1 | 21.03 – 25.03 | |
| Учимся экспериментировать. | 1 | 04.04 – 08.04 | |
| Учимся экспериментировать. | | 04.04 – 08.04 | |
| Учимся фиксировать результаты наблюдений и экспериментов. | 1 | 11.04 – 15.04 | |
| Учимся фиксировать результаты наблюдений и экспериментов. | 1 | 11.04 – 15.04 | |
| Учимся классифицировать. | 1 | 18.04 – 22.04 | |
| Учимся давать определения понятиям. | 1 | 18.04 – 22.04 | |
| Учимся рассуждать и делать выводы. | 1 | 25.04 – 29.04 | |
| Учимся рассуждать и делать выводы. | 1 | 25.04 – 29.04 | |
| Готовим сообщение. Главное и второстепенное. | 1 | 02.05 – 06.05 | |
| Готовим сообщение. Рассказываем по алгоритму. | 1 | 02.05 – 06.05 | |
| Учимся правильно делать доклад и отвечать на вопросы. | 1 | 10.05 – 13.05 | |
| Учимся правильно делать доклад и отвечать на вопросы. | 1 | 10.05 – 13.05 | |
| Тренируем исследовательские умения. | 1 | 16.05 – 20.05 | |
| Тренируем исследовательские умения. | 1 | 16.05 – 20.05 | |
| Тренируем исследовательские умения. | 1 | 23.05 – 31.05 | |
| Тренируем исследовательские умения. | 1 | 23.05 – 31.05 | |