СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Чтение. Работа с текстом. 2-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Чтение. Работа с текстом. 2-4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


Чтение. Работа с текстом.

2-4 классы







Автор – составитель:

Жаркова Виктория Владимировна, учитель начального общего образования

МБОУ «СОШ №6»;

Панько Олеся Валерьевна,

учитель начального общего образования МБОУ «СОШ №6»;











Ангарск, 2020


Программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия «Чтение. Работа с текстом» О.Н. Крыловой (УМК «Перспектива»).


I. Пояснительная записка

Представленная программа курса внеурочной деятельности направлена на развитие осознанного чтения. Как читатель ребенок должен понимать и переживать не только содер­жание произведения, но и осознавать, какие мысли и чувства возникают у него при чтении. Анализ произведения, не пережитый и не прочувствован­ный самим ребенком, не пропущенный через его личный опыт, не дает воз­можности формировать навыки осознанного чтения, не пробуждает крити­ческое мышление.

Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если ребенок не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. В тоже время ее оказывается недостаточно.

Изучение курса направлено на достижение следующей цели:

создание условий для становления младших школьников как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, умеющих работать с текстом произведений, определять главную мысль произведения, причинно-следственные связи.

Задачи программы:

  1. Формировать интерес к чтению как источнику познания нового.

  2. Учить выделять главную мысль произведений.

  3. Формировать полноценный навык чтения.

  4. Формировать умение применять в процессе самостоятельного чтения знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

  5. Способствовать формированию основ читательской культуры.

  6. Развитие связной речи учащихся.

Содержание и задачи в программе курса, выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Формы занятий

Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

- парная (работа в паре).

Основные виды деятельности учащихся:

выполнение тренировочных заданий и упражнений;

работа с иллюстрациями, таблицами;

Основные виды деятельности учащихся:

- выполнение тренировочных заданий и упражнений;

- работа с иллюстрациями, таблицами;

- составление плана;

- самопроверка;

- взаимопроверка;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группа

Работа обучающихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучению предмета «Литературное чтение» и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

III. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Объём внеурочной деятельности, отводимой на курс со 2-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа в год для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 102 часа.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса


Курс «Чтение. Работа с текстом» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На занятиях факультативного курса учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Чтение как вид искусства в целом знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках занятий, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



VI. Содержание курса внеурочной деятельности


Виды речевой и читательской деятельности


Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.


Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.


Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.


Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.


Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.


Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.


Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.


Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).


Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.


Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом

Письмо (культура письменной речи)


Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.


VII. Тематическое планирование

2 класс 34 часа


Тема

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

Работа над текстом

И. Соколова –Микитова «В лесу».

Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа иллюстрацией.


1

2

Работа над текстом В. Осеевой «Плохо».

Вести диалог. Определять

последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

1

3

Работа над текстом Л. Толстого «Два товарища».

Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий.

1

4

Работа над текстом В.

Бурлакова «На рассвете».

Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями.

1

5

Работа над текстом

А. Тихонова «Где вода, там

жизнь».

Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.

1

6

Работа над текстом С. Михалкова «Аисты и лягушки».

Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.

1

7

Работа над текстом

И. Пузанова «На рыбалке».

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с

иллюстрацией.

1

8

Итоговая работа

за 1 четверть по тексту: «Медведко» Д. Н. Мамина- Сибиряка.

Оценивать свои результаты и достижения.



1

9

Работа над ошибками.

Работа над текстом В.

Бехревского «Мишка под

деревом»

Анализировать ошибки. Подбирать синонимы, заголовок к тексту.

Восстанавливать последовательность событий.

1

10

Работа над текстом

И. Соколова Микитова «На

лесной дороге»

Восстанавливать деформированные

предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику

герою. Подбирать заголовок к тексту.

1

11

Работа с текстом

Л. Яхнина «Силачи».

Ставить ударение в словах.Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова.

1

12

Работа над текстом

А. Тихонова «Сороки».

Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.

1

13

Работа с текстом из

Детской энциклопедии.

Подбирать заголовок вопросительным

предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного

предложения.

1

14

Работа над текстом

К. Ушинского «Играющие

собаки».

Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом.

1

15

Итоговая работа за 2 четверть по тексту: «Четыре желания» К. Ушинский.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих

1

16

Работа над ошибками.

Работа с текстом И.

Соколова –Микитова

«Утром в лесу».

Анализировать ошибки. Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения.

1

17

Работа над текстом Е. Пермяка «Первая рыбалка».

Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность

пунктов плана. Работать с иллюстрацией.

1

18

Работа с текстом

И. Соколова –Микитова

«Белка»

Определять тип текста. Списывать текст.

1

19

Работа над текстом

С. Михалкова «Не стоит

благодарности».

Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать

существительному.

1

20

Работа над текстом

Г. Цыферова «Жил на свете

слоненок».

Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.

1

21

Работа с текстом

В. Кологрива «Жизнь кузнечика».

Работать с таблицей. Ставить

ударение в словах.

1

22

Работа с текстом

С. Аксакова «Щенок».

Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац.

1

23

Работа с текстом

Ш. Перро «Золушка».

Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.

1

24

Итоговая работа

за 3 четверть.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих

достижений.

1

25

Работа над ошибками.

Работа с текстом Н. Юрцевича «Красавица

русских лесов».

Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац.

1

26

Работа над текстом

С. Юцзунь «Светлячок и

Муравей».

Работать с пословицами. Составлять диалог.


27

Работа над текстом

В. Танасийчук «Лосось».

Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы

предложения.

1

28

Работа с текстом

В. Коржикова «Прогулка по

лесу».

Восстанавливать предложения. Работать с

иллюстрацией.

1

29

Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и

золото».

Называть героев сказки, определять жанр

Произведения, лексическое значение слова.

1

30

Работа с текстом

К. Ушинского «Гадюка».

Определять жанр произведения, подбор

синонимов.

1

31

Работа с текстом

М. Садовского «Зима на

колесах».

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста,

Восстанавливать предложения.

1

32

Работа над текстом В.

Осеевой «Кто хозяин?»

Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку.

1

33

Итоговая работа

за год по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси».

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений.

1

34

Работа над текстом басни

И. Крылова «Кукушка и

Петух».

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста,

Восстанавливать предложения.

1


3 класс 34 часа


Тема

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

Вводное занятие.


Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

2

Вводная диагностическая работа с текстом.

Правильно, осознанно читать текст, понимать глубину содержания, отвечать на вопросы.

1

3

Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому.

Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом.

1

4

Работа с научным текстом «Фламинго» По Э. Бауэру.

Читать выразительно и осознанно текст

художественного произведения и выделять

главное в прочитанном пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова.

Восстанавливать порядок пунктов плана.

Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы.

1

5

Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Определять главную мысль произведения,

логику повествования, смысловые и их

интонационные связи в тексте. Определение различных средств выразительности

1

6

Комплексный анализ

текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

7

Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Определение стиля текста. Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений. Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.

1

8

Работа с текстом «Жизнь деревьев». Мысль текста.

Определение стиля текста. Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений, делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.

1

9

Работа с художественным текстом С. Михалкова «Ответ».

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

10

Работа с текстом «Ответ». Чтение, деление текста на части.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного.

1

11

Работа с текстом «Диковинное дерево».

Использовать формальные элементы текста

(например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентироваться в

соответствующих возрасту словарях и

справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём

1

12

Работа с текстом «Божья коровка».

Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

1

13

Работа с научным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

1

14

Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале».

Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.

Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.

1

15

Работа с научным текстом «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Умение размышлять над содержанием произведений.

1

16

Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы».

Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

1

17

Работа с научным текстом «Цирк» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

Нахождение по данному началу или концу

предложения всего предложения. Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём.

1

18

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так бывает».

Чтение отрывка, к которому можно подобрать

пословицу. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме.

1

19

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

1

20

Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима». Смысл текста. Виды текстов.

Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос, извлечение необходимой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

1

21

Работа с художественным текстом И. Соколова -Микитова «В сосновых борах».

Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос

Понимать информацию, представленную в

неявном виде (например, находить в тексте

несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение)

1

22

Работа с текстом из энциклопедии о животных (Красная книга).

Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос.

Понимать информацию, представленную в

неявном виде (например, находить в тексте

несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение).

1

23

Работа с научным текстом «О дельфинах...» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным.

Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных

признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

1

24

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «Башмачки».

Определение последовательности рисунков

согласно содержанию текста

Вычленять содержащиеся в тексте основные

события и сопоставлять их иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём.

1

25

Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру.

Осмысление замысла и главной мысли

Произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

1

26

Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл и бобр».

Понимать текст, опираясь не только на

содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

27

Работа с художественным текстом «Оленёнок» по записям В. Васильева.

Определение заголовка к тексту

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

1

28

Работа с художественным текстом В. Осеевой «На катке».

Группировать, систематизировать объекты,

выделяя один-два признака

Самостоятельное создание способов решения

проблем творческого и поискового характера

1

29

Работа с научным текстом «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.

1

30

Комплексный анализ

текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

31

Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову -Микитову.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение.

1

32

Комплексный анализ

текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

33

Диагностическая работа с текстом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

1

34

Итоговое занятие.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

1

4 класс 34 часа


Тема

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

Работа над текстом Г. Николаевой «Ливень».

Выразительно читать текст. Составлять простой план текста. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

2

Текст-описание Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета».

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

1

3

Работа над текстом К. Ушинского.

С помощью учителя определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

1

4

Стартовая комплексная работа №1.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

5

Публицистический текст

Хочу всё знать. Сахар.

Отвечать на вопросы учителя по тексту. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

1

6

Повествовательный текст А. Бострома «Кошка и еж».

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Отвечать на

вопросы учителя по тексту.

1

7

Текст-описание

С. Аксаков «Осень».

Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя).

1

8

Тренировочная

комплексная работа №2.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

9

Работа с текстом

И. Соколова-Микитова

«Клены».

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

1

10

Работа с текстом

Р. Киплинга «Слоненок».

Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

11

Тренировочная

комплексная работа №3.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

12

Работа с текстом-

описанием А. Тихонова

«Колибри».

Отвечать на вопросы учителя по тексту. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Составлять план рассказа и рассказывать по плану.

1

13

Публицистический текст.

Хочу все знать. Экология.

Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

1

14

Работа с текстом «Осень» по И. Соколову- Микитову.

Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Выделять главное в текстах

1

15

Тренировочная

комплексная работа №4.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

16

Публицистический текст.

Хочу все знать. Планеты.

Извлечение необходимой информации из

прочитанного текста.

1

17

Работа с текстом- рассуждением

«Жираф» (по Э. Бауэру).

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Отвечать на вопросы учителя по тексту.

1

18

Работа с текстом С. Михалкова «Жадный Заяц».

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте.

1

19

Текст-описание. И.Соколов-Микитов «Рябина».

Формулировать несложные выводы, основываясь на

текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя)

1

20

Повествовательный текст И. Дудникова «Весенняя вода».

Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

1

21

Тренировочная

комплексная работа №5.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

22

Работа с текстом К. Ушинского «Утренние

лучи»

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

1

23

Работа с текстом Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Работать с фразеологизмами.

1

24

Работа с текстом сказки

С. Михалкова «Просчитался».

Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту.

1

25

Тренировочная

комплексная работа №6.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

26

Работа с текстом В. Осеевой

«Злая мать и добрая тетя».

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работать с пословицами.

1

27

Комплексный анализ текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

28

Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г. Скребицкому.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, составление плана.

1

29

Комплексный анализ текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

30

Работа с текстом

П. Молчанова «Рыбалка».

Выделять главное в тексте учебника (в соответствии с заданиями). Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст.

1

31

Комплексный анализ текста (продолжение).

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

1

32

Итоговая комплексная

работа №7.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

33

Работа с текстом Г. Скребицкого «Художник-Осень».

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Работать с синонимами.

1

34

Чему научились на курсе «Чтение. Работа с

текстом».

Создавать текст собственного сочинения, согласно авторскому замыслу, с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту.

1


VIII. Требования к уровню подготовленности учащихся


В результате обучения школьники на уровне начального общего образования приобретут навыки осознанного чтения, которые соответствуют возрасту литературных, учебных текстов и комплекса заданий и упражнений.

Чтение

Выпускник научится:

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • осознавать смысл текста при чтении вслух и про себя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном тексте, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.



IX. Критерии и нормы оценки


В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Чтение. Работа с текстом» направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетной форме.

Итоговый контроль относятся и комплексные работы. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится весь урок. Комплексные работы оцениваются по уровням: повышенный (100%), высокий (99-75%), средний уровень (74-50%), низкий (ниже 49%)


X. Перечень учебно-методического обеспечения


Учебно – наглядные пособия:


  1. Набор предметных картинок

  2. Словари по русскому языку.


Компьютерные и информационно - коммуникативные средства:


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Аудиопроигрыватель

  4. Экспозиционный экран

Книгопечатная продукция:

  1. Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н. Крылова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2019 г.

  2. Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О.Н. Крылова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2019 г.

  3. Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О.Н. Крылова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!