Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Анастасовой Л.П., Ижевского П.В., Ивановой Н.В.
Цели:
- Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
-Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
-Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации; -Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
Задачи:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
-формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
-выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной. Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья учащихся и учителей.
Предпочтительные формы организации кружковой работы: коллективная, групповая, индивидуальная, дистанционное обучение.
Место курса внеурочной деятельности ОБЖ в учебном плане
В 3 классе на курс внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ»
Личностные: формируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
Регулятивные: первоклассники с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.
Познавательные: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.
Коммуникативные: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности
Содержание программы курса «ОБЖ» в 3 классе:
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации. Общие понятия. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
2. Основы здорового образа жизни.
Режим дня. Гигиена человека. Здоровое питание. Профилактика вредных привычек.
3. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы —пассажиры, обязанности пассажира.
4. Безопасность на воде.
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний , зимний, весенний, летний периоды,
5. Безопасность в помещении.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть в помещении. Их
профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Электричество и газ как источники
возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» —опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Причина возникновения пожаров в помещении. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в помещении.
6. Обобщение изученного за год.
Календарно-тематическое планирование
| Названия темы занятий | Кол-во часов | Дата провед-я |
| Раздел 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 9 ч | |
| Движение пешеходов по дорогам | 1 | |
| Элементы дорог. Дорожная разметка | 1 | |
| Переходим дорогу, перекресток | 2 | |
| Сигналы светофора и регулировщика | 1 | |
| Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | |
| Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля | 1 | |
| Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге | 1 | |
| «Мне на улице не страшно!» (Практическое занятие) | 1 | |
| Раздел 2. Мы — пассажиры. | 2 ч | |
8 | Безопасность пассажиров. Ж/д транспорт. | 1 | |
9 | Поведение при угрозе и во время аварии | 1 | |
| Раздел 3. Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 3ч. | |
10 | Пожар в общественных местах, причина пожара | 1 | |
11 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах | 1 | |
12 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | 1 | |
| Раздел 4. Безопасное поведение в доме (11 ч) | 11 ч. | |
13 | Лифт – наш домашний транспорт | 1 | |
14 | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы | 1 | |
15 | Защита дома от воров и грабителей: звонок в дверь | 1 | |
16 | Защита дома от воров и грабителей: звонок по телефону | 1 | |
17 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 2 | |
18 | Профилактика отравлений | 1 | |
19 | Меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту | 1 | |
20 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами | 1 | |
21 | Соблюдение мер безопасности при пользовании печным отоплением | 1 | |
22 | Отравление. Причины, профилактика, признаки, первая помощь при отравлении газами | 1 | |
| Раздел 5. Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 9 ч. | |
23 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | |
24 | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите | 3 | |
25 | Организация оповещения населения о ЧС | 1 | |
26 | Природные стихийные бедствия | 1 | |
27 | Лесные пожары | 2 | |
28 | Проведение практического занятия «День защиты детей» | 1 | |