МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Управление образования Администрации Каменского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____/Сульженко С.В. Протокол №__6___ от «25» августа 2023 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______/Миронова Т.В. «___» ________2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1»___________/Ляпин А.И. Приказ №_____ от «____» __________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 5 класса основного общего образования
на 2023–2024 учебный год
Составитель:
Марковина Елена Афанасьевна,
учитель математики
г. Камень-на-Оби
2023 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Финансовая грамотность» направлен на реализацию ФГОС и предполагает осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Курс внеурочной деятельности является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы «Финансовая грамотность» для 5-7 классов Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. Заказчиком которой выступает Минфин России.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной образовательной программы основного общего образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации №370 от 18.05.23);
- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023;
- Календарного учебного графика на 2023–2024 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;
- Перечня учебников на 2023-2024 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №98/1-о от 04.04.2023г;
- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2023–2024 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023.
Курс «Финансовая грамотность» реализует интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. При составлении рабочей программы учитывались особенности учащихся школьного возраста.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»
Основная цель – осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Задачи:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Место курса «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» рассчитана на 1 час в неделю, на 30 учебных часов в год.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
Введение в курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Основная цель – осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье
Доходы и расходы семьи
Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Основная цель – понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Основная цель – осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния. Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Планируемые результаты освоения курса
«Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию;
метапредметные:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
предметные:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе
выпускник научится:
Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;
Перечислять виды денег;
Приводить примеры товарных денег;
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;
Составлять и решать задачи с денежными расчётами;
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться;
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление.
выпускник получит возможность:
Объяснять причины, по которым люди делают покупки;
Описывать направления расходов семьи;
Классифицировать виды благ;
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах;
Сравнивать и оценивать виды рекламы;
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»
5 класс (30 часов, 1 час в неделю)
№ | Раздел | Количество часов | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 | Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять и решать задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. Знать, что такое золотой запас страны, валюта. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление. |
2 | Доходы и расходы семьи | 15 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Приводить примеры кредитов. |
3 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 13 | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Классифицировать виды благ. Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Рассчитывать дол и расходов на разные товары и услуги. Составлять семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений. Описывать последствия превышения расходов над доходами. Сравнивать потребительский и банковский кредиты. Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги. |
| Итого | 30 | |
Поурочное планирование курса «Финансовая грамотность»
№ п/п | Наименование темы раздела, урока | Количество часов | Сроки изучения |
I | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 | |
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | 5 неделя |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | 1 | 6 неделя |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | 7 неделя |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | 1 | 8 неделя |
II | Доходы и расходы семьи | 15 | |
5 | Деньги: что это такое | 1 | 9 неделя |
6 | Учебные мини-проекты «Деньги» | 1 | 10 неделя |
7 | Из чего складываются доходы семьи | 1 | 11 неделя |
8 | Учимся считать семейные доходы | 1 | 12 неделя |
9 | Исследуем доходы семьи | 1 | 13 неделя |
10 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1 | 14 неделя |
11 | Как появляются расходы семьи | 1 | 15 неделя |
12 | Учимся считать семейные расходы | 1 | 16 неделя |
13 | Исследуем расходы семьи | 1 | 17 неделя |
14 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 1 | 18 неделя |
15 | Как сформировать семейный бюджет | 1 | 19 неделя |
16 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | 1 | 20 неделя |
17 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | 1 | 21 неделя |
18 | Обобщение результатов изучения темы «Доходы и расходы семьи» | 1 | 22 неделя |
19 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | 1 | 23 неделя |
III | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 11 | |
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 | 24 неделя |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 | 25 неделя |
22 | Что и как можно страховать | 1 | 26 неделя |
23 | Ролевая игра «Страхование» | 1 | 27 неделя |
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | 1 | 28 неделя |
25 | Как определить надёжность страховых компаний | 1 | 29 неделя |
26 | Как работает страховая компания | 1 | 30 неделя |
27 | Учебные мини-проекты «Страхование» | 1 | 31 неделя |
28 | Обобщение результатов изучения темы «Страхование» | 1 | 32 неделя |
29 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | 1 | 33 неделя |
30 | Презентация портфолио по основам финансовой грамотности | 1 | 34 неделя |
| Итого: | 30 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Уорлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018.
Список дополнительной литературы для учителя
Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001.
Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -
Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/