Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки здоровья» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для 4 класса.
Направление внеурочной деятельности: физкультурно-спортивное и оздоровительное.
Цель курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа курса внеурочной деятельности по физкультурно- спортивному и оздоровительному направлению «Уроки здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Формы проведения занятий: беседа, викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, игры на свежем воздухе, соревнования, праздники, тренинги.
Планируемые результаты реализации курса
В результате прохождения курса к концу 4 –го класса обучающиеся должны знать:
-правила гигиены повседневного быта;
-особенности физического развития младшего школьника;
-влияние табака, алкоголя, наркотика на здоровье;
-правила предупреждения простудных заболеваний;
-основы рационального питания;
-способы воспитания двигательных способностей;
-основные виды движения;
-виды подвижных игр;
-правила игры;
-особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
уметь:
-применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
-составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
-играть в подвижные игры, соблюдая правила;
-применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы следующие умения:
-определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел1: Наше здоровье.
Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Практические занятия. Измерение частоты пульса. Игры «Давай поговорим», «Твое имя»
Раздел 2:. Подвижные игры.
Подвижная игра «Салки». Подвижная игра «Городки» Игра «Русская лапта». Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья»
Разел3: Как помочь сохранить здоровье.
Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Раздел 4: Что зависит от моего решения.
Я принимаю решение. Я отвечаю за свое решение. Практические занятия. Анализ стихотворения «Что красивей всего?» Игры «Что я знаю о себе», «Теплые ладони»
Раздел5: Злой волшебник табак.
Что мы знаем о курении. Практические занятия. Игра «Волшебный стул». Динамический час.
Раздел 6: Почему некоторые привычки называются вредными.
Зависимость. Умей сказать «нет». Как сказать «нет». Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Практические занятия «Я умею выбирать» - тренинг безопасного поведения.
Раздел 7: Помоги себе сам.
Беседа «Волевое поведение. Практические занятия. Игра «Дерево решений»
Раздел 8: Злой волшебник – алкоголь.
Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай свой выбор. Практические занятия. Анализ басни С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Список проблем»
Раздел 9: Злой волшебник – наркотик.
Беседа «Наркотик – смерть». Практические занятия. «Наркотик» - тренинг безопасного поведения.
Раздел 10: Правильное питание.
Беседа «Умеем ли мы правильно питаться». Я выбираю кашу.
Раздел 11: Повторение.
Чистота и здоровье. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы! Практические занятия Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули». КВН «Наше здоровье». День здоровья.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Раздел №1 Наше здоровье | план | факт | |
1 | Что такое здоровье | 1 | 05.09 | | |
2 | Что такое эмоции | 1 | 12.09 | | |
3 | Чувства и поступки | 1 | 19.09 | | |
4 | Стресс | 1 | 26.09 | | |
Раздел №2 Подвижные игры |
5 | Подвижная игра «Салки» | | 03.10 | | |
6 | Подвижная игра «Городки» | | 10.10 | | |
7 | Игра «Русская лапта» | | 17.10 | | |
8 | Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» | | 24.10 | | |
Раздел №3 Как помочь сохранить здоровье |
9 | Учимся думать и действовать | 1 | 07.11 | | |
10 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 | 14.11 | | |
11 | Умей выбирать | 1 | 21.11 | | |
Раздел №4 Что зависит от моего решения |
12 | Принимаю решение | 1 | 28.11 | | |
13 | Я отвечаю за свое решение | 1 | 05.12 | | |
| Раздел №5 Злой волшебник – табак | | 12.12 | | |
14 | Что мы знаем о курении | 1 | 19.12 | | |
Раздел №6 Почему некоторые привычки называются вредными |
15 | Зависимость | 1 | 26.12 | | |
16 | Умей сказать «нет» | 1 | 16.01 | | |
17 | Как сказать «нет» | 1 | 23.01 | | |
18 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ | 1 | 30.01 | | |
19 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 | 06.02 | | |
Раздел №7 Помоги себе сам |
20 | Волевое поведение | 1 | 13.02 | | |
Раздел №8 Злой волшебник – алкоголь |
21 | Алкоголь | 1 | 20.02 | | |
22 | Алкоголь - ошибка | 1 | 27.02 | | |
23 | Алкоголь – сделай выбор | 1 | 06.03 | | |
Раздел №9 Злой волшебник – наркотик |
24 | Наркотик | 1 | 13.03 | | |
25 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 1 | 20.03 | | |
Раздел №10 Правильное питание |
26 | Умеем ли мы правильно питаться | 1 | 03.04 | | |
27 | Я выбираю кашу | 1 | 10.04 | | |
Раздел №11 Повторение |
28 | Чистота и здоровье | 1 | 17.04 | | |
29 | Откуда берутся грязнули (игра-путешествие) | 1 | 24.04 | | |
30 | Чистота и порядок | 1 | 30.04 | | |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 | 08.05 | | |
32 | КВН «Наше здоровье» | 1 | 15.05 | | |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу | 1 | 22.05 | | |
34 | Будьте здоровы! | 1 | 29.05 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
Согласована с заместителем директора по УВР « 30» августа 2018г. _______М.А.Бижева | Принята на заседании МС Протокол №1от « 30» августа 2018г. | Утверждена Приказ директора № 129 от «30» августа 2018г. ____________ Махошева Т. К. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 4 классе
«Уроки здоровья»
Направление внеурочной деятельности: физкультурно-спортивное и оздоровительное
ФИО учителя: Хажнагоева Фатима Арабиевна, учитель высшей категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-34 ч, в неделю-1ч.
г.п.Залукокоаже
2018г.