СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение » на 2021/22 учебный год для обучающихся 2 классов МАОУ «Гимназия №14" г. Улан-Удэ разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
7. Концепция преподавания учебного предмета « Литературное чтение».
8. Учебный план основного общего образования МАОУ "Гимназия №14" г. Улан-Удэ на 2021/22 учебный год.
9. Положение о рабочей программе МАОУ "Гимназия №14" Улан-Удэ .
В работе используется УМК «Перспектива»:
- Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий, . Литературное чтение.2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018.
- Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий, . Литературное чтение.2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018.
Цель и задачи изучения курса учебного предмета
Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Литературному чтению» во 2 классе составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 недели). В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала, резервных уроков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. Патриотическое воспитание
формирование ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной литературы ;
3. Духовно-нравственное воспитание
формирование представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Эстетическое воспитание
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
8. Ценности научного познания
формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета литературное чтение в познании этих закономерностей;
формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету литературное чтение , необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план действий (совместно с учителем);
- уметь работать в соответствии с заявленным планом;
- уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;
- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- определять особенности сказочного текста; • характеризовать героя произведения;
- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- сравнивать произведения живописи и произведения литературы; различать прозаический и поэтический тексты;
- наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение; • находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа; • выявлять особенности юмористического произведения;
- находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- писать отзыв на книгу.
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно- познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сбор- ник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение» во 2 классе включает 7 разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам. Каждый раздел имеет определённую структуру:
- введение в тему раздела; основные понятия; проблемная ситуация;
- художественные произведения для чтения в соответствии с темой урока;
- система вопросов и заданий, позволяющая сформировать аналитические и творческие умения на основе прочитанных произведений;
- рубрика «Мы идём в библиотеку» (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения).
- рубрика «Самостоятельное чтение» (произведения, читаемые учащимися самостоятельно в урочное или внеурочное время и обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения).
- рубрика «Семейное чтение» (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями; возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения).
- рубрика «Наш театр» (произведения, предлагаемые для инсценирования и драматизации).
- рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии» ( материал для самостоятельной работы учащихся, для организации системы контроля по теме).
Раздел «Любите книгу»
Рассказы о любимых книгах. Ю.Энтин. «Слово про слово». Г. Ладонщиков «Лучший друг». М. Горький о книгах. Книги из далёкого
прошлого. Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой..». Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Художники - иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. Внеклассное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»
Раздел «Краски осени»
А.Пушкин «Унылая пора…», С.Аксаков «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой…». С.Есенин «Закружилась листва золотая».
И.Токмакова «Опустел скворечник» . А.Плещеев «Осень наступила». Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени.
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Л.Яхнин. «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь». С. Образцов «Стеклянный пруд». Внеклассное чтение. Н.Сладков «Осень» .
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Раздел «Мир народной сказки»
Узнай сказку. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса». Русская народная сказка «Зимовье».
Внеклассное чтение. Русская сказка «У страха глаза велики». Белорусская сказка «Пых». Мы идём в библиотеку. Хантыйская сказка «Идэ».
Русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Нанайская сказка «Айога». Ненецкая сказка «Кукушка». Внеклассное чтение. Русская сказка «Лиса и журавль».
Раздел «Весёлый хоровод»
Музей народного творчества. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Э. Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница».. Мы идём в библиотеку. Странички из энциклопедии. Д.Хармс. «Весёлый старичок». «Небывальщина». Внеклассное чтение. К. Чуковский «Путаница». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Устное народное творчество.
Раздел «Мы – друзья»
М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы». Н.Носов « На горке». С.Михалков «Как друзья познаются». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Внеклассное чтение. А.Гайдар «Чук и Гек». «И.Крылов «Стрекоза и Муравей». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Басня.
Раздел «Здравствуй, матушка – Зима!»
Готовимся к празднику. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..». Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…». Внеклассное чтение. С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза». С.Чёрный «Рождественское». К. Бальмонт «К зиме», С.Маршак «Декабрь». А.Барто «Дело было в январе»,
С.Дрожжин «Улицей гуляет». Загадки зимы.
Раздел «Чудеса случаются»
Сказки А.С. Пушкина. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внеклассное чтение. Д.Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» .Д.Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Э. Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки». Внеклассное чтение. К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Мы идём в библиотеку. Произведения Ш.Перро. К. Чуковский «Бибигон и пчела». Л.Толстой «Два брата». К.Чуковский «Краденое солнце». Болгарская народная сказка. «Курица, несущая золотые яйца».
Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»
Внеклассное чтение. Ф.Тютчев «Зима недаром злится..». И.Никитин, А. Плещеев, Т. Белозёров. Стихи. А.Чехов «Весной», А.Фет «Уж верба вся пушистая…», А.Барто «Апрель». Мы идём в библиотеку. Стихи о весне. И.Токмакова «Весна», С.Чёрный «Зелёные стихи». С. Маршак «Май». Внеклассное чтение. С.Маршак «Двенадцать месяцев». А.Майков «Христос воскрес!». Г. Сапгир «Умный кролик». В. Левин «Карась и щука».
Раздел «Мои самые близкие и дорогие»
Р.Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер. Стихи. А.Барто «Перед сном», Р.Сеф «Если ты…». Дж.Родари «Кто командует?». Внеклассное чтение Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Мы идём в библиотеку. Стихи о маме, о семье». Б.Заходер «Никто». Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Произведения о маме. Создание сборника стихов о маме.
Раздел «Люблю всё живое»
Внеклассное чтение. С.Чёрный «Жеребёнок». С.Михалков «Мой щенок». Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок».М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ».Н,Рубцов «Про зайца». Внеклассное чтение. В.Берестов «С фотоаппаратом». Мы идём в библиотеку. В.Бианки.
В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Н.Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка». .Г.Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?». Внеклассное чтение. В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок». В.Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза». А. Барто «Думают ли звери?»
Раздел «Жизнь дана на добрые дела»
С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Внеклассное чтение. В.Осеева «Просто старушка» Э.Шим «Не смей!» А.Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…».В.Осеева «Три товарища».И.Пивоварова «Сочинение». Внеклассное чтение. Н.Носов «Фантазёры». Мы идём в библиотеку. Н.Носов «Затейники». И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». С.Михалков «Не стоит благодарности».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 2 | ||||||
Раздел | Количество часов | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности | |
«Любите книгу» | 10 ч. | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; Познавательные УУД - самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; - участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; -допускать возможность существования у людей различных
| 1,2,3,4,8 | |
|
| Ю. Энтин «Слово про слово». В.Боков «Книга – учитель…» | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Г.Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Книги из далёкого прошлого. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Входная контрольная работа. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Н.Кончаловская «В монастырской келье…» | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения. | 1 | 1,2,8 | ||
|
| Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | 1 | 1,2,8 | ||
«Краски осени» | 15 ч | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. | 1 | Регулятивные УУД -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением. | 3,4,8 | |
|
| Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина, С.Аксакова. (А.С.Пушкин «Унылая пора...» , А.Аксаков «Осень»).
| 1 | 3,4,8 | ||
|
| Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи. (В.Поленов «Осень в Абрамцеве». А.Куинджи «Осень»). | 1 | 3,4,8 | ||
|
| А. Майков "Осень", С. Есенин "Закружилась листва золотая...", Ф. Васильев "Болото в лесу". | 1 | 3,4,8 | ||
|
| И. Токмакова. «Опустел скворечник», А. Плещеев "Осень наступила..." | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Народные приметы. Осенние загадки. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.
| 1 | 3,4,8 | ||
|
| Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак "Осень", "Октябрь", Л.Яхнин "Осень в лесу", Н. Сладков "Сентябрь". | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Семейное чтение. С. Образцов "Стеклянный пруд". Создание текста по аналогии. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы. Н.Никитин «Встреча зимы» | 1 | 3,4,8 | ||
|
| И.Бунин. «Листопад»,А.Майков «Летний дождь». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Контрольная работа за I четверть. | 1 | 3,4,8 | ||
«Мир народной сказки» | 16 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел. | 1 | Регулятивные УУД -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД - самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; - группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; | 1,2,3,4,8 | |
|
| Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Русская народная сказка «Заячья избушка». | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.
| 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Русская народная сказка «Зимовьё». Чтение сказки по ролям. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Семейное чтение. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Семейное чтение. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Ненецкая сказка «Кукушка».Сравнение событий сказки. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Инсценирование. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение - описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
«Весёлый хоровод» | 9 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка , небылица, прикладное искусство. перевод. | 1 | Регулятивные УУД -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; - участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; | 3,4 | |
|
| Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине. | 1 | 3,4 | ||
|
| Музей народного творчества . Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши . | 1 | 3,4 | ||
|
| Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. | 1 | 3,4 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. | 1 | 3,4 | ||
|
| Самостоятельное чтение. Д.Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина» | 1 | 3,4 | ||
|
| Семейное чтение. Чуковский "Путаница". Небылицы. | 1 | 3,4 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | 3,4 | ||
|
| Контрольная работа по разделу "Веселый хоровод" | 1 | 3,4 | ||
«Мы - друзья» | 10 ч.) | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - ---выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
| 1,2,3,4 | |
|
| М. Пляцковский «Настоящий друг» , В.Орлов «Я и мы». | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Сочинение на основе рисунков. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героев. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. С.Михалков «Как друзья познаются» . Главная мысль. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Контрольная работа за II четверть. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей». | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек" Обсуждение содержания рассказа. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. | 1 | 1,2,3,4 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Басня. Мораль басни | 1 | 1,2,3,4 | ||
«Здравствуй, матушка - зима» | 9 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: выразительное чтение. | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
| 3,4 | |
|
| Лирические стихотворения о зиме: А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | 3,4 | ||
|
| Резервный урок. | 1 | 3,4 | ||
|
| С.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | 1 | 3,4 | ||
|
| С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли..." Рассказ о празднике. | 1 | 3,4 | ||
|
| К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение. С.Маршак«Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение. | 1 | 3,4 | ||
|
| А.Барто «Дело было в январе...». Сказочное в лирическом стихотворении. С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Выразительное чтение. | 1 | 3,4 | ||
|
| Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Праздник начинается, конкурс предлагается… | 1 | 3,4 | ||
|
| Контрольная работа по разделу. | 1 | 3,4 | ||
«Чудеса случаются» | 14 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.
Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; - участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; | 3,4 | |
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 3,4 | ||
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? | 1 | 3,4 | ||
|
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка книг. | 1 | 3,4 | ||
|
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» . Герои сказки. | 1 | 3,4 | ||
|
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» . Чему учит сказка? | 1 | 3,4 | ||
|
| Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. | 1 | 3,4 | ||
|
| Э.Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки».
| 1 | 3,4 | ||
|
| Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х.Андерсена. Самостоятельное чтение. К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» . | 1 | 3,4 | ||
|
| К.Чуковский «Бибигон и пчела». | 1 | 3,4 | ||
|
| Семейное чтение Лев Толстой «Два брата». | 1 | 3,4 | ||
|
| Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце». | 1 | 3,4 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». | 1 | 3,4 | ||
|
| Контрольная работа по разделу «Чудеса случаются». | 1 | 3,4 | ||
«Весна, весна! И всё ей радо!» | 9 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф.Тютчев «Зима недаром злится...» Приём контраста в лирическом стихотворении. | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; | 3,4 | |
|
| Весна в лирических произведениях и в произведениях живописи. И.Никитин «Весна», А.Плещеев «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», А Куинджи «Ранняя весна». | 1 | 3,4 | ||
|
| Картины весны в произведениях. А.Чехов «Весной», А.Фет «Уж верба вся пушистая…», А.Барто «Апрель». | 1 | 3,4 | ||
|
| Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельное чтение. С.Маршак «Март», И.Токмакова «Весна», Саша Чёрный «Зелёные стихи». | 1 | 3,4 | ||
|
| Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». | 1 | 3,4 | ||
|
| Семейное чтение. А.Майков «Христос воскрес», К Крыжицкий «Ранняя весна». | 1 | 3,4 | ||
|
| Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 3,4 | ||
|
| С.Маршак «Двенадцать месяцев». Маленькие и большие секреты страны Литературии . | 1 | 3,4 | ||
|
| Создание текста о весне. | 1 | 3,4 | ||
«Мои самые близкие и дорогие» | 10 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие. ответственность. | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
| 1,2,3,8 | |
|
| Стихи о маме и папе. Р.Рождественский «На земле хороших людей немало», Ю.Энтин «Песня о маме», Б.Заходер «С папой мы давно решили». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| А. Барто «Перед сном», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?». Главная мысль. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Самостоятельное чтение. Э. Успенский "Если был бы девчонкой…" «Разгром». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Контрольная работа за III четверть. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Б. Заходер «Никто». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | 1,2,3,8 | ||
«Люблю всё живое» | 18 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
| 3,4,8 | |
|
| С.Михалков «Мой щенок» . Дополнение содержания текста. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Е.Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Сравнение художественного и научно-популярного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| В. Берестов «С фотоаппаратом». Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе. Мои любимые писатели. В.Банки. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Самостоятельное чтение. Н.Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и ёж». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Составление рассказа на основе серии картинок. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?» | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Годовая контрольная работа. | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза». | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии . А.Барто «Думают ли звери?» | 1 | 3,4,8 | ||
|
| Контрольная работа к разделу «Люблю все живое» | 1 | 3,4,8 | ||
«Жизнь дана на добрые дела» | 16 ч. | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. Какие дела самые важные. С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». | 1 | Регулятивные УУД - ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; Познавательные УУД -самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Коммуникативные УУД - задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
| 1,2,3,8 | |
|
| Л.Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| В.Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Кого можно назвать сильным человеком. Э.Шим «Не смей!». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| А.Гайдар «Совесть». Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…» Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». В.Осеева «Три товарища». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| И.Пивоваров «Сочинение» . | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Составление рассказа на тему «Как я помогаю в маме». Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н.Носов. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Н.Носов «Затейники». Подбор заголовка. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Семейное чтение. И Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни. | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности». | 1 | 1,2,3,8 | ||
|
| Резервные уроки. | 4 | 1,2,3,8 |