СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»








Рабочая программа учебного предмета

_______________________ «Литературное чтение» _______________________
(наименование учебного предмета)

___________Базовый уровень, начальное общее образование, 2 класс

(уровень образования)

____________________ 136 часов ____________________________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А.В.

__________________

«___» ______________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Хохлова В.Н.

__________________

«___» ___________2016 г.

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Составлена на основе программы под редакцией В.Г.Горецкого и учебника «Литературное чтение 2 класс » ( авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина и др.)

____Учитель начальных классов Новолодская Людмила Тимофеевна__
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)










Мухоршибирь, 2016 г.







I.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс


1) Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
















II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».




урока

Тема урока

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.


Вводный урок

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Знать и понимать систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника

2.

Введение в тему «Самое великое чудо на свете».

Урок изучения нового материала

Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

3

Библиотеки. Книги.

Урок изучения нового материала

4

Русские народные песни.

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в

соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать с выражением опираясь на ритм произведения.

Читать, выражая настроение произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

5

Потешки и прибаутки.

Урок развития умений и навыков

6

Считалки и небылицы.

Урок развития умений и навыков

7

Загадки.

Урок развития умений и навыков

8

Пословицы и поговорки.

Урок развития умений и навыков

9

Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Урок введения нового материала

10

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Урок введения нового материала

11

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Урок введения нового материала

12

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».Проверка техники чтения.

Урок введения нового материала

13

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Урок введения нового материала

14

Русская народная сказка «Каша из топора».

Урок введения нового материала

15

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Урок введения нового материала

16

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Урок повторения и углубления знаний

17

А. А. Шибаев «Вспомни сказку»

Урок введения нового материала

18

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

Урок обобщения

19

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.


20

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

Урок открытия новых знаний

21

К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …»

Урок открытия новых знаний

22

А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень»


Урок открытия новых знаний

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

23

С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник

Урок открытия новых знаний

24

В. Д. Берестов «Хитрые грибы».

Урок открытия новых знаний

25

М. М. Пришвин «Осеннее утро»

Урок открытия новых знаний

26

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».

Урок обобщения


27

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

28

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …»

Урок открытия новых знаний

29

А. С. Пушкин«Зима! Крестьянин торжествуя …»

Урок открытия новых знаний

30

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок открытия новых знаний

31

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок развития умений и навыков

32

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок развития умений и навыков

33

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок повторения и обобщения знаний

34

Другие сказки А.С.Пушкина. Викторина

Урок повторения и обобщения знаний

35

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Урок открытия новых знаний

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представляя эту информацию в группе.

36

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Урок открытия новых знаний

37

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Урок открытия новых знаний

38

Л. Н. Толстой «Филипок»

Урок открытия новых знаний

39

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»

Урок открытия новых знаний

40

Л. Н. Толстой «Котёнок»

Урок открытия новых знаний

41

Обобщающий урок по теме «Русские писатели»

Урок обобщения

42

Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением.

Выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.


43

Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака …»

Урок открытия новых знаний

44

В. Берестов «Кошкин щенок»

Урок открытия новых знаний

45

М.Пришвин «Ребята и утята»

Урок открытия новых знаний

46

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Урок открытия новых знаний

47

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

Урок открытия новых знаний

48

В. В. Бианки «Музыкант»

Урок открытия новых знаний

49

В. В. Бианки «Сова»

Урок открытия новых знаний

50

В. В. Бианки «Сова»

Урок повторения и углубления знаний

51

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

Урок обобщения

52

Знакомство с детскими журналами.

Урок открытия новых знаний

53

Д. Хармс «Игра»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

54

Д. Хармс «Вы знаете?...»

Урок открытия новых знаний

55

Д. Хармс «Весёлые чижи»

Урок открытия новых знаний

56

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог»

Урок открытия новых знаний

57

Ю. Д. Владимиров «Чудаки». А. И. Введенский «Учёный Петя»

Урок открытия новых знаний

58

А. И. Введенский «Лошадка»

Урок открытия новых знаний

59

Д. Хармс «Весёлый старичок»

Урок открытия новых знаний

60

И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло» К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая», Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

61

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою..», С. А. Есенин «Берёза», С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …»,

Урок открытия новых знаний

62

Русская народная сказка «Два мороза»

Урок открытия новых знаний

63

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

Урок открытия новых знаний

64

К. И. Чуковский «Путаница»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях,отражая собственное отношение к ним; выразительно

65

К. И. Чуковский «Радость»

Урок открытия новых знаний

66

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Урок открытия новых знаний

67

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Урок повторения и углубления знаний

68

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Урок открытия новых знаний

69

С. В. Михалков «Мой секрет»,

Урок открытия новых знаний

70

С. В. Михалков«Сила воли»

Урок открытия новых знаний

71

С. В. Михалков «Мой щенок»

Урок открытия новых знаний

72

А. Л. Барто «Верёвочка»

Урок открытия новых знаний

73

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»

Урок открытия новых знаний

74

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

Урок открытия новых знаний

75

Н. Н. Носов «Затейники»

Урок открытия новых знаний

76

Н. Н. Носов «живая шляпа»

Урок открытия новых знаний

77

Н. Н. Носов «живая шляпа»

Урок повторения и углубления знаний

78

Н. Н. Носов «живая шляпа»

Урок повторения и обобщения знаний

читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.


79

Н. Н. Носов «На горке»

Урок открытия новых знаний

80

Н. Н. Носов «На горке»

Урок повторения и углубления знаний

81

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям»

Урок обобщения

82

В.Берестов «»За игрой»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя;

увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.


83

В.Лунин «Я и Вовка»

Урок открытия новых знаний

84

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок открытия новых знаний

85

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок повторения и углубления знаний

86

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок повторения и обобщения знаний

87

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

Урок открытия новых знаний

88

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Урок открытия новых знаний

89

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Урок повторения и углубления знаний

90

В. А. Осеева «Волшебное слово»

Урок повторения и обобщения знаний

91

В. А. Осеева «Хорошее»

Урок открытия новых знаний

92

В. А. Осеева «Почему?»

Урок открытия новых знаний

93

В. А. Осеева «Почему?»

Урок повторения и углубления знаний

94

В. А. Осеева «Почему?»

Урок повторения и обобщения знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.


95

Е. А. Благинина «Простокваша» В. Н. Орлов «На печи»

Урок открытия новых знаний

96

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья»

Урок обобщения

97

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

Урок открытия новых знаний

98

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды»

Урок открытия новых знаний

99

А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Урок открытия новых знаний

100

А. А. Блок «На лугу»

Урок открытия новых знаний

101

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …»

Урок открытия новых знаний

102

И. А. Бунин «Матери»

Урок открытия новых знаний

103

А. Н. Плещеев «В бурю»

Урок открытия новых знаний

104

Е. А. Благинина «Посидим в тишине»

Урок открытия новых знаний

105

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

Урок открытия новых знаний

106

С.Васильев «Белая береза»

Урок открытия новых знаний

107

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна»

Урок обобщения

108

И в шутку и всерьёз Б. В. Заходер «Товарищам детям»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работы с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.


109

Б. В. Заходер «Что красивей всего?»

Урок открытия новых знаний

110

Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

Урок открытия новых знаний

111

Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

Урок повторения и углубления знаний

112

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Урок открытия новых знаний

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


113

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Урок повторения и углубления знаний

114

Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой»

Урок открытия новых знаний

115

Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

Урок открытия новых знаний

116

В. Д. Берестов «Знакомый»,

Урок открытия новых знаний

117

В. Д. Берестов «Путешественники», «Кисточка»

Урок открытия новых знаний

118

И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Урок открытия новых знаний

119

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

Урок открытия новых знаний

120

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

Урок повторения и углубления знаний

121

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Урок открытия новых знаний

122

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Урок повторения и углубления знаний

123

Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз»

Урок обобщения

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

Урок открытия новых знаний

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.


125

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

Урок открытия новых знаний

126

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Урок открытия новых знаний

127

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Урок открытия новых знаний

128

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Урок повторения и углубления знаний

129

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Урок открытия новых знаний


Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.


130

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Урок повторения и углубления знаний

131

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Урок открытия новых знаний

132

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Урок повторения и углубления знаний

133

Э. Хогарт «Мафин и паук»

Урок открытия новых знаний

134

Э. Хогарт «Мафин и паук»

Урок повторения и углубления знаний

135

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

Урок обобщения

136

Проверка техники чтения. Задание на лето

Урок контроля























III.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

к-во часов

дата

1

Вводный урок

1ч.

2.09

Самое великое чудо на свете – 2 часа

2

Самое великое чудо на свете.

1ч.

6.09

3

Библиотеки. Книги.

1ч.

7.09

Устное народное творчество – 15 часов

4

Русские народные песни.

1ч.

8.09

5

Потешки и прибаутки.

1ч.

9.09

6

Считалки и небылицы.

1ч.

12.09

7

Загадки.

1ч.

13.09

8

Пословицы и поговорки.

1ч.

14.09

9

Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

1ч.

15.09

10

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1ч.

19.09

11

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1ч.

20.09

12

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».Проверка техники чтения.

1ч.

21.09

13

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1ч.

22.09

14

Русская народная сказка «Каша из топора».

1ч.

26.09

15-16

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

2ч.

27,28.09

17

А. А. Шибаев «Вспомни сказку»

1ч.

29.09

18

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

1ч.

3.10

Люблю природу русскую. Осень. 8ч.

19

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

1ч.

4.10

20

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

1ч.

5.10

21

К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …»

1ч.

6.10

22

А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень»


1ч.

10.10

23

С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник

1ч.

11.10

24

В. Д. Берестов «Хитрые грибы».

1ч.

12.10

25

М. М. Пришвин «Осеннее утро»

1ч.

13.10

26

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».

1ч.

17.10

Русские писатели. 15 ч.

27

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

1ч.

18.10

28-29

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …»

2ч.

19,20.10

30-33

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


4ч.

24-27.10

34

Другие сказки А.С.Пушкина. Викторина

1ч.

7.11

35

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

1ч.

8.11

36

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

1ч.

9.11

37

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

1ч.

10.11

38

Л. Н. Толстой «Филипок»

1ч.

14.11

39

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»

1ч.

15.11

40

Л. Н. Толстой «Котёнок»

1ч.

16.11

41

Обобщающий урок по теме «Русские писатели»

1ч.

17.11


О братьях наших меньших. 10ч.

42

Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?» Б. Заходер «Плачет киска …»

1ч.

21.11

43

И. Пивоварова «Жила-была собака …»

1ч.

22.11

44

В. Берестов «Кошкин щенок»

1ч.

23.11

45

М.Пришвин «Ребята и утята»

1ч.

24.11

46

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

1ч.

28.11

47

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

1ч.

29.11

48

В. В. Бианки «Музыкант»

1ч.

30.11

49-50

В. В. Бианки «Сова»

2ч.

1, 5.12

51

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

1ч.

6.12

Из детских журналов – 8 часов

52

Знакомство с детскими журналами.

1ч.

7.12

53

Д. Хармс «Игра»

1ч.

8.12

54

Д. Хармс «Вы знаете?...»

1ч.

12.12

55

Д. Хармс «Весёлые чижи»

1ч.

13.12

56

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог»

1ч.

14.12

57

Ю. Д. Владимиров «Чудаки». А. И. Введенский «Учёный Петя»

1ч.

15.12

58

А. И. Введенский «Лошадка»

1ч.

19.12

59

Д. Хармс «Весёлый старичок»

1ч.

20.12

Люблю природу русскую! Зима – 4 часов

60

И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло» К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая», Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

1ч.

21.12

61

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою..», С. А. Есенин «Берёза», С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …»,

1ч.

22.12

62

Русская народная сказка «Два мороза»

1ч.

26.12

63

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

1ч.

27.12

64

С.Дрожжин «Улицей гуляет», А.Барто «Дело было в январе»


28.12

65

Обобщение по разделу

1ч.

29.12

Писатели – детям – 18 час

66

К. И. Чуковский «Радость» «Путаница»

1ч.

9.01

67-68

К. И. Чуковский «Федорино горе»

2ч.

10,11.01

69

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1ч.

12.01

70

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1ч.

16.01

71

С. В. Михалков «Мой щенок»

1ч.

17.01

72

А. Л. Барто «Верёвочка»

1ч.

18.01

73

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»

1ч.

19.01

74

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

1ч.

23.01

75

Н. Н. Носов «Затейники»

1ч.

24.01

76-78

Н. Н. Носов «живая шляпа»

3ч.

30,31.01

1.02

79-80

Н. Н. Носов «На горке»

2ч.

2, 4.02

81

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям»

1ч.

6.02

Я и мои друзья – 15 часов

82

В.Берестов «»За игрой»

1ч.

7.02

83

В.Лунин «Я и Вовка»

1ч.

8.02

84-86

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»3

3ч.

9,

87

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

1ч.

15.02

88-90

В. А. Осеева «Волшебное слово»3

3ч.


91

В. А. Осеева «Хорошее»

1ч.


92-94

В. А. Осеева «Почему?»3

3ч.

6,7.03

95

Е. А. Благинина «Простокваша» В. Н. Орлов «На печи»

1ч.

9.03

96

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья»

1ч.


Люблю природу русскую! Весна – 11 часов

97

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

1ч.


98

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды»

1ч.


99

А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

1ч.


100

А. А. Блок «На лугу»

1ч.


101

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …»

1ч.


102

И. А. Бунин «Матери»

1ч.


103

А. Н. Плещеев «В бурю»

1ч.


104

Е. А. Благинина «Посидим в тишине»

1ч.


105

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1ч.


106

С.Васильев «Белая береза»

1ч.


107

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна»

1ч.


И в шутку, и всерьёз – 16 часов

108

И в шутку и всерьёз Б. В. Заходер «Товарищам детям»

1ч.


109

Б. В. Заходер «Что красивей всего?»

1ч.


110-111

Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

2ч.

3.04

112-113

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

2ч.

4,5.04

114

Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой»

1ч.

6.04

115

Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

1ч.

10.04

116-117

В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

2ч.

11,12.04

118

И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1ч.

13.04

119-120

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

2ч.

17,18.04

121-122

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

2ч.

19,20.04

123

Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз»

1ч.

24.04

Литература зарубежных стран – 13 часов

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1ч.

25.04

125

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

1ч.

26.04

126

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1ч.


27.04

127-128

Ш. Перро «Кот в сапогах»

2ч.

2,3.05

129-130

Ш. Перро «Красная Шапочка»

2ч.

4,10.05

131-132

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

2ч.

11,15.05

133-134

Э. Хогарт «Мафин и паук»

2ч.

16,17.05

135

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

1ч.

18.05

136

Проверка техники чтения. Задание на лето

1ч.

22.05





IV.Реализация национально -регионального компонента

Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Решение этой важной задачи возможно на уроках литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей-земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые сказки и рассказы приобретают для них новое звучание и значение: они созданы на нашей Бурятской земле. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма

1.Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению предполагает обратится к изучению устного народного творчества бурятского, монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.

Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. При изучении темы «Сказки, загадки, небылицы, песни» использовать местный фольклор, потому что изучение литературы Бурятии начинать немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.

2.На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство школьником со стихотворными произведениями бурятских писателей. Произведения Сергея Цырендоржиева, Цырен-Дулмы Дондогой, Николая Дамдинова, Цырен-Базар Бадмаева вошли в сокровищницу буряткой детской литературы. Дети также знакомятся с произведениями писателей и поэтов Мухоршибири.

3. Введение национально-регионального компонента в программу по начальному литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с семейным домашним чтением. На уроках чтения возможны использования смежных видов искусства: ИЗО, музыка, изделия народно-прикладного искусства.

Таким образом изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс