СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском )языке" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2020-2021 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском )языке" 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колтовская основная общеобразовательная школа»

Брянского района, Брянской области


«Согласовано»

и. о. заместителя директора по УВР

МБОУ «Колтовская ООШ» Брянского района

___________ Мачехина Л. П. «____»__________________20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Колтовская ООШ»

Брянского района

_________ Лобкова Т.Г.

«____»______________20____г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

ДЛЯ 1 КЛАССА

ТРЕТЬЯКОВОЙ ГАЛИНЫ БОРИСОВНЫ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

НА 2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД.





Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № ___

от «_____»_____________ 20___г






д. Колтово

2020 г



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1класса составлена в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

- письмом Департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2020 года

№ 2230-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»;

- примерной программой по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования» (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2018 года №2/18).


Рабочая программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Колтовская ООШ», соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий МБОУ «Колтовская ООШ» на 2020-2021учебный год.

Программа адресована обучающимся 1 класса МБОУ «Колтовская ООШ» Брянского района, которые осваивают курс родного языка на уровне начального общего образования по УМК «Школа России». Срок реализации программы 1 год.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

• с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

• отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу);

• проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества русского народа.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

• принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под

руководством учителя;

• понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы

ответить на вопрос учителя или учебника);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя,восстанавливать

содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

• контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

• оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

• фиксировать по ходу урока и в конце удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

• сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

• сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

• определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

• отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

• понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

• отвечать на вопросы учителя по теме урока;

• создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

• слышать и слушать партнера по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

• под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

• оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

• понимать общую цель деятельности, принимать еѐ, обсуждать коллективно под руководством учителя;

• соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

• оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

• находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

• воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

• осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

• читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

• читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

• различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;

• отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

• различать научно-познавательный и художественный тексты;

• анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

• читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой;

• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

• восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения;

• различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

• отличать прозаический текст от поэтического;

• находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

• называть героев произведения, давать характеристику.


2.Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2часа).

П.Воронько «Лучше нет родного края». Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах.

Г. Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина». М. Матусовский «С чего начинается Родина». Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам».

Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (5часов).

Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания.

«На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька». Рисование рисунков к русским народным песням. Объяснение смысла слов. Сочинение небылиц.

Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору»

«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Знакомство с особеннос-тями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Чтение известных сказок. Рассказывание по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотнесение книг и рисунков, книг и текста. Воспроизведение диалогов героев произведения по образцу, заданному учителем. Проект «Книжка-малышка».

Раздел 3 «О братьях наших меньших». (4часа).

М.М. Пришвин. Журка. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.Выставка книг. Нахождение нужной книги. Рассказывание о книге. Самостоятельное чтение. Пересказ содержания текста с опорой на иллюстрации.

Н.И. Сладков. Весенняя баня. С.Я. Маршак. Зоосад. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Б.В. Заходер. Птичья школа. Определение героев произведения. Распределение ролей. Разыгрывание диалога..

В.В. Бианки. Музыкальная канарейка. Смысловая связь заглавия с содержанием произведения, выделение в тексте ключевых слов, объяснение их значения.

Посещение поселковой библиотеки. Анализ книг на выставке в соответствии с темой раздела.


Раздел 4 «Времена года» (5часов).

И. Соколов-Микитов. Осень. А. Плещеев. Осень наступила. Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны

К. Ушинский. Выпал снег. Н. Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика. Чтение произведения с выражением. Работа в паре, обсуждение прочитанного.

М. Пришвин. Цветут березки. В.А. Жуковский. Жаворонок. Прогнозирование содержания текста по заглавию. Подробный пересказ произведения.

И. С. Соколов-Микитов. Лето в лесу. А. Фет. Летний вечер. Представление картины природы. Составление палитры прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Итоговый урок-игра «Литературная гостиная».
















3. Тематическое планирование


по литературному чтению на родном (русском) языке

класс -1

количество часов за год – 17

всего часов в неделю- 0,5 плановых проверочных- плановых практических работ-


Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования. – В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2008.


Учебник: Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс.– 3-е изд. перераб. и доп. – М. :Эксмо. – 2012.


На изучение родного языка в 1 классе отводится 17 ч., (0,5ч в 1 неделю, 34 учебные недели)





п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

«Россия - наша Родина».

2

2

«Фольклор нашего народа».

5

3

«О братьях наших меньших».

4

4

«Времена года» .

5

5.

Проект «Книжка –малышка»

1


Итого:

17













п/п

Название раздела,

тема урока.

Кол-во

часов

Дата

Примечание

по плану

по факту


Раздел 1 «Россия - наша Родина».

2



1

Инструктаж по т/б. П.Воронько «Лучше нет родного края».

1

08.09



2

Г. Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина».

М. Матусовский «С чего начинается Родина».

1

22.09




Раздел 2 «Фольклор нашего народа».

5




3

Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе.

1

06.10



4

«На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».

1

20.10



5

Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору»

1

17.11



6

«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

1

01.12



7

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка».

1

15.12




Раздел 3 «О братьях наших меньших».

4



8

М.М. Пришвин. Журка.

1

29.12



9

Н.И. Сладков. Весенняя баня. С.Я. Маршак. Зоосад.

1

19.01



10

Б.В. Заходер. Птичья школа.

1

02.02



11

В.В. Бианки. Музыкальная канарейка.

Посещение поселковой библиотеки. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.

1

16.02




Раздел 4 «Времена года»

5




12

И. Соколов-Микитов. Осень. А. Плещеев. Осень наступила.

1

09.03



13

К. Ушинский. Выпал снег. Н. Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика.

1

06.04



14

Итоговый тест-опрос.

М. Пришвин. Цветут березки. В.А. Жуковский. Жаворонок.

1

20.04



15

И. С. Соколов-Микитов. Лето в лесу. А. Фет. Летний вечер.

1

04.05



16

Итоговый урок-игра «Литературная гостиная».

1

18.05



17

Защита проекта «Книжка-малышка»

1

25.05



Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Рабочие программы: 1-4кл. –М: Просвещение, 2014. Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования» (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2018 года №2/18)

В программе определены цели и задачи курса «Русский родной язык»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета , тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся.

1.Учебник О. М. Александрова, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Е. И. Казакова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова «Русский родной язык. 1 класс», - М.: Учебная литература, 2020

  1. 2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

  2. 3.Канакина, В. П. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.:Просвещение, 2014.

  3. 4.Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2008.

  4. 5.Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс.– 3-е изд. перераб. и доп. – М. :Эксмо. – 2012.

  5. 6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. А. Савинов. – М. : Просвещение, 2010.

  6. 7.Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов.– М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997.

  7. 8.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд. перераб. и доп. / Главн. ред. М. Д. Аксёнова. – М. :Аванта+, 1999.



В учебники включены задания и упражнения на углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Мир слова русского http://www.rusword.org

  4. Электронные пособия по литературному чтению для школьниковhttp://www.alleng.ru/edu/liter1.htm

  5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы

  6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы

  7. http://tkumgpi.ru – электронный конструктор методических пазлов

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по «Литературное чтение на родном (русском) языке» (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон)

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер

Диапроектор

Мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая (по возможности), видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Аудио- и видеозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для книг.

Подставки для книг.