РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактически |
1 четверть |
Самое великое чудо на свете (3 часа) |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Самое великое чудо на свете-книга. | 1 | 1.09 | | |
2 | Особенности рукописных книг Древней Руси. | 1 | 4.09 | | |
3 | Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Фёдорова. | 1 | 6.09 | | |
Устное народное творчество (16 часов) |
4 | Знакомство с произведениями устного народного творчества. | 1 | 7.09 | | |
5 | Знакомство с русскими народными песнями. | 1 | 8.09 | | |
6 | Выявление особенностей сюжета в докучных сказках. | 1 | 11.09 | | |
7 | Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская резная игрушки. | 1 | 13.09 | | |
8-10 | Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец- Иванушка» и особенностями ее сюжета. | 3 | 14.09 15.09 18.09 | | |
11-13 | Знакомство с русской народной сказкой «Иван-Царевич и Серый волк». | 3 | 20.09 21.09 22.09 | | |
14-16 | Сюжетная линия и особенности русской народной сказки «Сивка-бурка». Волшебство сказки. | 3 | 25.09 27.09 28.09 | | |
17 | Сравнение творчества художников-иллюстраторов В.Васнецова и И.Билибина. | 1 | 29.09 | | |
18 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество».Тест | 1 | 2.10 | | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | 4.10 | | |
Поэтическая тетрадь (11часов) |
20 | Знакомство с научно-популярной статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи». | 1 | 5.10 | | |
21 | Знакомство с поэзией Ф. И. Тютчева. «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | 6.10 | | |
22 | Знакомство с поэзией А. А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 1 | 9.10 | | |
23 | Средства выразительности в поэзии А. А. Фета. «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1 | 11.10 | | |
24-25 | Знакомство с поэтической речью стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». | 2 | 12.10 13.10 | | |
26 | Знакомство с творчеством И. 3. Сурикова «Детство». | 1 | 16.10 | | |
27 | Знакомство с творчеством И. 3. Сурикова «Зима». | 1 | 18.10 | | |
28 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь ».Тест | 1 | 19.10 | | |
Великие русские писатели (24 часов) |
29 | Великие русские писатели. | 1 | 20.10 | | |
30-31 | Особенности лирических стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». | 2 | 23.10 25.10 | | |
32 | Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро». | 1 | 26.10 | | |
33 | Знакомство с поэтическим языком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». | 1 | 27.10 | | |
34 | Обобщение по теме «Стихи А.С.Пушкина». Тест. | 1 | 30.10 | | |
2 четверть |
35 36-41 | Знакомство с композицией сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Литературная и народная сказки | 6 | 8.11-16.11 | | |
42 | Ознакомление с басней И.Крылова «Мартышка и очки» | 1 | 17.11 | | |
43 | Тема человеческих пороков в басне И.Крылова «Зеркало и обезьяна». | 1 | 20.11 | | |
44 | Тема человеческих пороков в басне И. А. Крылова «Ворона и лисица». | 1 | 22.11 | | |
45 | Знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | 23.11 | | |
46 | Тема одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова «Утес». | 1 | 24.11 | | |
47 | Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень». | 1 | 27.11 | | |
48 | Анализ рассказов Л. Н. Толстого. Детство. Из воспоминаний писателя. | 1 | 29.11 | | |
49-50 | Главной мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула». | 2 | 30.11 1.12 | | |
51 | Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок». | 1 | 4.12 | | |
52-53 | Нравственная основа рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка». | 2 | 6.12 7.12 | | |
54 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Тест | 1 | 8.12 | | |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
55 | Тема природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Славная осень!». | 1 | 11.12 | | |
56 | Тема природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». | 1 | 13.12 | | |
57 | Знакомство с поэтическим наследием Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 14.12 | | |
58 | Знакомство с образностью языка в стихотворении К.Д.Бальмонта «Золотое слово». | 1 | 15.12 | | |
59-60 | Сравнение текстов И.А.Бунина «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». | 2 | 18.12 20.12 | | |
Литературные сказки (8 часов) |
61 | Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». Тест | 1 | 21.12 | | |
62 | Знакомство с творчеством Д. Н. Мамин-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Присказка. | 1 | 22.12 | | |
63 | Особенности литературной сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост» | 1 | 25.12 | | |
64-65 | Знакомство с особенностями композиции сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 2 | 27.12 28.12 | | |
66 | Особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 2 | | | |
67 | Знакомство с былиной «Садко». | 1 | | | |
68 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Тест | 1 | | | |
Были – небылицы (10 часов) |
69-71 | Знакомство с описанием-сравнением в рассказе М. Горького «Случай с Евсейкой». | 3 | | | |
73-75 | Особенности сюжета рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей». | 3 | | | |
76-78 | Знакомство с рассказом А. И. Куприна «Слон» и его композицией | 4 | | | |
80 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».Тест | 1 | | | |
3 четверть |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
81 | Особенности лексического языка в стихах Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». | 2 | | | |
82 | Тема любви к детям в стихотворении С.Черного «Слон» | 1 | | | |
83 | Тема детства в поэзии А.Блока «Сны» | 1 | | | |
85 | Тема детства в поэзии А.Блока«Ветхая избушка» | 1 | | | |
| Выразительные приёмы в стихотворении «Ворона» | 1 | | | |
86 | Тема родной природы в стихотворении С.Есенина «Черемуха». | 1 | | | |
87 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест | 1 | | | |
88 | Особенности раздела «Люби живое». Тема любви к родине у М. Пришвина «Моя родина». | 1 | | | |
91-92 | Особенности композиции рассказа И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». | 3 | | | |
93 | Тема любви к животным в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась». | 1 | | | |
95 | Тема любви к животным в рассказе В. И. Белова «Ещё раз про Мальку». | 1 | | | |
96-98 | Выдуманное и настоящее в рассказах В. В. Бианки «Мышонок Пик». | 3 | | | |
99-102 | Изучение повадок животных в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку». | 4 | | | |
103 | Тема бережного отношения в рассказе В. П. Астафьева «Капалуха». | 2 | | | |
105 | Особенности сюжета в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится…» | 2 | | | |
106 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое».Тест | 1 | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
107 | Знакомство с творчеством С. Я. Маршака «Гроза днём». | 1 | | | |
108 | Тема бережного отношения к природе С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» | 1 | | | |
109 | Особенности поступков героев в стихотворении А. Л. Барто «Разлука». | 1 | | | |
111 | Знакомство со стихотворением А. Л. Барто «В театре». | 1 | | | |
112 | Анализ стихотворения С. В. Михалкова «Если». | 1 | | | |
113-114 | Особенности языка в стихах Е. А. Благининой «Кукушка», «Котёнок». | 2 | | | |
115 | Проект «Праздник поэзии». | 1 | | | |
116 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Тест | 1 | | | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов) |
117-118 | Особенности сюжета в рассказе Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 2 | | | |
119-120 | Тема любви к природе в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | 2 | | | |
4 четверть |
121-122 | Наблюдение за изменениями внастроении главного героя рассказа А. П. Платонова «Ещё мама». | 2 | | | |
123-144 | Основная мысль произведения М. М. Зощенко «Золотые слова». | 2 | | | |
125-127 | Тема дружбы в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 3 | | | |
128 | Юмор в рассказе Н. Н. Носова «Федина задача». | 1 | | | |
129 | Особенности сюжета рассказа Н. Н. Носова «Телефон». | | | | |
130 | Обобщение знаний по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | | | |
По страницам детских журналов (7 часов) |
131 | Главная мысль рассказа Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | | | |
132 | Особенности сюжета в рассказе Ю.И.Ермолаев «Проговорился». | | | | |
133 | Особенности сюжета в рассказе Ю.И.Ермолаева «Воспитатели». | | | | |
134 | Художественные приемы в стихах Г.Б.Остер «Вредные советы». | | | | |
135 | Художественные приёмы в рассказе Г.Б.Остера «Как получаются легенды». | | | | |
136 | Тема настроения в стихотворении Романа Сеф «Веселые стихи». | | | | |
137 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».Тест | 1 | | | |
Зарубежная литература (8 часов) |
| Особенность произведений зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. | 4 | | | |
| Тема прекрасного в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» | 4 | | | |
| Обобщение знаний по теме «Зарубежная литература». Тест | 1 | | | |
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно – тематический план
№ п.п | Название тем и разделов | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете (3 ч) | 3 |
2 | Устное народное творчество (16 ч) | 16 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 (11часов) | 11 |
4 | Великие русские писатели (24 часов) | 24 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | 6 |
6 | Литературные сказки (8 часов) | 8 |
7 | Были – небылицы (10 часов) | 10 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) | 6 |
9 | Люби живое (16 часов) | 16 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | 8 |
11 | По страницам детских журналов (8 часов) | 8 |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов) | 12 |
13 | Зарубежная литература (8 часов) | 8 |
14 | Писатели детям (11 часов) | 11 |
| Итого: | 153 |
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг, творчество читателя, талант читателя.
Познакомимся с удивительным изобретением человечества - книгой, узнаем, как выглядели первые книги, где они хранились. Научимся составлять список прочитанных книг. Будем учиться: находить нужную информацию в учебнике, работать с книгой.
Устное народное творчество (16 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Познакомимся с произведениями устного народного творчества. Научимся различать виды устного народного творчества. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Научимся сочинять докучные сказки. Научимся определять последовательность событий в произведениях. Будем учиться: сравнивать сказочных героев, их внешность, поступки; пересказывать сказки, чтобы не упустить ни одного события. Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Оценка достижений учащихся.
Поэтическая тетрадь 1 (11часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся с произведениями русских поэтов Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И.Сурикова, узнаем о музыкальности стихотворного текста. Научимся: читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст. Будем учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины природы, которые создает автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную информацию.
Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.
Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Делиться своими впечатлениями о прочитанном стихотворении и, самостоятельно придумывать поэтические образы. Оценка достижений.
Великие русские писатели (24 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся с произведениями А.С.Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, поразмышляем над секретами их удивительного таланта. Научимся гордиться русскими писателями и поэтами. Будем учиться понимать, что такое благородство, справедливость, доброта; определять и выражать своё отношение к героям и их поступкам; видеть особенности авторского текста; составлять план, соотносить его с содержанием сказки.
Сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с удожественным текстом, их сравнение. Научимся отличать басню от стихотворения и рассказа.
Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю.
Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи
Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
Знакомство с поэтическими произведениями Н. А. Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина. Прогнозирование содержания раздела. Научимся: сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; рисовать словесные картины природы с помощью слова. Будем учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Делиться своими впечатлениями о прочитанном стихотворении и, самостоятельно придумывать поэтические образы. Оценка достижений.
Литературные сказки (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся со сказками, которые специально для детей написали Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, В. Ф. Одоевский. Научить следить за развитием сказки и последовательностью событий в ней. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.
Были – небылицы (10 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся с фантастическим миром рассказов М. Горького, А. И. Куприна, К.Паустовского. Научимся определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Будем учиться разбираться в смысле поступка героя, определять свое отношение к нему, самостоятельно придумывать истории о чудесных превращениях обыкновенных вещей.
Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся со стихотворениями о животных С. Чёрного, А.Блока, С.Есенина. Научимся находить яркие, образные слова и выражения, выделять средства художественной выразительности. Будем учиться понимать авторское отношение к изображаемому, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты. Оценка достижений.
Люби живое (16 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся с произведениями Н.Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, В. П. Астафьева, Б. Житкова, которые открывают волшебный мир природы. Научимся: определять жанр произведения, сравнивать художественные и научно - познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение. Будем учиться: видеть красоту природы; определять героев произведения, рассказывать о них, выражать своё отношение к ним, выделять основную мысль текста. Научимся придумывать свои рассказы о животных. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся со стихотворениями С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Е. А. Благининой.
Научимся находить яркие, образные слова и выражения, выделять средства художественной выразительности. Будем учиться понимать авторское отношение к изображаемому, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты. Оценка достижений.
По страницам детских журналов (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся с детскими журналами, в которых много веселых картинок, забавных стихов, рассказов и занимательных игр. Научимся: отличать журнал от книги; ориентироваться в журнале, находить в нем интереснее статьи. Будем учиться: находить нужную нам информацию в разных журналах; создавать свой журнал. Будем учиться составлять рассказ о детском журнале. Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся с произведениями Б. В. Шергина, А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. Научимся понимать смысл юмористического произведения, придумывать свои вопросы к текстам, наблюдать за особенностями речи героев, соотносить главную мысль произведения с пословицей.
Будем учиться придумывать юмористические рассказы о жизни детей. Оценка достижений.
Зарубежная литература (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Познакомимся с древнегреческими мифами, со сказками и стихами для детей, созданными писателями Англии, Франции, Америки, Дании и переведёнными на русский язык. Научимся: узнавать значение незнакомых слов; определять героев произведений, рассказывать о них; придумывать свои окончания сказок. Будем учиться: сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; инсценировать сказки; находить нужные произведения в библиотеке. Оценка достижений.
Писатели детям (11 часов)
Былины «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». М.Лермонтов «Бородино». А.Чехов«Белолобый». Л.Андреев «Петька на даче». Л.Пантелеев «Рассказы». Ф.Искандер «Рассказы». С.Аксаков «Аленький цветочек». А.Толстой «Детство Никиты». Ю.Олеша «Три толстяка». В.Гауф «Карлик Нос «Калиф-аист». Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь». Ш.Перро «Синяя борода». Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». Мамин – Сибиряк Д.Н. Сказки. Линдгрен А. «Пеппи Длинный Чулок». П.П. Бажов «Уральские сказы».
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Работа в парах
Проектная деятельность
Виды учебной деятельности:
- прослушивание рассказа, подготовленного учителем или обучающимися
- чтение сложных для понимания слов
- выполнение упражнений по артикуляции и т. д.
При первичном знакомстве с текстом предлагается такой вид деятельности, как:
- чтение произведения вслух
- самостоятельное прочтение
- чтение произведения по цепочке
Детальный разбор произведения можно проводить:
- при выборочном прочтении отрывков учащимися
- при прочтении с беседой и комментариями
- как чтение с пометкой непонятных слов и т. д.
В процессе обобщения текста на уроках литературы учащимся предлагается:
- инсценирование
- чтение конкурсных стихотворений
- проведение репортажа с места, где разворачиваются события рассматриваемого произведения
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
- нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
- первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
- общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
- сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);
- фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
- жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
- рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
- интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
- развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;
- сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
- изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
- поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
- выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 классов следующих предметных результатов.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги,рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги,
её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
l пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение
о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.