СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературного чтения для 3 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературного чтения для 3 класса.»



РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока



Количество уроков

Дата проведения




Примечание

по плану

фактически

1 четверть

Самое великое чудо на свете (3 часа)

1

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Самое великое чудо на свете-книга.

1

1.09



2

Особенности рукописных книг Древней Руси.

1

4.09



3

Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Фёдорова.

1

6.09



Устное народное творчество (16 часов)

4

Знакомство с произведениями устного народного творчества.

1

7.09



5

Знакомство с русскими народными песнями.

1

8.09



6

Выявление особенностей сюжета в докучных сказках.

1

11.09



7

Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская резная игрушки.

1

13.09



8-10

Знакомство с

русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец- Иванушка» и особенностями ее сюжета.

3

14.09

15.09

18.09



11-13

Знакомство с русской народной сказкой «Иван-Царевич и Серый волк».

3

20.09

21.09

22.09



14-16

Сюжетная линия и особенности русской народной сказки «Сивка-бурка». Волшебство сказки.

3

25.09

27.09

28.09



17

Сравнение творчества художников-иллюстраторов В.Васнецова и И.Билибина.

1

29.09



18

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».Тест

1

2.10



19

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

4.10



Поэтическая тетрадь (11часов)

20

Знакомство с научно-популярной статьей Я. Смолен­ского «Как научиться читать стихи».

1

5.10



21

Знакомство с поэзией

Ф. И. Тютчева. «Весенняя гроза», «Листья».

1

6.10



22

Знакомство с поэзией А. А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка...»

1

9.10



23

Средства выразительности в поэзии А. А. Фета. «Зреет рожь над жаркой нивой...».

1

11.10



24-25

Знакомство с поэтической речью стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя...», «Встреча зимы».

2

12.10

13.10



26

Знакомство с творчеством И. 3. Сурикова «Детство».

1

16.10



27

Знакомство с творчеством И. 3. Сурикова «Зима».

1

18.10



28

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь ».Тест

1

19.10



Великие русские писатели (24 часов)

29

Великие русские писатели.

1

20.10



30-31

Особенности лирических стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…».

2

23.10

25.10



32

Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро».

1

26.10



33

Знакомство с поэтическим языком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

1

27.10



34

Обобщение по теме «Стихи А.С.Пушкина». Тест.

1

30.10



2 четверть

35



36-41


Знакомство с композицией сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Литературная и народная сказки



6



8.11-16.11



42

Ознакомление с басней И.Крылова «Мартышка и очки»

1

17.11



43

Тема человеческих пороков в басне И.Крылова «Зеркало и обезьяна».

1

20.11



44

Тема человеческих пороков в басне И. А. Крылова

«Ворона и лисица».

1

22.11



45

Знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».

1

23.11



46

Тема одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова «Утес».

1

24.11



47

Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень».

1

27.11



48

Анализ рассказов Л. Н. Толстого. Детство. Из вос­поминаний писателя.

1

29.11



49-50

Главной мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула».

2

30.11

1.12



51

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».

1

4.12



52-53

Нравственная основа рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

2

6.12

7.12



54

Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Тест

1

8.12



Поэтическая тетрадь (6 часов)

55

Тема природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Славная осень!».

1

11.12



56

Тема природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».

1

13.12



57

Знакомство с поэтическим наследием Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

14.12



58

Знакомство с образностью языка в стихотворении К.Д.Бальмонта «Золотое слово».

1

15.12



59-60

Сравнение текстов И.А.Бунина «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

2

18.12

20.12



Литературные сказки (8 часов)


61

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». Тест

1

21.12



62

Знакомство с творчеством Д. Н. Мамин-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Присказка.

1

22.12



63

Особенности литературной сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост»

1

25.12





64-65


Знакомство с особенностями композиции сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».



2

27.12

28.12



66

Особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

2




67

Знакомство с былиной «Садко».

1




68

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Тест

1




Были – небылицы (10 часов)


69-71

Знакомство с описанием-сравнением в рассказе М. Горького «Случай с Евсейкой».

3




73-75

Особенности сюжета рассказа К.Паустовского «Растрепанный воробей».

3




76-78

Знакомство с рассказом А. И. Куприна «Слон» и его композицией

4




80

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».Тест

1




3 четверть

Поэтическая тетрадь (6 часов)

81

Особенности лексического языка в стихах Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей».

2




82

Тема любви к детям в стихотворении С.Черного «Слон»

1




83

Тема детства в поэзии А.Блока «Сны»

1




85

Тема детства в поэзии А.Блока«Ветхая избушка»

1





Выразительные приёмы в стихотворении «Ворона»

1




86

Тема родной природы в стихотворении С.Есенина «Черемуха».

1




87

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест

1




88

Особенности раздела «Люби живое». Тема любви к родине у М. Пришвина «Моя родина».

1




91-92

Особенности композиции рассказа И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

3




93

Тема любви к животным в рассказе В. И. Бе­лова «Малька провинилась».

1




95

Тема любви к животным в рассказе В. И. Бе­лова «Ещё раз про Мальку».

1




96-98

Выдуманное и настоящее в рассказах В. В. Бианки «Мышонок Пик».

3




99-102

Изучение повадок животных в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку».

4




103

Тема бережного отношения в рассказе В. П. Астафьева «Капалуха».

2




105

Особенности сюжета в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится…»

2




106

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».Тест

1




Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

107

Знакомство с творчеством С. Я. Маршака «Гроза днём».

1




108

Тема бережного отношения к природе С. Я. Маршак «В лесу над роси­стой поляной...»

1




109

Особенности поступков героев в стихотворении А. Л. Барто «Разлука».

1




111

Знакомство со стихотворением А. Л. Барто «В театре».

1




112

Анализ стихотворения С. В. Михалкова «Если».

1




113-114

Особенности языка в стихах Е. А. Благининой «Кукушка», «Котёнок».

2





115

Проект «Праздник поэзии».

1




116

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Тест

1




Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)

117-118

Особенности сюжета в рассказе Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

2




119-120

Тема любви к природе в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

2




4 четверть

121-122

Наблюдение за изменениями внастроении главного героя рассказа А. П. Платонова «Ещё мама».

2




123-144

Основная мысль произведения М. М. Зощенко «Золотые слова».

2




125-127

Тема дружбы в рассказе М. М. Зощенко «Великие путе­шественники».

3




128

Юмор в рассказе Н. Н. Носова «Федина задача».

1




129

Особенности сюжета рассказа Н. Н. Носова «Телефон».





130

Обобщение знаний по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1




По страницам детских журналов (7 часов)


131

Главная мысль рассказа Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1




132

Особенности сюжета в рассказе Ю.И.Ермолаев «Проговорился».





133

Особенности сюжета в рассказе Ю.И.Ермолаева «Воспитатели».





134

Художественные приемы в стихах Г.Б.Остер «Вредные советы».





135

Художественные приёмы в рассказе Г.Б.Остера «Как получаются легенды».





136

Тема настроения в стихотворении Романа Сеф «Веселые стихи».





137

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».Тест

1




Зарубежная литература (8 часов)



Особенность произведений зарубежной литературы. Мифы Древней Греции.

4





Тема прекрасного в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

4





Обобщение знаний по теме «Зарубежная литература». Тест

1








































РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно – тематический план

№ п.п

Название тем и разделов

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете (3 ч)


3

2

Устное народное творчество (16 ч)


16

3

Поэтическая тетрадь 1 (11часов)


11

4

Великие русские писатели (24 часов)


24

5

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)


6

6

Литературные сказки (8 часов)


8

7

Были – небылицы (10 часов)


10

8

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)


6

9

Люби живое (16 часов)


16

10

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)


8

11

По страницам детских журналов (8 часов)


8

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)

12

13

Зарубежная литература (8 часов)


8

14

Писатели детям (11 часов)


11


Итого:

153


Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг, творчество читателя, талант читателя.

Познакомимся с удивительным изобретением человечества - книгой, узнаем, как выглядели первые книги, где они хранились. Научимся составлять список прочитанных книг. Будем учиться: находить нужную информацию в учебнике, работать с книгой.

Устное народное творчество (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Познакомимся с произведениями устного народного творчества. Научимся различать виды устного народного творчества. Лирические народные песни. Шуточ­ные народные песни. Научимся сочинять докучные сказки. Научимся определять последовательность событий в произведениях. Будем учиться: сравнивать сказочных героев, их внешность, поступки; пересказывать сказки, чтобы не упустить ни одного события. Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописно­го текстов. Оценка достижений учащихся.

Поэтическая тетрадь 1 (11часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Познакомимся с произведениями русских поэтов Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И.Сурикова, узнаем о музыкальности стихотворного текста. Научимся: читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст. Будем учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины природы, которые создает автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную информацию.

Звуко­пись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выра­зительности Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».

Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Делиться своими впечатлениями о прочитанном стихотворении и, самостоятельно придумывать поэтические образы. Оценка достижений.

Великие русские писатели (24 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Познакомимся с произведениями А.С.Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, поразмышляем над секретами их удивительного таланта. Научимся гордиться русскими писателями и поэтами. Будем учиться понимать, что такое благородство, справедливость, доброта; определять и выражать своё отношение к героям и их поступкам; видеть особенности авторского текста; составлять план, соотносить его с содержанием сказки.

Сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с удожественным текстом, их сравнение. Научимся отличать басню от стихотворения и рассказа.

Тема сказки. Собы­тия сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравствен­ный урок читателю.

Герои басни. Характеристи­ка героев на основе их поступков. Инсцениро­вание басни.

Лирические стихотворения. Настроение стихот­ворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лири­ческого текста и произведения живописи

Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Срав­нение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности проза­ического лирического текста. Средства художе­ственной выразительности в прозаическом тек­сте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рас­суждения и текста-описания. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

Знакомство с поэтическими произведениями Н. А. Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина. Прогнозирова­ние содержания раздела. Научимся: сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; рисовать словесные картины природы с помощью слова. Будем учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Делиться своими впечатлениями о прочитанном стихотворении и, самостоятельно придумывать поэтические образы. Оценка достижений.

Литературные сказки (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Познакомимся со сказками, которые специально для детей написали Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, В. Ф. Одоевский. Научить следить за развитием сказки и последовательностью событий в ней. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.

Были – небылицы (10 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Познакомимся с фантастическим миром рассказов М. Горького, А. И. Куприна, К.Паустовского. Научимся определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Будем учиться разбираться в смысле поступка героя, определять свое отношение к нему, самостоятельно придумывать истории о чудесных превращениях обыкновенных вещей.

Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся со стихотворениями о животных С. Чёрного, А.Блока, С.Есенина. Научимся находить яркие, образные слова и выражения, выделять средства художественной выразительности. Будем учиться понимать авторское отношение к изображаемому, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты. Оценка достижений.

Люби живое (16 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Познакомимся с произведениями Н.Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, В. П. Астафьева, Б. Житкова, которые открывают волшебный мир природы. Научимся: определять жанр произведения, сравнивать художественные и научно - познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение. Будем учиться: видеть красоту природы; определять героев произведения, рассказывать о них, выражать своё отношение к ним, выделять основную мысль текста. Научимся придумывать свои рассказы о животных. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся со стихотворениями С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Е. А. Благининой.

Научимся находить яркие, образные слова и выражения, выделять средства художественной выразительности. Будем учиться понимать авторское отношение к изображаемому, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты. Оценка достижений.

По страницам детских журналов (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Познакомимся с детскими журналами, в которых много веселых картинок, забавных стихов, рассказов и занимательных игр. Научимся: отличать журнал от книги; ориентироваться в журнале, находить в нем интереснее статьи. Будем учиться: находить нужную нам информацию в разных журналах; создавать свой журнал. Будем учиться составлять рассказ о детском журнале. Оценка достижений.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Познакомимся с произведениями Б. В. Шергина, А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. Научимся понимать смысл юмористического произведения, придумывать свои вопросы к текстам, наблюдать за особенностями речи героев, соотносить главную мысль произведения с пословицей.

Будем учиться придумывать юмористические рассказы о жизни детей. Оценка достижений.

Зарубежная литература (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Познакомимся с древнегреческими мифами, со сказками и стихами для детей, созданными писателями Англии, Франции, Америки, Дании и переведёнными на русский язык. Научимся: узнавать значение незнакомых слов; определять героев произведений, рассказывать о них; придумывать свои окончания сказок. Будем учиться: сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; инсценировать сказки; находить нужные произведения в библиотеке. Оценка достижений.

Писатели детям (11 часов)

Былины «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». М.Лермонтов «Бородино». А.Чехов«Белолобый». Л.Андреев «Петька на даче». Л.Пантелеев «Рассказы». Ф.Искандер «Рассказы». С.Аксаков «Аленький цветочек». А.Толстой «Детство Никиты». Ю.Олеша «Три толстяка». В.Гауф «Карлик Нос «Калиф-аист». Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь». Ш.Перро «Синяя борода». Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». Мамин – Сибиряк Д.Н. Сказки. Линдгрен А. «Пеппи Длинный Чулок». П.П. Бажов «Уральские сказы».


Формы работы

  1. Фронтальная

  2. Групповая

  3. Индивидуальная

  4. Работа в парах

  5. Проектная деятельность


Виды учебной деятельности:

- прослушивание рассказа, подготовленного учителем или обучающимися
- чтение сложных для понимания слов
- выполнение упражнений по артикуляции и т. д.

При первичном знакомстве с текстом предлагается такой вид деятельности, как:

- чтение произведения вслух
- самостоятельное прочтение
- чтение произведения по цепочке

Детальный разбор произведения можно проводить:

- при выборочном прочтении отрывков учащимися
- при прочтении с беседой и комментариями
- как чтение с пометкой непонятных слов и т. д.

В процессе обобщения текста на уроках литературы учащимся предлагается:

- инсценирование
- чтение конкурсных стихотворений
- проведение репортажа с места, где разворачиваются события рассматриваемого произведения

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

- нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

- первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

- общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

- сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма);

- фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

- жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка;

- рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):

- интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

- развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;

- сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

- ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

- изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

- поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

- выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.















































РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 классов следующих предметных результатов.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги,рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги,

  • её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • l пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение

  • о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!