СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Математические представления" (7-8 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математические представления" (7-8 классы)»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.







Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

предметная область

«Математика»

для 8в/9д класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2













Составитель программы:

Байбаторова Ираида ИвановнаЗ


УЛЬЯНОВСК,2019


Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: "Математические представления» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.


























МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ №39, 2019 г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.


Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 70 часов, 2 часа в неделю.


Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета


Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, взрослый);

- проявляет уважение к людям старшего возраста, учителю

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;

-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх)

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

Биологический уровень

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать помощь.


Предметные:


Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

-Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание курса состоит из следующих разделов:

«Представления о форме»

«Представления о величине»

«Пространственные представления»

«Временные представления»

«Количественные представления»



Количественные представления

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много – мало).

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч – много больших мячей).

Выполнение различных действий: один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.

Выделение на основе тактильно обследования одного – много предметов по типу игры «Чудесный мешочек».

Представления о форме.

Выделение формы (круг, квадрат).

Дифференциация (отличие) круга от квадрата.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячики, клубки и т.п.).

Представления о величине.

Выделение больших – маленьких предметов (большая кукла – маленькая кукла, большой гриб – маленький гриб) в различных игровых ситуациях, в изобразительной деятельности.

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях. Пройти через большие ворота. Поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину – в большой гараж. Собрать игрушки в большую корзину. Прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу. Прикрепить прищепки к краям большой – маленькой корзины. Вложить большие втулки в большие пазы, а маленькие втулки – в маленькие пазы.

Представления о пространстве.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Временные представления.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание Ии называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 8-9 классов рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, 2 часа в неделю.

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу


1 модуль «Формирование представлений о форме»


1

«Круг» «Квадрат»

2

2

«Маленькие и большие квадраты»

2

3

«Предметы похожие на круг,квадрат»

2

4

«Раскрашивание круга,квадрата»

2

5

«Обведение круга, квадрата по контуру»

2

6

«Штриховка круга, квадрата»

2

7

Всего 12 часов



2 модуль «Формирование представлений о величине»



8

«Большой-маленький

«Длинный- короткий»

2

9

«Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

2

10

«Я большая,а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

2

11

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

«Подбери ленты для кукол»

2

12

«Постройка башни»

«Длинный мост, короткий мостик»

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

3


Всего 11 часов



3 модуль Формирование пространственных представлений»



13

«Вверху-середина-внизу»

2

14

«Разложи игрушки по полкам»

2

15

«Разложи одежду по полкам»

2

16

«Ориентация на листе бумаги»

«Вверх-середина»

«Середина –низ»

3

17

«Ориентация в классе»

«Середина класса»

3


Всего 12 часов



4 модуль Формирование временных представлени


18

«День-вечер-ночь»

2

19

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

2

20

«Режим дня»

3

21

«Ночной режим»

2

22

Закрепление по теме:

«Покажи,что ты делал днем,вечером»

«Покажи,что ты делал ночью»

2


Всего 12 часов



5 модуль «Формирование количественных представлений»



23

«Знакомство с понятием «один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

2

24

«Один-много»

«Цифра 1»

2

25

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

2

26

«Мои игрушки»

2

27

«В гостях у лесовичка в лесу»

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

2


Всего 10 часов



6 модуль «Формирование пространственных представлений»



28

«Поровну-больше»

2

29

«Разложи игрушки»

2

30

«Пространственные понятия: поровну - больше

3

31

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

3

32

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

2

33

Закрепление тем:

«Короткий длинный»

«вверху- середина-внизу»

«поровну-больше»

2


Всего14 часов



Всего за год 70 часов




Перечень материально-технического обеспечения


- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.



Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.


Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».