Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань».
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши. Поэтому актуальность предмета обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы школьных учреждений.
С учетом этого одной из первоочередных задач начального этапа коррекционной работы является установление с такими детьми личностного эмоционально положительного контакта и делового сотрудничества. С этой целью широко применяются различного рода игровые задания, сюрпризные моменты. Игрушки используются для того, чтобы привлечь внимание детей к выполнению заданий. Перед детьми ставятся игровые задачи («Поиграть с куклой», «Помочь кукле» и т.п.), но, выполняя их, они решают познавательные задачи – различают и выделяют предметы по образцу, создают группы одинаковых предметов по образцу и др. Максимальное использование предметно-практических действий и игровых приемов заинтересовывает и активизирует малышей, дает педагогу возможность наладить с ними деловое сотрудничество, сформировать интерес к занятиям. Детям особенно нравится, когда игрушка (кукла, зайчик) их «хвалит», «обнимает»: это повышает внимание, активность, желание, выполнять задания.
Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
«Математические представления» как систематический курс представлен разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Занятия организованы в игровой форме, на материале, знакомом для ребёнка и часто используемом в жизни (игрушки, элементы одежды, посуда, пища).
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Курс «Математические представления» рассчитан на 17,5 часов (0,5ч. в неделю). В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения.
Особенности курса: В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. (Совместные действия используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.
Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники специальных школьных учреждений недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. Дети должны иметь возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Кроме того, опыт действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Используемый дефектологом прием комментирующей речи собственных действий и действий детей подготавливает их к овладению активной речью.
Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно.
Вначале педагог устанавливает связь между предметом, качественным или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.)
Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. (Дай мне кубик. Покажи большой мяч. Возьми один гриб.)
И, наконец, педагог указывает на предмет (признак) и просит ребенка назвать его. Что это? (Это кубик?) Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов? (Один гриб.) Так пассивный словарь становится активным.
Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, чтобы сформировать понятия длинный - короткий, подбирают два предмета одного цвета, одинаковые по ширине и толщине, отличающиеся только длиной (разница в длине должна быть не менее 10-15 см). Чтобы дать представление о количестве один - много, используют абсолютно одинаковые предметы: кладут на стол много однородных предметов, выделяют из группы один предмет и говорят: «Здесь один, а здесь много» (пять-десять предметов).
Задачи:
- формировать умение различать количество предметов
- выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов
- сравнивать предметы по величине, форме
- продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
- учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками
- определять время по часам
- учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
- учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах
- решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц
Коррекционные задачи:
Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить ребенку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Выбор методов и приемов обучения на каждом занятии зависит от новизны изучаемого.
Описание возможных результатов обучения обучающегося:
Личностные и предметные результаты
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
- умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах
- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти
- умение обозначать арифметические действия знаками
- умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
-умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами
- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Критерии оценивания результатов обучения:
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т. е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»,
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Содержание учебного предмета:
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Временные представления. | 3,5 | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности. |
2 | Количественные представления. | 3 | Знакомство с понятиями «много», «мало». Нахождение одинаковых предметов. Пазл «Геометрические фигуры». Знакомство со сборно-разборными игрушками. Выбор игрушки для конструирования. Показ действий по разборке пирамиды. Разборка, сборка мягкой пирамиды |
3 | Представления о величине. | 3 | Сравнение двух предметов: большой - маленький. Показ размера руками: большой - развести руки в стороны, маленький - имитация. Сравнение предметов способом приставления, наложения. Игры с пирамидками. |
4 | Представление о форме. | 4 | Геометрическая фигура - круг. Узнавание круга. Катание колец пирамиды. Сборка круга из 2 мягких частей, из 2 пазлов. Обведение по трафарету круга. Круглые геометрические тела - шар. Узнавание и отбор шара. Удержание в руках массажного мяча, пластмассового мяча. Катание резинового мяча. Перекладывание из руки в руку тряпичного мяча. Броски и ловля мяча. Различение круглых геометрических тел. Составление пирамиды из шаров. |
5 | Пространственные представления. | 4 | Перемещение в пространстве дома, держась за руки, за верёвочку, за обруч. Изменение положения рук «вперёд», «назад». Перемещение машины «вперёд», «назад». Составление разрезных картинок из 2 частей. Конструирование предмета из двух частей. Знакомство с понятиями «около», «рядом». Показ действий: встать «около стула, рядом с партой». Катание мяча, сбивание кеглей. Подбор фигур по цвету, размеру, форме. Группировка элементов строительных наборов по образцу. Конструирование совместных построек. Конструирование построек по образцу, по словесной инструкции. Расположение частей тела на себе: верх-низ. Изменение положения рук: вверх-вниз. Ориентация на плоскости: верх-низ альбома. Перемещение мяча в пространстве. Верхний - нижний этаж дома. Рисование дома по трафарету. Составление пирамиды «Грибочки». |
| | 17,5 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.
Методическая литература для учителя.
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
Дополнительная литература для учителя:
1. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 2012.
2. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 2013.
3. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2014.