МБОУ "Туринская средняя школа"
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2019 г. Руководитель МО: ______________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: от___________ /Пивоварова Е.В./ _____________ 2019 г. |
Рабочая программа
Математика. 1а класс.
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской учебной программы М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика.- М.: Просвещение, 2009. ОП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник входит в систему «Школа России» и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Математика. 1 класс. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – М.: Просвещение, 2011.
Место учебного предмета в образовательном процессе
Согласно учебному плану МБОУ ТСШ всего на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется в 1 классе 132ч. (4 ч. в неделю, 33 учебных недели).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитая мотивация к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивная самооценка, анализ своих действий и управление ими.
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работа в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнение арифметических действий (устно и письменно) с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представление, анализ и интерпретирование данных;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набор текста на клавиатуре, работа с меню, нахождение информации по заданной теме, распечатка её на принтере).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы), в меньшей степени устный опрос.
К концу первого класса обучающиеся научатся:
- называть числа от 0 до 20;
- называть и обозначать действия сложения и вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаю вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаю вычитания;
- оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчета в пределах 20;
- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождения числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломанной;
- строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам:
- длине, массе;
- решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценивать величины предметов на глаз.
Использовать приобретённую информацию в практической деятельности и повседневной жизни для :
- сравнения и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки величины предметов на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур);
- владения компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной деятельности.
Решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группе, в паре;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- слушать других;
- демонстрировать осознанные и прочные навыки вычислений;
- иметь пространственные и геометрические представления, осознанные способы математической деятельности.
В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность научиться:
- использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, записи выполнения алгоритмов.
Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше –ниже, длиннее –короче) и форме ( круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа на лево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Числа от 1 до 10. Число 0
Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки (больше),
Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10р., 1к., 5к., 10к.
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание
Конкретный смысл названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 -2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении –прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании –вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20
Нумерация
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единицы массы: килограмм. Литр.
Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч.) |
1 | 1 | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).Урок-путешествие. | | |
2 | 2 | Пространственные представления | | |
3 | 3 | Временные представления. Урок-путешествие. | | |
4 | 4 | Сравнение групп предметов. Столько же. Больше. Меньше. | | |
5 | 5 | Сравнение групп предметов: « На сколько больше (меньше)» | | |
6 | 6 | Сравнение групп предметов «На сколько больше (меньше)?» Пространственные представления. Урок - сказка. | | |
7 | 7 | Закрепление знаний по теме: «Сравнение предметов и групп предметов». Пространственные и временные представления. | | |
8 | 8 | Проверочная работа. | | |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч.) |
9 | 1 | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | | |
10 | 2 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | | |
11 | 3 | Число 3. Письмо цифры3. | | |
12 | 4 | Знаки +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Урок - сказка. | | |
13 | 5 | Числа 3, 4. Письмо цифры 4. | | |
14 | 6 | Понятие «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | | |
15 | 7 | Число 5. Письмо цифры 5. | | |
16 | 8 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры, Состав числа 5 из двух слагаемых. Урок – игра. | | |
17 | 9 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Урок-путешествие. | | |
18 | 10 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. Урок - игра. | | |
19 | 11 | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5; получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | | |
20 | 12 | Знаки: «» (больше), « Урок-игра. | | |
21 | 13 | Равенство. Неравенство. Урок - игра | | |
22 | 14 | Многоугольники. Урок – игра. | | |
23 | 15 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | | |
24 | 16 | Закрепление. Письмо цифры 7 | | |
25 | 17 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. Урок – игра. | | |
26 | 18 | Закрепление. Письмо цифры 9. Урок-путешествие. | | |
27 | 19 | Число 10. Запись числа 10. | | |
28 | 20 | Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. Урок – игра. | | |
29 | 21 | Сантиметр – единица измерения длины учебник Урок – сказка. | | |
30 | 22 | Увеличить. Уменьшить. Урок – игра. | | |
31 | 23 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний учащихся. | | |
32 | 24 | Работа над ошибками | | |
33 | 25 | Закрепление пройденного материала. | | |
34 | 26 | Число 0. Урок - игра | | |
35 | 27 | Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля. Урок - путешествие. | | |
36 | 28 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (28ч.) |
37 | 1 | Прибавить и вычесть 1. Знаки =, -, + | | |
38 | 2 | Прибавить и вычесть 1. | | |
39 | 3 | Прибавить и вычесть число 2 | | |
40 | 4 | Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. | | |
41 | 5 | Задача(условие, вопрос). Урок-игра. | | |
42 | 6 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | | |
43 | 7 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | | |
44 | 8 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | |
45 | 9 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | | |
46 | 10 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний. | | |
47 | 11 | Прибавить и вычесть число 3 | | |
48 | 12 | Приёмы вычислений. Урок-путешествие. | | |
49 | 13 | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. | | |
50 | 14 | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3». | | |
51 | 15 | Решение текстовых задач. | | |
52 | 16 | Прибавлять и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. | | |
53 | 17 | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | | |
54 | 18 | Решение задач. | | |
55 | 19 | Закрепления изученного материала. | | |
56 | 20 | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | | |
57 | 21 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний | | |
58 | 22 | Работа над ошибками. Обобщение. | | |
59 | 23 | Проверка знаний. Приёмы прибавления и вычитания числа 3 | | |
60 | 24 | Проверка знаний приёма прибавления и вычитания 3 | | |
61 | 25 | Проверка знаний приёма прибавления и вычитания 3 | | |
62 | 26 | Решение задач всех видов. Урок-путешествие. | | |
63 | 27 | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1,2,3, | | |
64 | 28 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами) | | |
Числа от 1 до 10 (12 ч.) |
65 | 1 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Урок-игра. | | |
66 | 2 | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. | | |
67 | 3 | Закрепление изученного материала. | | |
68 | 4 | Задачи на разностное сравнение чисел. | | |
69 | 5 | Решение задач. | | |
70 | 6 | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. | | |
71 | 7 | Решение задач. Закрепление пройденного материала. | | |
72 | 8 | Перестановка слагаемых. Урок-игра. | | |
73 | 9 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5.6.7.8.9. | | |
74 | 10 | Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, | | |
75 | 11 | Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. Урок -сказка. | | |
76 | 12 | Состав числа 10, Решение задач. | | |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (28часов) |
77 | 1 | Повторение изученного материала. Проверка знаний. | | |
78 | 2 | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
79 | 3 | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
80 | 4 | Решение задач. | | |
81 | 5 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Урок -сказка. | | |
82 | 6 | Вычитание из чисел 6,7. Состав чисел 6,7. | | |
83 | 7 | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. | | |
84 | 8 | Вычитание из чисел 8, 9. | | |
85 | 9 | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. | | |
86 | 10 | Вычитание из числа 10. | | |
87 | 11 | Килограмм. Урок-путешествие. | | |
88 | 12 | Литр. Урок-путешествие. | | |
89 | 13 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». | | |
90 | 14 | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | | |
91 | 15 | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | | |
92 | 16 | Образование чисел из одного десятка и несколько единиц. | | |
93 | 17 | Дециметр. Урок-путешествие. | | |
94 | 18 | Контрольная работа | | |
95 | 19 | Образование чисел из одного десятка и несколько единиц. | | |
96 | 20 | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20» | | |
97 | 21 | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | | |
98 | 22 | Решение задач. | | |
99 | 23 | Ознакомление с задачей в два действия. | | |
100 | 24 | Решение задач в два действия. | | |
101 | 25 | Приёмы сложения с переходом через десяток. | | |
102 | 26 | Сложение вида: □+2, □+3 | | |
103 | 27 | Сложение вида: □ +4 | | |
104 | 28 | Сложение вида: □ + 5 | | |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч.) |
105 | 1 | Сложение вида: □ +6, □ +7 | | |
106 | 2 | Сложение вида: □+8, □ +9 | | |
107 | 3 | Таблица сложения. Урок-путешествие. | | |
108 | 4 | Закрепление изученного материала. | | |
109 | 5 | Закрепление изученного материала. | | |
110 | 6 | Приёмы вычитания с переходом через десяток. | | |
111 | 7 | Вычитание вида 11 – □ | | |
112 | 8 | Вычитание вида 12 – □ | | |
113 | 9 | Вычитание вида 13 – □ | | |
114 | 10 | Вычитание вида 14 – □ | | |
115 | 11 | Вычитание вида 15 – □ | | |
116 | 12 | Вычитание вида 16 – □ | | |
117 | 13 | Вычитание вида 17 – □ | | |
118 | 14 | Закрепление знаний по теме: «Табличное сложение и вычитание чисел». | | |
119 | 15 | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание» | | |
120 | 16 | Работа над ошибками в контрольной работе. | | |
121 | 17 | Закрепление изученного материала по теме: Сложение и вычитание до 10 | | |
122 | 18 | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание до 10» | | |
123 | 19 | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание до 20» | | |
124 | 20 | Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание до 20» | | |
125 | 21 | Закрепление материала по теме: «Решение задач в два действия» | | |
126 | 22 | Контрольная работа. | | |
Итоговое повторение – 6 часов |
127 | 1 | Работа над ошибками | | |
128 | 2 | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | | |
129 | 3 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | |
130 | 4 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | |
131 | 5 | Анализ результатов. | | |
132 | 6 | Закрепление пройденного. | | |