СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Математика" 3кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математика" 3кл.»

Ростовская область, Пролетарский (с) район, хутор Коврино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковриновская средняя общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области





Утверждаю

Приказ от 15.08.2022 № 94







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Математике, курс Математика________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Начальное общее, 3 класс_______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 136

Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
















2022-2023 уч.год.

Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»


Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)

  • Федерального перечня учебников на 2022-2023 учебный год

  • Основной образовательной программы Школы;


Цели курса:


  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


Задачи курса:


  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

  • развитие познавательных способностей;

  • воспитание стремления к расширению математических знаний;

  • формирование критичности мышления;

  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

  • Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика предмета «Математика» в начальной школе

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать ианализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию. Анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышленияпослужит базойдля успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

В течении изучения курса «Математика» с 1 по 4 класс обучающиеся изучают следующие разделы:

Числа и величины:

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры:

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины:

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).


Работа с информацией:

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).


Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.


Раздел« ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»


Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметными результатами изучения предмета «Математика»являются следующие умения:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.

  • Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения:

  • сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

  • сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;

  • развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей;

  • развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;

  • овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно - двухшаговые) с использованием связок «если ..., то ...», «и», «все», «некоторые»;

  • приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными;

  • использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Основными ценностными ориентирами изучения математики являются:

Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремленияиспользовать математические знания в повседневной жизни.


Раздел « СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»


1. Тематическое планирование:


п/п

Название раздела, главы (темы)

Количество часов

Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8

https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

52

http://school-collection.edu.ru/

3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

37

https://resh.edu.ru

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

15

https://resh.edu.ru

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

12

http://school-collection.edu.ru/

6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

3

http://school-collection.edu.ru/

7

Приёмы письменных вычислений

9

https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer


Итого

136




    1. Использование резерва учебного времени.

Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.

2.Основное содержание по темам


Раздел 1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел (8 часов)

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Выражения с переменной. Решение уравнений.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел

Счёт предметов.

Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000.

Десятичные единицы счёта.

Разряды и классы. представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

- сравнивать и упорядочивать числа, знаки сравнения.

  • пользоваться изученной математической терминологией;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом;

  • проверять правильность выполненных вычислений

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.



Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.



Раздел 2.Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление чисел (52часа)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х * 3=21, х : 4 = 9, 27: х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление чисел

  • таблицу умножения и деления однозначных чисел;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

  • состав и значение единиц измерения. пользоваться изученной математической терминологией;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

  • проверять правильность выполненных вычислений

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • выполнять вычисления с нулем;

  • выполнять деление числа на это же число; делить нуль на число.

Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.

Раздел3.Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (37 часов)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а * b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

таблицу умножения и деления однозначных чисел

решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий)

- пользоваться изученной математической терминологией

- проверять правильность выполнения вычислений

Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.


Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация (15часов)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация

последовательность чисел в пределах тысячи

читать, записывать и сравнивать числа в пределах тысячи

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых

- сравнивать величины по их числовым значениям



Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.


Раздел 5.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 часов)

Сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Сложение, вычитание, умножение и деление.

Знаки действий.

Названия компонентов и результатов арифметических действий.

Таблица сложения. Таблица умножения.

Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления).

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

находить неизвестный компонент арифметического действия;

- знать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- находить значения числового выражения;

- использовать свойств арифметических действий и правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.



Раздел 6.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (3часа)

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 - 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание) многозначных чисел;

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

- выражать данные величины в различных единицах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе и др.


Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.



Раздел 7.Приёмы письменных вычислений (10 часов)

Деление с остатком. Свойства умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Раздел

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

7

Приёмы письменных вычислений

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число.

Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

- применять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- находить значения числового выражения;

- использовать свойства арифметических действий и правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.



Р.Научиться контролировать свою деятельность.

П.Поиск и выделение необходимой информации.

К.Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов,

учебных

мотивов.



2.1. Перечень контрольных, практических работ, экскурсий:


Глава (раздел)

Тема

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

1

*К.р. «Повторение: сложение и вычитание»


Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

2

3

4

*К.р. «Умножение и деление на 2 и3» у.с.32-33

*К.р. «Табличное умножение и деление» Т.с.41-43

*К.р.I полугодие У.с.109-110

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

5

6

7

*К.р. «Умножение и деление круглых чисел»

*К.р. «Решение уравнений» М-ка с.260

*К.р. «Деление с остатком» М-ка с.291

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

8


*К.р. «Нумерация в пределах 1000»(М-ка с.335)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

9


*К.р. «Сложение и вычитание» М-ка с.374

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Приёмы письменных вычислений

10

*Годовая контрольная работа

выделение оценочных работ * жирным шрифтом, курсивом.

2.2. Количество часов, контрольных работ, практических работ по четвертям, за год:


Четверть

Всего часов по предмету

Количество к/р

1 четверть

33

2

2 четверть /1 полугодие

29

2

3 четверть

38

3

4 четверть /

2 полугодие

29

3

Год

130

10


Раздел: «КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

п/п


Название раздела программы, тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

Числа от1 до 100.Сложение и вычитание. 8ч

1

Повторение. Устные и письменные приёмы.

1

Повтор. Табл.

2.09

2

Повторение. Устные и письменные приёмы.

1

С5 №1,2

5.09

3

Выражения с переменной.

1

с 6 №2,5

6.09

4

Решение уравнений.

1

с 6 №6,8

7.09

5

Решение уравнений.

1

с 8 № 11, 12

9.09

6

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

с 10 №2,4

12.09

7

*Контрольная работа «Повторение: сложение и вычитание»

1

Т.с 4 №4,5

13.09

8

Анализ контрольной работы.

1

С16№18,20,21

14.09

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 51ч

9

Связь умножения и сложения.

1

с 19 №2,8

16.09

10

Связь между компонентами и результатом умножения.

1

с 18№2,6

19.09

11

Чётные и нечётные числа.

1

тс 8№19,34

20.09

12

Таблица умножения и деления на 3.

1

с 20№5,6

21.09

13

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1

Табл.умнож.

23.09

14

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1

правило

26.09

15

Решение задач с понятиями «масса», «количество».

1

С24 №5,6

27.09

16

Решение задач с понятиями «масса», «количество».

1

с 22№5,6

28.09

17

Порядок выполнения действий.

1

С25 №4,5

30.09

18

Порядок выполнения действий.

1

с 26№3,4

3.10

19

*Контрольная работа «Умножение и деление на 2 и 3»

1

Тс4 №8

4.10

20

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления на 4.

1

с 34№5

5.10

21

Закрепление.

1

С3014,16№

7.10

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

с 36№2,4

10.10

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

Повт.таблицу

11.10

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

С38№2,4

12.10

25

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

С39 №3,4

14.10

26

Решение задач.

1

Тс12 №15,16

17.10

27

Таблица умножения и деления на 5.

1

Тс20 №38,39

18.10

28

Задачи на кратное сравнение.

1

с 41№2,5

19.10

29

Задачи на кратное сравнение.

1

С42 №3,4

21.10

30

Решение задач.

1

С43 №3,4

2чет.

1.11

31

Что узнали? Чему научились?

1

С23 №48,49

2.11

32

Таблица умножения и деления на 6

1

Повт.таблицу

7.11

33

*Контрольная работа «Табличное умножение и деление» (Т.с.41-43)

1

С44№2,4

8.11

34

Решение задач.

1

С45 №4,5

9.11

35

Таблица умножения и деления на 7.

1

с 46№3,5

11.11

36

Странички для любознательных. Наши проекты.

1

тс 26№55,56

14.11

37

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

С57№4,5

15.11

38

Квадратный сантиметр.

1

с 58№5,8

16.11

39

Площадь прямоугольника.

1

с 61№5,7

18.11

40

Таблица умножения и деления на 8.

1

С62 №1,6

21.11

41

Закрепление изученного.

1

с 63№2,6

22.11

42

Решение задач.

1

С64 №4,5

23.11

43

Решение задач.

1

таблица

25.11

44

Таблица умножения и деления на 9.

1

с 65№4,6

28.11

45

Квадратный дециметр.

1

с 67№6,9

29.11

46

Таблица умножения. Закрепление

1

С68 №3,4

30.11

47

Квадратный метр.

1

с 71№4,5

2.12

48

Закрепление изученного

1

с 72№4,5

5.12

49

Умножение на 1

1

с 82№3,7

6.12

50

Умножение на 0

1

с 83№6,7

7.12

51

Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число.

1

с 84№4,5

9.12

52

Доли.

1

с 93№4,6

12.12

53

Доли.

1

Т с48 №127-130

13.12

54

Закрепление изученного.

1

Табл.умнож.

14.12

55

*Контрольная работа за Iполугодие (У.с.109-110)

1

Тс53 №140-142

16.12

56

Круг, окружность.

1

с 95№6

19.12

57

Круг, окружность.

1

с 95№3,4

20.12

58

Диаметр круга. Решение задач.

1

с 96№3,4

21.12

59

Единицы времени.

1

с 98№4,5

23.12

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 36ч

60

Умножение и деление круглых чисел.

1

с.4 №2,6

26.12

61

Случаи деления вида 80:20

1

с. 5№5,7

27.12

62

Умножение суммы на число.

1

с.6 №3

3чет.

9.01

63

Умножение суммы на число.

1

с.7 №5,6

10.01

64

Умножение двузначного числа на однозначное

1

с.8 №3,6

11.01

65

Умножение двузначного числа на однозначное

1

с.9№6,7

13.01

66

Закрепление изученного.

1

с.10№5,7,8

16.01

67

Закрепление изученного.

1

с.13 №2,5

17.01

68

Деление суммы на число.

1

с.14 №3,5

18.01

69

Деление суммы на число.

1

Р.т. с.5№6 ,7

20.01

70

Деление двузначного числа на однозначное.

1

с.15№5,6,7

23.01

71

Деление двузначного числа на однозначное.

1

Р.т.с.7№11,12,13

24.01

72

Делимое, делитель.

1

с.16 №5,6

25.01

73

Делимое, делитель.

1

Т.с.9№18

27.01

74

Проверка деления

1

с.17 №5,6

30.01

75

*Контрольная работа «Умножение и деление круглых чисел»

1

Р.т. с.12№24,25

31.01

76

Деление вида 87:29

1

с.18№6 ,7

1.02

77

Деление вида 87:29

1

с.19№6,7

3.02

78

Проверка умножения

1

с.20№7,8

6.02

79

Проверка умножения

1

Р.т. с.13№26, 28

7.02

80

Решение уравнений

1

с.21 №6,8

8.02

81

Решение уравнений

1

Р.т. с.18№41-43

10.02

82

Закрепление изученного.

1

с.24№3,6.

13.02

83

Закрепление изученного.

1

с.25№10,11,12

14.02

84

*Контрольная работа «Решение уравнений».

1

с.25№8,9

15.02

85

Анализ контрольной работы. Деление с остатком.

1

с.26№4,5

17.02

86

Деление с остатком.

1

с.27 №4,5

20.02

87

Деление с остатком.

1

с.29 №4,5

21.02

88

Решение задач на деление с остатком.

1

с.30 №3,6

22.02

89

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

С. 31№5(2), №7.

27.02

90

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

Р.т. с.34№88,89

28.02

91

Проверка деления с остатком.

1

с.32№4,5

1.03

92

Что узнали? Чему научились?

1

Р.т. с.34 №90,93

3.03

93

Наши проекты.

1

с.35№19,22

6.03

94

*Контрольная работа «Деление с остатком»

(М-ка с.291)

1

Повторить таблицу

7.03

95

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных

1

Р.т. с.23 №55


10.03

Числа от 1 до 1000. Нумерация. 15ч.

96

Тысяча. Образование и название трёхзначных чисел.

1

с.42№6,7

13.03

97

Образование и название трёхзначных чисел.

1

с.43 №6,7

14.03

98

Запись трёхзначных чисел.

1

с.45№8,9

15.03

99

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

с.46№6,7

17.03

100

Увеличение, уменьшение чисел в 10,100 раз.

1

с.47 №4,6

20.03

101

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

с.48 №5,7

21.03

102

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Р.т.с.24 №57,59

22.03

103

Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

1

с.49№7,8

4чет.

3.04

104

Сравнение трёхзначных чисел.

1

с.50№4,5

4.04

105

Сравнение трёхзначных чисел.

1

Р.т. с.25№60,62

5.04

106

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

с.51 №7,8

7.04

107

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Р.т. с.28№69,70

10.04

108

Единица массы. Грамм.

1

с.54 №4,5

11.04

109

Закрепление изученного.

1

с.60№19,26

12.04

110

*Контрольная работа «Нумерация в пределах 1000» (М-ка с.335)

1

с.60№21,23

14.04

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. 10ч.

111

Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений.

1

с.66№5,6

17.04

112

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

1

с.67№5,6

18.04

113

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

1

т с.51№11,12

19.04

114

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1

с.69№4,6

21.04

115

Приёмы письменных вычислений.

1

с.70№3,5,7

24.04

116

Приёмы письменных вычислений.

1

Р.т. с.69№32,33

25.04

117

Алгоритм сложения трёхзначных чисел (Тест№8)

1

с.71№5,6

26.04

118

Повторение

1

с.72№4,7

28.04

119

*Контрольная работа «Сложение и вычитание» (М-ка с.374)

1

с.73№3,4

2.05

120

Анализ контрольной работы.

1

Т.с.57№30,31

3.05

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 2ч

121

Приёмы устных вычислений.

Виды треугольников

1

с.82№3,5

5.05

122

Закрепление изученного материала.

1

с.85 №4,5

10.05

Приёмы письменных вычислений 8ч.

123

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.Алгоритм письменного умножения трёхзначных чисел на однозначное.

1

Р.т.с.63 №14,16

12.05

124

Алгоритм деления трёхзначных чисел на однозначное.

1

с.89 №5,6

15.05

125

Проверка деления

1

с.95 №5,6

16.05

126

Решение задач.

1

с.96№4,6

17.05

127

Закрепление. Знакомство с калькулятором.

1

с.100№12,14

19.05

128

*Годовая контрольная работа (М-ка с.434)

1

с.99№4,5,6

22.05

129

Анализ контрольной работы. Приёмы письменного деления в пределах 1000.

1

т. с.76№1,2

23.05

130

Итоговый урок

1

повторение

24.05


ИТОГО

130ч




1.Виды и формы контроля реализации программы «Математика»:

Для контроля и оценки усвоения учебного материала по предмету используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля. Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.

- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы в виде тестов);

- аттестация по итогам обучения за четверть ( проверочные работы в виде тестов, контрольные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, конкурсах, проектная деятельность и т.д.).


Раздел: «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ»

1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

- Обязательные учебные материалы для ученика:

Математика (в 2 частях), 3 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

- Методические материалы для учителя:

Математика (в 2 частях), 3 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Волкова С. И. Математика. Тесты.3 кл. — М.: Просвещение, 2022;

Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы. Ч.1. 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2021;

Математика 3кл., МороМ.И, Волкова С.И рабочая тетрадь (в двух частях);

Математика 3кл., Волкова С.И проверочные работы;




-Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:


Российская электронная школа: https://resh.edu.ru

Дистанционное образование для школьников «Учи.ру» https://uchi.ru/

Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer

ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/

Российское движение школьников https://рдш.рф/

Образовательные тренажеры для учеников «Умная ворона» https://umnayavorona.ru/

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебное оборудование


ТСО:

-компьютер.

-экран.

- колонки.

-учебные таблицы по математике:

«Таблица умножения и деления»

«Состав числа»

«Решаем уравнение»

«Компоненты сложения и вычитания»

-наглядное пособие:

«Лента цифр»

«Фрукты и овощи»

«Карточки с примерами»

«Домики на состав чисел»


Оборудование для проведения практических работ

-компьютер

-комплект инструментов: линейка, набор геометрических фигур.

-магнитная доска