МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018г. Руководитель МО: ____________________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: ________________ /Пивоварова Е.В./ ______________2018г. |
Рабочая программа
Математика. 4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы: М.И. Моро, Волкова С.И., Степанова С.В./Математика. 4 класс, М.:, Просвещение, 2012г, ООП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник:
Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 4 класс в 2-х частях, М.: Просвещение, 2017.
Место предмета в образовательном процессе
Изучение курса «Математика» в 4 классе рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает продолжение достижения четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Математика»:
Ощущение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий.
Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
Приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Математика»:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Математика».
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, b : 2, а + Ь, с -d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между нами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвертом классе обучающийся получит возможность научиться:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр; площадь и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
- формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобкам и без них;
- пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
определения времени пор часам (в часах и минутах);
решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
оценки величины предметов на глаз;
самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000
Повторение (14 ч)
Четыре арифметических действия.
Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приёмы вычислений.
Нумерация (12 ч)
Новая счётная единица – 1000.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для реализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида: х+312=654+79, 729-х=217+163, х-137=500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6-х=429+120, х-18=270-50, 360:х=630:70 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1 000 000. Письменное умножение и деление на трёхзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2-4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 её частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (7 ч.)
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема | Дата |
1 четверть (36 часов) |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (14 часов) |
1 | 1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 03.09 | |
2 | 2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 04.09 | |
3 | 3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 05.09 | |
4 | 4 | Вычитание трёхзначных чисел | 06.09 | |
5 | 5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 10.09 | |
6 | 6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | 11.09 | |
7 | 7 | Входной тест | 12.09 | |
8 | 8 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 13.09 | |
9 | 9 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 17.09 | |
10 | 10 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | 18.09 | |
11 | 11 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 19.09 | |
12 | 12 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 20.09 | |
13 | 13 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 24.09 | |
14 | 14 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа по теме «Повторение» | 25.09 | |
Нумерация (12 часов) |
15 | 1 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | 26.09 | |
16 | 2 | Чтение многозначных чисел | 27.09 | |
17 | 3 | Запись многозначных чисел | 01.10 | |
18 | 4 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 02.10 | |
19 | 5 | Сравнение многозначных чисел | 03.10 | |
20 | 6 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 04.10 | |
21 | 7 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 08.10 | |
22 | 8 | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа по теме «Нумерация» | 09.10 | |
23 | 9 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» | 10.10 | |
24 | 10 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант. Контроль знаний, умений и навыков | 11.10 | |
25 | 11 | Контрольная работа по теме «Нумерация» | 15.10 | |
26 | 12 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 16.10 | |
Величины (15 часов) |
27 | 1 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины | 17.10 | |
28 | 2 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 18.10 | |
29 | 3 | Таблица единиц площади | 22.10 | |
30 | 4 | Определение площади с помощью палетки | 23.10 | |
31 | 5 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | 24.10 | |
32 | 6 | Таблица единиц массы | 25.10 | |
33 | 7 | Контрольная работа за 1 четверть | 29.10 | |
34 | 8 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический диктант Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 30.10 | |
35 | 9 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | 31.10 | |
36 | 10 | Единица времени – сутки | 01.11 | |
2 четверть (28 часов) |
37 | 1 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | 12.11 | |
38 | 2 | Единица времени – секунда | 13.11 | |
39 | 3 | Единица времени – век | 14.11 | |
40 | 4 | Таблица единиц времени. Проверочная работа по теме «Величины» | 15.11 | |
41 | 5 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 19.11 | |
Сложение и вычитание (14 часов) |
42 | 1 | Устные и письменные приёмы вычислений | 20.11 | |
43 | 2 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | 21.11 | |
44 | 3 | Нахождение неизвестного слагаемого | 22.11 | |
45 | 4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 26.11 | |
46 | 5 | Нахождение нескольких долей целого | 27.11 | |
47 | 6 | Нахождение нескольких долей целого | 28.11 | |
48 | 7 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 29.11 | |
49 | 8 | Сложение и вычитание значений величин | 03.12 | |
50 | 9 | Сложение и вычитание значений величин | 04.12 | |
51 | 10 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 05.12 | |
52 | 11 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 06.12 | |
53 | 12 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 10.12 | |
54 | 13 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера | 11.12 | |
55 | 14 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 12.12 | |
Умножение и деление (74 часа) |
56 | 1 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 13.12 | |
57 | 2 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 17.12 | |
58 | 3 | Умножение на 0 и 1 | 18.12 | |
59 | 4 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант | 19.12 | |
60 | 5 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 20.12 | |
61 | 6 | Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностика | 24.12 | |
62 | 7 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 25.12 | |
63 | 8 | Контрольная работа за 2 четверть | 26.12 | |
64 | 9 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное | 27.12 | |
3 четверть (36 часов) |
65 | 1 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 10.01 | |
66 | 2 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 14.01 | |
67 | 3 | Решение задач на пропорциональное деление. | 15.01 | |
68 | 4 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 16.01 | |
69 | 5 | Решение задач на пропорциональное деление | 17.01 | |
70 | 6 | Деление многозначного числа на однозначное | 21.01 | |
71 | 7 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 22.01 | |
72 | 8 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 23.01 | |
73 | 9 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 24.01 | |
74 | 10 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач | 28.01 | |
75 | 11 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | 29.01 | |
76 | 12 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 30.01 | |
77 | 13 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 31.01 | |
78 | 14 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 04.02 | |
79 | 15 | Умножение числа на произведение | 05.02 | |
80 | 16 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 06.02 | |
81 | 17 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 07.02 | |
82 | 18 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 11.02 | |
83 | 19 | Решение задач на одновременное встречное движение | 12.02 | |
84 | 20 | Перестановка и группировка множителей | 13.02 | |
85 | 21 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» | 14.02 | |
86 | 22 | Деление числа на произведение | 18.02 | |
87 | 23 | Деление числа на произведение | 19.02 | |
88 | 24 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 20.02 | |
89 | 25 | Составление и решение задач, обратных данной | 21.02 | |
90 | 26 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 26.02 | |
91 | 27 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 27.02 | |
92 | 28 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 28.02 | |
93 | 29 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 04.03 | |
94 | 30 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 05.03 | |
95 | 31 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 06.03 | |
96 | 32 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант | 07.03 | |
97 | 33 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | 11.03 | |
98 | 34 | Проект: «Математика вокруг нас» | 12.03 | |
99 | 35 | Контрольная работа за 3 четверть | 13.03 | |
100 | 36 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 14.03 | |
4 четверть (36 часов) |
101 | 1 | Умножение числа на сумму | 25.03 | |
102 | 2 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 26.03 | |
103 | 3 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 27.03 | |
104 | 4 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 28.03 | |
105 | 5 | Решение текстовых задач | 01.04 | |
106 | 6 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 02.04 | |
107 | 7 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 03.04 | |
108 | 8 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 04.04 | |
109 | 9 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 08.04 | |
110 | 10 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант | 09.04 | |
111 | 11 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 10.04 | |
112 | 12 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | 11.04 | |
113 | 13 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 15.04 | |
114 | 14 | Деление многозначного числа на двузначное по плану | 16.04 | |
115 | 15 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | 17.04 | |
116 | 16 | Деление многозначного числа на двузначное | 18.04 | |
117 | 17 | Решение задач | 22.04 | |
118 | 18 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | 23.04 | |
119 | 19 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 24.04 | |
120 | 20 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» | 25.04 | |
121 | 21 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант | 29.04 | |
122 | 22 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 30.04 | |
123 | 23 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 03.05 | |
124 | 24 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | 06.05 | |
125 | 25 | Деление на трёхзначное число | 07.05 | |
126 | 26 | Проверка умножения делением и деления умножением | 08.05 | |
127 | 27 | Проверка деления с остатком | 13.05 | |
128 | 28 | Проверка деления | 14.05 | |
129 | 29 | Контрольная работа за год | 15.05 | |
Итоговое повторение (7 часов) |
130 | 1 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». Математический диктант | 16.05 | |
131 | 2 | Итоговая диагностическая работа | 20.05 | |
132 | 3 | Нумерация. Выражения и уравнения | 21.05 | |
133 | 4 | Арифметические действия | 22.05 | |
134 | 5 | Порядок выполнения действий. | 23.05 | |
135 | 6 | Величины | 27.05 | |
136 | 7 | Геометрические фигуры. | 28.05 | |