Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №3 30 января 2023 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 30 января 2023 года | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | художественно–эстетическая |
Объединение | юный модельер |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 144 часа |
Возраст обучающихся | 10–14 лет |
Угинова Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» художественной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.
Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.
Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.
Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, как младшего, так и среднего школьного возраста..
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.
Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.
Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.
Новизна программы заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.
В ходе реализации программы, обучающиеся одновременно изучают азбуку этикета в общественных местах, учатся правилам поведения в обществе. А с помощью игр и разнообразных викторин усваивают эти знания на практике. Работая над мягкой игрушкой, обучающиеся не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе.
Цель: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки.
Задачи:
Образовательные:
дать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами;
освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;
изучить основные технологии изготовления мягких игрушек;
обучить рациональному использованию материалов; Развивающие:
развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности.
развивать интерес к прикладному творчеству;
формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой.
Воспитательные:
формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;
расширять и обогащать практический опыт детей, знания о производственной деятельности людей;
воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;
воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;
воспитывать эстетический вкус.
Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от уже существующих по данному направлению заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развития эстетического вкуса, формированию положительных качеств личности. При изготовление куклы используются современные материалы для построения каркаса (поролон, проволока), которые не используются при изготовлении покупных игрушек.
Сроки реализации программы -1 год.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Мягкая игрушка» - 10 -14 лет
Психолого- педагогические особенности возрастной категории обучающихся. Программа рассчитана на освоение детьми возраста 10-14 лет, поэтому возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения занятий на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание техники изготовления игрушки должно строиться на понимании сущности обучения декоративно-прикладному творчеству как процессу взаимодействия педагога и обучающихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать активным участником учебного процесса.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1. Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | упражнения |
3. Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4. Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | экспозиция |
8. Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование. |
12. Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
13. Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Формы работы коллектива:
участие в выставках, семинарах;
мастер – классы;
защита проектов;
содружество с другими объединениями рукоделия;
встреча с народными умельцами;
посещение выставок декоративно-прикладного искусства
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 10-14 лет.
Наполняемость группы –15 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (144 часа в год).
Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать и уметь:
уметь оборудовать рабочее место до начала занятия и привести его в порядок по окончании работы;
освоить основные швы («вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «через край», «потайной»);
уметь выбирать ткань и цветовое решение изделия;
знать инструменты и материалы, необходимые для работы на кружке; знать правила техники безопасности во время работы над игрушкой;
уметь самостоятельно выбирать вариант оформления игрушки;
изучить технологию пошива безлекальных, полуплоских, объемных, и полезных игрушек;
самостоятельно изготавливать игрушки по освоенным технологиям;
уметь самостоятельно подбирать материалы, фурнитуру и варианты оформления игрушек;
знать и выполнять правила техники безопасности;
освоить технологию изготовления и научиться шить объемные мягкие, каркасные игрушки;
научиться шить и украшать куклы;
знать условные обозначения в литературе.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы контроля. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций.
Критерии оценки уровня, знаний, умений и навыков:
Высокий уровень: обучающий освоил весь объем знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, в тестировании не допустил ошибок; специальные термины употребляет осознанно и полном объеме в соответствии с их содержанием.
Средний уровень: ребёнок с помощью педагога после небольшой подсказки выполнил не менее 60-89% заданий правильно, в тестировании допустил одну или две ошибки.
Низкий уровень: после любой помощи педагога ребенок не может выполнить ряд заданий, либо выполнил менее 60% заданий правильно, в тестировании допустил три и более ошибки.
Условия реализации программы.
Материально-технические:
-занятия проводятся в МАУ ДО ДЮЦ, в кабинете, оснащенном швейными машинами с ручным, ножным, электрическим приводом, утюжильным местом и раскройным столом.
Для успешной работы объединения потребуется:
Кабинет с хорошим освещением, столы, стулья.
Дидактический материал
Наглядные пособия
Материалы и инструменты:
Ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметр.
Хлопчатобумажные нитки, шерстяные или синтетические нити различных цветов; пряжа, мулине.
Ткань разного цвета, вида, строения.
Трикотаж, готовые перчатки, носки.
Синтепон, ватин, флизелин, поролон.
Тесьма, сутаж, ленты.
Пуговицы, бисер.
Мех
Спицы, крючки, пяльца.
Пластиковые банки.
Проволока.
Клей «Титан»
Карандаши, ручки, фломастеры.
Бумага, картон, фольга, пергаментная бумага, альбомы, мишура.
Тематический план
| | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Пошив объемных игрушек из поролона | 20 | 2 | 18 |
3. | Пошив игрушек на каркасной основе | 24 | 6 | 18 |
4. | Новогодние украшения | 18 | 2 | 16 |
5. | Куклы - сувениры в народных костюмах. | 18 | 4 | 14 |
6. | Лоскутные куклы. | 4 | 1 | 3 |
7. | Проект «Полезные игрушки». | 4 | 1 | 3 |
8. | Проект «Игрушки в подарок». | 4 | 1 | 3 |
9. | Проект «Комбинированные игрушки по рукоделию». | 4 | 1 | 3 |
10. | Тильды | | | |
10.1. | Тильды - куклы | 16 | 2 | 14 |
10.2 | Тильды – интерьер | 8 | 1 | 7 |
10.3 | Тильды - пэчворк | 6 | 1 | 5 |
10.4 | Тильды - пасха | 8 | 1 | 7 |
10.5 | Тильды - летняя страна | 6 | 1 | 5 |
11. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
| Итого: | 144 | 28 | 116 |
Содержание программы
Тема№ 1 | Знакомство с новыми видами творчества. Цели и задачи объединения. Правила техники безопасности работы в объединении. Расписание занятий. |
Воспитательная работа | Час общения. |
Форма аттестации/контроля | Входная диагностика. |
Тема №2 | «Пошив объемных игрушек из поролона». Проект «Волшебный лес». Просмотр иллюстраций по теме. Обсуждение образа игрушки. Технология подбора ткани, материалов, раскроя и пошива. Применения поролона в создании объема игрушки. Характеристика дополнительного материала в оформлении игрушки. Способ изготовления общей поляны для композиции «Волшебный лес» |
Практические занятия | Выбор игрушки для композиции( мухомориха, мухомор, дождевики, поганка, лисички, сморчки, волнушки, опята). Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей. Пошив деталей игрушки. Выворачивание. Придание формы игрушки с помощью заготовок из поролона. Оформление игрушки. Изготовление общей поляны для игрушек. Компоновка игрушек. |
Воспитательная работа | Игра - путешествие в волшебный лес. Беседа о разновидностях грибов. |
Форма аттестации/контроля | Защита проекта «Волшебный лес». |
Тема №3 | «Пошив игрушек на каркасной основе». Проект «Цветочная поляна». Обсуждение образа игрушки. Технология подбора ткани, материалов, раскроя и пошива. Способы изготовления и применения каркасов для игрушек. Способы закрепления игрушек на общем фоне. Способ составления композиции «Цветочная поляна». |
Практические занятия | Просмотр образцов. Выбор игрушки для композиции (земляничка, ромашка, чертополох, ландыши, одуванчик, фуксия, мимоза) раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей. Пошив деталей игрушки. Выворачивание. Изготовление проволочного каркаса. Сборка и оформление игрушек на общем фоне. |
Воспитательная работа | Сказочная история о жителях цветочного города. Викторина «Угадай цветок». Беседа «Значение переднего и заднего плана» |
Форма аттестации/контроля | Защита проекта «Цветочная поляна» |
Тема №4 | «Новогодние украшения» Роль материала в изготовлении новогодних украшений. Условность формы и особенности конструкции украшений. Рекомендации по выполнению работы. Применение ткани, пряжи, меха в оформлении украшений. |
Практические занятия | Просмотр образцов и выбор новогоднего украшения для дома. Подбор материалов, инструментов, мишуры, пряжи. Копирование деталей. Выполнение украшений. |
Воспитательная работа | Игра – путешествие « В мир сказок и приключений». Оформление кабинета новогодними украшениями. |
Форма аттестации/контроля | Промежуточная диагностика. |
Тема №5 | Куклы - сувениры в народных костюмах. (Кукла в русском костюме( Рязанская область, Орловская область), кукла в узбекском костюме, кукла в латышском костюме, кукла в украинском костюме, кукла в казахском костюме.) |
Практические занятия | Просмотр иллюстраций по теме. Обсуждение образа игрушки. Технология подбора ткани, материалов, раскроя и пошива. Применения поролона в создании объема игрушки. Характеристика дополнительного материала в оформлении игрушки. |
Воспитательная работа | Беседа куклы - сувениры в народных костюмах. . |
Форма аттестации/контроля | Тренинг - общение. Выставка игрушек. |
Тема № 6. | Лоскутные куклы. |
Практические занятия | Рассмотреть готовые куклы. Изготовить шаблон для задуманного изделия. Подобрать определенное количество хлопчатобумажных лоскутов. Выкроить основу для каркаса куклы. Выполнить последовательность шитья лоскутной куклы. С помощью шаблона придать деталям куклы нужную форму. Подобрать по цвету пряжу для волос. |
Воспитательная работа | Театральное представление. |
Форма аттестации/контроля | Самореклама игрушек. |
Тема № 7. | Проект «Полезные игрушки». Изучение свойств ткани – флис, фетр. Основные способы обработки краёв ткани. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Обучающая игра «Полезные игрушки ». |
Форма аттестации/контроля | Защита проекта. |
Тема № 8. | Проект «Игрушки в подарок». |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Конкурсная игра по станциям «Хочу все знать!» |
Форма аттестации/контроля | Защита проекта. |
Тема № 9. | «Комбинированные работы по рукоделию». Технология изготовления мягконабивных игрушек. Способы сочетания нескольких видов рукоделия в одной игрушке. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Беседа «Современные игрушки в жизни ребенка». |
Форма аттестации/контроля | Дискуссия в аквариуме. |
Тема№10. | Тильды. |
Тема№10.1. | Тильды - куклы. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Игра – путешествие «Куклы будущего» |
Форма аттестации/контроля | Выставка игрушек. |
Тема№10.2 | Тильды – интерьер. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Мозаика творческих идей. Посещение выставки детского творчества вместе с родителями. |
Форма аттестации/контроля | Опрос по теме. |
Тема№10.3 | Тильды – пэчворк. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Цикл бесед «Лоскутные фантазии». |
Форма аттестации/контроля | Демонстрация работ. |
Тема№10.4 | Тильды – пасха. |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Сюжетно – ролевая игра «Светлая пасха». |
Форма аттестации/контроля | Самореклама игрушки. |
Тема№10.5 | Тильды - летняя страна. Беседа « Уют дачных домов» |
Практические занятия | Просмотр готовых игрушек. Подбор материалов и инструментов. Копирование лекал. Раскрой деталей игрушки. Сметывание деталей игрушки. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, вышивкой и вязанными деталями. |
Воспитательная работа | Беседа « Уют дачных домов». Тренинг - общение «Город мастеров». |
Форма аттестации/контроля | Презентация работ. |
Тема№11. | «Итоговое занятие». Итоги обучения по программе «Мягкая игрушка». |
Воспитательная работа | Беседа: 1. «Правила поведения в лесу!» 2. «Правила безопасности на воде!» 3. «Правила поведения на дороге!» |
Форма аттестации/контроля | Итоговая диагностика. Выставка работ для родителей. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В обучении преимущественно будет использован метод предметного обучения, что позволит учитывать психологические и физиологические особенности детей – желание достаточно быстро видеть результаты своего труда в готовом изделии. Кроме того, в работе с детьми будут использованы и другие методы и приемы обучения: беседа, рассказ, диалог, самостоятельная работа, работа с книгой, выполнение практических заданий и т.д.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Занятия организованы таким образом, чтобы дети принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.
В учебно-методический комплекс программы входит:
образцы изделий;
шаблоны;
специальная литература;
таблицы, схемы;
разработки игр;
инструктажи по выполнению игрушек;
инструктажи по технике безопасности
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления.
Формы занятий
№ п/п | Название раздела и темы образовательной программы | Формы занятий | Названия и формы методических материалов | Формы подведения итогов по теме или разделу |
1. | Вводное занятие | Экскурсия, инструктаж, беседа. | Инструкции, выставочные работы. | Тестирование. |
2. | Пошив объемных игрушек из поролона | Урок-игра, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Коллективная оценка композиции. |
3. | Пошив игрушек на каркасной основе | Мастер – класс, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Викторина, демонстрация игрушек. |
4. | Новогодние украшения | Проект, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Оформление кабинета новогодними украшениями. |
5. | Куклы - сувениры в народных костюмах. | Урок-тренинг, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Тренинг- общение |
6. | Лоскутные куклы. | Мастер – класс, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Экспресс-опрос |
7. | Проект «Полезные игрушки». | Занятие - конкурс, беседы по теме, практические занятия. | Подборка литературы Демонстрацион ный материал Ресурсы Интернета | Обучающая игра «Полезные игрушки » |
8. | Проект «Игрушки в подарок». | Проект, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Конкурсная игра по станциям «Хочу все знать!» |
9. | Проект «Комбинированные игрушки по рукоделию». | Проект, беседы по теме, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Деловая игра «Мастерицы» |
10. | Тильды | Занятие – тренинг, практические занятия, беседы. | Подборка литературы Демонстрационный материал Ресурсы Интернета | Тренинг- общение «Город мастеров» |
11. | Итоговое занятие | Дискуссия по теме, беседы, практические занятия. | Технологические карты, лекала, наглядные пособия. | Выставка готовых изделий. Защита творческих работ. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Андреева И.А. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2021.
Белова Н.Р., Неботова З.Л. Мягкая игрушка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2018.
Городкова Т.В. Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. – Ярославль: Академия развития, 2018.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 2010.
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом, 2019.
Максимова М.В., Кузьмина М.П. Лоскутики. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2019.
Максимова М.В., Кузьминам .А. Девичьи хлопоты». – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2019.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 2017.
Петухова В.И. Мягкая игрушка. – М.: Просвещение, 2018.
Литература для обучающихся
Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис Пресс, 2020.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка: Волшебный сад. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК, 2001.
Калинин М. Рукоделие для детей. – Минск Полымя, 2017.
Кононович Т.И. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2020.
Кононович Т.И. Мягкая игрушка: игрушки с бисером. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.
Кочетова С.В. Мягкая игрушка: игрушки из носочков. – М: РОПИЛ КЛАССИК, 2020.
Путянина Е.Б. Шьем мягкие игрушки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Фролова Т.О. Мягкая игрушка. - М. АCT, 2020.