МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ МИРГАЯ ФАРХУТДИНОВА С. МИЧУРИНСК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" |
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/__Исламова А.М../ ФИО Протокол № 1 от « 30 » августа 2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Тимофеева Н.Ф./ ФИО « 30 » августа 2017г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ им.М.Фархутдинова с.Мичуринск» _________/Е.М.Фархутдинова/ ФИО Приказ № от « 30 » августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету
Русский язык
Разработчик программы : Каримова Н.Г.
Тимофеева Н.Ф.
учителя начальных классов
с. Мичуринск
Срок реализации-4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а
также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
● имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
● слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить:
● начальную форму глагола;
●глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
●глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
●определять спряжение глагола;
●устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
●разбирать по членам простое двусоставное предложение;
●использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
●подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
●определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
●безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
●проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
●непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
●не с глаголами;
●мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
●мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
●безударные личные окончания глаголов.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:
●проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
●проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
●определять вид глагола;
●находить наречие и имя числительное в тексте;
●применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;
●применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
●применять правило правописания букв а, она конце наречий;
●применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
●применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
●применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
●при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
●применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
●письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
●соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Содержание тем учебного курса
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
·определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
·проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
·применять правила правописания (в объёме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
·безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
·подбирать примеры с определённой орфограммой;
·при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·подробно или выборочно пересказывать текст;
·пересказывать текст от другого лица;
·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
·корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms‑сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Тематический план
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) 81 ч
Правописание(формирование навыков грамотного письма) 55 ч
Развитие речи 34 ч