Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект включает в себя:
у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов – АСТ*Астрель*Москва,2006
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
– Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
– Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2006.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
оказание первой медицинской помощи;
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
СОДЕРДАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны
знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
3. Тематическое планирование
(Предполагает название тем и разделов, и количество часов, отведенных на освоение каждой темы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-Тематическое планирование
курса "ОБЖ" для 8 класса на 2012-2013 учебный год
№ урока | Разделы, темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
| ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА. | 31 | Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКЕРА | 3 | | |
1 | 1.1. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация | 1 | § 1.1 | |
2 | 1.2. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий | 1 | § 1.2 | |
3 | 1.3. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | 1 | § 1.3 | |
ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ | 6 | Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
4 | 2.1. Пожары | 1 | § 2.1 | |
5 | 2.2. Взрывы | 1 | § 2.2 | |
6 | 2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | 1 | § 2.3 | |
7 | 2.4. Возможные последствия пожаров и взрывов | 1 | § 2.4 | |
8 | 2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | 1 | § 2.5 | |
9 | 2.6 Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | 5 | Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | |
10 | 3.1. Опасные химические вещества и объекты | 1 | § 3.1 | |
11 | 3.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | 1 | § 3.2 | |
12 | 3.3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | 1 | Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 3.3 | |
13 | 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | 1 | § 3.4 | |
14 | 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ | 1 | § 3.5 | |
АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ | 6 | Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
15 | 4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты | 1 | § 4.1 | |
16 | 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | 1 | § 4.2 | |
17 | 4.3. Естественная радиоактивность | 1 | § 4.3 | |
18 | 4.4. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения | 1 | § 4.4 | |
19 | 4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности | 1 | § 4.5 | |
20 | 4.6 Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ | 4 | Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | |
21 | 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | § 5.1 | |
22 | 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий | 1 | § 5.2 | |
23 | 5.3. Последствия гидродинамических аварий | 1 | § 5.3 | |
24 | 5.4. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 1 | § 5.4 | |
НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ | 7 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | | |
25 | 6.1. Экология и экологическая безопасность | 1 | § 6.1 | |
26 | 6.2. Биосфера и человек | 1 | § 6.2 | |
27 | 6.3. Загрязнение атмосферы | 1 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | § 6.3 | |
28 | 6.4. Загрязнение почв | 1 | § 6.4 | |
29 | 6.5. Загрязнение природных вод | 1 | § 6.5 | |
30 | 6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России | 1 | § 6.6 | |
31 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 3 | Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | | |
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ | 3 | | |
32 | 7.1. Правила для велосипедистов | 1 | § 7.1 | |
33 | 7.2. Правила для роллинга | 1 | § 7.2 | |
34 | Контроль знаний (тестирование) | 1 | | |