Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Никольска Пензенской области
Рабочая программа по курсу
«ОГЭ по географии на «отлично»
для 9-х классов
Составитель: учитель географии
МБОУ СОШ№4 г. Никольск
Полуднякова А.Г.
г. Никольск
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
План работы по подготовке к ОГЭ по географии
Месяц | Организационно-методическая работа | Работа с нормативными документами | Работа с учащимися | Работа с родителями |
сентябрь | Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии. Организация консультаций. | Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2020-2021 году | Консультации еженедельно. Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ. |
октябрь | Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов | Изучение нормативно-правовых документов | Знакомство с демоверсиями. Знакомство с регламентом. Индивидуальные консультации еженедельно. | Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии. |
ноябрь | Оформление информационного стенда. | Отслеживание изменений в демоверсиях. Анализ результатов ОГЭ по географии за 2019-2020г. | Знакомство с изменениями в демоверсиях. Консультации еженедельно. | Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии» |
декабрь | Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания). | | Работа по заполнению бланков. Индивидуальные консультации. | Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ. |
январь | Подготовка, обновление, пополнение справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов. | | Тренировочные занятия по заполнению бланков. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии. |
февраль | Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2021 года. | Изучение нормативно-правовых документов | Консультации. Подготовка к пробному экзамену. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА. |
март | Подбор заданий различной сложности. | Изучение нормативно-правовых документов | Участие в пробном экзамене. Итоги проведения пробного экзамена. Работа по КИМам. Консультации. | Информирование родителей о результатах пробного экзамена. |
Апрель - Май | Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся. | Изучение нормативно-правовых документов | Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок. | Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ. |
Темы для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 5-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
№ | Название темы |
| Физическая география |
1 | Географические открытия путешественников |
2 | Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах |
3 | Географическая ширина и долгота. Изображение высот и глубин |
4 | Природные зоны земли |
| География материков и океанов |
5 | Карты материков и океанов |
6 | Мировой океан-главная часть гидросферы |
7 | Географическая оболочка |
8 | Страны мира |
9 | Южные материки |
10 | Северные материки |
11 | Климат и климатические ресурсы России |
12 | Внутренние воды и водные ресурсы |
| География России. Хозяйство и население |
13 | Особенности расселения населения России |
14 | Главные отрасли и межотраслевые комплексы России |
15 | Европейская часть России |
16 | Азиатская часть России |
17 | Россия в современном мире |
Календарно-тематическое планирование уроков индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ОГЭ по географии в 9 классе
№ | Тема урока | Месяц | Вид работы |
1. | Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ОГЭ 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов | Сентябрь | |
2. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. План местности. Масштаб. Градусная сеть. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | Октябрь | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой |
3. | Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. Движение Земли. Литосфера и геологическая история Земли. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. ГО. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | Ноябрь | Выполнение заданий из сборника КИМов. |
4. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Население и численность населения Земли. Расы, этносы. Материки и страны. Африка. Австралия. Антарктида. Южная Америка. Северная Америка. Евразия. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | Декабрь | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с контурной картой. |
5. | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. | Январь | Выполнение заданий из сборника КИМов. |
6. | Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. Природа России. Природные особенности России. Население России. Демографические показатели России. Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ. Природно-хозяйственное районирование России. шение учебно-тренировочных тестов по разделу. | Февраль - Март | Выполнение заданий из сборника КИМов. |
7. | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. | Апрель-Май | |