СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы разработки мобильных приложений"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы разработки мобильных приложений» (далее программа) имеет техническую направленность и разработана для обучающихся 6-7 класса. Программа направлена на формирование и развитие устойчивого интереса обучающихся к программированию и его применению в решении практических и жизненных задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы разработки мобильных приложений"»

Министерство образования Архангельской области

Частное общеобразовательное учреждение

«РЖД лицей № 1»




СОГЛАСОВАНО

«__» _______ 20_____г.


Подпись__________



УТВЕРЖДАЮ

___________ ________________

подпись ФИО

«__» _____________20_____г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«
Основы разработки мобильных приложений»

(техническая направленность)


Для обучающихся 6-7 класса

Срок реализации программы 1 год






Составитель программы:

Бачина Алена Сергеевна,

учитель информатики















г. Котлас, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы разработки мобильных приложений» (далее программа) имеет техническую направленность и разработана для обучающихся 6-7 класса. Программа направлена на формирование и развитие устойчивого интереса обучающихся к программированию и его применению в решении практических и жизненных задач.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);

Устав частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 1»;

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях технической направленности и спецификой работы учреждения.

Разработка данной программы вызвана изменениями в современном обществе, связанными с появлением разнообразия мобильных устройств (гаджетов). Наличие мобильных приложений становится таким же стандартом, как наличие сайта или блога, а значит, растет спрос на квалифицированных профессионалов в области разработки подобных приложений. Мобильные устройства работают на различных операционных системах, но самыми распространенными и открытыми для программирования являются устройства на платформе Android.

Анализ детского (родительского) спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал, что родители и дети всё активнее выбирают в качестве дополнительных курсов обучения те, которые развивают логическое мышление, обучают основам программирования и робототехники.

Анализ педагогического опыта показал необходимость повышения уровня компьютерной грамотности и развития алгоритмического мышления школьников.

Возможность использования программы в других образовательных системах

Программа реализуется в частном общеобразовательном учреждении «РЖД лицей № 1».

Цель программы:

Развитие индивидуальных способностей, интереса к науке и технике, самореализация личности обучающихся на основе формирования интереса к программированию посредством разработки приложений для мобильных устройств на основе Android.



Задачи программы:

Предметные:

  • познакомить с основами алгоритмизации;

  • познакомить с возможностями визуального программирования приложений для мобильных устройств;

  • познакомить с визуальной средой программирования MIT App Inventor и принципами создания в ней мобильных приложений:

  • научить проектировать мобильные приложения, создавать программы и выполнять их отладку на мобильных устройствах.


Метапредметные:

  • способствовать развитию интереса подростков к программированию и мобильным технологиям;

  • способствовать развитию творческих способностей подростков,

  • способствовать развитию памяти, алгоритмического и аналитического мышления.


Личностные:

  • способствовать профориентации подростков, стимулировать стремление к получению технических знаний;

  • способствовать получению подростками опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия:

  • научить оценивать результаты своего и чужого труда.


Отличительные особенности программы

Дополнительная образовательная программа “Основы программирования мобильных приложений под ОС Android” построена на принципах погружения в среду визуального программирования.

Ученики изучают основы программирования на практических примерах, разбирая реальные существующие задачи, выполняя на каждом занятии учебные проекты.

Настоящая программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий.

В основу данной программы положены следующие принципы обучения:

  • от простого к сложному;

  • через практику к теории;

  • самостоятельного обучения;

  • коллективного взаимообучения.





Характеристика обучающихся по программе


По программе могут обучаться дети в возрасте от 13 до 15 лет, имеющие начальные навыки работы с компьютером и знающие, как выполняются простейшие операции с компьютерными объектами. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 5 до 13 обучающихся.


Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения, разделена на 2 раздела/модуля и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

Один год обучения – 17 часов.

Раздел 1. Основы создания программ для мобильных устройств – 2 недель, 2 ч.

Раздел 2. Основные компоненты приложения. Дизайн приложения и программирование компонент - 2 недели, 2 ч.

Раздел 3. Экраны приложения и передача данных между ними - 2 недели, 2 ч.

Раздел 4. Цвета в приложении - 1 неделю, 1 ч.

Раздел 5. Рисование. Компонент «Холст» - 1 неделю, 1 ч.

Раздел 6. Анимация объектов в мобильных приложениях - 2 недели, 2 ч.

Раздел 7. Использование сенсоров в приложении - 2 недели, 2 ч.

Раздел 8. Распознавание речи - 1 неделю, 1 ч.

Раздел 9. Массивы и списки в приложении - 1 неделю, 1 ч.

Раздел 10. Итоговый проект- 2 недели, 2 ч.


Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение групповых, коллективных занятий (всей группой 5-13 человек), индивидуальную работу. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, проектная деятельность.


Ожидаемые результаты и форма их проверки

Оценка успехов обучающегося – основная составляющая обучения, когда ученик должен увидеть:

  • какими были его успехи в усвоении программного материала в целом;

  • на каком уровне он его освоил, каковы его умения и навыки;

  • какова оценка его творческой деятельности;

  • в какой мере он способен проявить свое личностное отношение к изучаемой программе;

  • как действовал в коллективе сверстников и взрослых;

  • удалось ли ему продвинуться вперед в повышении своих результатов.


Ученики знают:

  • значение понятий «моделирование», «программирование», «визуальная среда программирования», “компоненты приложения”, “дизайн приложения”, “блоки программирования”:

  • основные принципы создания и отладки мобильных приложения в среде визуального программирования MIT App Inventor


Ученики умеют:

  • создавать мобильные приложения в среде программирования MIT App Inventor с использованием различных компонент и мультимедийных файлов

  • осуществлять поиск ошибок программного кода производить отладку составленных программ.


В результате обучения по данной образовательной программе учащиеся получают базовые знания и умения в области алгоритмизации и программирования относящиеся к соответствующим сферам применения мобильных устройств, могут быстро включиться в решение различных задач.


При освоении программы ученики решает большое количество разноплановых задач, находящихся на различных уровнях организации деятельности: от отдельных операций по созданию приложений для мобильных устройств до общих принципов самоорганизации при работе над сложными и коллективными проектами.


Обучение по программе позволяет ученикам:

  • повысить информационную и компьютерную грамотность, поможет в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • научиться оценивать возможности применения ИКТ технологий для решения конкретной задачи;

  • научиться анализировать результаты своей деятельности и результаты других учащихся, умение принимать критику к своей работе.

  • реализовать себя в научно-техническом творчестве и инженерных направлениях.







Формы контроля и подведения итогов реализации программы


Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и защита готового проекта, который может быть выполнен как в группе, так и индивидуально.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего


Раздел 1. Основы создания программ для мобильных устройств

1

1

2


1.

Введение в среду программирования приложений для мобильных устройств MIT AppInventor.

1

-

1


2.

Установка приложений на мобильные устройства. Практическая работа «Моё первое приложение».

-

1

1



Раздел 2. Основные компоненты приложения. Дизайн приложения и программирование компонент

1

1

2


3.

Разработка приложений, содержащих мультимедиа-объекты (изображения и аудио). Компоненты «Звук» и «Кнопка»

1

-

1


4.

Практическая работа приложения «Загадка» и «Колокольная галерея»

-

1

1



Раздел 3. Экраны приложения и передача данных между ними

-

2

2


5.

Экран приложения и его свойства. Практическая работа приложение «Превращение»

-

1

1


6.

Передача данных между экранами. Практическая работа приложение «Перемещение»

-

1

1



Раздел 4. Цвета в приложении

-

1

1


7.

Принципы задания цветов для приложений. Практическая работа приложение «Фонарик»

-

1

1



Раздел 5. Рисование. Компонент «Холст»

-

1

1


8.

Способы создания приложений с использованием компонента «Холст». Практическая работа приложение «Конфетти»

-

1

1



Раздел 6. Анимация объектов в мобильных приложениях

-

2

2


9.

Свойства компонент. Программирование управляемых событий. Практическая работа приложение «Управление объектом»

-

1

1


10.

Программирование движений. Практическая работа приложение «Поймай рыбку»

-

1

1



Раздел 7. Использование сенсоров в приложении

-

2

2


11.

Типы сенсоров, используемые в приложении. Практическая работа приложение «Где я?»

-

1

1


12.

Определение сенсоров на мобильных устройствах. Практическая работа приложение «Компас»

-

1

1



Раздел 8. Распознавание речи

-

1

1


13.

Распознавание речи в мобильных приложениях. Практическая работа приложение «Строчка»

-

1

1



Раздел 9. Массивы и списки в приложении

-

1

1


14.

Использованием массивов при создании приложений с большими наборами однотипных компонент. Практическая работа приложение «GIF анимация»

-

1

1



Раздел 10. Итоговый проект

1

2

3


15.

Разработка прототипа приложения.

-

1

1


16.

Разработка и отладка приложения

-

1

1


17.

Защита проекта.

1

-

1

Итоговая диагностика

Итого

3

14

17



Календарный учебный график

урока п/п

        1. Раздел, тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения

План

Факт


Раздел 1. Основы создания программ для мобильных устройств

2



1.

Введение в среду программирования приложений для мобильных устройств MIT AppInventor.

1



2.

Установка приложений на мобильные устройства. Практическая работа «Моё первое приложение».

1




Раздел 2. Основные компоненты приложения. Дизайн приложения и программирование компонент

2



3.

Разработка приложений, содержащих мультимедиа-объекты (изображения и аудио). Компоненты «Звук» и «Кнопка»

1



4.

Практическая работа приложения «Загадка» и «Колокольная галерея»

1




Раздел 3. Экраны приложения и передача данных между ними

2



5.

Экран приложения и его свойства. Практическая работа приложение «Превращение»

1



6.

Передача данных между экранами. Практическая работа приложение «Перемещение»

1




Раздел 4. Цвета в приложении

1



7.

Принципы задания цветов для приложений. Практическая работа приложение «Фонарик»

1




Раздел 5. Рисование. Компонент «Холст»

1



8.

Способы создания приложений с использованием компонента «Холст». Практическая работа приложение «Конфетти»

1




Раздел 6. Анимация объектов в мобильных приложениях

2



9.

Свойства компонент. Программирование управляемых событий. Практическая работа приложение «Управление объектом»

1



10.

Программирование движений. Практическая работа приложение «Поймай рыбку»

1




Раздел 7. Использование сенсоров в приложении

2



11.

Типы сенсоров, используемые в приложении. Практическая работа приложение «Где я?»

1



12.

Определение сенсоров на мобильных устройствах. Практическая работа приложение «Компас»

1




Раздел 8. Распознавание речи

1



13.

Распознавание речи в мобильных приложениях. Практическая работа приложение «Строчка»

1




Раздел 9. Массивы и списки в приложении

1



14.

Использованием массивов при создании приложений с большими наборами однотипных компонент. Практическая работа приложение «GIF анимация»

1




Раздел 10. Итоговый проект

3



15.

Разработка прототипа приложения.

1



16.

Разработка и отладка приложения

1



17.

Защита проекта.

1





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Основы создания программ для мобильных устройств.

Введение в среду программирования приложений для мобильных устройств MIT App Inventor. Основные структурные блоки программирования.

Принципы разработки мобильных приложений. Интерфейс программной среды

MIT AppInventor. Режимы “Дизайн” и “Блоки”. Основные компоненты среды программирования. Свойства компонент. Сохранение и установка приложений на мобильные устройства

Практическая работа 1.1 “Мое первое приложение”.

2. Основные компоненты приложения. Дизайн приложения и программирование компонент.

Разработка приложений содержащих с мультимедиа-объекты (изображения и аудио ресурсы). Компоненты “Звук” и “Кнопка”.

Практическая работа 2.1. Приложение “Загадка”

Практическая работа 2.2 Приложение “Колокольная галерея”

Тема 3. Экраны приложения и передача данных между ними

Экран приложения и его свойства. Принципы создания приложений с несколькими экранами. Передача данных между экранами. Использование компонента Tiny DB и начального значения экрана.

Практическая работа 3.1 Приложение “Превращение”

Практическая работа 3.2 . Приложение “Перемещение”

Тема 4. Цвета в приложении

Принципы задания цветов для приложений. Модель RGB. Использование списков для формирования случайного цвета.

Практическая работа 4.1 . Приложение “Фонарик”

Тема 5. Рисование. Компонент “Холст”

Способы создания приложений с использованием компонента “Холст”. Холст и координатная сетка Настройка параметров холста. Рисование круга и линий. Вывод текста на холст.

Практическая работа 5.1. Приложение “Конфетти”

Тема 6. Анимация объектов в мобильных приложениях

Компоненты “Шар” и “Изображения Спрайта: свойства, события и действия при их использовании. Анимация движения объектов по экрану: с помощью сенсоров, с помощью компонента “Часы”, посредством управления объектом с помощью кнопок. Действия при наложении объектов. Локальные и глобальные переменные внутри приложения.

Практическая работа 6.1. Приложение “Управление объектом”

Практическая работа 6.2 . Приложение “Поймай Рыбку”

Тема 7. Использование сенсоров в приложении.

Типы сенсоров, используемые в приложении. Определение сенсоров на мобильных устройствах.

Практическая работа 7.1 . Приложение “Где я?”

Практическая работа 7.2 . Приложение “Компас”

Тема 8. Распознавание речи

Распознавание речи в мобильных приложениях. Особенности построения приложений и использования программ.

Практическая работа 8.1 . Приложение “Строчка”

Тема 9. Массивы и списки в приложении

Использованием массивов при создании приложений с большими наборами однотипных компонент. Создание пустых списков. Создание списков изображения. Использование операции конкатенции для формирования имени компонентов массивов.

Создание GIF анимированных изображений.

Практическая работа 9.1. Приложение “GIF анимация”

Тема 10. Итоговый проект

Разработка прототипа приложения. Создание таблицы компонент приложения, описание действий и событий приложения. Оформление и описание приложения. Презентация и взаимооценка созданных приложений.

Практическая работа 10.1 Итоговый проект


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

2. Оборудование: персональные компьютеры для каждого обучающегося и для педагога, интерактивная доска, мобильные устройства с ОС Android

3. Инструменты и расходные материалы: учебные материалы - инструкции по созданию приложений, мультимедийные файлы для практических занятий

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Формы реализации: очная.


СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Список литературы для педагогов

  1. Виноградов А. Программируем игры для мобильных телефонов. - М. –Триумф, 2007. – 272с.

  2. Ливенец, М.А. Программирование мобильных приложений в MIT App Inventor [Электронный ресурс] / В. А. Ливенец, Б. Б. Ярмахов

  3. Моррисон М. Создание игр для мобильных телефонов. – М.: ДМК Пресс, 2006. - 494 с.


Электронные образовательные ресурсы

MIT App Inventor. Ресурсы. http://appinventor.mit.edu/explore/resources.html

Я дилетант. Мобильные приложения своими руками http://idilettante.ru/category/mobilnye-prilozeniya/


Нормативные документы и методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015).

  2. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 22.09.2021 № 652н

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).

  4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).

  5. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).

  6. Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).

  7. Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от 6.02.2020 № 202 «Об организации независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ».