СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 7, 9 классы.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптивной физкультуре 7, 9 классы.»

Адаптивная физкультура 7 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс, 1-4 классы/ А.А.Айдабекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. - М.:, Просвещение, 2013. - 176с. - ISBN 978-5-09-028912-2.

Специфичность понятия «адаптивная физкульту­ра» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для детей с ОВЗ, в т.ч. школьников с вы­раженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что адаптивная физкультура во всех ее проявлениях должна сти­мулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направ­ленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма детей.

В основу обучения положена система простейших физи­ческих упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и общей моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. Необходимо отметить, что обучающиеся данной ка­тегории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физкультуры. За­медленность психических процессов, конкретность мыш­ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез­вычайную медлительность образования у обучающихся с ТМНР двигательных навыков.

 Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с ТМНР.

 Под физическим развитием обучающихся с ТМНР следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые про­исходят в результате формирования элементарных дви­гательных представлений и связанных с ними логических операций.

Цель:

  • оптимизации физического состояния и развития ребенка.


Задачи:

  • развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению);

  • формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности;

  • общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим;

  • преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса;



  • сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).


Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Программа обеспечивает достижение обучающимися 7 класса (II вариант) личностных и предметных результатов. Изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 7 классе (II вариант) направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • уважительное отношение к окружающим;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

  • знание основных правил поведения на уроках адаптивной физкультуры;

  • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

  • представления о двигательных действиях;

  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

  • знание правил обращения с инвентарём и оборудованием.


Достаточный уровень:

  • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр;

  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

  • выполнение комплекса упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

  • выполнение строевых команд.






Срок реализации Рабочей программы.

На изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 7 классе (II вариант) выделяется 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, 68 часов.


Содержание учебного предмета.


Содержание рабочей программы отражено в четырех разделах: «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры».

Гимнастика.

Строевые упражнения. Перестроение в шеренгу. Повороты кругом. Ходьба по диагонали.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:

- упражнения на осанку;

  • дыхательные упражнения;

  • упражнения в расслаблении мышц:

  • основные положения движения головы, конечностей, туловища:

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:

  • с гимнастическими палками;

  • с обручами;

  • с малыми мячами;

  • с набивными мячами;

  • упражнения на гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика .

Ходьба. Ходьба на месте. Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Ходьба с ускорением. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с преодолением препятствий. Беговые упражнения. Челночный бег.

Прыжки. _Прыжки на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжок в длину с разбега. Отработка отталкивания. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание", отработка отталкивания.

Метание. Метание малого мяча на дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с разбега. Толкание набивного мяча с места в сектор стоя боком. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

Лыжная подготовка.

Совершенствование одновременного бесшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Лыжная эстафета по кругу. Игры на лыжах: «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель».

Подвижные игры.

Пионербол. Игры «Музыкальная змейка», «Найди предмет», игры с ОРУ «Светофор», игры с бегом «Волки во рву», «Безумный заяц», «Подвижная цель» и др.


Учебно-методический комплекс.

  1. 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

  2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.М.: Просвещение, 2011.

  3. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов \ Г.А.Ко- лодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  5. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  6. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс, 1-4 классы/ А.А.Айдабекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. - М.:, Просвещение, 2013. - 176с. - ISBN 978-5-09-028912-2.

Спортивное оборудование:


  • Козел гимнастический

  • Мостик гимнастический

  • Щит баскетбольный

  • Стенка гимнастическая шведская

  • Скамейка гимнастическая

  • Стенка гимнастическая для лазания

  • Тренажер (гребля)

  • Велотренажер

  • Лавка гимнастическая

  • Стойка для прыжков в высоту

  • Мат гимнастический

  • Гриф прямой хромированный

  • Канат

  • Коврик ППЭ

  • Мяч баскетбольный

  • Мяч волейбольный

  • Мяч футбольный

  • Обруч

  • Сетка волейбольная

  • Скакалка

  • Фитбол

  • Секундомер





Адаптивная физкультура 9 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс, 1-4 классы/ А.А.Айдабекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. - М.:, Просвещение, 2013. - 176с. - ISBN 978-5-09-028912-2.

Специфичность понятия «адаптивная физкульту­ра» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для детей с ОВЗ, в т.ч. школьников с вы­раженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что адаптивная физкультура во всех ее проявлениях должна сти­мулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направ­ленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма детей.

В основу обучения положена система простейших физи­ческих упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и общей моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. Необходимо отметить, что обучающиеся данной ка­тегории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физкультуры. За­медленность психических процессов, конкретность мыш­ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез­вычайную медлительность образования у обучающихся с ТМНР двигательных навыков.

 Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с ТМНР.

 Под физическим развитием обучающихся с ТМНР следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые про­исходят в результате формирования элементарных дви­гательных представлений и связанных с ними логических операций.

Цель:

  • оптимизации физического состояния и развития ребенка.


Задачи:

  • развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению);

  • формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности;

  • общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим;

  • преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса;

  • сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).


Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Программа обеспечивает достижение обучающимися 9 класса (II вариант) личностных и предметных результатов. Изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 9 классе (II вариант) направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • уважительное отношение к окружающим;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

  • знание основных правил поведения на уроках адаптивной физкультуры;

  • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях;

  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

  • знание правил обращения с инвентарём и оборудованием.


Достаточный уровень:

  • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр;

  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

  • выполнение комплекса упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

  • подача и выполнение строевых команд.


Срок реализации Рабочей программы.

На изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 9 классе (II вариант) выделяется 2 часа в неделю, 34 рабочие недели), 66 часов.


Содержание учебного предмета.


Содержание учебного предмета отражено в четырех разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Раздел «Гимнастика».

Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Построения и перестроения. Поворот кругом переступанием. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Ходьба «змейкой». Расчет на «первый, второй, третий», по порядку. Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки, приставными шагами, смыканием.

Упражнения без предметов.

Ассиметричные движения рук (одна рука вперед, другая в сторону, одна в сторону, друга на поясе и т.д.). Опускание на колено с шагом назад, вперед, медленное опускание на колени с поворотом головы направо, налево и поднимание с помощью рук. Переход из упора присев в упор лежа, ноги поднять вверх. Наклоны туловища вправо, влево, в сочетании с движениями рук.

Упражнения на дыхание.

Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнений без предметов. Глубокое дыхание с движениями рук. Дыхание по подражанию, по заданию учителя.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Круговые движения кистями со сжиманием и разжиманием пальцев. Сгибание и разгибание рук от стены, скамейке с разведенными в стороны пальцами.

Упражнения для расслабления мышц.

Чередование усиленного сжимания мышц ног, рук с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряженное поднимание плеч с последующим расслабленным опусканием.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Ходьба с сохранением правильной осанки с мешочком на голове, по бревну, по гимнастической скамейке, с разнообразными движениями рук, с остановками, с перешагиванием через мяч, веревочку, с поворотами. Сохранение осанки с разнообразных движениях при перемене положений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища и проксимальных отделов конечностей, в положении разгрузки позвоночника.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп.

Вращение стопами: одной в левую сторону, другой в правую; передача мяча по кругу ногами. Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.

Упражнения для укрепления мышц туловища.

Наклоны вперед, назад, влево, вправо, с движением рук и нахождением рук в различных исходных положениях. Повороты туловища налево, направо, с движением рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лежа, седы с различными положениями рук и ног.

Упражнения с предметами.

С гимнастическими палками. Наклоны вперед, в стороны, с гимнастической палкой за головой. Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками хватом кверху. Подбрасывание и ловля гимнастической палки родной рукой. Ходьба с гимнастической палкой к плечу. Перешагивание через гимнастическую палку вперед. Выполнение упражнений из исходного положения – палка горизонтально перед грудью.

С малыми мячами.

Перекладывание мяча из руки в руку. Бросание мяча об пол и его ловля. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Бросание мяча об пол и ловля его поочередно левой и правой руками снизу и сверху. Попеременно удары мяча левой и правой рукам об пол.

Лазанье и перелезание.

Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз разноименным способом, с одновременной перестановкой руки и ноги. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, на четвереньках разноименным способом. Подлезание под препятствие высотой до 1 м. Перелезание через бревно, «коня», «козла».

Упражнения на равновесие.

Равновесие на одной ноге на полу («ласточка») с опорой. Совершенствование ранее изученных способов: равновесие на гимнастической скамейке, добавляя движения руками (Ходьба с предметами, бросание и ловля мяча, преодоление простейших препятствий). Ходьба по гимнастической скамейке парами и небольшими группами. Поворот на гимнастической скамейке на одной ноге с шагом другой вперед. Ходьба по бревну с различными положениями рук.

Прыжки.

Прыжки через короткую вращающуюся скакалку на месте и с продвижением вперед. Прыжки в глубину с приседа и шагом вперед с правильным приземлением. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки и толчком двух ног. Опорный прыжок через «козла»

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений.

Построение в шеренгу. Колонну с изменением места построения по словесному указанию учителя (квадрат, круг). Ходьба между ориентирами. Два поворота один за другим налево (направо) без контроля зрением. Бег по начерченным на полу ориентирам. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту с контролем и без контроля зрением.

Раздел «Легкая атлетика».

Ходьба с различными положениями и движениями рук. Ходьба в полуприседе, ходьба выпадами. Ходьба перекатом с пятки на носок. Ходьба в различном темпе.

Бег. Медленный бег. Низкий старт. Бег на скорость. Бег быстрый на месте у неподвижной опоры. Специальные беговые упражнения: бег подниманием бедра, с захлестыванием голени назад. Челночный бег. Бег в чередовании с ходьбой. Бег с преодолением небольших препятствий.

Прыжки.

Прыжки на одной ноге на отрезке до 15 м. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Прыжки на мягкое препятствие. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат от места толчка.

Метание.

Метание мячей в цель (баскетбольный щит, мишень) с места левой и правой рукой. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага. Броски набивного мяча различными способами двумя руками.

«Лыжная подготовка».

Выполнение команд в строю. Попеременный двухшажный ход. Подъем скользящим шагом, спуск в высокой стойке со склона 4-6, длиной 30-40 м. Поворот с переступанием в движении. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 30-40м. Передвижение на лыжах 1км (девочки) и 1,2 км (мальчики). Игры на лыжах: «Быстро в строй!» «Кто дальше уедет», «Завладей палкой».

«Подвижные игры»

Коррекционные игры: «Музыкальная змейка», «Найди предмет».

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры с бегом: «Кто обгонит», «Пустое место» и др. Игры с прыжками: «Вол во рву», «Два мороза» Игры с бросанием, ловлей и метанием: «Подвижная цель», «Обгони мяч».

Пионербол.


Учебно-методический комплекс.

  1. 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

  2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.М.: Просвещение, 2011.

  3. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов \ Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  5. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  6. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс, 1-4 классы/ А.А.Айдабекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. - М.:, Просвещение, 2013. - 176с. - ISBN 978-5-09-028912-2.

Спортивное оборудование:


  • Козел гимнастический

  • Мостик гимнастический

  • Щит баскетбольный

  • Стенка гимнастическая шведская

  • Скамейка гимнастическая

  • Стенка гимнастическая для лазания

  • Тренажер (гребля)

  • Велотренажер

  • Лавка гимнастическая

  • Стойка для прыжков в высоту

  • Мат гимнастический

  • Гриф прямой хромированный

  • Канат

  • Коврик ППЭ

  • Мяч баскетбольный

  • Мяч волейбольный

  • Мяч футбольный

  • Обруч

  • Сетка волейбольная

  • Скакалка

  • Фитбол

  • Секундомер



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!