СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 7-9 класс (Мерзляк)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по алгебре 7-9 класс (Мерзляк). 

7 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год), 8 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год), 9 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7-9 класс (Мерзляк)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения

учителей естественно-математического цикла

Протокол от 23.08.2021 г. № 1


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________ Зубова М.Э.

Принята педагогическим советом


Протокол от 26.08.2021 г. № 1


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Совхозной СОШ

__________Богомолов А.А.


Приказ от 30.08.2021 г. № 80








Рабочая программа учебного предмета «Алгебра»

7-9 класс












с. Гремячий Колодезь

2021 год

.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования, авторской программы по алгебре для 7-9 классов общеобразовательных организаций авторов А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир и других (Москва: «Вентана-Граф», 2018 г), основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Совхозной СОШ.



Количество часов по учебному плану:

7 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год)

8 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год)

9 класс – 3 ч/неделю (102 ч/год)



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса математики

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностныхметапредметных,предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтенийс учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

осознание значения математики для повседневной жизни человека;

представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования.

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

Систематические знания о функциях и их свойствах;

практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

выполнять вычисления с действительными числами;

решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;

решать текстовые задачи арифметическим способоми с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;

использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;

выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

выполнять операции над множествами;

исследовать функции и строить их графики;

читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;

решать простейшие комбинаторные задачи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Алгебра»

Алгебраические выражения

Выпускник научится:

• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

• выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Выпускник научится:

• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник научится:

• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Числовые множества

Выпускник научится:

• понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;

• использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Выпускник получит возможность:

• развивать представление о множествах;

• развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Функции

Выпускник научится:

• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);

• строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;

• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения)

• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность:

• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);

• использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса;

• решать комбинированные задачи с применением формулn-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

•понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.

Элементы прикладной математики

Выпускник научится:

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;

• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

• находить относительную частоту и вероятность случайного события;

• решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность:

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;

• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

• приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;

• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.


2. Содержание учебного предмета.



Алгебраические выражения

Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значение переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Свойства квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на множители.

Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства.

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Уравнения

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.

Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или к квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.

Неравенства

Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.

Числовые множества

Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операции над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где mnN, и как бесконечная периодическая дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N, Z, Q,R.

Функции

Числовые функции

Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.

Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция y=, их свойства и графики.

Числовые последовательности

Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формулы суммы n- первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой . Представление периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.

Элементы прикладной математики

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных процентов. Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки.

Алгебра в историческом развитии

Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль – Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л. Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.

Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. Н.И. Лобачевский. В.Я. Буняковский. А.Н. Колмогоров. Ф. Виет. П. Ферма. Р. Декарт. Н. Тарталья. Д. Кардано. Н. Абель. Б. Паскаль. Л. Пизанский. К. Гаусс.





3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Тематическое планирование для 7 класса



Номер

параграфа

Содержание учебного
материала

Количество часов



Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной

15

1

Введение в алгебру

3

2

Линейное уравнение с одной переменной

5

3

Решение задач с помощью уравнений

5


Повторение

и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 1

1

Глава 2

Целые выражения

52

4

Тождественно равные выражения. Тождества

2

5

Степень с натуральным показателем

3

6

Свойства степени с натуральным показателем

3

7

Одночлены

2

8

Многочлены

1

9

Сложение и вычитание многочленов

3


Контрольная работа № 2

1

10

Умножение одночлена на многочлен

4

11

Умножение многочлена на многочлен

4

12

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

3

13

Разложение многочленов на множители. Метод группировки

3


Контрольная работа № 3

1

14

Произведение разности и суммы двух выражений

3

15

Разность квадратов двух выражений

2

16

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

4

17

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

3


Контрольная работа № 4

1

18

Сумма и разность кубов двух выражений

2

19

Применение различных способов разложения многочлена на множители

4


Повторение

и систематизация учебного материала

2


Контрольная работа № 5

1

Глава 3

Функции

12

20

Связи между величинами. Функция

2

21

Способы задания функции

2

22

График функции

2

23

Линейная функция, её графики свойства

4


Повторение систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 6

1

Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными

19

24

Уравнения с двумя переменными

2

25

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

3

26

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

3

27

Решение систем линейных уравнений методом подстановки

2

28

Решение систем линейных уравнений методом сложения

3

29

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

4


Повторение

и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 7

1

Повторение и систематизация учебного материала

4

Упражнения для повторения курса 7 класса

3

Итоговая контрольная работа

1





Тематическое планирование для 8 класса



Номер

параграфа

Содержание учебного
материала

Количество часов




Глава 1

Рациональные выражения

44

1

Рациональные дроби

2

2

Основное свойство рациональной дроби

3

3

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

3

4

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

6


Контрольная работа № 1

1

5

Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень

4

6

Тождественные преобразования рациональных выражений

7


Контрольная работа № 2

1

7

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения

3

8

Степень с целым отрицательным показателем

4

9

Свойства степени с целым показателем

5

10

Функция и её график

4


Контрольная работа № 3

1

Глава 2

Квадратные корни.

Действительные числа

25

11

Функция y = x2 и её график

3

12

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

3

13

Множество и его элементы

2

14

Подмножество. Операции над множествами

2

15

Числовые множества

2

16

Свойства арифметического квадратного корня

4

17

Тождественные преобразования выражений,

содержащих

квадратные корни


5

18

Функция и её график

3


Контрольная работа № 4

1

Глава 3

Квадратные уравнения

26

19

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

3

20

Формула корней квадратного уравнения

4

21

Теорема Виета

3


Контрольная работа № 5

1

22

Квадратный трёхчлен

3

23

Решение уравнений, которые сводятся к квадратным уравнениям

5

24

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

6


Контрольная работа № 6

1

Повторение и систематизация учебного материала

7

Упражнения для повторения курса 8 класса

6

Контрольная работа № 7

1







Тематическое планирование для 9 класса



Номер

параграфа

Содержание учебного
материала

Количество часов



Глава 1

Неравенства

21

1

Числовые неравенства

3

2

Основные свойства числовых неравенств

2

3

Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения

3

4

Неравенства с одной переменной

1

5

Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки

5

6

Системы линейных неравенств с одной переменной

5


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 1

1

Глава 2

Квадратичная функция

32



7

Повторение и расширение сведений о функции

3

8

Свойства функции

3

9

Построение графика функции y = kf(x).

2

10

Построение графиков функций y = f(x) + b
и y = f(x + a).

4

11

Квадратичная функция, её график и свойства

6


Контрольнаяработа № 2

1

12

Решение квадратных неравенств

6

13

Системы уравнений с двумя переменными

5


Повторение и систематизация учебного материала

1111111111


Контрольная работа № 3

1

Глава 3 Элементы прикладной математики

21

14

Математическое моделирование

3

15

Процентные расчёты

3

16

Приближённые вычисления

2

17

Основные правила комбинаторики

3

18

Частота и вероятность случайного события

2

19

Классическое определение вероятности

3

20

Начальные сведения
о статистике

3


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 4

1

Глава 4

Числовые

последовательности

21

21

Числовые последовательности

2

22

Арифметическая прогрессия

4

23

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

4

24

Геометрическая прогрессия

3

25

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

3

26

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |

3


Повторение и систематизация учебного материала

1


Контрольная работа № 5

1

Повторение и систематизация учебного материала

7

Упражнения для повторения курса 9 класса

6

Контрольная работа № 6

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!