СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 9 класс Мерзляк

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по алгебре 9 класс Мерзляк

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс Мерзляк»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Соболевская средняя школа»



Рассмотрено на заседании ШМО учителей __естественно-научных дисциплин и математики.

№ протокола

«31»_августа_ 2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

-------------------------------------

_ «31» __августа_2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

«31»_августа 2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Алгебра

Учебный год

2019-2020

Класс

8

Количество часов в год

102

Количество часов в неделю

3



Учитель: Аубакирова О.И.

с.Соболево

2019-2020 гг.



Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе:

  1. ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897,

  2. Примерной программы ООП

  3. Рабочей авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2014. — 152 с.) ,

  4. Учебного плана МОКУ « Соболевская средняя школа»


Программа реализуетсяна УМК:

  • Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций(А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2014.

  • Алгебра 9 класс. Методическое пособие ФГОС для общеобразовательных учреждений (Е.В. Буцко,А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский ) – М.Вентана-Граф, 2015.

  • Алгебра 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016.

  • Алгебра 9 класс. Дидактические материалы.(Е.М. Рабинович, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016

так как данный УМК соответствует содержанию предмета и планируемым результатам.

Общая характеристика курса


Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей необходима хорошая математическая подготовка.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике, информатике, химии. Развитие логического мышления и логической интуиции учащихся при обучении, умение аргументировать и обосновывать свои выводы и умозаключения, приводить чёткие определения, способствует также лучшему усвоению предметов гуманитарного цикла, что неоднократно отмечали мои коллеги – учителя английского и французского языков. Тем самым алгебра занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность самостоятельно принимать решения.

При обучении алгебры формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса, учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.



Цели и задачи курса


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Описание места учебного предмета «Алгебра» в учебном плане


В соответствии с учебным планом МОКУ « Соболевская средняя школа» программа рассчитана на 102 часов, из расчета3 часов в неделю, из них 9 контрольных работ согласно федеральному базисному учебному плану .


Результаты освоения учебного предмета


Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуаций;

3) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения ( индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6) первоначальные представления о идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение уусловиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9) Умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) осознание значения математики в повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации

3) развитие умение работать с учебным математическим текстом ( анализировать извлекать необходимую информацию), точно и грамотно излагать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) систематические знания о функциях и их свойствах;

6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

  • выполнять вычисления с действительными числами;

  • решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений;

  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

  • выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;.

  • исследовать линейные функции и строить их графики.

Содержание курса

Содержание курса алгебры в 9 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».

Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также прак­тических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и нера­венств. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится раз­витию алгоритмического мышления — важной составляю­щей интеллектуального развития человека.

Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей мате­матической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способно­стей учащихся, умению использовать различные языки мате­матики (словесный, символический, графический).

Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывает прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.

Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназна­чен для формирования представлений о математике как ча­сти человеческой культуры, для общего развития школьни­ков, создания культурно-исторической среды обучения.



Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится:

  • умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • представлению о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;

  • способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  • умению строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  • креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач.

Выпускник получит возможность:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению математике;

  • умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • целостному мировоззрению, соответствующего современному уровню развития науки;

  • коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками


Используемые технологии


  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ-технологии

  • технология групповой деятельности

  • игровые технологии

  • технологии активного обучения

  • технология обучению в сотрудничестве


Формы контроля


Стартовая, промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов, проверочных и самостоятельных работ на 15 – 20 минут, математических и графических диктантов на 5-10 минут с дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебного периода.



Тематическое планирование по алгебре в 9 классе

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Контрольных работ

1

Повторение курса алгебры 8 класса

2


2

Неравенства

Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной.

20

1

3

Квадратичная функция

Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными.

34

2





4

Элементы прикладной математики

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.

22

1

5

Числовые последовательности

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |

18

1

5

Повторение и систематизация учебного материала

6

0





Всего уроков

102

Контрольных работ

9

Резервное время

0



Календарно-тематическое планирование

урока

§

Тема урока

Кол-во часов

КИМ

Сроки проведения

Дата проведения урока

Корректировка даты урока

1

2


Повторение курса алгебры 8 класса

2

2.09,3.09



Глава 1. Неравенства

19+1




3

4

§ 1.

Числовые неравенства

2

4.09



5

6

§ 2.

Основные свойства числовых неравенств

2

9.09

10.09



7

8

9

§ 3.

Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения

3

11.09

16.09

17.09



10

§4.

Неравенства с одной переменной

1

18.09



11

12

13

14

15

§ 5.

Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки

5




16

§ 6.

Системы линейных неравенств с одной переменной

1




17


Входная контрольная работа

1




18

§ 6.

Анализ контрлоьной работы .Системы линейных неравенств с одной переменной

1




19

20

21

§ 6.

Системы линейных неравенств с одной переменной

3




22

§1-§6

Контрольная работа № 1 «Неравенства»

1

К–1



Глава 2. Квадратичная функция

33+1




23

§ 7.

Анализ контрольной работы № 1.

Повторение и расширение сведений о функции

1




24

25

§ 7.

Повторение и расширение сведений о функции

2

С–6



26

27

28

§ 8.

Свойства функции

3

С–7



29

30

31

§ 9.

Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции
y = f(x)

3




32

33

34

35

§ 10.

Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x)

4




36

37

38

39

40

41

§ 11.

Квадратичная функция, её график и свойства

6




42

§7 – §11

Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция, её свойства и график»

1

К–2



43

§ 12.

Анализ контрольной работы № 2 Решение квадратных неравенств

1




44

§ 12.

Решение квадратных неравенств

1




45


Контрольная работа за 1 учебное полугодие

1




46

§ 12.

Анализ контрольной работы за 1 учебное полугодие.

Решение квадратных неравенств

1




47

48

§ 12.

Решение квадратных неравенств

2

С–8



49

50

51

52

53

54

§ 13.

Системы уравнений с двумя переменными

6

С–9



55


§12 – §13

Повторение и систематизация учебного материала

1

С–10



56

§12 – §13

Контрольная работа № 3 «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными»

1

К–3



Глава 3. Элементы прикладной математики

21+1




57

§ 14.

Анализ контрольной работы № 3.

Математическое моделирование

1




58

59

60

61

§ 14.

Математическое моделирование

4

С–12



62

63

64

§ 15.

Процентные расчёты

3

С–13



65

66

§ 16.

Приближённые вычисления

2

С–14



67

68

69

§ 17.

Основные правила комбинаторики

3

С–15



72

73

§ 18.

Частота и вероятность случайного события

2




74

75

§ 19

Классическое определение вероятности

2

С –16



74


Пробный экзамен в форме ОГЭ

1




75

§ 19.

Анализ пробного экзамена. Классическое определение вероятности

1




76

77

§ 20.

Начальные сведения
о статистике

2

С –17



78

§14–§20

Контрольная работа № 4 «Элементы прикладной математики»

1

К–4



Глава 4. Числовые последовательности

17+1




79

§ 21.

Анализ контрольной работы № 4.

Числовые последовательности

1




80

§ 21.

Числовые последовательности

1

С –19



81

82

83

84

§ 22.

Арифметическая прогрессия

4

С–20



85

86

87

§ 23.

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

3

С–21



88

89

90

§ 24.

Геометрическая прогрессия

3




91

92

§ 25.

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

2




93

94

§ 26.

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |

2




95

§21–§26

Контрольная работа № 5 «Числовые последовательности»

1

К–5



96


Контрольная работа по допуску к ГИА

1




97

§1-§26

Анализ контрольной работы № 5. Анализ контрольной работы по допуску к ГИА. Повторение и систематизация учебного материала

1




98

99

100

101

102

§1-§26

Повторение и систематизация учебного материала

5






ВСЕГО:

102






Учебно-методическое обеспечение

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2014.

  3. Алгебра: 8 класс: методическое пособие/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.-М.: Вентана-Граф, 2014


УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «Алгебра. 9 класс»

  1. Алгебра: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.

  3. Алгебра 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016.


Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература


  1. Ершова А. П., Голобородько В.В. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 8 класса.- М.: Илекса, 2008.

  2. Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  4. Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. _ М.: ИЛЕКСА, 2007.



Перечень используемых интернет ресурсов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/

  2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

  3. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

  4. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  6. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

  7. Видео лекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729 Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/

  8. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx

  9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  10. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

  11. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru

  12. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm

  13. Методическая служба издательства «Бином» http://metodist.lbz.ru/

  14. Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/

  15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

  16. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

  17. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/

  18. Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/

  19. Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант». http://www.kvant.info/

  20. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru

  21. Уроки – конспекты www.pedsovet.ru

  22. Виртуальная школа Кирилла и Мефодияhttp://vschool.km.ru

  23. Математическая гимнастика http://mat-game.narod.ru/

  24. Математический калейдоскоп http://mathc.chat.ru/


Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер.

  2. Мультимедиа проектор.

  3. Экран навесной.

  4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

  5. Комплект чертёжных инструментов (классных и личных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!