Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей __естественно-научных дисциплин и математики. № протокола «31»_августа_ 2020 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ------------------------------------- _ «31» __августа_2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы «31»_августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Алгебра |
Учебный год | 2019-2020 |
Класс | 8 |
Количество часов в год | 102 |
Количество часов в неделю | 3 |
Учитель: Аубакирова О.И.
с.Соболево
2019-2020 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе:
ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897,
Примерной программы ООП
Рабочей авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2014. — 152 с.) ,
Учебного плана МОКУ « Соболевская средняя школа»
Программа реализуетсяна УМК:
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций(А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2014.
Алгебра 9 класс. Методическое пособие ФГОС для общеобразовательных учреждений (Е.В. Буцко,А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский ) – М.Вентана-Граф, 2015.
Алгебра 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016.
Алгебра 9 класс. Дидактические материалы.(Е.М. Рабинович, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016
так как данный УМК соответствует содержанию предмета и планируемым результатам.
Общая характеристика курса
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей необходима хорошая математическая подготовка.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике, информатике, химии. Развитие логического мышления и логической интуиции учащихся при обучении, умение аргументировать и обосновывать свои выводы и умозаключения, приводить чёткие определения, способствует также лучшему усвоению предметов гуманитарного цикла, что неоднократно отмечали мои коллеги – учителя английского и французского языков. Тем самым алгебра занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность самостоятельно принимать решения.
При обучении алгебры формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса, учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели и задачи курса
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Описание места учебного предмета «Алгебра» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОКУ « Соболевская средняя школа» программа рассчитана на 102 часов, из расчета3 часов в неделю, из них 9 контрольных работ согласно федеральному базисному учебному плану .
Результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуаций;
3) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения ( индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления о идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение уусловиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) Умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики в повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации
3) развитие умение работать с учебным математическим текстом ( анализировать извлекать необходимую информацию), точно и грамотно излагать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о функциях и их свойствах;
6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;.
исследовать линейные функции и строить их графики.
Содержание курса
Содержание курса алгебры в 9 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывает прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения.
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представлению о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умению строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач.
Выпускник получит возможность:
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению математике;
умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
целостному мировоззрению, соответствующего современному уровню развития науки;
Используемые технологии
здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии
технология групповой деятельности
игровые технологии
технологии активного обучения
технология обучению в сотрудничестве
Формы контроля
Стартовая, промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов, проверочных и самостоятельных работ на 15 – 20 минут, математических и графических диктантов на 5-10 минут с дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебного периода.
Тематическое планирование по алгебре в 9 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Контрольных работ |
1 | Повторение курса алгебры 8 класса | 2 | |
2 | Неравенства Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной. | 20 | 1 |
3 | Квадратичная функция Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными. | 34 | 2 |
4 | Элементы прикладной математики Математическое моделирование. Процентные расчёты. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. | 22 | 1 |
5 | Числовые последовательности Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 18 | 1 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 6 | 0 |
| | | |
Всего уроков | 102 |
Контрольных работ | 9 |
Резервное время | 0 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | § | Тема урока | Кол-во часов | КИМ | Сроки проведения |
Дата проведения урока | Корректировка даты урока |
1 2 | | Повторение курса алгебры 8 класса | 2 | 2.09,3.09 | | |
Глава 1. Неравенства | 19+1 | | | |
3 4 | § 1. | Числовые неравенства | 2 | 4.09 | | |
5 6 | § 2. | Основные свойства числовых неравенств | 2 | 9.09 10.09 | | |
7 8 9 | § 3. | Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 3 | 11.09 16.09 17.09 | | |
10 | §4. | Неравенства с одной переменной | 1 | 18.09 | | |
11 12 13 14 15 | § 5. | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 5 | | | |
16 | § 6. | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | | | |
17 | | Входная контрольная работа | 1 | | | |
18 | § 6. | Анализ контрлоьной работы .Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | | | |
19 20 21 | § 6. | Системы линейных неравенств с одной переменной | 3 | | | |
22 | §1-§6 | Контрольная работа № 1 «Неравенства» | 1 | К–1 | | |
Глава 2. Квадратичная функция | 33+1 | | | |
23 | § 7. | Анализ контрольной работы № 1. Повторение и расширение сведений о функции | 1 | | | |
24 25 | § 7. | Повторение и расширение сведений о функции | 2 | С–6 | | |
26 27 28 | § 8. | Свойства функции | 3 | С–7 | | |
29 30 31 | § 9. | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 3 | | | |
32 33 34 35 | § 10. | Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 4 | | | |
36 37 38 39 40 41 | § 11. | Квадратичная функция, её график и свойства | 6 | | | |
42 | §7 – §11 | Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция, её свойства и график» | 1 | К–2 | | |
43 | § 12. | Анализ контрольной работы № 2 Решение квадратных неравенств | 1 | | | |
44 | § 12. | Решение квадратных неравенств | 1 | | | |
45 | | Контрольная работа за 1 учебное полугодие | 1 | | | |
46 | § 12. | Анализ контрольной работы за 1 учебное полугодие. Решение квадратных неравенств | 1 | | | |
47 48 | § 12. | Решение квадратных неравенств | 2 | С–8 | | |
49 50 51 52 53 54 | § 13. | Системы уравнений с двумя переменными | 6 | С–9 | | |
55 | §12 – §13 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | С–10 | | |
56 | §12 – §13 | Контрольная работа № 3 «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными» | 1 | К–3 | | |
Глава 3. Элементы прикладной математики | 21+1 | | | |
57 | § 14. | Анализ контрольной работы № 3. Математическое моделирование | 1 | | | |
58 59 60 61 | § 14. | Математическое моделирование | 4 | С–12 | | |
62 63 64 | § 15. | Процентные расчёты | 3 | С–13 | | |
65 66 | § 16. | Приближённые вычисления | 2 | С–14 | | |
67 68 69 | § 17. | Основные правила комбинаторики | 3 | С–15 | | |
72 73 | § 18. | Частота и вероятность случайного события | 2 | | | |
74 75 | § 19 | Классическое определение вероятности | 2 | С –16 | | |
74 | | Пробный экзамен в форме ОГЭ | 1 | | | |
75 | § 19. | Анализ пробного экзамена. Классическое определение вероятности | 1 | | | |
76 77 | § 20. | Начальные сведения о статистике | 2 | С –17 | | |
78 | §14–§20 | Контрольная работа № 4 «Элементы прикладной математики» | 1 | К–4 | | |
Глава 4. Числовые последовательности | 17+1 | | | |
79 | § 21. | Анализ контрольной работы № 4. Числовые последовательности | 1 | | | |
80 | § 21. | Числовые последовательности | 1 | С –19 | | |
81 82 83 84 | § 22. | Арифметическая прогрессия | 4 | С–20 | | |
85 86 87 | § 23. | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 3 | С–21 | | |
88 89 90 | § 24. | Геометрическая прогрессия | 3 | | | |
91 92 | § 25. | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 2 | | | |
93 94 | § 26. | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 2 | | | |
95 | §21–§26 | Контрольная работа № 5 «Числовые последовательности» | 1 | К–5 | | |
96 | | Контрольная работа по допуску к ГИА | 1 | | | |
97 | §1-§26 | Анализ контрольной работы № 5. Анализ контрольной работы по допуску к ГИА. Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | | |
98 99 100 101 102 | §1-§26 | Повторение и систематизация учебного материала | 5 | | | |
| | ВСЕГО: | 102 | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2014.
Алгебра: 8 класс: методическое пособие/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.-М.: Вентана-Граф, 2014
УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «Алгебра. 9 класс»
Алгебра: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.
Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.
Алгебра 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир); – М.: Вентана- Граф, 2016.
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
Ершова А. П., Голобородько В.В. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 8 класса.- М.: Илекса, 2008.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. _ М.: ИЛЕКСА, 2007.
Перечень используемых интернет ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230
Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
Видео лекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729 Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru
Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm
Методическая служба издательства «Бином» http://metodist.lbz.ru/
Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/
Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант». http://www.kvant.info/
Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru
Уроки – конспекты www.pedsovet.ru
Виртуальная школа Кирилла и Мефодияhttp://vschool.km.ru
Математическая гимнастика http://mat-game.narod.ru/
Математический калейдоскоп http://mathc.chat.ru/
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедиа проектор.
Экран навесной.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Комплект чертёжных инструментов (классных и личных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.