.
Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании авторской программы «Математика. 5-11 классы/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. – М. :Вентана-Граф, 2018. – 152 с.». Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников А.Г. Мерзляка Алгебра:
7 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 302 с. : ил.
Данная программа соответствует миссии образовательной организации: «Учить, развивая и развиваясь», целям и задачам МБОУ «Видновская СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов».
Учебный план ООП ООО отводит на изучение алгебры в 7 классах основной школы 2 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, всего 68 часов.
Авторская программа рассчитана на 35 недель по 2 часа в неделю в течение всего года обучения. В итоге на преподавание алгебры в 7 классах отводится 70 часов.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вкладаотечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировкив мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов, а такжена основе формирования уважительного отношения ктруду, развитие опыта участия в социально значимом
труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебнойи математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость,активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи,строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методахматематики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, приниматьрешение в условиях неполной или избыточной, точнойили вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) дляиллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписанийи умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневнойжизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о еёзначимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическимтекстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли
с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основнымразделам содержания;
5) систематические знания о функциях и их свойствах;
6) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических инематематических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с действительными числами;
• решать уравнения, неравенства, системы уравненийи неравенств;
• решать текстовые задачи арифметическим способом,с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
• использовать алгебраический язык для описанияпредметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик,выполнение приближённых вычислений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
7 класс
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной
Выпускник научится:
распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения;
приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений;
составлять выражения с переменными по условию задачи;
Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки;
находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных; классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения.
Выпускник получит возможность:
пониматьопределение линейного уравнения;
решать линейное уравнение в общем виде;
интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации;
описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач.
Глава 2. Целые выражения
Выпускник научится:
доказывать свойства степени с натуральным показателем;
записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений.
Выпускник получит возможность:
доказывать свойства степени с натуральным показателем;
записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений;
вычислять значение выражений с переменными;
применять свойства степени для преобразования выражений;
выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень;
приводить одночлен к стандартному виду;
записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена; преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен.
Глава 3. Функции
Выпускник научится:
описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции;
понимать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности.
Выпускник получит возможность:
вычислять значение функции по заданному значению аргумента;
составлять таблицы значений функции;
строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса;
строить график линейной функции и прямой пропорциональности;
описывать свойства этих функций.
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными
Выпускник научится:
описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
строить график линейного уравнения с двумя переменными;
решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы.
Содержание учебного предмета
7 класс
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной ( 15 часов)
Введение в алгебру. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная формы организации работы обучающихся (контрольная работа)
Распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения.
Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач
Глава 2. Целые выражения (19 часов)
Тождественно равные выражения. Тождества. Степень с натуральным показателем. Свойство степени с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Разложение многочленов на множители. Метод группировки.
Произведение разности и суммы двух выражений. Разность квадратов двух выражений. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Квадрат суммы нескольких выражений. Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений либо в квадрат суммы нескольких выражений.Сумма и разность кубов двух выражений. Куб суммы и куб разности двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольные работы)
Формулировать определения: тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена;
свойства: степени с натуральным показателем, знака степени;
правила: доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов.
Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений.
Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращённого умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства утверждений, решения текстовых задач.
Глава 3. Функции (17 часов)
Связи между величинами. Функция. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее график и свойства.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа).
Описывать понятия: зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности.
Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций.
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными (14 часов)
Уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений методом подстановки. Решение систем линейных уравнений методом сложения. Решение задач с помощью систем линейных уравнений.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа)
Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы.
Повторение и систематизация учебного материала (3 часа)
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов по темам | Контрольные (диагностические) работы |
I |
1 | Линейное уравнение с одной переменной | 15 | 1 |
2 | Целые выражения | 19 | 2 |
3 | Функции | 17 | 1 |
4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 14 | 1 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 3 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 от 29.08.2022 г.
заседания ШМО учителей
математики, физики, информатики и ИКТ
Руководитель ШМО
__________________ Е.Н. Нуждина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_________________Н.Ю.Пиюк
29.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________Пиюк Н.Ю.
«__29_» _августа_ 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков___алгебры_____
Классы __7_А_
Учитель_____Нуждина Е.Н.___________
Количество часов на учебный год_68_, в неделю _2_
Плановых контрольных уроков_5
Планирование составлено на основе______________________________
Учебник ________________________________________________________
Дополнительная литература________________________________
№ п/п | Содержание | Количество часов по темам | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Линейное уравнение с одной переменной | 15 | | |
1 | Введение в алгебру | 3 | | |
2 | Линейное уравнение с одной переменной | 5 | | |
3 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | | |
4 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
5 | Контрольная работа "Линейное уравнение с одной переменной" | 1 | | |
Целые выражения | 19 | | |
6 | Тождественно равные выражения. Тождества | 1 | | |
7 | Степень с натуральным показателем | 1 | | |
8 | Свойство степени с натуральным показателем | 1 | | |
9 | Одночлены | 1 | | |
10 | Многочлены | 1 | | |
11 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
12 | Контрольная работа " Одночлены. Сложение и вычитание многочленов" | 1 | | |
13 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
14 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | | |
15 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 1 | | |
16 | Произведение разности и суммы двух выражений | 1 | | |
17 | Разность квадратов двух выражений | 1 | | |
18 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Квадрат суммы нескольких выражений | 1 | | |
19 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений либо в квадрат суммы нескольких выражений | 1 | | |
20 | Сумма и разность кубов двух выражений | 1 | | |
21 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1 | | |
22 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
23 | Контрольная работа "Разложение многочленов на множители" | 1 | | |
Функции | 17 | | |
24 | Связи между величинами. Функция | 4 | | |
25 | Способы задания функции | 4 | | |
26 | График функции | 3 | | |
28 | Линейная функция, ее график и свойства | 4 | | |
29 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
30 | Контрольная работа №6 "Функция. Линейная функция" | 1 | | |
Системы линейных уравнений с двумя переменными | 14 | | |
31 | Уравнения с двумя переменными | 2 | | |
32 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 2 | | |
33 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 2 | | |
34 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | | |
35 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 2 | | |
36 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 2 | | |
37 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
38 | Контрольная работа №7 "Системы линейных уравнений с двумя переменными" | 1 | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 3 | | |
Дата 29 августа 2022г
Учитель_________Нуждина Е.Н.