Рабочая программа по алгебре для 7 класса.
Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Данная программа составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбор дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательныхинтересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры.
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраическихзадач.
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,рассуждений.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
Формулировать и удерживать учебнуюзадачу.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач.
Предвидеть уровень усвоения знаний, его временныххарактеристик.
Составлять план и последовательностьдействий.
Осуществлятьконтрольпообразцуивноситьнеобходимыекоррективы.
Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий отэталона.
учащиеся получат возможность научиться:
Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечногорезультата.
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решениизадач.
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способудействия.
Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровеньусвоения.
Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физическихпрепятствий.
познавательные
учащиеся научатся:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательнуюцель.
Использовать общие приёмы решениязадач.
Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Осуществлять смысловое чтение.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решениязадач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математическихпроблеем.
Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом.
Понимать и использовать математические средства наглядности(рисунки, чертежи,схемыидр.)дляиллюстрации,интерпретации,аргументации.
Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
учащиеся получат возможность научиться:
Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.
Формировать учебную и общепользовательскуюкомпетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности).
Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера.
Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач.
Интерпретировать информации(структурировать,переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощьюИКТ).
Оценивать информацию (критическая оценка, оценкадостоверности);
Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиесянаучатся:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников.
Взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение.
Прогнозировать возникновениеконфликтов при наличииразныхточек зрения.
Разрешатьконфликты на основе учёта интересови позиций всех участников;
Координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии.
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Выпускник научится в 7 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Числа
оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратныйкорень;
использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложныхзадач;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии справилами;
оценивать значение квадратного корня из положительного целогочисла;
распознавать рациональные и иррациональные числа;
сравниватьчисла.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практическихзадач;
выполнять сравнение чисел в реальныхситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебныхпредметов.
Тождественные преобразования
выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральнымпоказателем;
выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобныеслагаемые;
использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратнымикорнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
понимать смысл записи числа в стандартномвиде;
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная записьчисла».
Уравнения и неравенства
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решениеуравнения;
проверять справедливость числовыхравенств;
проверять, является ли данное число решениемуравнения;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебныхпредметах.
Функции
находить значение функции по заданному значениюаргумента;
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложныхситуациях;
определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатнойплоскости;
по графику находить область определения, множество значенийфункции;
строить график линейнойфункции;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения ихсвойств;
использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебныхпредметов.
Статистика и теория вероятностей
иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторныхзадачах;
решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
представлять данные в виде таблиц, диаграмм,графиков;
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы,графика;
определять основные статистические характеристики числовыхнаборов;
оценивать вероятность события в простейшихслучаях;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать количество возможных вариантов методомперебора;
иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реальногоявления;
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решениязадачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования кусловию;
составлять план решениязадачи;
выделять этапы решениязадачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решениезадачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течениюреки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
задаче величин (делать прикидку).
Выпускник получит возможность научиться в 7 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленномуровнях.
Числа
оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительныхчисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натуральногочисла;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональныхвычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданнойточностью;
сравнивать рациональные и иррациональныечисла;
представлять рациональное число в виде десятичнойдроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решениизадач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебныхпредметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенныхвычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебныхпредметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных системизмерения.
Тождественные преобразования
оперировать понятиями степени с натуральным показателем,;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание,умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
выделять квадрат суммы и разностиодночленов;
раскладывать на множители квадратный трехчлен;
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю,
сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательнуюстепень;
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратныекорни;
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратныекорни;
выполнять преобразования выражений, содержащихмодуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартномвиде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебныхпредметов.
Уравнения и неравенства
оперировать понятиями: уравнение, кореньуравнения;
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественныхпреобразований;
решать несложные системы линейных уравнений спараметрами;
решать несложные уравнения в целыхчислах.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейныхуравнений;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных уравнений и систем линейных уравнений при решении задач других учебныхпредметов;
выбирать соответствующие уравнения или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи.
Функции
оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значенийфункции
строить графики линейной функций;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Статистика и теория вероятностей
оперировать понятиями: столбчатые икруговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,медиана;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основеданных;
применять правило произведения при решении комбинаторныхзадач;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов иявлений;
определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
оценивать вероятность реальных событий иявлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решениязадач;
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текстазадачи;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия ктребованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф- схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
анализировать затруднения при решениизадач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решениезадачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположныхнаправлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системыотсчета;
решать разнообразные задачи «на части», • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысладроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанныхтипов;
решать задачи напроценты;
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученнымиситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотностьвещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительныйрезультат;
решать задачи на движение по реке,рассматривая разные системы отсчета.
Содержание учебного предмета
Линейное уравнение с однойпеременной 15 ч.
Введение в алгебру.
Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений .Повторение и систематизация учебного материала .
Контрольная работа №1
Целыевыражения 52 ч.
Тождественно равные выражения Тождества
Степень с натуральным показателем .Свойства степени с натуральным показателем .Одночлены Многочлены .Сложение и вычитание многочленов Контрольная работа№2
Умножение одночлена на многочлен .Умножение многочлена намногочлен Разложение многочленов на множители Вынесение общего множителя за скобки .Разложение многочленов на множители Метод группировки Контрольная работа№3
Произведение разности и суммы двух выражений .Разность квадратов двух выражений .Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двухвыражений Контрольная работа№4
Сумма и разность кубов двух выражений . Применение различных способов разложения многочлена на множители .Повторение и систематизация учебного материала .Контрольная работа №5
Функции12 ч
Связи между величинами Функция .Способы задания функции График функции.Линейная функция, ее график и свойства.
Повторение и систематизация учебного материала .Контрольная работа №6
Системы линейных уравнений с двумя переменными19 ч
Уравнения с двумя переменными .Линейное уравнение с двумя переменными и его график .Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Решение систем линейных уравнений методом сложения .Решение задач с помощью систем уравнений.Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа №7
Повторение и систематизация учебногоматериала 4
Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 7 класса Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Линейное уравнение с одной переменной | 15 |
2. | Целые выражения | 52 |
3. | Функции | 12 |
4. | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 19 |
5. | Повторение и систематизация учебного материала | 4 |
| ИТОГО | 102 |