Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «31 » августа 2020 г. |
от «17» августа 2020г. | | №______ |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /И.А.Сауткина/ | от «31 » августа 2020 г. | __________ /Н.В. Силина / |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
для 7 класса А, Б
Составитель:
Агеева Л.В.
Учитель математики
первой квалификационной категории
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / Н.В. Морковкина/
«___» августа 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «алгебра», 7 класс, составлена для учащихся 7 А, Б классов на 2020-2021 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник:
Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского, 3-е изд., М.: Просвещение,2014
На изучение данного предмета отводится – 105 часов.
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
Основная цель изучения предмета «алгебра»: формирование у школьников математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Алгебра является частью предметной области «Математика и информатика»
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2020-2021 уч. год
В процессе изучения предмета алгебра учащиеся получат возможность развить логическое и математическое мышление, получат представление о математических моделях; овладеют математическими рассуждениями; научатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладеют умениями решения учебных задач; разовьют математическую интуицию; получат представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Личностные результаты
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты
Рациональные числа
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Ученик получит возможность:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Алгебраические выражения
Ученик научится:
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
выполнять разложение многочленов на множители.
Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
Уравнения
Ученик научится:
решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Описательная статистика
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АЛГЕБРА»
на 2020-2021 уч. год
Выражения и их преобразования. Уравнения.
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.
Знать простейшие статистические характеристики.
Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
Функции
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+b и её график. Функция у=кх и её график.
Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+b, у=кх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
Формулы сокращённого умножения
Формулы(a±b=a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b2)].Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель- выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
Системы линейных уравнений
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель- познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
Контрольные работы |
1 | Выражения. Преобразование выражений | 11 | 1+1 стартовая диагностика |
2 | Уравнения с одной переменной Статистические характеристики. | 12 | 1 |
3 | Функции | 11 | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем | 12 | 1 |
5. | Многочлены | 16 | 2 |
6. | Формулы сокращённого умножения | 19 | 2 |
7. | Системы линейных уравнений | 16 | 1 |
8. | Повторение | 8 | Промежуточная аттестация |
.Всего | 105 | 11 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по алгебре в 7А,Б классах на 2020-2021 учебный год
№ урока | Содержание материала | Дата проведения | Дата проведения |
7А | 7Б |
| Выражения (6 ч) | план | факт | план | факт |
| Повторение. Действия с десятичными и обыкновенными дробями. | 02.09 | | | |
| Числовые выражения. | 03.09 | | | |
| Числовые выражения. | 07.09 | | | |
| Выражения с переменными | 09.09 | | | |
| Выражения с переменными. | 10.09 | | | |
| Сравнение значений выражений. Стартовая диагностика. | 14.09 | | | |
| Преобразование выражений (5 ч) | | | | |
| Свойства действий над числами | 16.09 | | | |
| Свойства действий над числами | 17.09 | | | |
| Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 21.09 | | | |
| Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 23.09 | | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Выражения. Тождества» | 24.09 | | | |
| Уравнения с одной переменной (7 ч) | | | | |
| Анализ контрольной работы. | 28.09 | | | |
| Уравнение и его корни | 30.09 | | | |
| Линейное уравнение с одной переменной | 01.10 | | | |
| Линейное уравнение с одной переменной | 05.10 | | | |
| Решение задач с помощью уравнений | 07.10 | | | |
| Решение задач с помощью уравнений | 08.10 | | | |
| Решение задач с помощью уравнений | 12.10 | | | |
| Статистические характеристики (5ч) | | | | |
| Среднее арифметическое, размах и мода | 14.10 | | | |
| Среднее арифметическое, размах и мода | 15.10 | | | |
| Медиана как статистическая характеристика | 19.10 | | | |
| Медиана как статистическая характеристика | 21.10 | | | |
| Контрольная работа №2 по теме «Уравнения» | 22.10 23 | | | |
| Функции (11ч) | | | | |
| Функции и их графики (5ч) | | | | |
| Что такое функция | 02.11 | | | |
| Вычисление значений функции по формуле | 05.11 | | | |
| Вычисление значений функции по формуле | 09.11 | | | |
| График функции | 11.11 | | | |
| График функции | 12.11 | | | |
| Линейная функция (6ч) | | | | |
| Прямая пропорциональность и ее график | 16.11 | | |
| Прямая пропорциональность и ее график | 18.11 | | | |
| Линейная функция и ее график | 19.11 | | | |
| Линейная функция и ее график | 23.11 | | | |
| Зачёт по теме «Линейные функции». | 25.11 | | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Функции» | 26.11 | | | |
| Степень с натуральным показателем (11ч) | | | | |
| Степень и её свойства (5ч) | | | | |
| Определение степени с натуральным показателем | 30.11 | | | |
| Умножение и деление степеней | 02.12 | | | |
| Умножение и деление степеней | 03.12 | | | |
| Возведение в степень произведения и степени | 07.12 | | | |
| Возведение в степень произведения и степени | 09.12 | | | |
| Одночлены (6ч) | | | | |
| Одночлен и его стандартный вид | 10.12 | | | |
| Сложение и вычитание одночленов | 14.12 | | | |
| Умножение одночленов | 16.12 | | | |
| Возведение одночлена в степень | 17.12 | | | |
| Функция вида y = x2 и ее график | 21.12 | | | |
| Функция y = x3 и ее график | 23.12 | | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» | 24.12 23 | | | |
| Многочлены (16 ч) | | | | |
| Сумма и разность многочленов» (3ч) | | | | |
| Многочлен и его стандартный вид | 11.01 | | | |
| Сложение и вычитание многочленов | 13.01 | | | |
| Сложение и вычитание многочленов | 14.01 | | | |
| Произведение одночлена и многочлена (7ч) | | | | |
| Умножение одночлена на многочлен | 18.01 | | | |
| Умножение одночлена на многочлен | 20.01 | | | |
| Умножение одночлена на многочлен | 21.01 | | | |
| Умножение одночлена на многочлен | 25.01 | | | |
| Вынесение общего множителя за скобки | 27.01 | | | |
| Вынесение общего множителя за скобки | 28.01 | | | |
| Вынесение общего множителя за скобки | 01.02 | | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены». | 03.02 | | | |
| Произведение многочленов (7ч) | | | | |
| Умножение многочлена на многочлен | 04.02 | | | |
| Умножение многочлена на многочлен | 08.02 | | | |
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 10.02 | | | |
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 11.02 | | | |
| Контрольная работа №6 по теме: «Произведение многочленов» | 15.02 | | | |
| Формулы сокращенного умножения (19ч) | | | |
| Квадрат суммы и квадрат разности (5ч) | | | | |
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 17.02 | | | |
| Возведение в куб суммы и разности двух выражений | 18.02 | | | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 22.02 | | | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 24.02 | | | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 25.02 | | | |
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (7ч) | | | | |
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 01.03 | | | |
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 03.03 | | | |
| Разложение разности квадратов на множители | 04.03 | | | |
| Разложение разности квадратов на множители | 10.03 | | | |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 11.03 | | | |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 15.03 | | | |
| Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 17.03 | | | |
| Преобразование целых выражений (7ч) | | | | |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 18.03 29 | | | |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 29.03 | | | |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 31.03 | | | |
| Применение различных способов для разложения на множители | 01.04 | | | |
| Применение различных способов для разложения на множители | 05.04 | | | |
| Зачёт по теме «Способы разложения многочлена на множители» | 07.04 | | | |
| Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | 08.04 | | | |
| Системы линейных уравнений (16ч) | | | | |
| Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (5ч) | | | | |
| Линейное уравнение с двумя переменными | 12.04 | | | |
| График линейного уравнения с двумя переменными | 14.04 | | | |
| График линейного уравнения с двумя переменными | 15.04 | | | |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 19.04 | | | |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 21.04 | | | |
| Решение систем линейных уравнений (11ч) | | | | |
| Графический способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными | 22.04 | | | |
| Способ подстановки | 26.04 | | | |
| Способ подстановки | 28.04 | | | |
| Способ подстановки | 29.04 | | | |
| Способ сложения | 05.05 | | |
| Способ сложения | 06.05 | | | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 12.05 | | | |
| Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений » | 13.05 | | | |
| Анализ контрольной работы. | 17.05 | | | |
| Промежуточная аттестация. | 19.05 | | | |
| Анализ выполнения работы промежуточной аттестации. | | | |
| Повторение (8 ч) | | | | |
| Повторение. Линейные уравнения. Функции. | 20.05 | | | |
| Повторение. Степень с натуральным показателем. | | | |
| Повторение. Преобразование целых выражений | 24.05 | | | |
| Анализ выполнения контрольной работы | | | |
| Решение задач | 26.05 | | | |
| Повторение. Формулы сокращённого умножения | | | |
| Повторение. Формулы сокращённого умножения. | 27.05 | | | |
| Повторение. Решение уравнений и задач. | | | |
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Кардымовская СШ» количество запланированных уроков составляет –100 , объединены уроки №96 и 97, 98 и 99, 100 и 101, 102 и 103, 104 и 105, , так как 4 урока выпадают на праздничные дни – 04.11, 08.03, 03.05, 10.05).