СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре для 7 класса

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая   программа   по   алгебре для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 7 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден Приказом МОН ДНР от 30.07.2018 г. № 678) и Рабочим учебным планом муниципальной образовательной организации «Общеобразовательная школа №11 города Енакиево».

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно- научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира.

Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Целью изучения курса алгебры в 7 классе является:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.

Общая характеристика курса алгебры 7 класса.

В курсе алгебры 7 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса. Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения

математики, способствует развитию логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни учащихся. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» – обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом основного общего образования МОО «ОШ №11 г. Енакиево» на изучение алгебры в 7 классе предусмотрено 3 часа.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности

учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящий вероятностный характер;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять

формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

7) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

8) овладение основными способами представления и анализа статистических данных;

умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ


Алгебраические выражения

Ученик научится:

1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

4) выполнять разложение многочленов на множители.

Ученик получит возможность:

5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;

6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Ученик научится:

1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решение систем уравнений с двумя переменными.

Ученик получит возможность:

4) овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Основные понятия. Числовые функции

Ученик научится:

1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Ученик получит возможность научиться:

4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Описательная статистика

Ученик научится:

1) использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность:

2) приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ


Данная программа реализуется по учебнику автора Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой: «Алгебра. 7» (М.: Просвещение, 2016).


п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Обобщение и систематизация учебного материала за 5-6 классы

5

2

Выражения, тождества, уравнения

19

3

Функции

11

4

Степень с натуральным показателем

13

5

Многочлены

10

6

Формулы сокращенного умножения

18

7

Системы линейных уравнений

16

8

Обобщение и систематизация учебного материала за 7 класс

7


Всего

99
















СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Выражения, тождества, уравнения (19 часов)

Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений. Свойства действий над числами. Тождества. Тождественные преобразования выражений. Уравнение и его корень. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач

методом составления уравнений. Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Учащиеся должны:

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования»;

Уметь в выражении с переменными находить его значение при заданных значениях

переменных; сравнивать значения выражений при заданных значениях входящих в них переменных.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются

и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений. Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами.

Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов.

Серьезное внимание должно уделяться развитию навыков вычислений и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах. При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений.

Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий

над числами. Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

2. Функции (11 часов)

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель – ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.


Учащиеся должны:

знать

определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой;

понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;

уметь

правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формулам значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида – прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак углового коэффициента k на расположение в координатной плоскости графика функции y = kx, где k = 0 , как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида y = kx,b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

3. Степень с натуральным показателем (13 часов)

Определение степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени. Одночлен и его стандартный вид. Умножение

одночленов. Возведение одночлена в степень. Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.

Учащиеся должны:

знать

определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у =х2 , у = х3;

уметь

находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком и решать обратную задачу;

строить графики функций у = х2, у = х3 ; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем;

приводить одночлен к стандартному виду.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

4. Многочлены (10 часов)

Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки.

Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Учащиеся должны:

знать

определение многочлена и его стандартный вид;

уметь

приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки;

умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-

оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями,

корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается введением понятия многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена.

5. Формулы сокращенного умножения (18 часов)

Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений. Разложение на множители многочлена с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Умножение разности двух выражений на их сумму. Разложение разности квадратов на множители. Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов разложения многочлена на множители. Основная цель – выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

Учащиеся должны:

знать

формулы сокращенного умножения; различные способы разложения многочленов на множители;

уметь

читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений с

помощью формул сокращенного умножения; выполнять разложение разности квадратов и суммы и разности кубов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений (16 часов)

Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. Основная цель – ознакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Учащиеся должны:

знать

что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений; различные способы решения систем уравнений: графический способ, способ подстановки, способ сложения;

уметь

правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система уравнений»;

понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами. Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы уравнений и рассматриваются системы линейных уравнений.

Обобщение и систематизация программного материала (12 часов)

Учащиеся должны:

знать:

основные ранее изученные математические формулы, способы и методы их

применения для решения математических и практических задач;

уметь:

выполнять действия над числами, применять формулы сокращенного умножения;

находить значения числовых и буквенных выражений;

решать текстовые задачи с помощью уравнений и систем уравнений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

В результате изучения курса алгебры в 7 классе учащиеся должны

понимать:

  • как используются математические формулы для преобразования выражений; примеры

их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;

  • решать линейные уравнения, уравнения сводящиеся к ним, и системы двух линейных

уравнений;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчётов по формулам; составления формул, выражающих зависимость

между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.











ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Тема контрольной работы

Дата проведения

Примечание

Контрольная работа №1 (диагностическая)



Контрольная работа №2 по теме «Выражения. Тождества»



Контрольная работа №3 по теме «Уравнения»



Контрольная работа №4 по теме «Функции»



Контрольная работа №5 по теме «Степень с натуральным показателем»



Контрольная работа №6 по теме «Многочлены»



Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»



Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»



Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений»



Контрольная работа №10 (годовая)









Календарно-тематическое планирование учебного материала



Тема урока

Кол-во часов

Дата

7-А

Дата

7-Б

Примечание

Характеристика основных видов деятельности

I четверть (24ч)


Тема 1. Обобщение и систематизация программного материала за курс 5-6 классов

5




Находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами. Выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между реальными величинами.

1

Дробные числа и действия над ними

1




2

Дробные числа и действия над ними

1




3

Решение текстовых задач

1




4

Контрольная работа №1 (Диагностическая)

1




5

Анализ контрольной работы

1




ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТА, УРАВНЕНИЯ (19 Ч)


Тема 2. Выражения. Тождества.

8




Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки ,

Преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Решать линейные уравнения, а

также несложные уравнения, сводящиеся к ним. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее

арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в

несложных ситуациях.

6

Числовые выражения

1




7

Выражения с переменными

1




8

Сравнение значений выражений

1




9

Свойства действий над числами

1




10

Тождества. Тождественные преобразования выражений

1




11

Тождества. Тождественные преобразования выражений

1




12

Контрольная работа № 2 по теме: «Выражения. Тождества»

1




13

Анализ контрольной работы

1





Тема 3. Уравнения

11




14

Уравнение и его корни

1




15

Линейное уравнение с одной переменной

1




16

Линейное уравнение с одной переменной

1




17

Решение задач с помощью уравнений

1




18

Решение задач с помощью уравнений

1




19

Решение задач с помощью уравнений

1




20

Среднее арифметическое, размах и мода

1




21

Медиана как статистическая характеристика

1




22

Решение задач

1




23

Контрольная работа №3 по теме «Уравнения»

1




24

Анализ контрольной работы

1




II четверть (24 ч)


ФУНКЦИИ (11 Ч)



Тема 4. Функции

11




25

Что такое функция. Вычисление значений функции

по формуле.

1




Вычислять значения функций, заданных формулами, составлять таблицы значений функций. По графику функции находить ее значение по известному значению аргумента и решать обратную задачу. Строить и

интерпретировать графики прямой пропорциональности. Строить и

интерпретировать графики линейной функции. Понимать, как влияет знак

коэффициента k на расположение в координатной плоскости графика

функции y kx, где k 0. Понимать, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух линейных функций.

Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых

формулами вида y kx, где k 0 и y kxb .

26

График функции

1




27

График функции

1




28

Прямая пропорциональность и ее график

1




29

Прямая пропорциональность и ее график

1




30

Линейная функция и ее график

1




31

Линейная функция и ее график

1




32

Решение задач

1




33

Решение задач

1




34

Контрольная работа №4 по теме «Функции»

1




35

Анализ контрольной работы

1




СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (13 Ч)


Тема 5. Степень с натуральным показателем

13




Вычислять значения выражений вида n a , где a – произвольное число, n –натуральное число. Формулировать, записывать в символической форме и

обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять

свойство степени для преобразования выражений. Выполнять умножение и деление степеней с натуральным показателем. Выполнять возведение в степень произведения и степени. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Строить графики функций 2 у х и 3 у х

. Решать графически уравнения вида x kxb 2 , x kxb 3 , где k и b – некоторые числа.

36

Определение степени с натуральным показателем

1




37

Умножение и деление степеней

1




38

Умножение и деление степеней

1




39

Возведение в степень произведения и степени

1




40

Возведение в степень произведения и степени

1




41

Одночлен и его стандартный вид

1




42

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1




43

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

1




44

Функции у х2 и у х3 и их графики

1




45

Функции у х2 и у х3 и их графики

1




46

Решение задач

1




47

Контрольная работа № 5 по теме «Степень с натуральным показателем»

1




48

Анализ контрольной работы

1




III четверть (28 ч)

МНОГОЧЛЕНЫ (10 ч)


Тема 6. Многочлены

10




Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочлена

на множители, используя вынесение множителя за скобки и способом группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений

49

Многочлен и его стандартный вид

1




50

Сложение и вычитание многочленов

1




51

Произведение одночлена и многочлена

1




52

Вынесение общего множителя за скобки

1




53

Умножение многочлена на многочлен

1




54

Разложение многочлена на множители способом

группировки

1




55

Разложение многочлена на множители способом

группировки

1




56

Решение задач

1




57

Контрольная работа №6 по теме «Многочлены»

1




58

Анализ контрольной работы

1




ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (18 Ч)


Тема 7. Формулы сокращенного умножения

9




Знать формулы сокращенного умножения, применять их в преобразованиях

целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при

решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в

вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора

59

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений





60

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1




61

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1




62

Умножение разности двух выражений на их сумму

1




63

Разложение разности квадратов на множители

1




64

Разложение на множители суммы и разности кубов

1




65

Решение задач

1




66

Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

1




67

Анализ контрольной работы

1





Тема 8. Преобразование целых выражений

9




68

Преобразование целого выражения в многочлен

1




69

Преобразование целого выражения в многочлен

1




70

Применение различных способов для разложения на множители

1




71

Применение различных способов для разложения на множители

1




72

Применение различных способов для разложения на множители

1




73

Применение различных способов для разложения на множители

1




74

Решение упражнений

1




75

Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»

1




76

Анализ контрольной работы


1




IV четверть ( 23 ч)

СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (16 Ч)


Тема 9. Системы линейных уравнений

16




Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путем перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график уравнения ax by c , где a 0 или b 0 . Решать графическим способом системы линейных переменных с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели

систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы

77

Линейное уравнение с двумя переменными

1




78

График линейного уравнения с двумя переменными

1




79

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1




80

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1




81

Способ подстановки

1




82

Способ подстановки

1




83

Способ сложения

1




84

Способ сложения

1




85

Решение задач с помощью систем уравнений

1




86

Решение задач с помощью систем уравнений

1




87

Решение задач с помощью систем уравнений

1




88

Решение задач с помощью систем уравнений





89

Решение задач и упражнений

1




90

Решение задач и упражнений

1




91

Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений»

1




92

Анализ контрольной работы

1




ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АЛГЕБРЕ

ЗА 7 КЛАСС (7 Ч)


Тема 10. Обобщение и систематизация программного материала по алгебре за 7 класс

7




Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать

скобки в сумме или разности выражений. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Вычислять значения функций, заданных формулой, составлять таблицы значений функций. По графику функции находить значение функции по известному

значению аргумента и решать обратную задачу. Применять свойство степени для преобразования выражений. Применять формулы сокращенного

умножения при преобразовании целых выражений в многочлены и при разложении на множители. Применять графический способ, способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными.

93

Урок обобщения и повторения

1




94

Урок обобщения и повторения

1




95

Урок обобщения и повторения

1




96

Урок обобщения и повторения

1




97

Контрольная работа №10 (Годовая)

1




98

Анализ контрольной работы

1




99

Урок-обобщение

1




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ






















































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Критерии оценивания устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание

ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «3», если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивание письменных работ

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится, если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их

измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня при решении уравнения;

  • отбрасывание без объяснений одного из корней;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой

охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из

этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных

основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.