г. Ростов-на-Дону
Рабочая программа разработана на основе примерных программ по алгебре «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы» Т.А. Бурмистрова, учебника «Алгебра 8 класс». Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под редакцией С.А. Теляковского (М.: Просвещение, 2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение алгебры в 8 классе 3 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 73», программа рассчитана на 1 год обучения (3 учебных часа в неделю) и является программой базового уровня обучения. Рабочая программа рассчитана на 97 часов (неучебные дни – 08.03.2022, 01.05.2022, 02.05.2022, 09.05.2022, 10.05.2022).
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий.
№ | Раздел учебной программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Формы текущего контроля |
1 | Повторение курса 7 класса | 14 | Повторение курса алгебры 7 класса | Диагностическая контрольная работа |
2 | Рациональные дроби | 19 | Формулировать основное свойство рациональной дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей, а также возведение дроби в степень. Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества. Знать свойства функции , где , и уметь строить ее график. | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, контрольная работа |
3 | Квадратные корни | 14 | Приводить примеры рациональных и иррациональных чисел. Находить значения арифметических квадратных корней, используя при необходимости калькулятор. Доказывать теоремы о корне из произведения и дроби, тождество , применять их в преобразованиях выражений. Освобождаться от иррациональности в знаменателях дробей вида Выносить множитель за знак корня и вносить множитель под знак корня. Использовать квадратные корни для выражения переменных из геометрических и физических формул. Строить график функции и иллюстрировать на графике ее свойства | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, контрольная работа |
4 | Квадратные уравнения | 17 | Решать квадратные уравнения. Находить подбором корни квадратного уравнения, используя теорему Виета. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать дробные рациональные уравнения, сводя решение таких уравнений к решению линейных и квадратных уравнений с последующим исключением посторонних корней. Решать текстовые задачи, используя квадратные и дробные уравнения | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, контрольная работа |
5 | Неравенства | 11 | Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств. Использовать аппарат неравенств для оценки погрешности и точности приближения. Находить пересечение и объединение множеств, в частности числовых промежутков. Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, контрольная работа |
6 | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | Знать определение и свойства степени с целым показателем. Применять свойства степени с целым показателем при выполнении вычислений и преобразовании выражений. Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Приводить примеры репрезентативной и нерепрезентативной выборки. Извлекать информацию из таблиц частот и организовывать информацию в виде таблиц частот, строить интервальный ряд. Использовать наглядное представление статистической информации | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, контрольная работа |
7 | Повторение и обобщение | 11 | Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества. Находить значения арифметических квадратных корней. Выносить множитель за знак корня и вносить множитель под знак корня. Решать квадратные уравнения. Решать линейные неравенства. Решать системы линейных неравенств, виде двойных неравенств | Фронтальный опрос, выборочный контроль, самостоятельная работа, тест, математический диктант, зачет, промежуточная аттестация |
Общее количество часов | 97 |
№ п/п | Дата | Тема | Часы | Планируемый результат (базовый уровень и повышенный уровень) |
Повторение курса 7 класса |
1 | 02.09 | Выражения и их преобразование. Повторение | 1 | Ученик научится: преобразовывать выражения; решать уравнения; решать системы уравнений; решать задачи с помощью уравнений; строить графики функций. Ученик получит возможность научиться решать задачи с помощью систем линейных уравнений; строить и исследовать функции. |
2 | 03.09 | Выражения и их преобразование. Повторение | 1 |
3 | 06.09 | Степень с целым показателем. Повторение | 1 |
4 | 09.09 | Степень с целым показателем. Повторение | 1 |
5 | 10.09 | Уравнения. Повторение | 1 |
6 | 13.09 | Уравнения. Повторение | 1 |
7 | 14.09 | Уравнения. Повторение | 1 |
8 | 16.09 | Одночлены и многочлены. Повторение | 1 |
9 | 20.09 | Одночлены и многочлены. Повторение | 1 |
10 | 21.09 | Одночлены и многочлены. Повторение | 1 |
11 | 23.09 | Функции. Повторение | 1 |
12 | 27.09 | Функции. Повторение | 1 |
13 | 28.09 | Функции. Повторение | 1 |
14 | 30.09 | Диагностическая контрольная работа | 1 |
Рациональные дроби |
15 | 04.10 | Рациональные выражения | 1 | Ученик научится: находить ОДЗ, сокращать дроби, находить общий знаменатель дробей, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, умножать дроби, делить дроби, преобразовывать простейшие выражения, преобразовывать рациональные выражения, строить графики функций, по графику находить значения х и у. Ученик получит возможность научиться: представлять дроби в виде суммы дробей, применять метод неопределенных коэффициентов |
16 | 05.10 | Основное свойство дроби. | 1 |
17 | 07.10 | Сокращение дробей | 1 |
18 | 11.10 | Сокращение дробей | 1 |
19 | 12.10 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
20 | 14.10 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
21 | 18.10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
22 | 19.10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
23 | 21.10 | Рациональные дроби и их свойства | 1 |
24 | 11.11 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 1 |
25 | 15.11 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 1 |
26 | 16.11 | Деление дробей | 1 |
27 | 18.11 | Деление дробей | 1 |
28 | 22.11 | Преобразование рациональных выражений | 1 |
29 | 23.11 | Функция и ее график | 1 |
30 | 25.11 | Функция и ее график | 1 |
31 | 29.11 | Представление дроби в виде суммы дробей | 1 |
32 | 30.11 | Действия с дробями. Повторение и обобщение. | 1 |
33 | 02.12 | Контрольная работа № 1 «Действия с дробями» | 1 |
Квадратные корни |
34 | 06.12 | Действительные числа | 1 | Ученик научится: преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные; доказывать теоремы о квадратном корне из произведения, дроби и степени; сравнивать рациональные числа; находить квадратные корни из неотрицательных чисел; решать уравнения вида ; находить приближенные значения квадратного корня; составлять таблицу значений и строить график функции ; применять теоремы о квадратном корне из произведения, дроби и степени; находить корень из произведения, дроби, степени; выносить множитель за знак корня; вносить множитель под знак корня; выполнять преобразования выражений с квадратным корнем. Ученик получит возможность научиться: преобразовывать двойные радикалы |
35 | 07.12 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 |
36 | 09.12 | Уравнение | 1 |
37 | 13.12 | Функция и ее график | 1 |
38 | 14.12 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 |
39 | 16.12 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 |
40 | 20.12 | Квадратный корень из степени | 1 |
41 | 21.12 | Квадратный корень из степени | 1 |
42 | 23.12 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 1 |
43 | 27.12 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 1 |
44 | 28.12 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 |
45 | 10.01 | Свойства квадратных корней. Повторение и обобщение | 1 |
46 | 11.01 | Преобразование двойных радикалов | 1 |
47 | 13.01 | Контрольная работа № 2 «Квадратные корни» | 1 |
Квадратные уравнения |
48 | 17.01 | Неполные квадратные уравнения | 1 | Ученик научится: решать неполные квадратные уравнения; применять формулу корней квадратного уравнения при решении уравнений; решать уравнения методом выделения квадрата двучлена; решать квадратные уравнения с помощью теоремы Виета; пользоваться теоремой, обратной теореме Виета; решать задачи с использованием формулы и теоремы Виета; решать дробные рациональные уравнения; решать задачи с помощью рациональных уравнений. Ученик получит возможность научиться решать уравнения с параметром |
49 | 18.01 | Решение неполных квадратных уравнений | 1 |
50 | 20.01 | Формула корней квадратного уравнения | 1 |
51 | 24.01 | Решение квадратных уравнений | 1 |
52 | 25.01 | Решение квадратных уравнений | 1 |
53 | 27.01 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 |
54 | 31.01 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 |
55 | 01.02 | Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета | 1 |
56 | 03.02 | Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета | 1 |
57 | 07.02 | Квадратные уравнения. Повторение и обобщение | 1 |
58 | 08.02 | Контрольная работа № 3 «Квадратные уравнения» | 1 |
59 | 10.02 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 |
60 | 14.02 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 |
61 | 15.02 | Решение дробных рациональных уравнений | 1 |
62 | 17.02 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 |
63 | 21.02 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 |
64 | 22.02 | Контрольная работа № 4 «Дробные рациональные уравнения» | 1 |
Неравенства |
65 | 24.02 | Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | Ученик научится: читать числовые неравенства; применять свойства числовых неравенств; доказывать и применять теоремы о свойствах числовых неравенств; находить общее решение системы; пользоваться относительной и абсолютной погрешностями в вычислительных задачах; определять пересечение и объединение множеств; различать и определять числовые промежутки; решать неравенства с одной переменной; решать системы неравенств с одной переменной. Ученик получит возможность научиться доказывать неравенства; использовать для доказательства неравенств различные методы |
66 | 28.02 | Погрешность и точность приближения. Пересечение и объединение множеств | 1 |
67 | 01.03 | Числовые промежутки | 1 |
68 | 03.03 | Числовые промежутки | 1 |
69 | 07.03 | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
70 | 10.03 | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
71 | 14.03 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 |
72 | 15.03 | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 |
73 | 17.03 | Доказательство неравенств | 1 |
74 | 21.03 | Контрольная работа № 5 «Неравенства» | 1 |
75 | 22.03 | Неравенства. Повторение и обобщение | 1 |
Степень с целым показателем. Элементы статистики |
76 | 04.04 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | Ученик научится находить значение степени с целым отрицательным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с целым показателем; приводить числа к стандартному виду; выполнять действия со степенями; собирать и группировать статистические данные; строить столбчатые и линейные диаграммы и графики; использовать компьютерные программы для наглядного представления статистической информации. Ученик получит возможность научиться описывать и строить графики функций и |
77 | 05.04 | Свойства степени с целым показателем | 1 |
78 | 07.04 | Степень с целым показателем. Решение задач | 1 |
79 | 11.04 | Стандартный вид числа | 1 |
80 | 12.04 | Степень с целым показателем. Повторение и обобщение | 1 |
81 | 14.04 | Контрольная работа № 6 «Степень с целым показателем» | 1 |
82 | 18.04 | Сбор и группировка статистических данных | 1 |
83 | 19.04 | Наглядное представление статистической информации | 1 |
84 | 21.04 | Функции и и их свойства | 1 |
85 | 25.04 | Степень с целым показателем. | 1 |
86 | 26.04 | Элементы статистики. | 1 |
Повторение и обобщение |
87 | 28.04 | Рациональные дроби и их свойства. Повторение | 1 | Ученик научится: обобщать и систематизировать знания, полученные за курс 8 класса. Ученик получит возможность научиться: применять полученные знания курса алгебры 8 класса в нестандартных ситуациях. |
88 | 05.05 | Квадратные корни. Повторение | 1 |
89 | 12.05 | Квадратные уравнения. Повторение | 1 |
90 | 16.05 | Квадратные уравнения. Повторение | 1 |
91 | 17.05 | Дробные рациональные уравнения. Повторение | 1 |
92 | 19.05 | Промежуточная аттестация | 1 |
93 | 23.05 | Неравенства. Повторение | 1 |
94 | 24.05 | Неравенства. Повторение | 1 |
95 | 26.05 | Степень с целым показателем. Элементы статистики. Повторение | 1 |
96 | 30.05 | Степень с целым показателем. Элементы статистики. Повторение | 1 |
97 | 31.05 | Урок итогового повторения и обобщения | 1 |
Общее количество часов | 97 |
Контрольных работ (включая диагностическую контрольную работу) | 8 |