Рабочая программа по алгебре для 8 класса.
Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Данная программа составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонского В.Б., Якир М.С.
Планируемые результаты изучения предмета
Изучение алгебры в основной школе дает возможность достичь следующих результатов:
в личностном направлении: будутсформированы:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развитияцивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математическихзадач;
умение контролировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении: будутсформированы:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений ипроцессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностнойинформации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решениязадач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математическихпроблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера;
в предметномнаправлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моде- лях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы иявления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языкиматематики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математическихутверждений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделовкурса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализи- ровать реальныезависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностныхмоделях;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Формирование учебных универсальных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искатьсамостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюмодель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе иИнтернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способыдействий;
– в ходе представления проекта давать оценку егорезультатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуациинеуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надосделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебныхуспехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственныхсвязей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные видыпланов;
– вычитывать все уровни текстовойинформации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
–– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Раздел «Элементы теории множеств и математической логики»
В результате изучения выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество,принадлежность;
задавать множества перечислением ихэлементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейшихситуациях;
оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своихвысказываний
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Получит возможность научиться:
оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесногоописания;
оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений
Раздел «Числа»
В результате изучения выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
распознавать рациональные и иррациональные числа;
сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов
Получит возможность научиться:
оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натуральногочисла;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданнойточностью;
сравнивать рациональные и иррациональныечисла;
представлять рациональное число в виде десятичнойдроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичнойдроби;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенныхвычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебныхпредметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных системизмерения
Раздел «Тождественные преобразования»
В результате изучения выпускник научится:
выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобныеслагаемые;
использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значенийвыражений;
выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями .
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Получит возможность научиться:
оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательнымпоказателем;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание,умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенногоумножения;
выделять квадрат суммы и разностиодночленов;
раскладывать на множители квадратныйтрёхчлен;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в видедроби;
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательнуюстепень;
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратныекорни;
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
выполнять преобразования выражений, содержащихмодуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
виде;
учебных предметов
Раздел «Уравнения »
В результате изучения выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решениеуравнения;
проверять справедливость числовых равенств;
решать системы несложных линейныхуравнений;
проверять, является ли данное число решениемуравнения;
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратногоуравнения.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Получит возможность научиться:
оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (системыуравнений);
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
решать дробно-линейныеуравнения;
a, ;
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
решать несложные квадратные уравнения спараметром;
решать несложные системы линейных уравнений спараметрами;
решать несложные уравнения в целыхчислах.
В повседневной жизни и при изучении другихпредметов:
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения или их системы, для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи
Раздел «Функции»
В результате изучения выпускник научится:
находить значение функции по заданному значениюаргумента;
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатнойплоскости;
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значенияфункции;
строить график линейной функции;
проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратнойпропорциональности);
определять приближённые значения координат точек пересечения графиков функций;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений ит.п.);
использовать свойства линейной функции и ее графика при решении задач из других учебныхпредметов
Получит возможность научиться:
оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётностьфункции;
строить графики линейной, квадратичной функций, обратнойпропорциональности,
функции вида:y x , y 3x , y x;
y=f(x) для построения графиков функций y af kx bc ;
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной даннойпрямой;
исследовать функцию по еёграфику;
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичнойфункции;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Раздел «Текстовые задачи»
В результате изучения выпускник научится:
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решениязадачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования кусловию;
составлять план решениязадачи;
выделять этапы решениязадачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течениюреки;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения междуними.
решать несложные логические задачи методомрассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Получит возможность научиться:
Решать простые и сложные задачи разныхтипов;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решениязадач;
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текстазадачи;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждогоэтапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, есливозможно;
анализировать затруднения при решениизадач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числеобратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «начасти»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысладроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанныхтипов;
владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы,концентрации;
решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновыватьрешение;
решать несложные задачи по математическойстатистике;
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученнымиситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличныеотреальных(те,откоторыхабстрагировались),конструироватьновыеситуации
с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
Раздел «История математики»
В результате изучения выпускник научится:
науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной ивсемирной
историей;
Получит возможность научиться:
Раздел «Методы математики»
В результате изучения выпускник научится:
Получит возможность научиться:
используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математическихзадач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание учебного предмета
Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Сложение,вычитание, умножение и деление дробей. Возведение дроби в степень.
Тождественное преобразование рациональныхвыражений. Доказательствотождеств.
Функция у =𝑘и её график.
𝑥
Квадратные корни
Рациональные числа. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах.
Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Уравнение вида х2 = а.
Нахождение приближённых значений квадратного корня. Функция у = √х и её график.
Свойства арифметического квадратного корня: корень из произведения, частного, степени. Тождества (√а)2 = а, где а ≥ 0, √а2= │ а │. Применение свойств арифметических квадратных корней к преобразованию числовых выражений и к вычислениям.
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение.
Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители.
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Рациональные дроби | 55 |
1 | Рациональные выражения | 3 |
2 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 4 |
3 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 4 |
4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 7 |
5 | Контрольная работа№1. Сумма и разность рациональных дробей. | 1 |
6 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 5 |
7 | Тождественные преобразование рациональных выражений | 10 |
8 | Контрольная работа №2. Рациональные дроби | 1 |
9 | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 4 |
10 | Степень с целым отрицательным показателем | 5 |
11 | Свойства степени с целым показателем | 6 |
12 | Функция у=k/x и ее график | 4 |
13 | Контрольная работа №3. Рациональные уравнения | 1 |
| Квадратные корни. Действительные числа. | 30 |
14 | Функция у= х2 | 3 |
15 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 4 |
16 | Множества и его элементы | 2 |
17 | Подмножество. Операции над множествами | 2 |
18 | Числовые множества | 3 |
19 | Свойства арифметического квадратного корня | 5 |
20 | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 7 |
21 | Функцияу= х и её график | 3 |
22 | Контрольная работа №4. Арифметический квадратный корень и его свойства. | 1 |
| Квадратные уравнения | 36 |
23 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 4 |
24 | Формула корней квадратного уравнения. | 5 |
25 | Теорема Виета | 5 |
26 | Контрольная работа №5. Квадратные уравнения. | 1 |
27 | Квадратный трехчлен | 5 |
28 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 7 |
29 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 8 |
30 | Контрольная работа №6. Квадратные уравнения | 1 |
| Повторение и систематизация ученого материала | 15 |
31 | Упражнения для повторения курса 8 класса | 14 |
32 | Контрольная работа №7. Итоговая контрольная работа | 1 |
| Итого: | 136 |