СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре для 8 класса

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонского В.Б., Якир М.С.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 8 класса»


Рабочая программа по алгебре для 8 класса.

Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики

МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска


Данная программа составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонского В.Б., Якир М.С.

  1. Планируемые результаты изучения предмета


Изучение алгебры в основной школе дает возможность достичь следующих результатов:

  1. в личностном направлении: будутсформированы:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развитияцивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математическихзадач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  1. в метапредметном направлении: будутсформированы:
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений ипроцессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностнойинформации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решениязадач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математическихпроблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера;

  1. в предметномнаправлении:
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моде- лях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы иявления;

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языкиматематики;

  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математическихутверждений;

  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделовкурса;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализи- ровать реальныезависимости;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностныхмоделях;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Формирование учебных универсальных действий.


Регулятивные УУД:


  • – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искатьсамостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюмодель;

  • – работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе иИнтернет);

  • – свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способыдействий;

  • – в ходе представления проекта давать оценку егорезультатам;

  • – самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуациинеуспеха;

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надосделать»).

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебныхуспехов).


Познавательные УУД:


  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственныхсвязей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные видыпланов;

  • вычитывать все уровни текстовойинформации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • –– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:


  • – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.д.);

  • – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • – в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;

  • – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Раздел «Элементы теории множеств и математической логики»


В результате изучения выпускник научится:

    • оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество,принадлежность;

    • задавать множества перечислением ихэлементов;

    • находить пересечение, объединение, подмножество в простейшихситуациях;

    • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;

    • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своихвысказываний

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов

Получит возможность научиться:

    • оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;

    • изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;

    • определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;

    • задавать множество с помощью перечисления элементов, словесногоописания;

    • оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);

    • строить высказывания, отрицания высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
    • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;

    • использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений

Раздел «Числа»


В результате изучения выпускник научится:

    • оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;

    • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;

    • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

    • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;

    • распознавать рациональные и иррациональные числа;

    • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

    • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

    • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов

Получит возможность научиться:

    • оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;

    • понимать и объяснять смысл позиционной записи натуральногочисла;

    • выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений;

    • выполнять округление рациональных чисел с заданнойточностью;

    • сравнивать рациональные и иррациональныечисла;

    • представлять рациональное число в виде десятичнойдроби

    • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичнойдроби;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
    • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;

    • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенныхвычислений;

    • составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебныхпредметов;

    • записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных системизмерения


Раздел «Тождественные преобразования»

В результате изучения выпускник научится:

    • выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

    • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобныеслагаемые;

    • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значенийвыражений;

    • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями .

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • понимать смысл записи числа в стандартномвиде;

    • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная записьчисла»

Получит возможность научиться:

    • оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательнымпоказателем;

    • выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание,умножение);

    • выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенногоумножения;

    • выделять квадрат суммы и разностиодночленов;

    • раскладывать на множители квадратныйтрёхчлен;

    • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в видедроби;

    • выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательнуюстепень;

    • выполнять преобразования выражений, содержащих квадратныекорни;

    • выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;

    • выполнять преобразования выражений, содержащихмодуль.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
    • выполнятьпреобразования и действия с числами, записанными в стандартном

виде;


  • выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задачдругих

учебных предметов


Раздел «Уравнения »


В результате изучения выпускник научится:

    • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решениеуравнения;

    • проверять справедливость числовых равенств;

    • решать системы несложных линейныхуравнений;

    • проверять, является ли данное число решениемуравнения;

    • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратногоуравнения.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебныхпредметах

Получит возможность научиться:

    • оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (системыуравнений);

    • решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;

    • решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;

    • решать дробно-линейныеуравнения;

    • решать простейшие иррациональные уравнениявида

    • решать уравнения вида xn a;

a, ;

    • решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;

    • решать несложные квадратные уравнения спараметром;

    • решать несложные системы линейных уравнений спараметрами;

    • решать несложные уравнения в целыхчислах.

В повседневной жизни и при изучении другихпредметов:
    • составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;

    • выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений при решении задач других учебных предметов;

    • выбирать соответствующие уравнения или их системы, для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи;

    • уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладнойзадачи


Раздел «Функции»


В результате изучения выпускник научится:

    • находить значение функции по заданному значениюаргумента;

    • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

    • определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатнойплоскости;

    • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значенияфункции;

    • строить график линейной функции;

    • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратнойпропорциональности);

    • определять приближённые значения координат точек пересечения графиков функций;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений ит.п.);

    • использовать свойства линейной функции и ее графика при решении задач из других учебныхпредметов

Получит возможность научиться:

    • оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётностьфункции;

    • строить графики линейной, квадратичной функций, обратнойпропорциональности,

функции вида:yx , y 3x , y x;

    • на примере квадратичной функции, использовать преобразования графикафункции

y=f(x) для построения графиков функций y af kx bc ;

    • составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной даннойпрямой;

    • исследовать функцию по еёграфику;

    • находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичнойфункции;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
    • иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;

    • использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебныхпредметов



Раздел «Текстовые задачи»

В результате изучения выпускник научится:

    • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решениязадачи;

    • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования кусловию;

    • составлять план решениязадачи;

    • выделять этапы решениязадачи;

    • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

    • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течениюреки;

    • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения междуними.

    • решать несложные логические задачи методомрассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку)

Получит возможность научиться:

    • Решать простые и сложные задачи разныхтипов;

    • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решениязадач;

    • различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текстазадачи;

    • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

    • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;

    • выделять этапы решения задачи и содержание каждогоэтапа;

    • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, есливозможно;

    • анализировать затруднения при решениизадач;

    • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числеобратные;

    • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

    • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;

    • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;

    • решать разнообразные задачи «начасти»,

    • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысладроби;

    • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанныхтипов;

    • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы,концентрации;

    • решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновыватьрешение;

    • решать несложные задачи по математическойстатистике;

    • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученнымиситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:
    • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличныеотреальных(те,откоторыхабстрагировались),конструироватьновыеситуации

с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;

    • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительныйрезультат;


Раздел «История математики»


В результате изучения выпускник научится:

    • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математикикак

науки;


  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной ивсемирной

историей;

    • понимать роль математики в развитииРоссии

Получит возможность научиться:

    • характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;


Раздел «Методы математики»


В результате изучения выпускник научится:

    • выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;

    • приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства

Получит возможность научиться:

    • используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

    • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математическихзадач;

    • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

    • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

  1. Содержание учебного предмета


Рациональные дроби


Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Сложение,вычитание, умножение и деление дробей. Возведение дроби в степень.

Тождественное преобразование рациональныхвыражений. Доказательствотождеств.

Функция у =𝑘и её график.

𝑥


Квадратные корни


Рациональные числа. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах.


Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Уравнение вида х2 = а.

Нахождение приближённых значений квадратного корня. Функция у = х и её график.

Свойства арифметического квадратного корня: корень из произведения, частного, степени. Тождества (а)2 = а, где а ≥ 0, а2= │ а │. Применение свойств арифметических квадратных корней к преобразованию числовых выражений и к вычислениям.


Квадратные уравнения

Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение.

Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители.

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

  1. Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Количество

часов


Рациональные дроби

55

1

Рациональные выражения

3

2

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

4

3

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

4

4

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

7

5

Контрольная работа№1. Сумма и разность рациональных

дробей.

1

6

Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень

5

7

Тождественные преобразование рациональных выражений

10

8

Контрольная работа №2. Рациональные дроби

1

9

Равносильные уравнения. Рациональные уравнения.

4

10

Степень с целым отрицательным показателем

5

11

Свойства степени с целым показателем

6

12

Функция у=k/x и ее график

4

13

Контрольная работа №3. Рациональные уравнения

1


Квадратные корни. Действительные числа.

30

14

Функция у= х2

3

15

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

4

16

Множества и его элементы

2

17

Подмножество. Операции над множествами

2

18

Числовые множества

3

19

Свойства арифметического квадратного корня

5

20

Тождественные преобразования выражений, содержащих

арифметические квадратные корни

7

21

Функцияу= х и её график

3

22

Контрольная работа №4. Арифметический квадратный корень и его свойства.

1


Квадратные уравнения

36

23

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных

уравнений

4

24

Формула корней квадратного уравнения.

5

25

Теорема Виета

5

26

Контрольная работа №5. Квадратные уравнения.

1

27

Квадратный трехчлен

5

28

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

7

29

Рациональные уравнения как математические модели реальных

ситуаций

8

30

Контрольная работа №6. Квадратные уравнения

1


Повторение и систематизация ученого материала

15

31

Упражнения для повторения курса 8 класса

14

32

Контрольная работа №7. Итоговая контрольная работа

1


Итого:

136