АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» г. Смоленска
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2023г. | Утверждаю Директор В.В. Кудельникова Приказ № 199-ОД от 31.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Алгебре для 9 класса, основное общее образование
Михайловой Елены Николаевны
учителя математики и информатики
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Алгебре разработана в соответствии с документами:
1. Требования Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М: «Просвещение», 2011год).
2. ООП ООО МБОУ «СШ № 9» на 2022-2023 уч. гг.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г.)
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю) и соответствует учебнику Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова); под редакцией С.А. Теляковского, Москва: Просвещение, 2015г.
Цели изучения курса «Алгебра»:
- Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
- Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
- Воспитывать культуру личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно – технического процесса.
Задачи изучения курса «Алгебра»:
- Ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители.
- Расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции.
- Систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной.
- Научить решать квадратичные неравенств.
- Завершается изучение систем уравнений с двумя переменными.
- Вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными.
- Вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии.
- Ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
- Формировать устойчивый интерес учащихся к предмету, качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе.
- Развивать математические и творческие способности, логическое мышление и речевые умения; практические навыки вычислений, универсальные учебные действия, ИКТ-компетентность, умение работать с текстом.
Общая характеристика курса «Алгебра»:
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует развитию логического мышления и формированию умения пользоваться алгоритмами, развитию понятия о числе.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Раздел «Функции» нацелен на получение школьниками знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитие цивилизации.
Вероятность и статистика стали обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела и темы | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Повторение | 6 | Преобразование рациональных уравнений. Линейные уравнения и системы уравнений. Неравенства и системы неравенств. Квадратные уравнения. Квадратный корень и его свойства. Степень с целым показателем. | Стартовая контрольная работа |
Квадратичная функция | 21 | Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n-й степени | КР по теме «Функции и их свойства» КР по теме «Квадратичная функция» |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. | КР «Уравнения и неравенства с одной переменной» |
Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы | 17 | Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. | КР в рамках промежуточной аттестации КР «Уравнения и неравенства с двумя переменными» |
Прогрессии | 11 | Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии | КР «Арифметическая и геометрическая прогрессия» |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 9 | Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность. | КР «Элементы комбинаторики и теории вероятности» |
Повторение | 19 | | Итоговая контрольная работа |
Резерв | 5 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
( 102 часов в год/3 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
Повторение (6 часов) |
| Преобразование рациональных уравнений. | В тетради | | | |
| Линейные уравнения и системы уравнений. | | | | |
| Неравенства и системы неравенств. | | | | |
| Квадратные уравнения. | | | | |
| Квадратный корень и его свойства. | | | | |
| Стартовая контрольная работа. | | | | |
Квадратичная функция (21 часа) |
| Функция. Область определения и область значений функции. | | | | |
| Функция. Область определения и область значений функции. | | | | |
| Свойства функций. | | | | |
| Свойства функций. | | | | |
| Квадратный трехчлен и его свойства. | | | | |
| Квадратный трехчлен и его свойства. | | | | |
| Разложение квадратного трехчлена на множители. | | | | |
| Разложение квадратного трехчлена на множители. | | | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Функции и их свойства». | | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | | |
| Функция у = ах2 её график и свойства. | | | | |
| Функция у = ах2 её график и свойства. | | | | |
| График функции у = ах2 + п и у = а (х – т)2 | | | | |
| График функции у = ах2 + п и у = а (х – т)2 | | | | |
| Построение графика квадратичной функции. | | | | |
| Построение графика квадратичной функции. | | | | |
| Функция у = хn Корень n-ой степени. | | | | |
| Решение уравнений по теме «Квадратичная и степенная функция». | | | | |
| Степень с рациональным показателем. | | | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная и степенная функция». | | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | | |
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов). |
| Целое уравнение и его корни. | | | | |
| Метод разложения на множители. | | | | |
| Метод замены переменной. Решение биквадратных уравнений | | | | |
| Дробные рациональные уравнения. | | | | |
| Дробные рациональные уравнения. | | | | |
| Использование различных приемов и методов при решении дробно - рациональных уравнений. | | | | |
| Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | | | |
| Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | | | |
| Решение неравенств методом интервалов. | | | | |
| Решение неравенств методом интервалов. | | | | |
| Решение неравенств методом интервалов. | | | | |
| Подготовка к контрольной работе по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной». | | | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной». | | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными. (17 часов) |
| Уравнение с двумя переменными и его график. | | | | |
| Способ подстановки при решении систем уравнений второй степени. | | | | |
| Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. | | | | |
| Графический способ решения уравнений. | | | | |
| Графический способ решения систем уравнений. | | | | |
| Решение систем уравнений второй степени. | | | | |
| Решение систем уравнений второй степени. | | | | |
| Решение систем уравнений второй степени. | | | | |
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | | | | |
| Решение неравенств второй степени с двумя переменными. | | | | |
| Контрольная работа за I полугодие. | | | | |
| Неравенства с двумя переменными. | | | | |
| Неравенства с двумя переменными. | | | | |
| Некоторые приёмы решения систем уравнений с двумя переменными. | | | | |
| Подготовка к контрольной работе по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | | | | |
| Контрольная работа по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (11 часов) |
| Последовательности | | | | |
| Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | | | | |
| Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | | | | |
| Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | | | |
| Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | | | |
| Определения геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | | | | |
| Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | | | | |
| Применение формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии. | | | | |
| Обобщающий урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия». | | | | |
| Контрольная работа№ 5 по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия». | | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (9 часов) |
| Примеры комбинаторных задач. | | | | |
| Перестановки. | | | | |
| Размещения. | | | | |
| Сочетания. | | | | |
| Относительная частота случайного события. | | | | |
| Сложение и умножение вероятностей. | | | | |
| Решение задач по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | | | | |
| Контрольная работа № 6 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | | | | |
| Анализ контрольной работы | | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (19 часов) |
| Действия с обыкновенными дробями. | | | | |
| Действия с десятичными дробями. | | | | |
| Действия со степенями. | | | | |
| Сравнение чисел. | | | | |
| Свойства арифметического корня. | | | | |
| Числовые неравенства. | | | | |
| Сравнение чисел. | | | | |
| Числа на прямой. | | | | |
| Неравенства. Выбор верного или не верного утверждения. | | | | |
| Линейные уравнения. | | | | |
| Квадратные уравнения. | | | | |
| Рациональные уравнения. | | | | |
| Системы уравнений. | | | | |
| Вычисления по формуле. | | | | |
| Вычисления по формулам (задачи). | | | | |
| Линейные неравенства. | | | | |
| Квадратные неравенства. | | | | |
| Рациональные неравенства. | | | | |
| Системы неравенств. | | | | |
98-102 | РЕЗЕРВ | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
5 | 4 | 9 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Личностные результаты:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.
- Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно ставить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и познавательный интерес своей познавательной деятельности.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
- Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Первичные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации.
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
- Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.
- Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер.
- Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах.
- Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
- Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики.
- Овладение системой функциональных понятий. Функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей.
- Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий.
- Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.