Рассмотрено Руководитель ШМО _______/____________./ Протокол № ____ от «___» __________2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 1» г._________ ______________/_____________/ «___» ___________ 2019 г. | Утверждено Директор МБОУ «СОШ № __» г.______ _____________/_______________/ Приказ № _____ от «___» ____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре для 9 класса
ФИО
учителя 1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 1» г. Альметьевска
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___» __________ 2019 г.
г. ___________________, 2019 г.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
личностные, метапредметные и предметные
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
первоначальные представления об алгебраической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её
значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач.
Метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно -коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
видеть алгебраическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в
том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Предметные:
обучающиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя алгебраическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о степени, одночлене, многочлене, функции;
выполнять алгебраические преобразования, применять их для решения учебных математических задач и задач;
пользоваться изученными алгебраическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных;
обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять алгебраические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач,
возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание курса алгебры (102 ч.)
1. Квадратичная функция (25 ч)
Функции и их свойства (5ч.). Квадратный трехчлен (4ч.). Квадратичная функция и её график (8ч.). Степенная функция. Корень n-й степени (6ч.). Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) вычислять значение функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами;
2) описывать свойства функции на основе их графического представления; интерпретировать графики реальных зависимостей;
3) строить график квадратичной функции; указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы;
4) изображать схематически график функции у = хn с четным и нечетным n.
Обучающийся получит возможность:
1) углубить и развить представление о функции;
2) использовать компьютер для исследования положения графика в координатной плоскости.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Уравнения с одной переменной (8ч.). Неравенства с одной переменной (5ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) решать уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введение вспомогательных переменных;
2) решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корней;
3) решать неравенства второй степени, используя графические представления;
4) использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.
Обучающийся получит возможность:
1) развить качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2) приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Уравнения с двумя переменными и их системы (12ч.). Неравенства с двумя переменными и их системы (5ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность;
2) использовать графики для графического решения систем уравнений с двумя переменными;
3) решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, а другое – второй степени;
4) решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными; решать собственную систему, интерпретировать результат.
Обучающийся получит возможность:
1) углубить и развить представления об уравнениях и неравенствах с двумя переменными;
2) строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на
соответствие условию.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч)
Арифметическая прогрессия (7ч.). Геометрическая прогрессия (6ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) применять индексные обозначения для членов последовательностей;
2) приводить примеры задания последовательностей формулой n-го члена и рекуррентной формулой;
3) выводить формулы n-го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий;
4) решать задачи с использованием этих формул;
5) доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий.
Обучающийся получит возможность:
1) научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
2) анализировать способы решения задач с точки зрения их рационализации и экономичности.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Элементы комбинаторики (9ч.). Начальные сведения из теории вероятностей (3ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1)выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций;
2)применять правило комбинаторного умножения;
3) распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы;
4) вычислять частоту случайного события;
5) оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём;
6) находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности;
7) приводить примеры достоверных и невозможных событий.
Обучающийся получит возможность:
1)выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
2) проводить анализ способов решения задач;
3) восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путём переформулирования;
4) анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
6.История математики
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я.Бернулли, А.Н.Колмогоров.
7.Повторение (18 ч)
Повторение курса 7 – 9 классов (18ч.).
Календарно-тематическое планирование
| Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
Квадратичная функция (25 ч.) |
| § 1. Функции и их свойства (5 ч.) | | | |
1 | Функции и их графики. | 1 | 2.09 | |
2 | Область определения и область значений функции. | 1 | 3.09 | |
3 | Свойства функций. | 1 | 4.09 | |
4 | Возрастающая и убывающая функция. | 1 | 9.09 | |
5 | Свойства функций. | 1 | 10.09 | |
| § 2. Квадратный трехчлен (5 ч) | | | |
6 | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | 11.09 | |
7 | Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена. | 1 | 16.09 | |
8 | Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. | 1 | 17.09 | |
9 | Решение упражнений. | 1 | 18.09 | |
10 | Контрольная работа №1. Функции и их свойства. Квадратный трехчлен | 1 | 23.09 | |
| § 3. Квадратичная функция и ее график (8 ч.) | | | |
11 | Анализ контрольной работы. Функция y=ax2, её график | 1 | 24.09 | |
12 | Функция y=ax2, её свойства. Решение упражнений. | 1 | 25.09 | |
13 | Графики функций y=ax2+n, y=a(x-m)2. | 1 | 30.09 | |
14 | Решение упражнений. | 1 | 1.10 | |
15 | Графики функций .y=a(x-m)2+n. | 1 | 2.10 | |
16 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 7.10 | |
17 | Построение графика квадратичной функции, при a | 1 | 8.10 | |
18 | Построение графика квадратичной функции, при a0. | 1 | 9.10 | |
| § 4. Степенная функция. Корень n–й степени (7 ч.) | | | |
19 | Чётные и нечётные функции. Функция y = xn . | 1 | 14.10 | |
20 | Решение упражнений. | 1 | 15.10 | |
21 | Определение корня n–й степени. Свойства арифметического корня n-й степени | 1 | 16.10 | |
22 | Дробно–линейная функция и её график. | 1 | 21.10 | |
23 | Степень с рациональным показателем. | 1 | 22.10 | |
24 | Решение упражнений. | 1 | 23.10 | |
25 | Контрольная работа №2. Квадратичная функция. Степенная функция | 1 | 28.10 | |
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.) |
| § 5. Уравнения с одной переменной (8 ч.) | | | |
26 | Работа над ошибками. Целое уравнение и его корни | 1 | 29.10 | |
27 | Решение упражнений. | 1 | 30.10 | |
28 | Решение биквадратных уравнений | 1 | 11.11 | |
29 | Решение упражнений. | 1 | 12.11 | |
30 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | 13.11 | |
31 | Решение уравнений. | 1 | 18.11 | |
32 | Решение упражнений. | 1 | 19.11 | |
33 | Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения» | 1 | 20.11 | |
| § 6. Неравенства с одной переменной (6 ч.) | | | |
34 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | 25.11 | |
35 | Решение упражнений. | 1 | 26.11 | |
36 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | 27.11 | |
37 | Решение упражнений. | 1 | 2.12 | |
38 | Обобщающий урок по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | 3.12 | |
39 | Контрольная работа №3. Уравнения и неравенства с одной переменной | 1 | 4.12 | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч.) |
| § 7. Уравнения с двумя переменными и их системы (12 ч.) | | | |
40 | Работа над ошибками. Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | 9.12 | |
41 | Уравнение с двумя переменными и его график. Решение упражнений. | 1 | 10.12 | |
42 | Графический способ решения систем уравнений. Решение упражнений. | 1 | 11.12 | |
43 | Решение упражнений. | 1 | 16.12 | |
44 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | 17.12 | |
45 | Решение систем уравнений второй степени | 1 | 18.12 | |
46 | Решение упражнений. | 1 | 23.12 | |
47 | Обобщающий урок по теме «Решение систем уравнений второй степени». | 1 | 24.12 | |
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | 25.12 | |
49 | Решение задач. | 1 | 13.01 | |
50 | Решение упражнений. | 1 | 14.01 | |
51 | Обобщающий урок по теме «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени» | 1 | 15.01 | |
| § 8. Неравенства с двумя переменными и их системы (5 ч.) | | | |
52 | Неравенства с двумя переменными. | 1 | 19.01 | |
53 | Решение упражнений. | 1 | 21.01 | |
54 | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | 22.01 | |
55 | Решение упражнений. | 1 | | |
56 | Контрольная работа №4. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 1 | 26.01 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч.) |
| § 9. Арифметическая прогрессия (8 ч.) | | | |
57 | Работа над ошибками. Последовательности. | 1 | 28.01 | |
58 | Решение упражнений. | 1 | 29.01 | |
59 | Определение арифметической прогрессии. Формула n‑го члена арифметической прогрессии | 1 | | |
60 | Решение упражнений. | 1 | 2.02 | |
61 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | 4.02 | |
62 | Решение упражнений. | 1 | 5.02 | |
63 | Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 9.02 | |
64 | Контрольная работа №5. Арифметическая прогрессия. | 1 | 11.02 | |
| § 10. Геометрическая прогрессия (7 ч.) | | | |
65 | Работа над ошибками. Определение геометрической прогрессии. Формула n‑го члена геометрической прогрессии. | 1 | 12.02 | |
66 | Решение упражнений. | 1 | 16.02 | |
67 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | 18.02 | |
68 | Решение упражнений. Сходимость геометрической прогрессии. | 1 | 19.02 | |
69 | Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | 23.02 | |
70 | Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 25.02 | |
71 | Контрольная работа №6. Геометрическая прогрессия. | 1 | 26.02 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч.) |
| § 11. Элементы комбинаторики (13 ч.) | | 2.03 | |
72 | Работа над ошибками. Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
73 | Решение упражнений. | 1 | 4.03 | |
74 | Перестановки. | 1 | 5.03 | |
75 | Решение упражнений. | 1 | 9.03 | |
76 | Размещения. | 1 | 11.03 | |
77 | Решение упражнений. | 1 | 12.03 | |
78 | Сочетания. | 1 | 16.03 | |
79 | Решение упражнений. | 1 | | |
80 | Относительная частота случайного события. | 1 | 18.03 | |
81 | Вероятность равновозможных событий. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я.Бернулли, А.Н.Колмогоров. | 1 | 19.03 | |
82 | Решение задач. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. | 1 | 1.04 | |
83 | Сложение и умножение вероятностей. | 1 | 2.04 | |
84 | Контрольная работа №7. «Комбинаторика и теория вероятностей» | 1 | 6.04 | |
Итоговое повторение (18 ч.) |
85 | Графики функций. | 1 | 8.04 | |
86 | Решение упражнений. | 1 | 9.04 | |
87 | Уравнения. | 1 | 13.04 | |
88 | Неравенства. | 1 | 15.04 | |
89 | Системы. | 1 | 16.04 | |
90 | Арифметическая прогрессия. | 1 | 20.04 | |
91 | Геометрическая прогрессия. | 1 | 22.04 | |
92 | Элементы комбинаторики | 1 | 23.04 | |
93 | Элементы теории вероятностей. | 1 | 27.04 | |
94 | Текстовые задачи. | 1 | 29.04 | |
95 | Решение задач. | 1 | 30.04 | |
96 | Степенная функция. | 1 | 4.05 | |
97 | Корень n–й степени. | 1 | 6.05 | |
98 | Подготовка к ГИА. | 1 | 7.05 | |
99 | Решение тренировочных заданий. | 1 | 11.05 | |
100 | Решение тренировочных заданий. | 1 | 13.05 | |
101 | Промежуточная аттестация | 1 | 14.05 | |
102 | Работа над ошибками. Решение задач. Итоговый урок | 1 | 20.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |