ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 11 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования;
- программы общего образования по учебным предметам «Программы. Математика. 5 – 11 класс» /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др. - М.: «Вентана-Граф», 2018;
- требований к результатам освоения образовательной программы полного общего образования;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ;
- основной образовательной программы МОУ «СОШ Поселья»;
УМК: А.Г.Мерзляк, Д.А.Номировский, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Базовый уровень.
Программа по алгебре и началам математического анализа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для основного общего образования по математике.
Изучение алгебры и начал математического анализа направлено на достижение следующих целей:
- системное и осознанное усвоение курса алгебры и начал математического анализа;
- формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию;
- развитие интереса обучающихся к изучению алгебры и начал математического анализа;
- использование математических моделей для решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;
- развитие индивидуальности и творческих способностей, направленное на подготовку выпускников к осознанному выбору профессии.
В курс повторения курса алгебры 7-11 классов включен национально-региональный компонент.
№ урока | Глава. | Тема урока | Примечание |
101-105 | Повторение курса алгебры 7-11 классов. | Решение задач на проценты, пропорции. Решение текстовых задач. | |
Учебный предмет «Алгебра и начала математического анализа» входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения в средней общеобразовательной школе. Данная программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Базисный учебный (образовательный) план МОУ «СОШ Поселья» на изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе отводит 4 учебных часа в неделю, всего 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 11 КЛАССА
Показательная и логарифмическая функции.
Степень с произвольным действительным показателем. Показательная функция. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Логарифм и его свойства. Логарифмическая функция и ее свойства. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Производные показательной и логарифмической функций.
Интеграл и его применение.
Первообразная. Правила нахождения первообразной. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Вычисление объемов тел.
Элементы теории вероятностей.
Операции над событиями. Зависимые и независимые события. Схема Бернулли. Случайные величины и их характеристики.
Комплексные числа.
Множество комплексных чисел. Комплексная плоскость. Тригонометрическая форма комплексного числа. Умножение и деление комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме. Решение алгебраических уравнений на множестве комплексных чисел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики (1-ый уровень планируемых результатов), выпускник научится, а также получит возможность научиться для развития мышления (2-ой уровень планируемых результатов).
Числа и величины.
Выпускник научится:
- оперировать понятием «радианная мера угла», выполнять преобразования радианной меры в градусную и градусной в радианную;
- оперировать понятием «комплексное число», выполнять арифметические операции с комплексными числами;
- изображать комплексные числа на комплексной плоскости, находить комплексную координату числа.
Выпускник получит возможность:
- использовать различные меры измерения углов при решении геометрических задач, а также задач из смежных дисциплин;
- применять комплексные числа для решения алгебраических уравнений.
Выражения.
Выпускник научится:
- оперировать понятиями корня n-ой степени, степени с рациональным показателем, степени с действительным показателем, логарифма;
- применять понятия корня n-ой степени, степени с рациональным показателем, степени с действительным показателем, логарифма и их свойства в вычислениях и при решении задач;
- выполнять тождественны е преобразования выражений, содержащих корень n-ой степени, степени с рациональным показателем, степени с действительный показателем, логарифм;
- оперировать понятиями: косинус, синус, тангенс, котангенс угла поворота, арккосинус, арксинус, арктангенс, арккотангенс;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
- применять тождественные преобразования выражений для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения и неравенства.
Выпускник научится:
- решать иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы;
- решать алгебраические уравнения на множестве комплексных чисел;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений.
Выпускник получит возможность:
- овладеть приемами решения уравнений, неравенств и систем уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих параметры.
Функции.
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- выполнять построение графиков функций с помощью геометрических преобразований;
- выполнение построение графиков вида y= ⁿ√x, степенных, тригонометрических, обратных тригонометрических, показательных и логарифмических функций;
- исследовать свойства функций;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения задач из различных разделов курса математики.
Элементы математического анализа.
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанную с понятиями производной, первообразной и интеграла;
- решать неравенства методом интервалов;
- вычислять производную и первообразную функций;
- использовать производную для исследования и построения графиков функций;
- понимать геометрический смысл производной и определенного интеграла;
- вычислять определенный интеграл.
Выпускник получит возможность:
- сформировать представление о пределе функции в точке;
- сформировать представление о применении геометрического смысла производной и интеграла в курсе математики, смежных дисциплинах;
- сформировать и углубить знания об интеграле.
Элементы комбинаторики, вероятности и статистики.
Выпускник научится:
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций;
- применять формулу бинома Ньютона для преобразования выражений;
- использовать метод математической индукции для доказательства теорем и решения задач;
- использовать способы представления и анализа статистических данных;
- выполнять операции над событиями и вероятностями.
Выпускник получит возможность:
- научиться специальным приемам решения комбинаторных задач;
- характеризовать процессы и явления, имеющие вероятностный характер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 11
4 часа в неделю, всего 136 часов
№ § | Содержание программы | Кол час | Дата | Примечание |
план | факт | |
Повторение курса алгебры 10 класса | 8 | | | |
| Повторение | 6 | 2,4,8,9,9,11.09 | | |
| Контрольная работа (входная диагностика) | 2 | 23.09 | | |
Глава 1. Показательная и логарифмическая функции. | 29 | | | |
10 | Степень с произвольным действительным показателем. Показательная функция. | 3 | 15,16,16.09 | | |
11 | Показательные уравнения. | 4 | 18,22,25,29.09 | | |
12 | Показательные неравенства. | 3 | 30,30.09; 2.10 | | |
| Контрольная работа № 3. | 1 | 6.10 | | |
13 | Логарифм и его свойства. | 4 | 7,7,9,13.10 | | |
14 | Логарифмическая функция и ее свойства. | 2 | 14,14.10 | | |
15 | Логарифмические уравнения. | 4 | 16,20,21,21.10 | | |
16 | Логарифмические неравенства. | 3 | 23,27,28.10 | | |
17 | Производные показательной и логарифмической функций. | 3 | 28,30.10; 10.11 | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 11.11 | | |
| Контрольная работа № 4. | 1 | 11.11 | | |
Глава 3. Интеграл и его применение. | 12 | | | |
18 | Первообразная. | 2 | 13,17.11 | | |
19 | Правила нахождения первообразной. | 3 | 18,18,20.11 | | |
20 | Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. | 3 | 24,25,25.11 | | |
21 | Вычисление объемов тел. | 2 | 27.11; 1.12 | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 2.12 | | |
| Контрольная работа № 5. | 1 | 2.12 | | |
Глава 4. Элементы теории вероятностей. | 12 | | | |
22 | Операции над событиями. | 3 | 4,8,9.12 | | |
23 | Зависимые и независимые события. | 3 | 9,11,15.12 | | |
24 | Схема Бернулли. | 3 | 16,16,18.12 | | |
25 | Случайные величины и их характеристики. | 2 | 22,23.12 | | |
| Контрольная работа № 6. | 1 | 23.12 | | |
Глава 5. Комплексные числа. | 12 | | | |
26 | Множество комплексных чисел. | 2 | 25,29.12 | | |
27 | Комплексная плоскость. Тригонометрическая форма комплексного числа. | 3 | 12,13,13.01 | | |
28 | Умножение и деление комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме. | 3 | 15,19,20.01 | | |
29 | Решение алгебраических уравнений на множестве комплексных чисел. | 3 | 20,22,26.01 | | |
| Контрольная работа №7. | 1 | 27.01 | | |
Повторение курса алгебры и начал математического анализа. | 39 | | | |
| Повторение курса алгебры 7-11 классов. | 37 | 27.01, … | | |
| Контрольная работа №8. | 2 | 19,19.05 | | |
Итого | 136 | | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Примерные программы среднего общего образования. Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия. 10-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебно-методический комплект
Алгебра и начала математического анализа: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, Д.А.Номировский, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Алгебра и начала математического анализа: 11 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, Д.А.Номировский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Алгебра и начала математического анализа: 11 класс: методическое пособие / А.Г.Мерзляк, Д.А.Номировский, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Справочные пособия, научно-популярная литература
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. – Волгоград Учитель, 2008.
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Пичугин Л.Ф. за страницами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 2010.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.: 5-11 классы. – М.: Айрис-Пресс, 2005.