Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 года, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом №1897 от 17.12.2010г. (с изменениями от 31.12.2015г.);
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-Основной образовательной программы основного общего образования (утверждено приказом №294 от 18.08.2016г.);
-Учебного плана школы на 2019-2020 уч.год (утверждено приказом №397 от 30.08.2019г.);
Учебно – методический комплекс серии «Мой выбор - английский» 6 класс: учебник для общеобразовательных. организаций / Е.Г. Маневич, А.А. Полякова, Д. Дули, В. Эванс. — 1-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2019.
Данная программа рассчитана на 35 часов в 6-х классах (по 1 часу в неделю)
Изучение иностранного языка (второго) на ступени основного общего образования в образовательных организациях Российской Федерации направлено на достижение следующих целей: – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе: развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме (речевая компетенция); овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы, с учетом ведомственной специфики; освоение знании ̆ о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в русском и иностранном языках (языковая компетенция); приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения (социокультурная/межкультурная компетенция); развитие умений выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики (компенсаторная компетенция); дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий (учебно-познавательная компетенция); – развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка, в том числе: формирование у обучающихся потребности изучения иностранного языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек; – подготовка несовершеннолетних граждан, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, к поступлению в военные образовательные организации высшего образования. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три уровня образования: начальный, основной и старший. Особенности содержания данной программы обусловлены спецификой развития обучающихся. На ступени общего образования психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 (начальный) и 8–9 классы (предпрофильный). Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения у обучающегося основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные обучающимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации обучающихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности учебного предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
Описание места учебного предмета «Второй иностранный язык» в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки». Его основная задача – в совокупности с другими предметами этой области – заключается в том, чтобы создать базу для комплексного филологического образования обучающихся. Согласно образовательному плану общеобразовательного учреждения МОУ СШ №2 всего на изучение второго иностранного языка выделяется 1 час в неделю, 35 учебных недель, 35 часов в год. Для реализации данной программы используется учебно – методический комплекс «Мой выбор - английский». 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Г. Маневич, А.А. Полякова, Д. Дули, В. Эванс. — 1-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2019
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Второй иностранный язык»
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в училищном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления видо-родовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; -
развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция в говорении: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
– рассказывать о себе, своих родственниках, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Речевая компетенция в аудировании: – воспринимать на слух и полностью понимать речь преподавателя, сверстников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
– воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
Речевая компетенция в чтении: – читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
– читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
– читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
Речевая компетенция в письменной речи: – заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция: – применение правил написания слов, изученных в основной школе; – адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
– распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
– знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
– понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
– распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; – знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); – знание основных различий систем иностранного и русского языков.
Социокультурная компетенция: – знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
– распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
– знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; – представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
– представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; – понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция. В познавательной сфере:
– умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
– владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
– умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
– готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
– умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
– владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; – достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
– представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
– приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в училищных обменах, туристических поездках и др. мероприятиях.
В эстетической сфере: – владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
– стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; –
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. В трудовой сфере:
– умение рационально планировать свой учебный труд;
– умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере: – стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание учебного предмета «Второй иностранный язык»
В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных потребностей обучающихся в процессе обучения. Программа вычленяет круг тем и проблем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций, определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что обучающиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, естественно, повторное обращение к той же самой или аналогичной тематике предполагает ее более детальный анализ, рассмотрение под иным углом зрения, углубление и расширение вопросов для обсуждения, сопоставления схожих проблем в различных англоязычных странах, а также в родной стране обучающихся. Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у обучающихся способностей использовать английский язык для реальной коммуникации, участия в диалоге культур, должны соотноситься с различными типами текстов. В большинстве своем в УМК включаются аутентичные тексты, в определенной степени, подвергшиеся необходимой адаптации и сокращению. По мере приобретения обучающимися языкового опыта необходимость в адаптации и сокращении такого типа уменьшается. Данная программа ориентирована на обязательный минимум содержания, очерченный в государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку.
Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики:
1. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
2. Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам.
4. Карманные деньги. Молодежная мода.
5. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
6. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
7. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
8. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
9. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
10. Транспорт.
11. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
12. Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
13. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Введение | 4 | |
2 | Глава 1 Новые друзья. | 3 | 1 |
3 | Глава 2. Обо мне. | 3 | |
4 | Глава 3. Жизнь моей семьи. | 3 | 1 |
5 | Глава 4. Мой дом – мои соседи. | 5 | |
6 | Глава 5. Развлечения. | 4 | 1 |
7 | Глава 6. Еда имеет значение! | 5 | |
8 | Глава 7. Мой город. | 4 | |
9 | Глава 8. Жизнь в прошлом. | 4 | 1 |
| ИТОГО: | 35 | 4 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса УМК «Мой выбор - английский» для 5 – 9 классов, изучающих английский язык как второй иностранный
Методическая литература:
Основная.
Учебно – методический комплекс серии «Мой выбор - английский»
- Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.Г. Маневич, А.А. Полякова, Д. Дули, В. Эванс. — 1-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2019 - «Мой выбор – английский» 6 класс: рабочая\ тетрадь /Е.Г. Маневич, А.А. Полякова, Д. Дули, В. Эванс. — 1-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2019
Дополнительная.
Аудиоиздания - Аудиоприложение к учебнику «Мой выбор – английский» 6 класс Е.Г. Маневич, А.А. Полякова, Д. Дули, В. Эванс Интернет-поддержка: 1.Онлайн-материалы, размещённые на сайте: www.prosv.ru/umk/horizonte 2.Лингафонный кабинет 3. Компьютер 4. Наглядные пособия 5. Дидактический материал 6. Мультимедийный проектор 7. Интерактивная доска Печатные пособия - Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала - Географические карты мира, Европы, Великобритании на английском языке
- Географическая карта России - Плакаты, содержащие страноведческий материал по англоговорящим странам - Символы родной страны и стран изучаемого языка
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
план | факт |
1 | | | Повторение | 1 |
2 | | | Учимся читать. Школьные принадлежности. | 1 |
3 | | | Числительные. Как спросить адрес и номер телефона. | 1 |
4 | | | Порядковые числительные. Называем время . | 1 |
5 | | | Школьные предметы и предметы в классе. Глагол to be | 1 |
6 | | | Личные и притяжательные местоимения. | 1 |
7 | | | Проверь себя. | 1 |
8 | | | Описание внешности. Глагол have got | 1 |
9 | | | Образование множественного числа. | 1 |
10 | | | Указательные местоимения. Глагол can. | 1 |
11 | | | Притяжательный падеж. | 1 |
12 | | | Настоящее простое время | 1 |
13 | | | Наречия частотности. Домашние дела. | 1 |
14 | | | Структуры there is/ there are. Описание своего жилища. | 1 |
15 | | | Объектные местоимения | 1 |
16 | | | Предлоги места. | 1 |
17 | | | Комнаты, мебель, предметы обихода. | 1 |
18 | | | Проверь себя. | 1 |
19 | | | Настоящее продолженное время. | 1 |
20 | | | Праздники. Спорт. | 1 |
21 | | | Занятия в свободное время | 1 |
22 | | | Настоящее простое время и настоящее продолженное время. | 1 |
23 | | | Местоимения | 1 |
24 | | | Еда и напитки. | 1 |
25 | | | Модальные глаголы. | 1 |
26 | | | Повторение и обобщение. | 1 |
27 | | | Проверь себя. | 1 |
28 | | | Поговорим о прошлом. | 1 |
29 | | | Интересные места.. | 1 |
30 | | | Прошедшее простое время. | 1 |
31 | | | Глаголы прошедшего времени. | 1 |
32 | | | Неправильные глаголы. | 1 |
33 | | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
34 | | | Известные люди. Повторение. | 1 |
35 | | | Обобщающий урок. | 1 |