Частное общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат №21 среднего общего образования
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Рассмотрено___________ Согласовано___________ Утверждаю__________
на заседании МО № « » августа 2022 г. Приказ № « 31» августа 2022 г. от « » августа 2022 г. Зам. директора по УВР Директор школы-интерната №21
Руководитель МО И.А. Белькова Н.Г. Воскобойников
Е.Н. Жукова
Рабочая программа
по биологии для 10-11 классов
Разработала:
Жукова Е.Н., учитель биологии
высшей квалификационной категории
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
-
Рабочие программы к линии УМК - автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Учебник: Биология (базовый уровень)10 класс ФГОС (Линия Жизни). Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. (под ред. Пасечника В.В.), (Просвещение, 2019 год)
Биология (базовый уровень)11 класс ФГОС (Линия Жизни). Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. (под ред. Пасечника В.В.), (Просвещение, 2021 год). Учебник. Базовый уровень. ФГОС.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №29 на изучение биологии в 10 классе (НЕ ПРОФИЛЬНОМ) отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на Обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач. На базовом уровне изучение предмета «Биология», в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний, основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
В авторской программе Пасечника В. В. Предлагается 32 лабораторные работы. Из предложенных работ выбраны те, которые соответствуют лабораторному оборудованию кабинета. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе.
10 класс:
ЛР №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»
ЛР№ 2 «Приготовление и рассматривание клеток растений»
ЛР№3 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»
11класс
ПР№ 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию»
ПР№ 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию»
ПР № 3: «Решение экологических задач»
ЛР№ 1. Изучение морфологического критерия вида.
ЛР№ 2. Изучение экологических ниш разных видов растений.
ЛР№3. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах. ТБ
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Контроль и учѐт достижений учащихся ведѐтся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учѐта учебных и внеучебных достижений учащихся:
-входной контроль (тестирование на 15 минут, проверка остаточных знаний за предыдущий год обучения;
-текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- промежуточная аттестация по итогам года;
-формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской Программой по биологии для 10-11 классов под редакцией Пасечника В.В..
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ Обучение биологии в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
Реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
-
Признания высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-
Сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
-
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
Умения работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной сфере):
-
Характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина), учения Вернадского о биосфере, законов Менделя, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных, животных, половых, соматических, доядерных, ядерных, одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, приспособленности, образование видов, круговорот веществи превращение веществ и энергии в экосистемах и биосфере);
-
Объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина наркотических веществ на развитие человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы, причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем.
-
Применение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов.
-
Умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания; и схем переноса веществ и энергии в экосистемах;
-
Описание особей видов по морфологическому критерию;
-
Выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде, антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
-
Сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
-
Анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
-
Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В сфере физической деятельности:обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, наркомания, употребление алкоголя); правил поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 10 класс Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.Соматические и половые клетки.
11 класс
Организм Организм ― единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, еѐ направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция ― элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбору учителя):
-
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
-
Техника микроскопирования.
-
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
-
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
-
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
-
Изучение движения цитоплазмы.
-
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
-
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
-
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
-
Выделение ДНК.
-
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
-
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
-
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
-
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
-
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
-
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
-
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
-
Составление элементарных схем скрещивания.
-
Решение генетических задач.
-
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
-
Составление и анализ родословных человека.
-
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
-
Описание фенотипа.
-
Сравнение видов по морфологическому критерию.
-
Описание приспособленности организма и еѐ относительного характера.
-
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
-
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
-
Методы измерения факторов среды обитания.
-
Изучение экологических адаптаций человека.
-
Составление пищевых цепей.
-
Изучение и описание экосистем своей местности.
-
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
-
Оценка антропогенных изменений в природе.
Практическая часть
10 класс | 11 класс |
-
Лабораторные работы – 3 -
Обобщающий урок – конференция-1 -
РК- 3 | -
Лабораторные работы – 2 -
Практическая работа -3 -
Обобщающий урок – конференция-1 -
РК- 3 |
Календарно- тематическое планирование. Биология Пасечник В.В. Линия жизни.
- класс -1 час в неделю, 35 часов в год.
№ п/п | Тема урока. Раздел. Тип урока | Основное предметное содержание | Д/З | Электронные образовательные ресурсы |
1. | Раздел № 1.Введение (5 часов) Биология в системе наук. Объект изучения биологии. Инструктаж по ТБ. РК. Подготовка специалистов – биологов в СК. | Научная картина мира: учѐные, научная деятельность, научное мировоззрение. Роль иместо биологии в формировании научной картины мира. Практическое значение биологических знаний. Современные направленияв биологии. Профессии, связанные с биологией. | § 1 в.с. 11-12 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3827/start/ |
2. | Биология в системе наук. Объект изучения биологии. Инструктаж по ТБ. РК. Подготовка специалистов – биологов в СК. | Методология биологии. Жизнь как объект изучения биологии. Основные критерии (признаки) живого. Развитие представлений человека о природе. Растения и животные нагербах стран мира | § 2в.с. 20 | |
3. | Методы научного познания в биологии. | Методы исследования в биологии: наблюдение, описание, измерение, сравнение, моделирование, эксперимент. Сравнительно-исторический метод. | § 3 в.с. 29 | |
4. | Методы научного познания в биологии | Методология биологии.Жизнь как объект изучения биологии. Основныекритерии (признаки) живого.Развитие представленийчеловека о природе. Растения и животные нагербах стран мира | § 4 в.с. 37, повторе ние | |
5. | Обобщающий урок по теме: «Введение» | Взаимосвязь строения ифункций биологическихсистем. Саморегуляцияна основе положительнойобратной связи | повт§ 1- 4 | |
6. | Раздел № 2. Молекулярный уровень (13 часов) Молекулярный уровень: общая характеристика | Общая характеристика молекулярного уровня. | § 5 в.с. 47 | |
7. | Неорганические вещества: вода и минеральные соли | Химический состав организмов.Химические элементы.Макроэлементы и микроэлементы. Атомы и молекулы. Ковалентная связь.Неорганические и органические вещества. Многообразие органических веществ. Биополимеры: гомополимеры и гетерополимеры. Структурные особенности молекулы воды и еѐ свойства. Водородная связь.Гидрофильные и гидрофобные вещества. Соли иих значение для организмов.Буферные соединения | § 6 в.с. 56 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5397/start/ |
8. | Липиды, их строение и функции. | Липиды, их строение ифункции. Нейтральныежиры. Эфирные связи.Воска. Фосфолипиды. Стероиды | § 7 в.с. 62 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3840/start/ |
9. | Углеводы, их строение и функции. | Углеводы (сахара), их строение и функции. Моносахариды. Дисахариды. Олигосахариды. Полисахариды | § 8 в.с. 66 | |
10. | Белки, их строение. | Белки. Состав и структура белков. | § 9 в.с. | Датчик оптической |
| | | Незаменимыеаминокислоты. Пептидная связь. Конформация белка. Глобулярные и фибриллярные белки. Денатурация | 74 | плотности |
11. | 6 | Функции белков | Функции белков. Структурные белки. Белки-ферменты. Транспортные белки. Белки защиты и нападения. Сигнальные белки. Белки-рецепторы. Белки, обеспечивающие движение. Запасные белки | § 10 в.с. 79 | |
12. | 7 | Ферменты – биологические катализаторы. | Механизм действия катализаторов в химических реакциях. Энергия активации. Строение фермента активный центр, субстратная специфичность. Коферменты. Отличия ферментов от химических катализаторов. Белки-активаторы и белки-ингибиторы | § 11 в.с. 84-85 | |
13. | 8 | Нуклеиновые кислоты: ДНК | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Особенности строения и функции. Нуклеотид. Принцип комплементарности. Репликация ДНК. Ген | § 30 в.с.90 | Датчик рН |
14. | 9 | Нуклеиновые кислоты: ДНК | Роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации. | § 30 в.с.90 | |
15. | 10 | Решение задач по молекулярной биологии. | | | |
16. | 11 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. | Роль нуклеотидов в обмене веществ. АТФ. Гидролиз. Макроэргические связи. АТФ как универсальный аккумулятор энергии. Многообразие мононуклеотидов клетки. Витамины | § 13§ 30 в.с.96 | |
17. | 12 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Р.К.: «Профилактика СПИДа, короновируса и др. вирусных заболеваний в СК». | Вирусы — неклеточная форма жизни. Многообразие вирусов. Жизненные циклы вирусов. Профилактика вирусных заболеваний. Вакцина. Нанотехнологии в биологии. Ретровирусы — нарушители основного правила молекулярной биологии. | § 14 в.с.104 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3939/start/105165/ |
18. | 13 | Обобщение по теме «Молекулярный уровень» | | повторе ние | |
19. | 1 | Раздел № 3. Клеточный уровень (17 ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. | Общая характеристика клеточного уровня организации. Общие сведения о клетке. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Клеточная теория | § 15 в.с.114 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5383/start/ |
20. | 2 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | Строение клетки. Сходство принципов построения клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Клеточная (плазматическая) мембрана. Клеточная стенка. Гликокаликс. Функции клеточной мембраны. Эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз. Рецепция. Цитоплазма: гиалоплазма и органоиды. Цитоскелет. Клеточный центр. Центриоли | § 16 в.с.123 | Микроскоп, набор для препарирования |
21. | 3 | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. | Основные части и органоиды клетки, их функции. Рибосомы. Ядро. Ядерная оболочка. Кариоплазма. Хроматин. Ядрышки. Гистоны. Хромосомы. Кариотип. Строение и функции хромосом. Эндоплазматическая сеть: шероховатая и гладкая. Хромосомный набор клетки (кариотип) | § 17 в.с.129 | |
22. | 4 | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Лабораторная работа № 2 «Приготовление и рассматривание клеток растений» | Основные части и органоиды клетки, их функции. Комплекс Гольджи. Вакуоли. Тургорное давление. Единство мембранных структур клетки. | § 18 в.с.135 | |
23. | 5 | Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Клеточные включения. | Основные части и органоиды клетки, их функции. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения | § 19 в.с.140 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3847/start/ |
24. | 6 | Особенности строения клеток прокариот, эукариот. РК«Профилактика бактериальных заболеваний в СК» | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. Споры бактерий | § 20 в.с.146 | |
25. | 7 | Лабораторная работа №3 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» | | отчет | |
26. | 8 | Обмен веществ и энергии в клетке | Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Метаболизм: анаболизм и катаболизм | §21 в.с.152 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3917/start/ |
27. | 9 | Энергетический обмен в клетке. | Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Метаболизм: анаболизм и катаболизм | § 22 в.с.159 | Датчик температуры, рН |
28. | 10 | Типы клеточного питания. | Типы клеточного питания. Автотрофы и гетеротрофы. | § 23 в.с.167 | |
29. | 11 | Фотосинтез и хемосинтез. | Хемосинтез. Фотосинтез. Фотолиз воды. Цикл Кальвина | §23 в.с.167 | Датчик кислорода |
30. | 12 | Пластический обмен в клетке: биосинтез белков. | Ген. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Матричный синтез. Синтез белка. Полисома | § 24 в.с.177 | |
31. | 13 | Пластический обмен в клетке: биосинтез белков. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке | § 25 в.с.181 | |
32. | 14 | Деление клетки. Митоз | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Апоптоз. Митоз, его фазы. Биологическое значение митоза | § 26 в.с.188 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3927/start/ |
33. | 15 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. | Мейоз, его механизм и биологическое значение. Конъюгация хромосом и кроссинговер. Соматические и половые клетки. Гаметогенез | § 25 в.с.196 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3927/start/ |
34. | 16 | Промежуточный контроль знаний за курс 10 класса | | | |
35. | 17 | Обобщающий урок – конференция | | | |
Практическая часть
10 класс | 11 класс |
-
Лабораторные работы – 3 -
Обобщающий урок – конференция-1 -
РК- 3 | -
Лабораторные работы – 2 -
Практическая работа -3 -
Обобщающий урок – конференция-1 -
РК- 3 |
Календарно- тематическое планирование. Биология Пасечник В.В. Линия жизни.
-
класс -1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Дата | Тема урока. Раздел. Тип урока | Основное прнедметное содержание | ДЗ | Электронные образовательные ресурсы |
1. | | Организменный уровень (10 ч) Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов | Организменный уровень: общая характеристика. Особь. Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Размножение организмов: бесполое и половое. Гаметы. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Гермафродиты. Значение разных видов размножения. Регуляция функций организма, гомеостаз. | § 1, стр.6- 14 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5352/start/ |
2. | | Развитие половых клеток. Оплодотворение | Половые клетки. Развитие половых клеток. Гаметогенез: оогенез, сперматогенез. Направительные тельца. Половой процесс. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Акросома. Зигота. | § 1повт | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5385/start/ |
3. | | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Индивидуальное развитие организма (онтогенез).Периоды онтогенеза. Эмбриональное развитие. Зародышевые листки. Постэмбриональное развитие. Типы онтогенеза. Биогенетический закон. Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. | § 2, стр15- 22 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5630/start/ |
4. | | Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. ПР№ 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию» | Наследственность и изменчивость. Генетика как наука. Методы генетики. Генетическая терминологияи символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование | § 3, стр.22- 30 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5386/start/ |
5. | | Неполное доминирование.Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | § 4, стр.31- 35 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4725/start/ |
6. | | Дигибридное скрещивание. ПР№ 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию» | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | § 5, стр. 41- 43 | |
7. | | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | Закон Моргана. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Кариотип. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. | § 6, стр.44- 46 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4755/start/118828/ |
8. | | Закономерности изменчивости | Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Модификации.Норма реакции. Комбинационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации: генные, хромосомные, геномные. Делеция. Дупликация. Полиплоидия. Мутагенные факторы. Мутационная теория. Генотип и среда. Мутагены, их влияние на организмы. | § 6, стр.46- 47 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5387/start/ |
9. | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология | Доместикация и селекция. Методы селекции. Клеточная инженерия. Генная инженерия. Биотехнология, еѐ направления и перспективы развития. Биобезопасность. | § 7, стр.48- 54 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3653/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3861/start/ |
10. | | Обобщающий урок | | § 8 стр.57- 62 | |
11. | 1 | Популяционно-видовой уровень (8 ч) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции ЛР№ 1. Изучение морфологического критерия вида. ТБ | Понятие о виде. Критерии вида. Популяционная структура вида. Популяция. Показатели популяций. Генетическая структура популяции. Свойствапопуляций | § 9, стр.67- 73 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4949/start/ |
12. | 2 | Развитие эволюционных идей | Развитие эволюционныхидей, эволюционная теория Чарлза Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции.Свидетельства эволюции живой природы | § 10, стр.82- 88 | |
13. | 3 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции | Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции | § 11, стр.90- 95 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5391/start/ |
14. | 4 | Естественный отбор как фактор эволюции | Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий,стабилизирующий и разрывающий (дизруптивный). Изменения генофонда, вызываемые естественнымотбором. | § 12, стр.99- 102 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5389/start/ |
15. | 5 | Микроэволюция и макроэволюция | Микроэволюция и макроэволюция. Направления эволюции | § 13, стр.108 -111 | |
16. | 6 | Видообразование | Виды видообразования. Репродуктивная изоляция | § 14, стр.116 -119 | |
17. | 7 | Направления эволюции | Направления макроэволюции: биологические прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | §14 повт. | |
18. | 8 | Принципы классификации. Систематика | Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации. Систематика | § 15, стр.122 -125 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5395/start/ |
19. | 1 | Экосистемный уровень (8 ч) Среда обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. | Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. Толерантность и адаптация. Приспособления организмов к действию экологических факторов | § 16, стр.127 -129 | Датчики кислорода, рН, хрорид-ионов, освещенности, тем- пературы, относительной влаж- ности |
20. | 2 | Экологические сообщества | Биоценоз. Экосистема.Классификация экосистем. Биогеоценоз. Искусственные экосистемы. Экоситемы городов. Пищевые связи в экосистеме. Пространственная структура экосистемы. Разнообразиеэкосистем. Взаимоотношения популяций разныхвидов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.Устойчивость и динамикаэкосистем. Последствиявлияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия. | §17, стр.134 -141 | Датчик нитрат-ионов |
21. | 3 | Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. ЛР№ 2. Изучение экологических ниш разных видов растений. ТБ | Экологические взаимодействия организмов в экосистеме. Экологическая ниша. Закон конкурентногоисключения | § 18, стр.142 -148 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5392/start/ |
22. | 4 | Видовая и пространственная структуры экосистемы | Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофическая структураэкосистемы | §19, стр.150 -159 | |
23. | 5 | Пищевые связи в экосистеме | Обмен веществом и энергией в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. Типы пищевых цепей.Правило экологическойпирамиды | § 20, стр.163 -167 | |
24. | 6 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме | Потоки энергии и вещества в экосистемах. Особенности переноса энергиив экосистеме. Круговоротвеществ и превращениеэнергии в экосистеме | §21,стр .169- 174 | |
25. | 7 | Экологическая сукцессия. ЛР№3. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах. ТБ | Экологическая сукцессия иеѐ значение. Стадии сукцессии. | § 22, стр. 177- 179 | |
26. | 8 | Последствия влияния деятельности человекана экосистемы ПР № 3: «Решение экологических задач» РК Экологические проблемы СК | Последствия влияния деятельности человекана экосистемы | § 23,стр. 181- 185 | |
27. | 1 | Биосферный уровень (9ч) Биосферный уровень: общая характеристика. Биосфера - глобальная экосистема. | Биосферный уровень:общая характеристика.Структура (компоненты) играницы биосферы. Учение В. И. Вернадского обиосфере. Живое вещество и его роль в биосфере. Ноосфера. Круговороты веществ в биосфере | § 24, стр.190 -193 | |
28. | 2 | Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы | Глобальный биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл). Законглобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере. Круговороты веществ вбиосфере. Основные этапы развития биосферы. Зарождение жизни. Роль процессовфотосинтеза и дыхания в эволюции биосферы. Влияние человека на эволюцию биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере | § 25, стр.195 -202 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5393/start/ |
29. | 3 | Происхождение жизни на Земле | Гипотезы происхожденияжизни на Земле. Современные представления овозникновении жизни.Основные этапы эволюции органического мирана Земле. Гипотезы происхождения эукариот | § 26, стр.204 -205 | |
30. | 4 | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Р.К. Палеонтологические находки на территории СК | Основные этапы эволюции органического мирана Земле. Геологическаяистория Земли | § 27, стр.210 -218 | |
31. | 5 | Эволюция человека | Развитие взглядов на происхождение человека. Современные представленияо происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущиесилы антропогенеза. Расычеловека, их происхождение и единство. Критикарасизма | § 28, стр.221 -234 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3906/start/ |
32. | 6 | Роль человека в биосфере РК Экологические ситуации и здоровье населения СК. | Роль человека в биосфере. Человек и экологический кризис. Пути выходаиз экологического кризиса. | § 29, стр.238 | |
| | | | -249 | |
33. | 7 | Обобщающий урок | | § 29 повт. | |
34. | 9 | Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук | Подведение итогов изучения курса «Общая биология», в том числе выполнения учебно-исследовательской и проектной работы | | |