СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс "Основы общей биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана в соответствии с УМК Пономаревой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс "Основы общей биологии"»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 9 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Усвоенные на этане основной школы биологические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения биологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


Целями этого курса являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методов исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными задачами учебного предмета Биология являются:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к жизни и живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.


II. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы общей биологии» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изученные ранее: « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 6 классе; «Животные», в 7 классе; «Человек», в 8 классе получили свое логическое развитие в изучении «Основ общей биологии» в 9 классе. Это позволит получить достаточно полное представление о важнейших закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. В процессе изучения биологии выпускники основной школы должны овладеть определенным кругом знаний, предусмотренным обязательным образовательным минимумом общего биологического образования. Школьным биологическим образованием ставятся следующие задачи обучения:

-овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения и учебными умениями с сохранением позитивного опыта обучения биологии, накопленного в отечественной школе;

-формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как главной ценностью на Земле;

- отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания;

Развитие творческой личности, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.


III. Место учебного предмета «Биология 9 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, из часов федерального компонента, из расчета 2 часа в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основы познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развития познавательных ценностных ориентаций курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и норы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентиры курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать, свою точку зрения.


Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.


Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


V. Планируемые результаты освоения курса «Биология 9 класс»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлении на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализации установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения выпускника­ми основной школы программы биологии заключаются:

- овладение составляющими исследовательской и поектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, сети интернет);

- анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами: по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной сфере):

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умения делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- овладения методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдения правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Проведения наблюдений за состояние собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

VI. Содержание учебного предмета, курса

Курс биологи 9 класса структурно представлен 5 темами:

«Общие закономерности жизни», «Явление и закономерности жизни на клеточном уровне», «Закономерности жизни на организменном уровне», «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле», «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».



1. Общие закономерности жизни - 5 часов

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признаки

живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

2. Явление и закономерности жизни на клеточном уровне – 10 часов

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме . Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Фронтальные лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток.

Лабораторная работа № 2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения.

3. Закономерности жизни на организменном уровне – 17 часов

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.

Фронтальные лабораторные работы:

Лабораторная работа № 3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

Лабораторная работа № 4. Изучение изменчивости у организмов.

4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле – 20 часов

Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Ус лож нение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.


Фронтальные лабораторные работы:

Лабораторная работа № 5. Приспособленность организмов к среде обитания

5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды – 16 часов

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Фронтальные лабораторные работы:

Лабораторная работа № 6. Оценка качества окружающей среды.


VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в девятом классе ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь

объяснять: роль биологии формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп ); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

- выявлять изменчивость организмов приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числа с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами растениями, укусами животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.


VIII.Критерии и нормы оценок в основной школе по биологии

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и проверочные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

а. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

б. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

в. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.


IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по биологии в 9 классе

п/п

Вид контроля

Количество

1.

Проверочная работа

6

2.

Лабораторная работа

6


X. Материально техническое обеспечение учебного предмета


Оборудование:

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов

http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии

Учебно – методический комплект для учащихся:

1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. И. Н. Пономаревой. – 8-е изд. перераб. – М.: Вентана Граф, 2019. – 270 с.: ил.

2. Биология: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, Г. Н Панина,О. А. Корнилова; под. Ред. И. Н. Пономаревой. М.: Вентана Граф, 2019. – 144 с.: ил.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

9

Пономарева И. Н., Симонова Л. В., Кучменко В. С., Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под. Ред. Проф. И. Н .Пономаревой.

М.: Вентана-Граф, 2007.

2.

9

Бодрова Н. Ф. Изучение курса Основы общей биологии за 68 часов в 9 классе. Поурочное планирование: Книга для учителя.

Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003.

3.

9

Тепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.

М.: ВАКО, 2009.

4.

9

Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. И. Р. Григорян.

М.: ВАКО, 2012.

Программа составлена на основе программы Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. Ред. И. Н. Пономаревой. – 8-е изд. перераб. – М.: Вентана Граф, 2019. – 270 с.: ил.

2. Биология: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организацний / И. Н. Пономарева, Г. Н Панина,О. А. Корнилова; под. Ред. И. Н. Пономаревой. М.: Вентана Граф, 2019. – 144 с.: ил.

Календарно – тематическое планирование биология 9 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Общие закономерности жизни - 5 часов

1.

Биология – наука о жизни.

Биология микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.

Знать: основные положения микробиология биотехнология биофизика биохимия радиобиология.

Уметь: давать определение термину Биология; приводить примеры: практического применения достижений биологии; дифференциации и интеграции биологических наук; перечислять: методы научного исследования; характеризовать биологию как комплексную науку; объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Текущий контроль



2.

Методы биологических исследований.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Знать: обще методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, или опыт; методы изучения природы в лабораторных условиях: сравнение и моделирование.

Уметь: объяснять назначение методов исследования в биологии; характеризовать и сравнивать методы между собой; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Устный опрос.



3.

Общие свойства живых организмов.

Жизнь. Открытая система.

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособления к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать: особенности развития живых организмов.

Уметь: давать определение понятию жизнь; называть признаки живых организмов.

Описывать проявления свойств живого; различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе; доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Устный опрос.



4.

Многообразие форм живых организмов.

Таксон Система Иерархия

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Знать: основные положения таксон иерархия царства живой природы.

Уметь: давать определение термину таксон; называть: уровни организации и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксонометрические единицы; характеризовать естественную систему классификации живых организмов; определять принадлежность биологических объектов к: уровню организации, систематической группе.

Фронтальный опрос.



5.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Общие закономерности жизни»

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Явление и закономерности жизни на клеточном уровне – 10 часов

6.

Многообразие клеток.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Знать: многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Уметь: определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот; приводить примеры организмов прокариот и эукариот; характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани; называть имена учёных, положивших начало изучению клетки; сравнивать строение растительных и животных клеток; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. Р. № 1

«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»



7.

Химические вещества в клетке.

Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и в организме. Их функции в жизнедеятельности клетки.

Знать: особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Уметь: различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки; объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке; сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Текущий контроль



8.

Строение клетки.

Органоиды Цитоплазма Эукариоты Прокариоты

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы.

Знать: Основные положения Эукариоты Прокариоты

Строение клетки.

Уметь: узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям; прогнозировать последствия удаления различных органоидов клетки; описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Текущий контроль.



9.

Органоиды клетки и их функции.

Особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток.

Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий.

Знать: особенности строения растительной, животной и бактериальной клеток.

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.

Работать с микроскопом изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений, животных и бактерий; сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Устный опрос.



10.

Обмен веществ – основа существования клетки.

Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Обмен веществ.

Знать: определения понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Уметь: называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ;

характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции; доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

Текущий контроль



11.

Биосинтез белка в клетке.

Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Знать: определения Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция.

Уметь: давать определение терминам: ассимиляция, ген;

называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосистеме белка; анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция

объяснять сущность генетического кода; характеризовать: механизм транскрипции; Механизм трансляции; составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Текущий контроль



12.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Питание. Фотосинтез. Фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль фермента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты.

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Знать: определения терминов: питание, автотрофы, фотосинтез.

Уметь: называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла; анализировать содержание определения фотолиз; выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза; характеризовать фазы фотосинтеза; сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Устный опрос.



13.

Обеспечение клеток энергией.

Гликолиз Брожение Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородоное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

Уметь: давать определение понятию диссимимляция.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание; перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена; описывать строение и роль АТФ в обмене веществ; характеризовать этапы энергетического обмена.

Фронтальный опрос.



14.

Размножение клетки и её жизненный цикл.


Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.



Знать: понятия многообразие клеток, размножение, методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Уметь: характеризовать значение размножения клетки;

сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения; определять понятия «митоз», «клеточный цикл»; объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот; называть и характеризовать стадии клеточного цикла; наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам; фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. Р. № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».




15.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Закономерности жизни на организменном уровне – 17 часов

16.

Организм — открытая живая система (биосистема)

Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме.

Знать: понятия обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.

Уметь: обосновывать отнесение живого организма к биосистеме; выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой; объяснять целостность и открытость биосистемы; характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности.

Устный опрос.



17.

Примитивные организмы.

Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Знать: разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные; бактерии как одноклеточные доядерные организмы; вирусы как неклеточная форма жизни; отличительные особенности бактерий и вирусов; значение бактерий и вирусов в природе.

Уметь: выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов; объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов; рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения; приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.

Текущий контроль.



18.

Растительный организм и его особенности.

Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения.
Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое.

Знать: понятия растения, клетки и органы растений, размножение, бесполое и половое размножение.

Уметь: выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки; характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения; сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения; объяснять роль различных растений в жизни человека; приводить примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе.

Фронтальный опрос



19.

Многообразие растений и значение в природе.

Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой.

Знать: многообразие растений, принципы их классификации

Уметь: выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений; выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений; различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах; сравнивать значение семени и спор в жизни растений.

Устный опрос.



20.

Организмы царства грибов и лишайников.

Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение.

Знать: понятие грибы, многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека; лишайники, роль лишайников в природе и в жизни человека.

Уметь: выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах; сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы; характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека; отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе.

Текущий контроль.



21.

Животный организм и его особенности.

Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные.

Знать: понятие животные, процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.

Уметь: выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных; наблюдать и описывать поведение животных; называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных; объяснять роль различных животных в жизни человека; характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными.

Устный опрос.



22.

Многообразие животных.


Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые.

Знать: многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и в жизни человека

Уметь: выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных; выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации); различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека; объяснять роль различных животных в жизни человека; характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые.

Текущий контроль.



23.

Сравнение свойств организма человека и животных.

Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Знать: сходство человека и животных, отличие человека от животных, системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная; органы чувств, умственные способности человека, причины, обусловливающие социальные свойства человека.

Уметь: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах; сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы; выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы.

Устный опрос.



24.

Размножение живых организмов.

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.


Знать: основные формы размножения.

Уметь: Давать определение понятию размножение.

Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Текущий контроль.



25.

Индивидуальное развитие.

Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Знать: разнообразие организмов, рост и развитие организмов.

Уметь: Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть: Начало и окончание постэмбрионального развития; Виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять, чем развитие отличается от роста.

Текущий контроль



26.

Образование половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение. Гаметогенез. Мейоз. Коньюгация. Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Знать: значение терминов Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Коньюгация Перекрест хромосом

Половое размножение.

Уметь: Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Текущий контроль



27.

Изучение механизма наследственности.

Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

Знать: понятия наследственность и изменчивость как свойства организмов.

Уметь: характеризовать этапы изучения наследственности организмов; объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя; выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости.

Фронтальный опрос.



28.

Основные закономерности наследственности организмов.

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме.

Знать: понятия наследственность и изменчивость как свойства организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Уметь: сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость»; объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов; определять понятия «ген», «генотип», «фенотип».

Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов.




29.

Закономерности изменчивости.





Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.

Знать: понятия наследственная и ненаследственная изменчивость, методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Уметь: выделять существенные признаки изменчивости; называть и объяснять причины наследственной изменчивости; сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов; объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости; определять понятие «мутаген»; выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости; обобщать информацию и формулировать выводы; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. Р. № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»



30.

Ненаследственная изменчивость.

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Знать: о зависимости проявления действия генов от условий внешней среды.

Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Л. Р. № 4

«Изучение изменчивости у организмов»



31.

Основы селекции организмов.

Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии.

Знать: значение селекции и биотехнологии в жизни человека.

Уметь: называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов; анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей.

Текущий контроль.



32.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Закономерности происхождения и развития жизни на Земле – 20 часов

33.

Представления о возникновении жизни на Земле.

Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Знать: Значение терминов коацерваты, пробионты.

Уметь: Давать определение термину гипотеза.

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира.

Текущий контроль



34.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Уметь: Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Текущий контроль



35.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Этапы развития жизни. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про - и эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Устный опрос.



36.

Этапы развития жизни на земле.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции.

Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

Текущий контроль



37.

Идеи развития органического мира в биологии.

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

Устный опрос.



38.

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Уметь: Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Текущий контроль



39.

Современные представления об эволюции органического мира.

Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Знать: Современные представления об эволюции органического мира.

Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Устный опрос.



40.

Вид, его критерии и структура.

Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев - условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Знать: Критерии вида.

Уметь: Называть признаки популяции. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Текущий контроль



41.

Процессы образования видов.

Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое.

Знать: эволюцию органического мира, вид как основную систематическую единицу.

Уметь: объяснять причины многообразия видов; приводить конкретные примеры формирования новых видов; объяснять причины двух типов видообразования; анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах).

Устный опрос.



42.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы).

Знать: эволюцию органического мира.

Уметь: выделять существенные процессы дифференциации вида; объяснять возникновение надвидовых групп; приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле; использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию.

Текущий контроль



43.

Основные направления эволюции.

Эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

 

Знать: направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов.

Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Устный опрос.



44.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.



Эволюция органического мира. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Знать: эволюцию как длительный исторический процесс, эволюционные преобразования животных и растений, уровни преобразований.

Уметь: характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем; характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений; сравнивать типы размножения у растительных организмов.

Текущий контроль



45.

Основные закономерности эволюции.




Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.


Знать: основные закономерности эволюции.

Уметь: называть и характеризовать основные закономерности эволюции; анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность; выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости; записывать выводы и наблюдения в таблицах; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л. Р. № 5

«Приспособленность организмов к среде обитания»



46.

Человек — представитель животного мира.

Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны.

Знать: место человека в системе органического мира, черты сходства и различия человека и животных.

Уметь: различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид; сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника; находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах.

Устный опрос.



47.

Эволюционное происхождение человека.

Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека.

Знать: место человека в системе органического мира, природную и социальную среду обитания человека.

Уметь: характеризовать основные особенности организма человека; сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян; доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека.

Текущий контроль



49.

Этапы эволюции человека.

Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Поздние этапы эволюции человека.
Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека.

Знать: место человека в системе органического мира, природную и социальную среду обитания человека.

Уметь: Различать и характеризовать стадии антропогенеза; находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека; характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа; называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного; обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека.

Устный опрос.



50.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Знать: Человечество как единый биологический вид.

Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас.

Текущий контроль



51.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

История взаимоотношений человека и биосферы. Антропогенное воздействие человека на биосферу и их последствия.

Знать: Значение термина антропогенное воздействие.

Уметь: Анализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции. Обосновывать ответственность человечества и каждого жителя планеты за сохранение жизни на Земле.

Текущий контроль



52.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Закономерности взаимоотношений организмов и среды – 16 часов

53.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов.

Знать: среду как источник веществ, энергии и информации, о взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Уметь: давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор; приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Текущий контроль



54.

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Знать: экологические факторы среды.

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Текущий контроль



55.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов

Знать: приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Л. Р. № 6. «Оценка качества окружающей среды».



56.

Биотические связи в природе.

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Знать: Пищевые связи в экосистемах.

Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Текущий контроль



57.

Популяции как форма существования вида

Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура.

Знать: Популяция – элемент экосистемы.

Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции.

Текущий контроль



58.


Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе

Знать: понятие экосистема, пищевые связи в экосистеме

Уметь: выделять существенные признаки природного сообщества; характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши; понимать сущность понятия «биотоп»; сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз»; объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе.

Устный опрос.



59.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах(производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере

Знать: круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; биосферу как глобальную экосистему; В.И. Вернадского как основоположника учения о биосфере, границы биосферы, распространение и роль живого вещества в биосфере.

Уметь: выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза; характеризовать биосферу как глобальную экосистему; объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах; объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере; анализировать и пояснять содержание рисунков учебника.

Устный опрос.



60.

Смена биогеоценозов и ее причины.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Знать: Значение терминов экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии.

Текущий контроль



61.

Многообразие биогеоценозов.

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Знать: многообразие водных и наземных экосистем, агробиоценозы.

Уметь: выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем; объяснять причины неустойчивости агроэкосистемЫ; сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы

Устный опрос.



62.

Основные законы устойчивости живой природы.

Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Знать: Границы, компоненты и свойства биосферы.

Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Текущий контроль



63.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.


Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Знать: Экологические проблемы человечества.

Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы.

Устный опрос



64.

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Знать: методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Уметь: описывать особенности экосистемы своей местности; наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе.

Отчет об экскурсии



65.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».


Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



66.

Итоговый контроль знаний курса биологии
9 класса.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



67- 68.

Повторение

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знания и умения всего курса

Устный опрос






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!