Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза И.И. Говорухина» с. Катенино
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
по учебному предмету «Биология»
ОВЗ 8 вид
для обучающихся 5 – 9 классов
срок реализации 5 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. .
Основой курса биологии являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии являются:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Неживая природа. 6 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Введение
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода
Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твёрдые вещества (соль, сахар, и др.) Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту. (стиральные, питьевые и т. д.) Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды. И пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Расширение воды при замерзании.
3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4. Очистка мутной воды.
5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
1. Определение текучести воды.
2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
3. Определение чистоты ближайшего водоёма.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Экологические проблемы. Связанные с загрязнением воздуха. И пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (20 ч.)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Экологические проблемы. Связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов ( упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы. Связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
1. Различие песчаных и глинистых почв.
2. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия:
- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.
7 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Растения, грибы и бактерии.
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
Растения.
Общее знакомство с цветковыми растениями
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и надземные органы цветкового растения.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1. Испарение воды листьями;
2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
3. Образования крахмала в листьях на свету.
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Условия, необходимые для прорастания семян;
Практические работы:
1.Органы цветкового растения
2. Строение цветка.
3. Определение строения семени с двумя семядолями ( фасоль).
4. Строения семени с одной семядолей (пшеница).
5. Определение всхожести семян.
Многообразие бесцветковых растений.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Многообразие цветковых растений покрытосеменных
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Бактерии
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия: «Весенняя работа в саду».
Повторение
8 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Животные.
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви – паразиты человека (глисты). Аскариды - возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация:
живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;
фильмов о насекомых.
Экскурсия:
в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные.
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы.
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров .Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа.
На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов
9 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Человек.
Введение.
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы.
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской федерации.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека в современном обществе (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ - инфекция и другие. Меры профилактики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты
В ходе реализации учебной программы по биологии предполагается формирование у обучающихся основных компетенций:
Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;
Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной познавательной деятельности.
Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;
Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;
1.1.2.Метапредметные результаты
Регулятивные БУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные БУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные БУД:
навыки устного и письменного общения;
выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения;
умение высказывать и обосновывать свое мнение;
умение работать в группах;
воспитание толерантности.
Предметные результаты
6 класс
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха,
металлов;
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
7 класс
Обучающиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
8 класс
Обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы обучающиеся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными обучающиеся).
Обучающиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
9 класс
Обучающиеся должны знать:
названия, строение и расположение
основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов них систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным обучающимся по наиболее сложным темам.
Календарно - тематическое планирование по биологии
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические /контроль-ные работы |
| Раздел 1. Общее знакомство с природой | 3 | |
1 | Неживая и живая природа (экскурсия) | 1 | |
2 | Твердые тела, жидкости и газы | 1 | |
3 | Для чего изучают природу | 1 | |
| Раздел 2. Вода | 13 | |
4 | Вода в природе | 1 | |
5 | Вода — жидкость | 1 | |
6 | Температура воды и её измерение | 1 | |
7 | Измерения уровня воды при нагревании и охлаждении | 1 | |
8 | Изменение состояния воды при замерзании. Лёд - твердое тело | 1 | |
9 | Превращение воды в пар. Кипение воды | 1 | |
10 | Три состояния воды в природе | 1 | |
11 | Вода - растворитель. Водные растворы и их использование | 1 | |
12 | Водные растворы в природе | 1 | |
13 | Нерастворимые в воде вещества | 1 | |
14 | Чистая и мутная вода | 1 | Практическая работа |
15 | Питьевая вода | 1 | |
16 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1 | |
| Раздел 3. Воздух | 15 | |
17 | Воздух в природе | 1 | |
18 | Воздух занимает место | 1 | |
19 | Воздух сжимаем и упруг | 1 | |
20 | Воздух - плохой проводник тепла | 1 | |
21 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | |
22 | Тёплый воздух легче холодного | 1 | |
23 | Движение воздуха в природе | 1 | |
24 | Состав воздух | 1 | |
25 | кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 | |
26 | Углекислый газ. | 1 | |
27 | Применение углекислого газа | 1 | |
28 | Значение воздуха | 1 | |
29 | Чистый и грязный воздух | 1 | |
30 | Охрана воздуха | 1 | |
31 | Что мы узнали о воздухе | 1 | |
| Раздел 4. Полезные ископаемые Что такое полезные ископаемые | 18 | |
32 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1 | Практическая работа |
33 | Гранит | 1 | |
34 | Известняки | 1 | |
35 | Песок и глина | 1 | |
36 | Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | |
37 | Каменный уголь | 1 | |
38 | Нефть | 1 | |
39 | Природный газ | 1 | |
40 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения | 1 | Практическая работа |
41 | Калийная соль | 1 | |
42 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | 1 | |
43 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов | 1 | |
44 | Железные руды | 1 | |
45 | Чёрные металлы. Чугун | 1 | |
46 | Сталь | 1 | |
47 | Медная и алюминиевая руды. Алюминий | 1 | |
48 | Медь и олово | 1 | |
49 | Что мы узнали о полезных ископаемых | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 5. Почва Что называют почвой (экскурсия) | 20 | |
50 | Состав почвы | 1 | |
51 | Перегной - органическая часть почвы | 1 | |
52 | Песок и глина - минеральная часть почвы | 1 | |
53 | Минеральные соли в почве | 1 | |
54 | Различие почв по их составу | 1 | Практическая работа |
55 | Как проходит вода в разные почвы | 1 | |
56 | Испарение воды из почвы | 1 | |
57 | Весенняя (предпосевная) обработка почвы | 1 | Практическая работа |
58 | Осенняя (основная) обработка почвы | 1 | Практическая работа |
59 | Охрана почв | 1 | |
60 | Что мы узнали о почве | 1 | |
61 | Практическая работа на школьном учебно-опытном участке | 1 | Практическая работа |
62 | Практическая работа на школьном учебно-опытном участке | 1 | Практическая работа |
63 | Подготовка почвы к посеву или посадке растений | 1 | Практическая работа |
64 | Проведение посева семян овощных или декоративных культур | 1 | Практическая работа |
65 | Проведение посева семян овощных или декоративных культур | 1 | Практическая работа |
64 | Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду | 1 | Практическая работа |
66 | Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду | 1 | Практическая работа |
67 | Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду | 1 | Практическая работа |
68 | Подведение итогов за год | 1 | Контрольная работа |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | ПР – 15 КР - 2 |
7 класс
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Практические/лабораторные/контрольные работы |
| Раздел 1. Введение | 2 | |
1 | «Разнообразие растений». | 1 | |
2 | Значение растений. Охрана растений. | 1 | |
| Раздел 2. Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями | 9 | |
3 | Лабораторная работа. «Строение цветкового растения». | 1 | Лабораторная работа |
4 | Цветок. Лабораторная работа. «Строение цветка». | 1 | Лабораторная работа |
5 | Виды соцветий. Опыление цветков. | 1 | |
6 | Плоды. Разнообразие плодов. | 1 | |
7 | Размножение растений семенами. | 1 | |
8 | Семя. Лабораторная работа. «Внешний вид семени фасоли». | 1 | Лабораторная работа |
9 | Лабораторная работа. «Строение зерновки пшеницы». | 1 | Лабораторная работа |
10 | Практическая работа «Определение всхожести семян». | 1 | Практическая работа |
11 | Практическая работа. «Условия, необходимые для прорастания семян». | 1 | Практическая работа |
| Раздел 3. Подземные и надземные органы цветкового растения. | 12 | |
12 | Корень. Виды корней. Корневые системы. | 1 | |
13 | Значение корня. Видоизменение корней. | 1 | |
14 | Лист. Внешнее строение листа. | 1 | |
15 | Практическая работа. «Из каких веществ состоит растение». | 1 | Практическая работа |
16 | Образование органических веществ в растении (опыт). | 1 | |
17 | Практическая работа. «Испарение воды листьями». | 1 | Практическая работа |
18 | Дыхание растений (опыт) | 1 | |
19 | Листопад и его значение. | 1 | |
20 | Стебель. Строение стебля. | 1 | |
21 | Значение стебля в жизни растения. | 1 | |
22 | Разнообразие стеблей. | 1 | |
23 | Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | 1 | |
| Раздел 4. Многообразие бесцветковых растений. | 3 | |
24 | Деление растений на группы. Мхи. | 1 | |
25 | Папоротники. | 1 | |
26 | Голосеменные. Хвойные растения. | 1 | |
| Раздел 5. Многообразие цветковых растений покрытосеменных | 38 | |
27 | Покрытосеменные, или цветковые. | 1 | |
28 | Деление цветковых на классы. | 1 | |
29 | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. | 1 | |
30 | Хлебные злаковые культуры. | 1 | |
31 | Выращивание зерновых. | 1 | |
32 | Использование злаковых в народном хозяйстве. | 1 | |
33 | Лилейные. Общие признаки лилейных. | 1 | |
34 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | |
35 | Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение луковицы». | 1 | Лабораторная работа |
36 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | |
37 | Паслёновые. Общие признаки паслёновых. | 1 | |
38 | Дикорастущие паслёновые. Овощные и технические паслёновые. | 1 | |
39 | Лабораторная работа «Строение клубня картофеля» | 1 | Лабораторная работа |
40 | Выращивание картофеля. | 1 | |
41 | Овощные паслёновые. Томат. | 1 | |
42 | Овощные паслёновые. Баклажан и перец. | 1 | |
43 | Цветочно-декоративные паслёновые. | 1 | |
44 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 | |
45 | Пищевые бобовые растения. | 1 | |
46 | Фасоль и соя - южные бобовые культуры. | 1 | |
47 | Кормовые бобовые растения. | 1 | |
48 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | 1 | |
49 | Шиповник — растение группы розоцветных. | 1 | |
50 | Плодово-ягодные розоцветные: яблоня, груша. | 1 | |
51 | Плодово-ягодные розоцветные: вишня, малина, земляника. | 1 | |
52 | Персик и абрикос. | 1 | |
53 | Сложноцветные. | 1 | |
54 | Общие признаки сложноцветных | 1 | |
55 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | |
56 | Календула и бархатцы. | 1 | |
57 | Маргаритка и георгин. | 1 | |
| Уход за комнатными растениями | | |
58 | Практическая работа. «Перевалка комнатных растений». | 1 | |
59 | Практическая работа «Пересадка комнатных растений» | 1 | Практическая работа |
60 | Практическая работа. «Весенний уход за садом» | 1 | Практическая работа |
61 | Практическая работа. «Весенняя обработка почвы». | 1 | Практическая работа |
62 | Практическая работа. «Уход за посевами и посадками». | 1 | Практическая работа |
63 | Экскурсия. Весенние работы в саду. | 1 | |
64 | Повторительно-обобщающий урок. Растения - живой организм. | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 6. Бактерии | 1 | |
65 | Бактерии. | 1 | |
| Раздел 7. Грибы | 3 | |
66 | Грибы и их строение. | 1 | |
67 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | |
68 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Контрольная работа |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | ПР – 8 ЛР – 6 КР - 2 |
Биология 8 класс
№ П/п | Тема | Кол-во часов | Практические/лаборатор-ные/контрольные работы |
| Раздел 1. Введение | 2 | |
1 | Многообразие животного мира | 1 | |
2 | Значение животных и их охрана | 1 | |
| Раздел 2. Беспозвоночные животные | 10 | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных | 1 | |
4 | Общие признаки червей. Дождевой червь. | 1 | |
5 | Круглые черви-паразиты человека | 1 | |
6 | Внешнее строение и образ жизни насекомых | 1 | |
7 | Бабочка-капустница | 1 | |
8 | Яблонная плодоножка | 1 | |
9 | Майский жук | 1 | |
10 | Комнатная муха | 1 | |
11 | Медоносная пчела | 1 | |
12 | Тутовый шелкопряд. Колорадский жук | 1 | |
| Раздел 3. Позвоночные животные | 56 | |
13 | Общие признаки позвоночных животных | 1 | |
14 | Внешнее строение и скелет рыб | 1 | Лабораторная работа |
15 | Внутреннее строение рыб | 1 | |
16 | Размножение рыб | 1 | |
17 | Речные рыбы | 1 | |
18 | Морские рыбы | 1 | |
19 | Рыбоводство и рыболовство. Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | |
20 | Среда обитания и внешнее строение лягушки | 1 | Лабораторная работа |
21 | Внутреннее строение лягушки | 1 | |
22 | Размножение и развитие лягушки | 1 | |
23 | Общие признаки, среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся | 1 | |
24 | Внутреннее строение пресмыкающихся | 1 | |
25 | Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | |
26 | Общие признаки и особенности строения птиц | 1 | |
27 | Особенности скелета птиц | 1 | Лабораторная работа |
28 | Особенности внутреннего строения птиц | 1 | |
29 | Размножение и развитие птиц | 1 | |
30 | Птицы, кормящиеся в воздухе | 1 | |
31 | Птицы леса | 1 | |
32 | Хищные птицы | 1 | |
33 | Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | |
34 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | 1 | |
35 | Домашние куры | | |
36 | Домашние утки и гуси. Птицеводство. | 1 | |
37 | Урок обобщения «Птицы» | 1 | Контрольная работа |
38 | Общие признаки и внешние признаки млекопитающих | 1 | |
39 | Особенности скелета и нервной системы | 1 | Лабораторная работа |
40 | Внутренние органы млекопитающих | 1 | |
41 | Грызуны | 1 | |
42 | Значение грызунов в природе и жизни человека | 1 | |
43 | Зайцеобразные | 1 | |
44 | Разведение домашних кроликов | 1 | |
45 | Хищные звери | 1 | |
46 | Дикие пушные хищные звери | 1 | |
47 | Разведение норки на зверофермах | 1 | |
48 | Домашние хищные звери | 1 | |
49 | Ластоногие | 1 | |
50 | Китообразные | 1 | |
51 | Парнокопытные | 1 | |
52 | Непарнокопытные | 1 | |
53 | Приматы | 1 | |
54 | Обобщение знаний по теме «Млекопитающие» | 1 | Контрольная работа |
55 | С/х Млекопитающие | 1 | |
56 | Корова | 1 | |
57 | Содержание коров на ферме | 1 | |
58 | Выращивание телят | 1 | |
59 | Овцы | 1 | |
60 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | |
61 | Верблюды | 1 | |
62 | Домашние свиньи | 1 | |
63 | Содержание свиней на свинофермах. Выращивание поросят. | 1 | |
64 | Домашние лошади, содержание и выращивание жеребят. | 1 | |
65 | Экскурсия на ферму | 1 | |
66 | Практическая работа. Уход за животными. | 1 | Практическая работа |
67 | Северные олени | 1 | |
68 | Обобщение знаний по теме «Животные» | 1 | Контрольная работа |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | ПР – 1 ЛР – 4 КР - 3 |
9 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практичес-кие/ контроль-ные работы |
| Раздел 1. Введение | 1 | |
1 | Введение. Место человека среди млекопитающих | 1 | |
| Раздел 2. Общий обзор организма человека | 2 | |
2 | Строение клеток и тканей организма | 1 | |
3 | Органы и системы органов человека | 1 | |
| Раздел 3. Опорно-двигательная система | 13 | |
4 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | 1 | |
5 | Состав и строение костей | 1 | |
6 | Соединение костей | 1 | |
7 | Череп | 1 | |
8 | Скелет туловища | 1 | |
9 | Скелет верхних конечностей | 1 | |
10 | Скелет нижних конечностей | 1 | |
11 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов | 1 | |
12 | Значение и строение мышц | 1 | |
13 | Основные группы мышц человека | 1 | |
14 | Работа мышц. Физическое утомление | 1 | Практическая работа |
15 | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 | Практическая работа |
16 | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 4. Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система. | 7 | |
17 | Значение крови и кровообращения. | 1 | |
18 | Состав крови | 1 | |
19 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | |
20 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. Лабораторная работа «Подсчёт частоты пульса» | 1 | |
21 | Большой и малый круги кровообращения | 1 | |
22 | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Практическая работа |
23 | Обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система» | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 5. Дыхательная система. | 4 | |
24 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функция. | 1 | |
25 | Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | |
26 | Гигиена дыхания. | 1 | |
27 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | |
| Раздел 6. Пищеварительная система | 12 | |
28 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | |
29 | Питательные вещества. | 1 | |
30 | Витамины. | 1 | |
31 | Органы пищеварения | 1 | |
32 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | |
33 | Изменение пищи в желудке. | 1 | |
34 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 1 | |
35 | Гигиена питания | 1 | |
36 | Уход за зубами и ротовой полостью | 1 | Практическая работа |
37 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | |
38 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищевые отравления. | 1 | |
39 | Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система». | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 7. Органы выделения | 2 | |
40 | Мочевыделительная система. Почки – органы выделения. | 1 | |
41 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | |
| Раздел 8. Кожа | 7 | |
42 | Кожа и её роль в жизни человека | 1 | |
43 | Уход за кожей | 1 | |
44 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями | 1 | Практическая работа |
45 | Закаливание организма | 1 | |
46 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах | 1 | |
47 | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | |
48 | Обобщение знаний по теме «Кожа» | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 9. Нервная система | 7 | |
49 | Головной и спинной мозг | 1 | |
50 | Нервы | 1 | |
51 | Значение нервной системы | 1 | |
52 | Режим дня, гигиена труда | 1 | |
53 | Сон и его значение | 1 | |
54 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 | |
55 | Обобщение знаний по теме «Нервная система» | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 10. Органы чувств. | 7 | |
56 | Орган зрения | 1 | |
57 | Гигиена зрения | 1 | |
58 | Орган слуха | 1 | |
59 | Гигиена слуха | 1 | |
60 | Орган обоняния | 1 | |
61 | Орган вкуса | 1 | |
62 | Обобщение знаний по теме «Органы чувств» | 1 | Контрольная работа |
| Раздел 11. Охрана здоровья человека в РФ | 6 | |
63 | Здоровье человека и общества. | 1 | |
64 | Факторы, сохраняющие здоровье | 1 | |
65 | Охрана здоровья человека | 1 | |
66 | Система учреждений здравоохранения в РФ | 1 | |
67 68 | Обобщающие уроки | 2 | Контрольная работа |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | ПР – 5 КР - 7 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Природоведение. 6 класс /Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение, 2019.
Клепинина 3. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / 3. А. Клепинина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2022. — 224 с.
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология «Животные» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для 8 класса. М.: «Просвещение», 2022 г. 20-е издание, 231с.
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. 9 класс. Человек. Учебник. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ. М.: «Просвещение», 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Методические рекомендации. 7-9 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: «Просвещение», 2017 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
43