СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для обучающихся ОВЗ 8 вида

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по редакцией Воронковой В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для обучающихся ОВЗ 8 вида»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза И.И. Говорухина» с. Катенино















Адаптированная рабочая программа

основного общего образования

по учебному предмету «Биология»

ОВЗ 8 вид

для обучающихся 5 – 9 классов

срок реализации 5 лет













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. .
Основой курса биологии являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основными целями изучения биологии являются:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Неживая природа. 6 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Введение

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода

Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твёрдые вещества (соль, сахар, и др.) Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту. (стиральные, питьевые и т. д.) Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода Очистка мутной воды. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды. И пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4. Очистка мутной воды.

5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

1. Определение текучести воды.

2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

3. Определение чистоты ближайшего водоёма.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы. Связанные с загрязнением воздуха. И пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч.)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы. Связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов ( упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы. Связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

1. Различие песчаных и глинистых почв.

2. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия:

к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение.


7 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)


Растения, грибы и бактерии.

Введение

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

Растения.

Общее знакомство с цветковыми растениями

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и надземные органы цветкового растения.

Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

1. Испарение воды листьями;

2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

3. Образования крахмала в листьях на свету.

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

5. Условия, необходимые для прорастания семян;

Практические работы:

1.Органы цветкового растения

2. Строение цветка.

3. Определение строения семени с двумя семядолями ( фасоль).

4. Строения семени с одной семядолей (пшеница).

5. Определение всхожести семян.

Многообразие бесцветковых растений.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Многообразие цветковых растений покрытосеменных

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Бактерии

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия: «Весенняя работа в саду».

Повторение


8 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)


Животные.

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Круглые черви – паразиты человека (глисты). Аскариды - возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

фильмов о насекомых.

Экскурсия:

в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие.

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные.

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы.

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров .Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа.

На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов


9 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)


Человек.

Введение.

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы.

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. Действие слюны на крахмал.

4. Действие желудочного сока на белки.

Почки.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской федерации.

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека в современном обществе (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ - инфекция и другие. Меры профилактики.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ


    1. Личностные и метапредметные результаты


      1. Личностные результаты

В ходе реализации учебной программы по биологии предполагается формирование у обучающихся основных компетенций:

  • Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;

  • Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной познавательной деятельности.

  • Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;

  • Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;



1.1.2.Метапредметные результаты

Регулятивные БУД:

 самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные БУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные БУД:

  • навыки устного и письменного общения;

  • выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения;

  • умение высказывать и обосновывать свое мнение;

  • умение работать в группах;

  • воспитание толерантности.


    1. Предметные результаты

6 класс

Обучающиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и гли­нистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха,

металлов;

расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способ­ность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс

 Обучающиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветко­вых;

строение и общие биологические особенности цветковых рас­тений; разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возде­лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот­ников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, ро­зоцветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.

8 класс

Обучающиеся должны знать:

основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото­рые знакомы обучающиеся;

названия некоторых наиболее типичных представителей изучен­ных групп животных, особенно тех, которые широко распростра­нены в местных условиях; значение изучаемых животных в при­роде, а также в хозяйственной деятельности человека;

основные требования ухода за домашними и некоторыми сель­скохозяйственными животными (известными обучающиеся).

Обучающиеся должны уметь:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен­тах, чучелах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения орга­низма и поведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и по­вадках).

9 класс

Обучающиеся должны знать:

названия, строение и расположение

основных органов организ­ма человека;

элементарное представление о функциях основных органов них систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Обучающиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требова­ний к отдельным обучающимся по наиболее сложным темам.



Календарно - тематическое планирование по биологии

6 класс



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические /контроль-ные работы


Раздел 1. Общее знакомство с природой

3


1


Неживая и живая природа (экскурсия)

1



2

Твердые тела, жидкости и газы

1


3

Для чего изучают природу

1



Раздел 2. Вода

13



4

Вода в природе

1


5

Вода — жидкость

1


6

Температура воды и её измерение

1


7

Измерения уровня воды при нагревании и охлаждении

1


8

Изменение состояния воды при замерзании. Лёд - твердое тело

1


9

Превращение воды в пар. Кипение воды

1


10

Три состояния воды в природе

1


11

Вода - растворитель. Водные растворы и их использование

1


12

Водные растворы в природе

1


13

Нерастворимые в воде вещества

1


14

Чистая и мутная вода

1

Практическая работа

15

Питьевая вода

1


16

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1



Раздел 3. Воздух

15


17

Воздух в природе

1


18

Воздух занимает место

1


19

Воздух сжимаем и упруг

1


20

Воздух - плохой проводник тепла

1


21

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1


22

Тёплый воздух легче холодного

1


23

Движение воздуха в природе

1


24

Состав воздух

1


25

кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1


26

Углекислый газ.

1


27

Применение углекислого газа

1


28

Значение воздуха

1


29

Чистый и грязный воздух

1


30

Охрана воздуха

1


31

Что мы узнали о воздухе

1



Раздел 4. Полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые

18


32

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1

Практическая работа

33

Гранит

1


34

Известняки

1


35

Песок и глина

1


36

Горючие полезные ископаемые. Торф

1


37

Каменный уголь

1


38

Нефть

1


39

Природный газ

1


40

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1

Практическая работа

41

Калийная соль

1


42

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

1


43

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1


44

Железные руды

1


45

Чёрные металлы. Чугун

1


46

Сталь

1


47

Медная и алюминиевая руды. Алюминий

1


48

Медь и олово

1


49

Что мы узнали о полезных ископаемых

1

Контрольная работа


Раздел 5. Почва

Что называют почвой (экскурсия)

20


50

Состав почвы

1


51

Перегной - органическая часть почвы

1


52

Песок и глина - минеральная часть почвы

1


53

Минеральные соли в почве

1


54

Различие почв по их составу

1

Практическая работа

55

Как проходит вода в разные почвы

1


56

Испарение воды из почвы

1


57

Весенняя (предпосевная) обработка почвы

1

Практическая работа

58

Осенняя (основная) обработка почвы

1

Практическая работа

59

Охрана почв

1


60

Что мы узнали о почве

1


61

Практическая работа на школьном учебно-опытном участке

1

Практическая работа

62

Практическая работа на школьном учебно-опытном участке

1

Практическая работа

63

Подготовка почвы к посеву или посадке растений

1

Практическая работа

64

Проведение посева семян овощных или декоративных культур

1

Практическая работа

65

Проведение посева семян овощных или декоративных культур

1

Практическая работа

64

Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду

1

Практическая работа

66

Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду

1

Практическая работа

67

Перекопка приствольных кругов деревьев и кустарников в школьном саду

1

Практическая работа

68

Подведение итогов за год

1

Контрольная работа


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПР – 15

КР - 2



7 класс


№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Практические/лабораторные/контрольные работы


Раздел 1. Введение

2


1

«Разнообразие растений».

1


2

Значение растений. Охрана растений.

1



Раздел 2. Растения.

Общее знакомство с цветковыми растениями

9


3

Лабораторная работа. «Строение цветкового растения».

1

Лабораторная работа

4

Цветок. Лабораторная работа. «Строение цветка».

1

Лабораторная работа

5

Виды соцветий. Опыление цветков.

1


6

Плоды. Разнообразие плодов.

1


7

Размножение растений семенами.

1


8

Семя. Лабораторная работа. «Внешний вид семени фасоли».

1

Лабораторная работа

9

Лабораторная работа. «Строение зерновки пшеницы».

1

Лабораторная работа

10

Практическая работа «Определение всхожести семян».

1

Практическая работа

11

Практическая работа. «Условия, необходимые для прорастания семян».

1

Практическая работа


Раздел 3. Подземные и надземные органы цветкового растения.

12


12

Корень. Виды корней. Корневые системы.

1


13

Значение корня. Видоизменение корней.

1


14

Лист. Внешнее строение листа.

1


15

Практическая работа. «Из каких веществ состоит растение».

1

Практическая работа

16

Образование органических веществ в растении (опыт).

1


17

Практическая работа. «Испарение воды листьями».

1

Практическая работа

18

Дыхание растений (опыт)

1


19

Листопад и его значение.

1


20

Стебель. Строение стебля.

1


21

Значение стебля в жизни растения.

1


22

Разнообразие стеблей.

1


23

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

1



Раздел 4. Многообразие бесцветковых растений.


3


24

Деление растений на группы. Мхи.

1


25

Папоротники.

1


26

Голосеменные. Хвойные растения.

1



Раздел 5. Многообразие цветковых растений покрытосеменных

38


27

Покрытосеменные, или цветковые.

1


28

Деление цветковых на классы.

1


29

Однодольные покрытосеменные растения.

Злаковые.

1


30

Хлебные злаковые культуры.

1


31

Выращивание зерновых.

1


32

Использование злаковых в народном хозяйстве.

1


33

Лилейные. Общие признаки лилейных.

1


34

Цветочно-декоративные лилейные.

1


35

Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение луковицы».

1

Лабораторная работа

36

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1


37

Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

1


38

Дикорастущие паслёновые. Овощные и технические паслёновые.

1


39

Лабораторная работа «Строение клубня картофеля»

1

Лабораторная работа

40

Выращивание картофеля.

1


41

Овощные паслёновые. Томат.

1


42

Овощные паслёновые. Баклажан и перец.

1


43

Цветочно-декоративные паслёновые.

1


44

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1


45

Пищевые бобовые растения.

1


46

Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

1


47

Кормовые бобовые растения.

1


48

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1


49

Шиповник — растение группы розоцветных.

1


50

Плодово-ягодные розоцветные: яблоня, груша.

1


51

Плодово-ягодные розоцветные: вишня, малина, земляника.

1


52

Персик и абрикос.

1


53

Сложноцветные.

1


54

Общие признаки сложноцветных

1


55

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1


56

Календула и бархатцы.

1


57

Маргаритка и георгин.

1



Уход за комнатными растениями



58

Практическая работа. «Перевалка комнатных растений».

1


59

Практическая работа «Пересадка комнатных растений»

1

Практическая работа

60

Практическая работа. «Весенний уход за садом»

1

Практическая работа

61

Практическая работа. «Весенняя обработка почвы».

1

Практическая работа

62

Практическая работа. «Уход за посевами и посадками».

1

Практическая работа

63

Экскурсия. Весенние работы в саду.

1


64

Повторительно-обобщающий урок. Растения - живой организм.

1

Контрольная работа


Раздел 6. Бактерии

1


65

Бактерии.

1



Раздел 7. Грибы

3


66

Грибы и их строение.

1


67

Съедобные и несъедобные грибы.

1


68

Повторительно-обобщающий урок.

1

Контрольная работа


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68



ПР – 8

ЛР – 6

КР - 2



Биология 8 класс



№ П/п

Тема

Кол-во часов

Практические/лаборатор-ные/контрольные работы


Раздел 1. Введение

2


1

Многообразие животного

мира

1


2

Значение животных и их охрана

1



Раздел 2. Беспозвоночные

животные

10


3

Общие признаки беспозвоночных животных

1


4

Общие признаки червей. Дождевой червь.

1


5

Круглые черви-паразиты человека

1


6

Внешнее строение и образ жизни насекомых

1


7

Бабочка-капустница

1


8

Яблонная плодоножка

1


9

Майский жук

1


10

Комнатная муха

1


11

Медоносная пчела

1


12

Тутовый шелкопряд. Колорадский жук

1



Раздел 3. Позвоночные животные

56


13

Общие признаки позвоночных животных

1



14

Внешнее строение и скелет рыб

1

Лабораторная работа

15

Внутреннее строение рыб

1


16

Размножение рыб

1


17

Речные рыбы

1


18

Морские рыбы

1


19

Рыбоводство и рыболовство. Рациональное использование и охрана рыб.

1


20

Среда обитания и внешнее строение лягушки

1

Лабораторная работа

21

Внутреннее строение лягушки

1


22

Размножение и развитие лягушки

1


23

Общие признаки, среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

1


24

Внутреннее строение пресмыкающихся

1


25

Размножение и развитие пресмыкающихся

1


26

Общие признаки и особенности строения птиц

1


27

Особенности скелета птиц

1

Лабораторная работа

28

Особенности внутреннего строения птиц

1


29

Размножение и развитие птиц

1


30

Птицы, кормящиеся в воздухе

1


31

Птицы леса

1


32

Хищные птицы

1


33

Птицы пресных водоёмов и болот

1


34

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1


35

Домашние куры



36

Домашние утки и гуси. Птицеводство.

1


37

Урок обобщения «Птицы»

1

Контрольная работа

38

Общие признаки и внешние признаки млекопитающих

1


39

Особенности скелета и нервной системы

1

Лабораторная работа

40

Внутренние органы млекопитающих

1


41

Грызуны

1


42

Значение грызунов в природе и жизни человека

1


43

Зайцеобразные

1


44

Разведение домашних кроликов

1


45

Хищные звери

1


46

Дикие пушные хищные звери

1


47

Разведение норки на зверофермах

1


48

Домашние хищные звери

1


49

Ластоногие

1


50

Китообразные

1


51

Парнокопытные

1


52

Непарнокопытные

1


53

Приматы

1


54

Обобщение знаний по теме «Млекопитающие»

1

Контрольная работа

55

С/х Млекопитающие

1


56

Корова

1


57

Содержание коров на ферме

1


58

Выращивание телят

1


59

Овцы

1


60

Содержание овец и выращивание ягнят

1


61

Верблюды

1


62

Домашние свиньи

1


63

Содержание свиней на свинофермах. Выращивание поросят.

1


64

Домашние лошади, содержание и выращивание жеребят.

1


65

Экскурсия на ферму

1


66

Практическая работа. Уход за животными.

1

Практическая работа

67

Северные олени

1


68

Обобщение знаний по теме «Животные»

1

Контрольная работа


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68



ПР – 1

ЛР – 4

КР - 3



9 класс



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практичес-кие/

контроль-ные работы


Раздел 1. Введение

1


1

Введение. Место человека среди млекопитающих

1



Раздел 2. Общий обзор организма человека

2


2

Строение клеток и тканей организма

1


3

Органы и системы органов человека

1



Раздел 3. Опорно-двигательная система


13


4

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

1


5

Состав и строение костей

1


6

Соединение костей

1


7

Череп

1


8

Скелет туловища

1


9

Скелет верхних конечностей

1


10

Скелет нижних конечностей

1


11

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов

1


12

Значение и строение мышц

1


13

Основные группы мышц человека

1


14

Работа мышц. Физическое утомление

1

Практическая работа

15

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

1

Практическая работа

16

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1

Контрольная работа


Раздел 4. Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система.

7


17

Значение крови и кровообращения.

1


18

Состав крови

1


19

Органы кровообращения. Сосуды.

1


20

Органы кровообращения. Сердце и его работа. Лабораторная работа «Подсчёт частоты пульса»

1


21

Большой и малый круги кровообращения

1


22

Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях.

1

Практическая работа

23

Обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система»

1

Контрольная работа


Раздел 5. Дыхательная система.

4


24

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функция.

1


25

Газообмен в лёгких и тканях.

1


26

Гигиена дыхания.

1


27

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1



Раздел 6. Пищеварительная система

12


28

Значение питания. Пищевые продукты.

1


29

Питательные вещества.

1


30

Витамины.

1


31

Органы пищеварения

1


32

Ротовая полость. Зубы.

1


33

Изменение пищи в желудке.

1


34

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

1


35

Гигиена питания

1


36

Уход за зубами и ротовой полостью

1

Практическая работа

37

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1


38

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищевые отравления.

1


39

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система».

1

Контрольная работа


Раздел 7. Органы выделения

2


40

Мочевыделительная система. Почки – органы выделения.

1


41

Предупреждение почечных заболеваний.

1



Раздел 8. Кожа

7


42

Кожа и её роль в жизни человека

1


43

Уход за кожей

1


44

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями

1

Практическая работа

45

Закаливание организма

1


46

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах

1


47

Первая помощь при ожогах и обморожении.

1


48

Обобщение знаний по теме «Кожа»

1

Контрольная работа


Раздел 9. Нервная система

7


49

Головной и спинной мозг

1


50

Нервы

1


51

Значение нервной системы

1


52

Режим дня, гигиена труда

1


53

Сон и его значение

1


54

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.

1


55

Обобщение знаний по теме «Нервная система»

1

Контрольная работа


Раздел 10. Органы чувств.

7


56

Орган зрения

1


57

Гигиена зрения

1


58

Орган слуха

1


59

Гигиена слуха

1


60

Орган обоняния

1


61

Орган вкуса

1


62

Обобщение знаний по теме «Органы чувств»

1

Контрольная работа


Раздел 11. Охрана здоровья человека в РФ

6


63

Здоровье человека и общества.

1


64

Факторы, сохраняющие здоровье

1


65

Охрана здоровья человека

1


66

Система учреждений здравоохранения в РФ

1


67

68

Обобщающие уроки

2

Контрольная работа


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68



ПР – 5

КР - 7






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Природоведение. 6 класс /Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение, 2019.

  2. Клепинина 3. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / 3. А. Клепинина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2022. — 224 с.

  3. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология «Животные» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для 8 класса. М.: «Просвещение», 2022 г. 20-е издание, 231с.

  4. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. 9 класс. Человек. Учебник. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ. М.: «Просвещение», 2022 г.

​‌‌МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Методические рекомендации. 7-9 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: «Просвещение», 2017 г.

​‌‌


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК





43