АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 29»
Рабочая программа
по предмету БИОЛОГИЯ
в 11 классе
2021-2022 учебный год
Рабочую программу составила :
Зимнович Н. В.,
учитель химии и биологии
г. Н.Новгород 2021 -2022 учебный год
Рабочая программа по биологии 9 класса разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);
- авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2017. –400 с.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
Для реализации образовательной (рабочей) программы учебного курса «Биология. 11 класс используется учебник – Биология: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.И.Н. Пономаревой. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение 2021.-254с.: ил. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю (всего 34 часа).
Курс биологии в 11 классе обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
владение навыками самообразования и саморазвития;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
-современную биологическую терминологию и символику;
В результате изучения биологии ученик должен уметь:
-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-решать задачи разной сложности по биологии;
-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах
Содержание учебного предмета.
Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Организменный уровень организации живой материи (16ч.)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость –свойства организмов.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.
Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторные работы:
1. Модификационная изменчивость
2. Решение элементарных генетических задач.
2 . Клеточный уровень организации жизни (8 ч.)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и ткани. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема целесообразности.
Лабораторные работы:
3. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.
3. Молекулярный уровень проявления жизни (10ч.)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого.
Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Перечень лабораторных работ 11 класс
Л.р. №1 «Модификационная изменчивость»
Л.р. №2. «Решение элементарных генетических задач»
Л.р. №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня
3. Календарно–тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
ТЕМА 1. Организменный уровень жизни; 16ч. |
1 | 1 | Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. | Характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе |
2 | 1 | Организм как биосистема. | Характеризовать организм как биосистему |
3 | 1 | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | Выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов |
4 | 1 | Размножение организмов | Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов |
5 | 1 | Оплодотворение и его значение | Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов |
6 | 1 | Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез) | Объяснять причины нарушений развития организмов |
7 | 1 | Изменчивость признаков организма и её типы Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость» | Объяснять содержание определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости |
8 | 1 | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем | Давать определения ключевым понятиям; составлять простейшие схемы скрещивания организмов |
9 | 1 | Наследование признаков при дигибридном скрещивании |
10 | 1 | Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач» | Составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков |
11 | 1 | Генетические основы селекции | Находить Центры многообразия и происхождения культурных растений |
12 | 1 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | Объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом в генотипе |
13 | 1 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) |
14 | 1 | Факторы, определяющие здоровье человека | Объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде |
15 | 1 | Царство Вирусы: разнообразие и значение | Давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку |
16 | 1 | Контрольная работа №1 «Организменный уровень жизни» | Контроль качества знаний и уровня успеваемости. |
ТЕМА 2. Клеточный уровень жизни; 8ч |
17 | 1 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | Называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот |
18 | 1 | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли | Называть стадии в развитии Земли, различать понятия «химическая» и «биологическая» эволюции |
19 | 1 | Строение клетки эукариот | Работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных |
20 | 1 | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы | Давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки |
21 | 1 | Клеточный цикл | Давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки |
22 | 1 | Деление клетки – митоз и мейоз Лабораторная работа №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня | Описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза |
| 1 | Особенности образования половых клеток | Описывать процессы сперматогенеза и оогенеза; объяснять биологическое значение различия между половыми клетками |
23 | 1 | Структура и функции хромосом | Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения |
24 | 1 | История развития науки о клетке | Называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира |
ТЕМА 3. Молекулярный уровень жизни; 10ч |
25 | 1 | Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе | Различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни |
26 | 1 | Основные химические соединения живой материи | Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений |
27 | 1 | Структура и функции нуклеиновых кислот | Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её |
28 | 1 | Процессы синтеза в живых клетках | Давать определения ключевым понятиям; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза |
29 | 1 | Процессы биосинтеза белка | Объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК |
30 | 1 | Молекулярные процессы расщепления | Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием |
31 | 1 | Регуляторы биомолекулярных процессов | Объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксидов; понимать глобальность химического загрязнения |
32 | 1 | Промежуточная аттестация | Контроль качества знаний и уровня успеваемости. |
33 | 1 | Время экологической культуры | Сравнивать между собой разные структурные уровни |
34 | 1 | Резерв | |