СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 29»




Рабочая программа

по предмету БИОЛОГИЯ

в 5 классе

2021-2022 учебный год





Составитель:

Зимнович Н.В. учитель

высшей квалификационной категории

г.Нижний Новгород

2021 – 2022 уч. год



Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по биологии и авторской программы И.Н.Пономаревой.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.:

- Авторская программа: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова Биология 5-9 классы: программа. -М.: Вентана-Граф, 2014г

- Учебник: 5 класс И. Н. Пономарёва, И. В. Николова, О. А. Корнилова, Москва, «Вентана- Граф», 2019

- Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл. /Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф , 2019 г

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение конкретного учебного предмета, курса

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные УУД:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;


Личностные УУД:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение


Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.




Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Биология — наука о живом мире (10 ч)

Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Наука о живой природе — биология.

Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Органы организма, их функции.

Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.

Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам.

Обобщение и систематизация знаний по теме 1.


Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч)

Царства живой природы. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение и процессы жизнедеятельности бактерии. Значение бактерий в природе и для человека.

Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных.

Растения. Отличительное свойство растений. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Животные. Особенности животных. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание грибов. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Лишайники. Общая характеристика лишайников:многообразие, значение, местообитание. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (10 ч)

Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Природные сообщества. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках. Многообразие живого мира нашей планеты. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.


Тема 4. Человек на планете Земля (4ч)

Как появился человек на Земле. Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Мероприятия по охране природы. Важность охраны живого мира планеты.

Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира.

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.





Электронные ресурсы:

- для учителя и учащихся:

1. Открытая государственная коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru в разделе Каталог - Основное общее образование - Перечень учебных предметов (дисциплин) общего образования - Биология

2. Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция "Биология" http://school-collection.edu.ru/collection/

3. Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru/

4. Зоологический музей в Санкт-Петербурге http://www.zin.ru/museum/

5. Московская станция юных натуралистов http://www.mgsun.ru/

6. Палеонтологический музей РАН http://www.paleo.ru/museum/

7. Вся биология: научно-образовательный портал http://www.sbio.info/

8. Всероссийская олимпиада школьников по биологии http://old.bio.rosolymp.ru/

9. Всероссийская олимпиада школьников по экологии http://old.eco.rosolymp.ru/

10. Анатомия человека в иллюстрациях http://www.anatomus.ru

11. Анатомия человека - атлас http://www.anatomcom.ru

12. Энциклопедия растений http://www.greeninfo.ru/

13. Животные http://www.theanimalworld.ru/

14. Открытый колледж: Биология http://biology.ru/

15. Внешкольная экология http://www.eco.nw.ru/

Календарно- тематическое планирование

5а, 5б и 5в классы

Уро-ка

Наименование раздела, тема уроков

Виды

деятельности

Планируемые

результаты (УУД)

Использо-

вание ИКТ

1

Наука о живой природе.

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

2

Свойства живого

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация «Свойства живого»

3

Методы изучения природы.

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.


Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение выполнять письменные задания.


4

Экскурсия «Наблюдение за живыми организмами в природе»

Изучать живые объекты по предложенному плану.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов наблюдения.

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Оборудован. для проведения экскурсии

5

Увеличительные приборы.

Лаб. работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

ЭОР, лабораторное оборудование

6

Строение клетки. Ткани.

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

7

Лаб. работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.


8

Химический состав клетки.

Наблюдение демонстрации опытов. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.


9

Процессы жизнедеятельности клетки.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

10

Подведем итоги. (КМС на сформированность учебно-логических ОУУН)

Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.


11

Царства живой природы.

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..


12

Бактерии: строение и жизнедеятель-ность

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

ЭОР

13

Значение бактерий в природе и для человека.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий. Делать выводы о значении бактерий.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Роль бактерий»

14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

ЭОР

15

Многообразие и значение растений

Определять группы растений по внешним признакам. Определять по рисунку учебника различия между растениями разных систематических групп, делать выводы о значении растений в жизни человека. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.


16

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

ЭОР

17

Многообразие и роль животных

Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.


18

Грибы.

Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

ЭОР

19

Многообразие и значение грибов

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР, презентация

20

Лишайники.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Презентация«Лишайники»

21

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме


22

Подведем итоги. (КМС на учебно-логические ОУУН)

Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.



23

Среды жизни планеты Земля.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация «Среды жизни»

24

Экологические факторы среды.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.


25

Приспособления организмов к жизни в природе

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

ЭОР

26

Природные сообщества.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

ЭОР

27

Природные зоны России.

Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

ЭОР

28

Жизнь организмов на разных материках.

Характеризовать и сравнивать расположениеи размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

29

Жизнь организмов в морях и океанах.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

30

Подведем итоги.

Промежуточная аттестация

Отвечать на итоговые вопросы . Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала .

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий)


31

Как появился человек на Земле.

Находить предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов



32

Как человек изменял природу.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

33

Сохраним живую природу.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация «Красная книга Нижегородской области»

34

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Логические –анализ объектов живой природы

















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!