СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (модифицированная) для 6 классов ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа по биологии для 6 классов ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (модифицированная) для 6 классов ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»





Рассмотрено на заседании МО:

протокол № 1

от __.08.2018 г.

Согласовано:

зам.директора по МР

_____________А.В.Глушенкова

Протокол №1 от __.08.2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 90»

________________А.В.Пукалов

(приказ №___ от 31.08.2018 г.)









Рабочая программа

по биологии

для 6 класса А

на 2018-2019 учебный год

















Составил: Т.А.Новоселова,

учитель биологии, высшая категория









Содержание


1. Пояснительная записка 3


2. Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе 5


3. Содержание учебного предмета 10


4. Тематическое планирование 12


Приложение 1 37





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №90» на основе:

• Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,

• Рекомендаций Примерной программы по предмету биология (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год)  

• Авторской государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

• УМК Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. д.п.н. проф. И.Н. Пономарёвой – М.: Вентана-Граф, 2014.

• Базисного учебного плана.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Цели биологического образования

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

  • признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачами изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

  • применение межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова. В.С.Кучменко . – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова) 34 часа.


Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


1. Планируемые результаты освоения курса биологии в 6 классе


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;

  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием растительного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при вы­полнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим пози­циям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;

  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;

  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.


Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.


Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.


Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.


Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка выполнения тестовых работ по биологии:


оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;

  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. или было допущено два-три недочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. или эксперимент проведен не полностью;

  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


2. Содержание учебного предмета

Рабочей программой предусмотрено 27 часов теоретических занятий, 6 часов – лабораторных занятий и 1 час на проведение экскурсии.


Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Демонстрация

  • Стадии прорастания семени фасоли.

  • Геотропизм корней.

  • Развитие побега из почки.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Демонстрация

  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  • Нормальные и этиолированные проростки.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Тема 5. Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов /программа Пономарёвой/

Количество часов /рабочая программа/

1.

Наука о растения – ботаника

4

4

2.

Органы растений

8

8

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

11

11

5.

Природные сообщества

4

3


Контроль знаний /промежуточный, итоговый/

1

2

Итого:

34 ч

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Строение семени фасоли».

  2. «Строение корня проростка».

  3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

  4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

  5. «Черенкование комнатных растений».

  6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Экскурсии:

  1. «Весенние явления в жизни экосистемы».

Форма контроля ЗУН: контрольный тест


Тема программы

Кол-во

часов

п/п

Тема урока

Лабораторных

работ

Экскурсий

Наука о растениях –

ботаника

4

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений



2.

Многообразие жизненных форм растений.

Вводный контроль



3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.



4.

Ткани растений.



Органы растений

8

5.

Семя, его строение и значение.

1


6.

Условия прорастания семян



7.

Корень, его строение и значение

1


8.

Побег, его строение и развитие

1


9.

Лист, его строение и значение



10.

Стебель, его строение и значение

1


11.

Цветок, его строение и значение



12.

Плод. Разнообразие и значение плодов



Основные процессы жизнедеятельности растений

6+1

13.

Минеральное питание растений и значение воды



14.

Воздушное питание растений - фотосинтез



15.

Промежуточный контроль



16.

Дыхание и обмен веществ у растений



17.

Размножение и оплодотворение у растений



18.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

1


19.

Рост и развитие растений



Многообразие и развитие растительного мира

11

20.

Систематика растений, её значение для ботаники



21.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе



22.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

1


23.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика



24.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.



25.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.



26.

Семейства класса Двудольные



27.

Семейства класса Однодольные



28.

Историческое развитие растительного мира



29.

Разнообразие и происхождение культурных растений



30.

Дары Нового и Старого света



Природные сообщества

3+1

31.

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме



32.

Итоговый контроль.



33.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе


1

34

Смена природных сообществ и её причины



итого

34



6

1



Календарно-тематическое планирование 6 класс /линия Пономаревой/


Дата

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Основные средства

Практическая часть

Домашнее задание

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)


1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение


Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П) Умение слушать и вступать в диалог (К)

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П. 1, с.6


2.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение


Характеризовать внешнее строение растений.
Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Умение слушать и вступать в диалог(К)

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П)

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П.2, с.14


3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Различать и называть органоиды клеток растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Выявлять отличи-тельные признаки растительной клетки

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Микроскоп, ручная лупа, микропрепараты строения клеток растений


П.3, с. 17


4.

Ткани растений

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Микроскоп, микропрепараты растительных тканей

Само-стоя-тельная работа по теме

П.4, с.21, с. 26 (вопросы)

Тема 2. Органы растений (9 часов)


1 (5)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие)

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

П.5, с.28

П. 6, с.34


2 (6)

Корень, его строение и значение


Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупы проросшие семена тыквы, гороха


П. 7, с.37


3 (7)

Побег, его строение и развитие

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупа, побеги с почками (тополь, сирень)

Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек»

П. 8, с. 43


4 (8)

Лист, его строение и значение

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.


Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Гербарии простых и сложных листьев

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев»

П. 9, с.48


5 (9)

Стебель, его строение и значение

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Биологический диктант

П. 10, с.54


6 (10)

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, лаб. оборудование, клубень картофеля, луковицы

Лабораторная работа № 4

П.10


7 (11)

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать

типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений.

Гербарии соцветий

Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий»

П.11, с. 66


8 (12)

Плод. Разнообразие и значение плодов


Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов



П. 12, с.66


9 (13)

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Тесто-вый конт-роль

С.71

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)


1 (14)

Минеральное питание растений

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П.13, с.74


2 (15)

Воздушное питание растений — фотосинтез

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Растение герани, лабораторное оборудование для проведения опытов


П. 14, с.78


3 (16)

Дыхание и обмен веществ у растений

сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П. 15, с. 82


4 (17)

Размножение  растений: половое и бесполое


Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал


Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П.16 с. 86


5 (18)

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Комнатные растения

Практическая работа «Черенкование комнатных растений»

П. 17, с. 91


6 (19)

Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания


Тестовый контроль

П.18, с. 96, с.101

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9)


1 (20)

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и

жизни человека

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П. 19, 20, с. 104


2 (21)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Микропрепараты строения листьев мха, микроскоп, гербарии мхов

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов»

П. 21, с. 113


3 (22)

Плауны. Хвощи, папоротники

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

Гербарии


П. 22, с. 113


4 (23)

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий


П. 23, с. 122


5 (24)

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий


П. 24, с. 126


6 (25)

Семейства класса Двудольные

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств Двудольных.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий

Самостоятельная работа

П. 25, с. 132


7 (26)

Семейства класса Однодольные

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий


П. 26, с. 138


8 (27)

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Биологический диктант

П. 27, 28, с. 143


9 (28)

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме

, делать выводы

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Тестовый контроль по теме

П. 29, с. 150, с. 155

Тема 5. Природные сообщества (3 часа)


1 (29)

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России



П. 30, с.159


2 (30)

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни

Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе



Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

П. 31, с. 163, составить проект – отчет об экскурсии


3 (31)

Смена природных сообществ и её причины

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


П. 32, с.171

Итоговое повторение, итоговый контроль (3 часа)


1 (32)

Итоговое повторение

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)


Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



С.176


2 (33)

Промежуточная (годовая) аттестация:тест





3 (34)

Летние задания

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание



С.174




Приложение 1.


Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

  1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

  2. Биология: 6 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);

  4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;


Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

  2. Рабочая тетрадь


Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.

  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.

  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.

  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

  7. Красная книга Томской области


Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/ «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!