Рабочая программа по биологии (модифицированная) для 7 классов ФГОС

Категория: Биология

Рабочая программа по ьиологии (модифицированная) для 7 классов ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (модифицированная) для 7 классов ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»




Рассмотрено на заседании МО:

протокол № 1 от ___.08.2018 г.

Согласовано:

зам.директора по МР

_____________А.В.Глушенкова

Протокол №1 от __.08.2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 90»

_______________А.В. Пукалов

(приказ № ___ от 31.08.2018 г.)









Рабочая программа

по биологии

для 7 класса А, Б

на 2018-2019 учебный год






Составил: Т.А.Новоселова,

учитель биологии, высшая категория







Содержание


1. Пояснительная записка 3


2. Планируемые результаты освоения курса биологии в 7 классе 5


3. Содержание учебного предмета 11


4. Тематическое планирование 13


Приложение 1 27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №90» на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,

  • Рекомендаций Примерной программы по предмету биология (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год)

  • Авторской государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

  • УМК Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабаенко, В.С.Кучменко; М.: Вентана-Граф, 2017

  • Базисного учебного плана.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства животных в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения семиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Цели биологического образования

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

  • признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачами изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

  • применение межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабаенко В.С.Кучменко . – М.: Вентана-Граф, 2017. – 286 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова) 68 часа.


Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


1. Планируемые результаты освоения курса биологии в 7 классе


Личностными результатами изучения предмета «Биология 7 класс» являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,

религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на развитие умения оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 7 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на развитие:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 7 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

– определять роль в природе изученных групп животных.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;

– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека

животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб,

охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

– понимать смысл биологических терминов;

– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;

  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;

  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка выполнения тестовых работ по биологии:


оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;

  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. или было допущено два-три недочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. или эксперимент проведен не полностью;

  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


2. Содержание учебного предмета

Рабочей программой предусмотрено 58 часов теоретических занятий, 8 часов – лабораторных занятий и 2 часа на проведение экскурсий.

Раздел 1. 5 часов Общие сведения о мире животных зоология наука о животных. Методы изучения животных (наблюдение, описание, эксперимент). Строение, многообразие, роль в природе и жизни человека. Характеристика среды, приспособленность к ней организмов. Классификация животных.

Раздел 2. Строение тела животных 2 часа. Клеточное строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция.

Раздел 3. Подцарство Простейшие 4 часа. Общая характеристика простейших, среда их обитания, многообразие, классификация, значение классов Саркодовые, Жгутиконосцев, Инфузорий. Л.Р. «Изучение одноклеточных животных».

Раздел 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные 2 часа. Общая характеристика типа Кишечнополостные, их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде

Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 5 часов. Общая характеристика их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Размножение и развитие Плоских, Круглых, Кольчатых червей. Профилактика заражения паразитическими червями. Л.Р. «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

Раздел 6. Тип Моллюски 4 часа Общая характеристика их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Происхождение и эволюция. Л.Р. «Изучение строения раковин моллюсков по влажным препаратам» Отличия Двустворчатых, Брюхоногих и Головоногих моллюсков.

Раздел 7. Тип Членистоногие 7 часов. Общая характеристика, их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Внутреннее строение Ракообразных, Паукообразных и Насекомых в сравнении. Типы их развития, особенности размножения. Роль в природе. Меры защиты от укусов клещами. Л.Р. «Изучение многообразия внешнего строения членистоногих по коллекциям».

Экскурсия №1 «Разнообразие и роль членистоногих в природе».

Раздел 8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы 6 часов. Общая характеристика, их характеристика на примере ланцетника. Внутреннее и внешнее строение рыб, многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Л.Р. «Изучение внешнего строения рыб». Отличие хрящевых, костных, кистеперых, двоякодышащих рыб. Меры предосторожности от нападения акул. Рыболовство, промысловые рыбы.

Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии 4 часа. Общая характеристика земноводных, усложнение скелета земноводных, особенности кожного покрова, их многообразие, классификация (хвостатые, бесхвостые, безногие земноводные), места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Значение в природе и жизни человека.

Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 4часа. Общая характеристика. Значение в природе и жизни человека. Многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Усложнение в связи с выходом на сушу. Появление более совершенного дыхания, изменения в строении сердца, кожи, яйца.

Раздел 11. Класс Птицы 9 часов. Общая характеристика их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Усложнения в связи с полетом. Значение в природе и жизни человека и охрана. Л.Р. № 6.»Изучение строения скелета птиц». Сезонные явления в жизни птиц. Гнездования, перелеты, линька. Характеристика отрядов, экологических групп. Л.Р.№ 7. «Изучение строения куриного яйца».

Раздел 12. Класс Млекопитающие, или звери 11 часов. Общая характеристика, их многообразие, классификация, места обитания, условия среды, приспособленность к среде. Значение в природе и жизни человека. Л.Р. №8. «Изучение строения скелета млекопитающих». Сезонные явления в жизни Млекопитающих. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Характеристика отрядов, экологических групп. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Экскурсия №2. «Разнообразие птиц и млекопитающих».

Раздел 13. Развитие животного мира на Земле 5 часов. Доказательства эволюции Ч.Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Эволюционное древо. Уровни организации жизни. Экосистемы, биогеоценоз. Биосфера, роль Вернадского В.И. Живое, косное, биокостное вещество, его роль в природе.

Лабораторные работы - 9

1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.

2. Внешнее строение дождевого червя, передвижение. Раздражимость

3. Внутренне строение дождевого червя

4. Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков»

5. Внешнее строение насекомых»

6. Внешнее строение и передвижение рыбы

7. Внутренне строение рыбы.

8. Внешнее строение птицы. Строение перьев.

9. Строение скелета птицы.

Экскурсии - 2

1. Разнообразие животных в природе (зоопарк).

2. Жизнь природного сообщества весной.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ раздела

Содержание

Количес-тво часов

Лабораторные работы

Экскур- сии

Раздел 1.

Общие сведения о мире животных

6


1

Раздел 2.

Строение тела животных

2



Раздел 3.

Подцарство Простейшие

5

1


Раздел 4.

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

2



Раздел 5.

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

2


Раздел 6.

Тип Моллюски

4

1


Раздел 7.

Тип Членистоногие

7

1


Раздел 8.

Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы

6

2


Раздел 9.

Класс Земноводные, или Амфибии

4



Раздел10.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4



Раздел11.

Класс Птицы

8

2


Раздел12.

Класс Млекопитающие, или звери

10



Раздел 13

Развитие животного мира на Земле

4


1


Всего

68

9

2


Тема программы

Кол-во часов

п/п

Тема урока

Л/работы

Экскурсии

Общие сведения о мире животных.

6

1

Зоология - наука о животных.



2

Животные и окружающая среда



3

Классификация животных основные систематические группы



4

Влияние человека на животных



5

Краткая история развития зоологии



6

Экскурсия «Разнообразие животных в природе (зоопарк)»


1

Строение тела животных.

2

7

Клетка



8

Ткани. Органы и системы органов.



Подцарство Простейшие.

5

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Саркодовые



10

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Жгутиконосцы



11

Тип Инфузории. Л/р № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки

1


12

Значение простейших.



13

Итоговый урок по теме «Простейшие»



Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

2

14

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных



15

Разнообразие кишечнополостных



Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

16

Тип Плоские черви



17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни



18

Тип Круглые черви.



19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви



20

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви Л/р №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение. Раздражимость» Л/р №3 «Внутренне строение»

2


21

Итоговый урок по теме « Плоские, Круглые, Кольчатые черви»



Тип Моллюски

4

22

Общая характеристика моллюсков



23

Класс Брюхоногие моллюски



24

Класс Двустворчатые моллюски Л/р №4 «Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков»

1


25

Класс Головоногие моллюски



Тип Членистоногие

7

26

Класс Ракообразные



27

Класс Паукообразные



28

Класс Насекомые. Л/р №5 «Внешнее строение насекомых»

1


29

Типы развития насекомых



30

Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых.



31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека



32

Итоговый урок по теме « Членистоногие»



Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы

6

33

Бесчерепные



34

Черепные или позвоночные. Внешнее строение рыб. Л/р №6 «Внешнее строение и передвижение рыбы»

1


35

Внутренне строение рыб. Л/р №7 «Внутренне строение рыб»

1


36

Особенности размножение рыб



37

Основные систематические группы рыб



38

Промысловые рыбы, их использование и охрана



Класс Земноводные, или Амфибии

4

39

Среда обитания и строение тела земноводных



40

Строение и функции внутренних органов земноводных



41

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных



42

Разнообразие и значение земноводных



Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

43

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся



44

Внутренне строение и жизнедеятельность пресмыкающихся



45

Разнообразие пресмыкающихся



46

Значение и происхождение пресмыкающихся



Класс Птицы

8

47

Внешнее строение птиц. Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1


48

Опорно-двигательная система птиц. Л/р №9 «Строение скелета птицы»

1


49

Внутренне строение птиц



50

Размножение и развитие птиц



51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц



52

Разнообразие птиц



53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц



54

Зачет по теме «Класс Птицы»



Класс Млекопитающие. или Звери

10

55

Внешнее строение млекопитающих



56

Внутренне строение млекопитающих



57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл



58

Происхождение и разнообразие млекопитающих



59

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные



60

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботовые



61

Высшие, или плацентарные, звери: приматы



62

Экологические группы млекопитающих



63

Значение млекопитающих для человека



64

Зачет по теме «Класс Млекопитающих»



Развитие животного мира на Земле

4

65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции



66

Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир



67

Итоговая проверка знаний



68

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»


1





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Основные средства

Практическая часть

Домашнее задание

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Общие сведения о мире животных. (6 часов)


1.

Зоология-наука о животных.

Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ.

Представление о многообразии животных в природе. Понимание необходимости охраны животного мира планеты.

Осознание роли ученых в создании науки систематики.

Осознать необходимость рационального использования и охраны животных.

Познавательные

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Регулятивные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование собственного мнения и позиции.

Ученик научится:

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные. Устанавливать отличие понятий «среда жизни», «среда обитания», «место обитания».

Ученик получит возможность:

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор


§1


2

Животные и окружающая среда.


§2


3

Классификация животных и основные систематически е группы.


§3


4

Влияние человека на животных.


§4


5

Краткая история развития зоологии


§5


6

Экскурсия «Раз-нообразие живот-ных в природе (зоопарк)»







Тема 2. Строение тела животных (2 часа)


7

Клетка

Осознание единства живого мира на основе учения о клетке.

Понимание взаимо-связи органов в организме

Познавательные

Самостоятельное выделение и постановка целей. Умение структурировать знания. Характеризовать методы науки (наблюдение, сравнение) и их роль в познании живой природы

Регулятивные

Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Формирование собственного мнения и позиции, умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Коммуникативные

планирование учеб-ного сотрудни-чества с учителем и сверстниками

Ученик научится:

Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать о причинах различия и сходства животной и растительной клеток.

Характеризовать органы и системы органов животных.

Ученик получит возможность:

Высказывать предположения о последствиях нарушения

взаимосвязи органов и с и с т е м организма.

Учебник, ПК, презентация.

Тетрадь с печатной основой.


§6


8

Ткани. Органы и системы органов.


§7

Тема 3. Подцарство Простейшие


9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Саркодовые

Обосновывать роль простейших в

Познавательные

рассмотрение

Ученик научится:

Выявлять характер-



§8


10

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Жгутиконосцы

экосистемах.

Понимание роли жгутиконосцев в экосистемах

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.

Осознать необходимость соблюдения мер профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными.

процессов питания и его значение для организма

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

ные признаки подцарства простейших.

Распознавать представителей кл. Саркодовые на микропрепаратах, рисунках. Установить и функций организма на примере амёбы. Ученик получит возможность:

Доказывать многообразие животных, их роль в природе и жизни человека




§9


11

Тип Инфузории. Л/р № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки



§10


12

Значение простейших.



§11


13

Итоговый урок по теме «Простейшие»




Тема 4. Тип Кишечнополостные (2 часа)


14

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

Развитие интереса к естественным наукам. Обосновывать и роль кишечнополостных в экосистемах


Познавательные

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Составлять простой и сложный план текста.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания на основе наблюдений.


Ученик научится:

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие строения. Объяснять сущность лучевой симметрии у Кишечнополостных. Характеризовать при знаки более сложной организации в сравнении с простейшими. Выявлять черты сходства и различия.




§12


15

Разнообразие кишечнополостных



§13

Тема 5. Тип Плоские черви (6 часов)


16

Тип Плоские черви

Развитие интереса естественным наукам. Соблюдать санитарно -гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации

Регулятивные

с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии

Коммуникатив-ные

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, учитывать характер сделанных ошибок.


Ученик научится:

Описывать основные признаки Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать совместно взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Проводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с др. Называть характерные черты групп червей, используя рисунки учебника.

Ученик получит возможность:

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заболевания червями



§14


17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни



§15


18

Тип Круглые черви.



§16


19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви



§17


20

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви



§18


21

Итоговый урок по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви»




Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)


22

Общая характеристика моллюсков

Понимание роли моллюсков в жизни человека.

Познавательные Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники знаний, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, схемой, учить работать по предложенному учителем плану.

Коммуникатив- ные

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

Ученик научится:

Характеризовать особенности строения представителей классов моллюсков.

Характеризовать способы их питания. Называть основные черты сходств и различия строения моллюсков и червей. Осваивать приѐмы работы с определителем животных. Устанавливать вз а и мосвязь между с т рое н и е м и функциями внутренних органов.

Ученик получит возможность:

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли моллюсков в экосистемах



§19


23

Класс Брюхоногие моллюски



§20


24

Класс Двустворчатые моллюски



§21


25

Класс Головоногие моллюски



§22

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)


26

Класс Ракообразные

ценностно-смысловые установки. Аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.

Понимание роли насекомых в жизни человека и экосистемах

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные

Планировать

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формирование собственного мнения и позиции.


Ученик научится:

Понимать опасность укусов животных для своего здоровья и знания в области оказания первой помощи, объяснять их значение

Ученик получит

возможность:

Наблюдать, фикси-ровать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения



§23


27

Класс Паукообразные



§24


28

Класс Насекомые. Л/р №5 «Внешнее строение насекомых»



§25


29

Типы развития насекомых



§26


30

Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых.



§27


31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека



§28


32

Итоговый урок по теме «Членистоногие»




Тема 8. Тип Хордовые (6 часов)


33

Бесчерепные

Понимание роли рыб в жизни человека и экосистемах

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные

Планировать деятельность, проговаривать последовательность действий на занятии.

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование собственного мнения и позиции.


Ученик научится:

Выделять признаки хордовых. Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых

Ученик получит возможность:

Наблюдать, наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения




§29


34

Черепные или позвоночные. Внешнее строение рыб. Л/р №6 «Внешнее строение и передвижение рыбы»



§30


35

Внутренне строение рыб.



§31


36

Особенности размножение рыб



§32


37

Основные систематические группы рыб



§33


38

Промысловые рыбы, их использование и охрана



§34

Тема 9. Класс Земноводные или Амфибии (4 часа)


39

Среда обитания и строение тела земноводных

Осознать роль амфибий природных биоценозах и в жизни человека.

Познавательные

Рассмотрение процессов питания и его значение для организма

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

Ученик научится:

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и

образа жизни амфибий. Выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы, скелета головы и туловища по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде Ученик получит возможность:

Осваивать приёмы работы с определителем животных. Доказывать многообразие животных, их роль в природе и жизни человека



§35


40

Строение и функции внутренних органов земноводных



§36


41

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных



§37


42

Разнообразие и значение земноводных



§38

Тема 10. Класс Пресмыкающихся, или Рептилии (4 часа)


43

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Понимание роли

рептилий в жизни человека и экосистемах

Познавательные

Знание основных процессов жизнедеятельности пресмыкающихся, классификацию и значение

Регулятивные

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

Ученик научится:

Выявлять характерные признаки рептилий. Распознавать представителей класса рисунках. Установить взаимосвязь строения и функций организма.

Ученик получит возможность:

Доказывать многообразие животных, их роль в природе и жизни человека



§39


44

Внутренне строение и жизнедеятельность пресмыкающихся



§40


45

Разнообразие пресмыкающихся



§41


46

Значение и происхождение пресмыкающихся



§42

Тема 11. Класс Птицы (8 часов)


47

Внешнее строение птиц.

Принятие правил работы в кабинете

Познавательные рассмотрение

Ученик научится: Выявлять характерные



§43


48

Опорно-двигательная система птиц.

биологии во время проведения лабораторной работы. Осознавать роль птиц в природных биоценозах и в жизни человека.

процессов питания и его значение для организма Регулятивные Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, учитывать характер сделанных ошибок.


признаки птиц. Установить взаимосвязь строения и функций организма Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений Ученик получит возможность: Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии птиц, образе их птиц.




§44


49

Внутренне строение птиц



§45


50

Размножение и развитие птиц



§46


51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц



§47


52

Разнообразие птиц



§48


53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц



§49


54

Зачет по теме «Класс Птицы»




Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)


55

Внешнее строение млекопитающих

Понимание роли

млекопитающих в жизни человека и экосистемах

Познавательные рассмотрение процессов питания и его значение для организма Регулятивные Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

Ученик научится:

Называть и раскрывать характерные признаки млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми. Устанавливать взаимосвязь этапов жизненного цикла и се зонных изменений. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ у млекопитающих. Прогнозировать зависимость численности от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах.

Ученик получит возможность:

Использовать

информационные ресурсы для подготовки презен-тации. Определять представителей раз-личных сред жизни. Сравнивать представителей раз-ных отрядов и находить сходство и отличие. Систематизировать информацию и обобщать



§50


56

Внутренне строение млекопитающих



§51


57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл



§52


58

Происхождение и разнообразие млекопитающих



§53


59

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные



§54


60

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботовые



§55


61

Высшие, или плацентарные, звери: приматы



§56


62

Экологические группы млекопитающих



§57


63

Значение млекопитающих для человека



§58


64

Зачет по теме «Класс Млекопитающих»




Тема 13. Развитие животного мира на Земле (4 часа)


65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции

Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ.


Познавательные рассмотрение процессов питания и его значение для организма Регулятивные Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.


Ученик научится: Приводить примеры разнообразия животных в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь черт усложнения их организации. Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле. Ученик получит возможность: Обобщать информацию и делать выводы о прогрессе, раскрывать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, их деятельность в природе




§59


66

Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир



§60


67

Итоговая проверка знаний





68

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»










Приложение 1

Описание материально – технического

и учебно – методического обеспечения


Методические и учебные пособия:

  1. Учебник для учащихся общеобразоватеных организаци ФГОС Константинов В.М. Биология. 7 класс: й В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко; е издание перераб. М.: Вентана-Граф, 2015. - 288 с.: ил.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. Естествознание 5 класс.проект.- М.: Просвещение, 2010.-80с. (Стандарты второго поколения). Руководители проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, акад. РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М.Кондаков

  3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2013.-63с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. М.: Вентана –Граф, 2010. 176с. Авторы: Т.С.Сухова, В.И. Строганова, И.Н. Пономарёва

  5. Константинов В.М. Биология. 7 класс: методическое пособие для учителя/ В.М. Константинов. М.: Вентана-Граф, 2010

  6. Дудкина О.П. Биология 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе И.Н. Пономаревой/ авт-сост. О.П.Дудкина.- Волгоград: Учитель, 2012.-129 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://bio/1september.ru -газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»

  2. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  3. www.edios.ru -Эйдос- центр дистанционного образования

  4. www.km/ru/edication - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных. 
http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.
http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.
http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.
http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.
http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.
http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.
http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.
http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.
http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.
http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.
http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.
http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.
http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии.
http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.
http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.
http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.
http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.
http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.
http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.
http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.
http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.
http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии. http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт
http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных


1




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас