СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 5-7 классах (УМК В.В. Пасечник)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5-7 классах (УМК В.В. Пасечник)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»








Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования









Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»









Составлено на основе требований

Федерального государственного образовательного стандарта












Нижневартовск, 2021



Содержание рабочей программы:




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».

  2. Содержание учебного предмета «Биология».

  3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

5-6 класс

1. Личностные результаты

A. У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к урокам биологии;

  • понимание роли биологических явлений в жизни чело­века;

  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

  • понимание причин успеха в учебе;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

  • установление доверительных отношений с учителем;

Б. Выпускник получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию биологических явлений, количественных отношений, биологических явлений в окружающем мире;

  • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • понимания чувств одноклассников, учителей;

  • представления о значении химии как науки для познания окружающего мира.

2. Метапредметные результаты

А. Выпускник научится:

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом:

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • строить рассуждения о биологических процессах;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения задач;

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

  • корректно формулировать свою точку зрения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Б. Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых веществ, явлений;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • строить рассуждения о биологических процессах;

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  • корректно формулировать свою точку зрения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

3. Предметные результаты

Выпускник научится:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • знать и различать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • знать основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

  • знать и отличать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • определять экологические факторы;

  • получат знания об основных средах обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • обзнакомиться с правилами работы с микроскопом;

  • знать и соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;

  • знать и применять при выполнении заданий информацию о строении клетки;

  • знать химический состав клетки;

  • перечислять основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • выделять характерные признаки различных растительных тканей;

  • различать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

  • использовать информацию о разнообразии и распространении бактерий и грибов;

  • использовать информацию о роли бактерий и грибов в природе и жизни человека;

  • знать и применять основные методы изучения растений;

  • знать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

  • выделять особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  • знать роль растений в биосфере и жизни человека;

  • знать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

  • выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.


  1. Содержание учебного предмета «Биология»

5 класс

Введение. Биология как наука (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Демонстрации:

  1. Приборы и оборудования.

Практические работы:

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Экскурсии:

  1. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации:

2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений.

3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки.

4. «Микропрепараты различных растительных тканей».

Лабораторные работы:

1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.

2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

3. Наблюдение движения цитоплазмы.

Царство Бактерии (2 часа)

Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Царство Грибы (5 часов)

Строение и многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрации:

5. Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и т.д.).

Лабораторные работы:

4. Строение дрожжей.

Царство Растения (11 часов)

Характеристика царства Растения. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Демонстрации:

6. Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Лабораторные работы:

5. Строение хвои и шишек хвойных.

6. Строение цветкового растения.

6 класс

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрации:

  1. Внешнее и внутреннее строения корня.

  2. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля.

  3. Различные виды соцветий.

  4. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение семян двудольных и однодольных растений.

  2. Виды корней.

  3. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Поло­вое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрации:

  1. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

  2. Вегетативное размножение комнатных растений.

  3. Определение всхожести семян растений и их посев.

Классификация растений (б ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификаци­ей цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологи­ческая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрации:

6.Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы:

7.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние при­родной среды на человека.

Экскурсии:

  1. Природное сообщество и человек.

  2. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Повторение (5 часов)

7 класс

Введение. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Редкие виды животных Бурятии. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

Тема 1. Строение тела животных (2 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 2. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека. Простейшие Бурятии, их многообразие и значение.

Лабораторные и практические работы:

1. Строение и передвижение инфузории.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение.

Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 4. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 часов)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные и практические работы:

2. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

Тема 5. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные и практические работы:

3. Раковины различных моллюсков.

Тема 6. Тип Членистоногие (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные и практические работы:

4. Внешнее строение насекомого.

Тема 7. Тип Хордовые (33 часа)

Подтип Бесчерепные (1 час)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Тема 8. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 часов)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные и практические работы:

5. Внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часов)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение скелета лягушки.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Тема 11. Класс Птицы (6 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные и практические работы:

7. Внешнее строение птиц. Строение перьев.

8. Строение скелета птиц.

9. Яйцо птицы.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса.

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (12 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные и практические работы:

10. Скелет млекопитающих.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира.





































3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока п/п

№ урока раздела



Раздел, тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата

Примечание

по

плану

по

факту

5 класс

Биология как наука

3





1

1

Биология – наука о живой природе

1

§ 1, задание, с.10




2

2

Методы исследований в биологии. Как работают в кабинете химии и биологии

1

§ 2




3

3

Разнообразие живой природы

1

§ 3




4

4

Среды обитания живых организмов

1

§ 4




5

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

§ 5




6

6

Контрольная работа №1 по теме «Биология как наука»

1

С.28




Клетка- основа строения и жизнедеятельности организма

10





7

1

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений»

1

§ 6




8

2

Строение клетки.

Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом»

1

§7




9

3

Химический состав клетки Неорганические вещества

1

§ 8, с.40-41




10

4

Химический состав клетки Органические вещества

1

§ 8, с. 41-42




11

5

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №3 «Наблюдение движения цитоплазмы»

1

§ 9, с. 42-44




12

6

Деление клетки

1

§ 9, с. 44-45




13

7

Понятие «ткань»

1

§ 10




14

8

Единство живого. Строение клеток организмов разных царств живой природы

1

С. 49-50




15

9

Повторение по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

1

§§ 6-9




16

10

Контрольная работа №2 по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

1

§§ 6-9




Многообразие организмов

3





17

1

Классификация организмов. Раздел систематики

1

Записи в терадях




18

2

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Формы бактерий

1

§ 11




19

3

Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

§ 12




Царство грибы

4





20

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

§13




21

2

Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №4 «Строение дрожжей»

1

§ § 14,16




22

3

Повторение по теме «Царства бактерий и грибов»

1

§§ 11-16




23

4

Контрольная работа №3 по теме «Царства бактерий и грибов»

1

§§ 11-16




Царство растения

11





24

1

Общая характеристика царства Растения. Ботаника – наука о растениях

1

§ 17, задание 1-3, с.92




25

2

Водоросли, их многообразие, строение, среды обитания. Охрана водорослей

1

§ 18




26

3

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны

1

§§ 19-21




27

4

Голосемянные растения. Покрытосемянные растения. Лабораторная работа № 5 «Строение хвои и шишек хвойных»

1

§§21,22




28

5

Повторение по теме «Царство растения». Лабораторная работа №6 «Строение цветкового растения»

1

§§ 17-22




29

6

Контрольная работа №4 по теме «Царство растения».

1

§§ 17-22




30

7

Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные (простейшие).

1

Инд. задания




31

8

Подцарство Многоклеточные. Губки, Кишечнополостные, Иглокожие, Черви, Моллюски, Членистоногие.

1

Инд. задания




32

9

Позвоночные животные.

1

Инд. задания




33

10

Повторение за курс биологии 5 класса

1

Инд. задания




34

11

Повторение за курс биоло-гии 5 класса

1

Инд. задания




35

3

Контрольная работа №5 за курс биологии 5 класса

1

Инд. задания




6 класс

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14





1

1

Строение семян двудольных растений Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян двудольных растений»

1





2

2

Строение семян однодольных растений Лабораторная работа №2 «Изучение строения семян однодольных растений»

1





3

3

Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа №3 «Стержневая и мочкова­тая корневые системы»

1





4

4

Строение корней. Лабораторная работа №4 «Корневой чехлик и кор­невые волоски»

1





5

5

Условия произрастания и видоизменения корней

1





6

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

1





7

7

Внешнее строение листа

Лабораторная работа №5 «Листья простые и слож­ные, их жилкование и листорасположение»

1





8

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа №6 «Строение кожицы лис­та»

1





9

9

Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение ветки дерева»

1





10

10

Видоизменение побегов. Лабораторная работа №8 «Строение клубня, луковицы»

1





11

11

Цветок и его строение. Лабораторная работа №9 «Строение цветка»

1





12

12

Соцветия

1





13

13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №10 «Классификация плодов»

1





14

14

Контрольная работа №1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1





Жизнь растений

10





15

1

Минеральное питание растений

1





16

2

Фотосинтез


1





17

3

Дыхание растений

1





18

4

Испарение воды растениями. Листопад

1





19

5

Передвижение веществ в растении. Лабораторная работа №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1





20

6

Прорастание семян

1





21

7

Способы размножения растений

1





22

8

Размножение споровых и семенных растений

1





23

9

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1





24

10

Контрольная работа №2 по теме «Жизнь растений»

1





Классификация растений

6





25

1

Систематика растений


1





26

2

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1





27

3

Семейства Пасленовые и Бобовые. Сложноцветные

1





28

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

1





29

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения

1





30

6

Контрольная работа № 3 по теме «Классификация растений»

1





Повторение

5





31

1

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

1





32

2

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

1





33

3

Повторение по курсу биологии 6 класса

1





34

4

Контрольная работа №4 по курсу биологии 6 класса

1





35

5

Викторина «За страницами учебника биологии»

1





7 класс

Общие сведения о мире животных

5





1

1

Зоология — наука о животных. Краткая история развития зоологии

1

§§1,5




2

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природном сообществе

1

§ 2




3

3

Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах

1

§ 3




4

4

Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных

1

§§ 3,4




5

5

Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

§§ 1-5




Строение тела животных

2





6

1

Клетка. Ткани. Органы и системы органов

1

§§ 6,7




7

2

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

1

§§ 6,7




Подцарство Одноклеточные

4





8

1

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

1

§ 8




9

2

Класс Жгутиконосцы

1

§ 9




10

3

Тип Инфузории, или Ресничные. Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории»

1

§ 10, с.45




11

4

Многообразие Простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие»

1

§ 11




Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3




12

1

Тип Кишечнополостые. Общая характеристика.

Пресноводная гидра

1

§ 12




13

2

Морские кишечнополостные. Общая характеристика. Обобщение знаний по теме «Тип Кишечнополостные»

1

§ 13




14

3

Контрольная работа №1

1

§§ 1-13




Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6





15

1

Тип Плоские черви. Белая планария

1

§ 14




16

2

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

§ 15




17

3

Тип Круг черви. Класс Нематоды

1

§ 16




18

4

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

§ 17




19

5

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость»

1

§ 18




20

6

Обобщение знаний по теме «Типы: Плоские черви, Круглые черви. Кольчатые черви»

1

§§ 14-18




Тип Моллюски

4





21

1

Общая характеристика типа Моллюски

1

§ 19




22

2

Класс Брюхоногие моллюски

1

§ 20




23

3

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение раковин»

1

§ 21




24

4

Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»

1

§ 22




Тип Членистоногие

8





25

1

Класс Ракообразные

1

§ 23




26

2

Класс Паукообразные

1

§ 24




27

3

Класс Насекомые. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение насекомых. Поведение насекомых. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

1

§ 25




28

4

Типы развития насекомых

1

§ 26




29

5

Пчелы и муравьи -общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых

1

§ 27




30

6

Насекомые -вредители культурных растений и переносчики заболеваний

человека

1

§ 28




31

7

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные»

1

§§ 23-28




32

8

Контрольная работа №2

1

§§ 14-28




Тип Хордовые

33





Подтип Бесчерепные

1





33

1

Общие признаки хордовых животных Подтип бесчерепные

1

§ 29




Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6





34

1

Лабораторная работа № 5. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Лабораторная работа № 5 « Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

§ 30




35

2

Внутреннее строение костной рыбы

1

§ 31




36

3

Особен­ности размножения рыб

1

§ 32




37

4

Основные систематические группы рыб. Класс Хря­щевые и Костные рыбы

1

§ 33




38

5

Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана

1

§ 34




39

6

Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы»

1

§§ 30-34




Класс Земноводные, или Амфибии

4





40

1

Места обитания и внеш. Строения земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки. Лабораторная работа№ 6 «Изучение скелета лягушки»


§ 35




41

2

Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных


§ 36




42

3

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных


§ 37




43

4

Многообразие земноводных. Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»


§ 38




Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5





44

1

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

1

§ 39




45

2

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

1

§ 40




46

3

Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

1

§§ 41,42




47

4

Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся»

1

§§ 39-42




48

5

Контрольная работа №3

1

§§ 29-42




Класс Птицы

6





49

1

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

§ 43




50

2

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»

1

§ 44




51

3

Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы

1

§ 45




52

4

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц

1

§§ 46,47




53

5

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц

1

§§ 48




54

6

Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»

1

§ 49




Класс Млекопитающие, или Звери

12





55

1

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

1

§ 50




56

2

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Лабораторная работа №10 «Строение скелета млекопитающих»

1

§ 51, с. 233-234




57

3

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная

1

§ 51, с. 235-236




58

4

Внутреннее строение млекопитающих: кровеносная, выделительная системы

1

§ 51, с. 236-239




59

5

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

§ 52




60

6

Происхождение и многообразие млекопитающих

1

§ 53




61

7

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

1

§ 54




62

8

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Ластоногие, Китообразные,

Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

1

§ 55




63

9

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

1

§§ 56, 57




64

10

Значение млекопитающих для человека. Охрана млекопитающих

1

§ 58




65

11

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

§§ 50-58




66

12

Контрольная работа №4

1

§§ 43-58




Развитие животного мира на Земле

4





67

1

Доказательства эволюции животного мира

1

§ 59




68

2

Основные этапы развития животного мира на Земле

1

§ 60




69

3

Обобщение, систематизация и контроль знаний по разделу «Животные»

1

С. 282




70

4

Контрольная работа №5 (итоговая)

1

Кроссворд