II. Пояснительная записка
Рабочая программа для первого класса предмета «Чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью и учебника Букварь 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина).
Чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Цель обучения:
- плавное послоговое чтение;
- формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи обучения:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи:
-подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Большое внимание на уроках уделяется развитию речи.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
-
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
-
привить интерес к обучению;
-
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Задачи букварного периода:
III. Общая характеристика учебного предмета
Добукварный период
Основные задачи:
1. Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма.
2. Привить интерес к обучению.
3. Выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Ведется работа:
- по формированию у детей общеречевых навыков;
- по развитию слухового и зрительного восприятия;
- по совершенствованию произношения;
- по пространственной ориентировке;
- по развитию мелких мышц рук.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает:
1. Формирование умения слушать и понимать собеседника.
2. Выполнять несложные инструкции.
3. Отвечать на вопросы.
4. Формирование правильной артикуляции и дикции.
Учащиеся усваивают:
-
Основные понятия: слово, слог, звук.
-
Принцип составления предложений.
-
Принцип деления предложения на слова и слов на слог.
-
Принцип выделения отдельных звуков в начале слова.
-
Принцип различения звуков в словах.
Проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму:
1. Приобретение навыка пользования карандашом, ручкой.
2. Умение рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь:
1. Делить предложения (из двух – трех слов) на слова.
2. Двусложные слова на слоги.
3. Выделять звуки а, у, м в начале слов.
4.Владеть графическими навыками.
Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Основные задачи:
- Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.
- Образование из усвоенных звуков и букв слов;
- Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Основные задачи:
- Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах;
- Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов
- Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
- Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
- Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Основные задачи:
- Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах;
- Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога;
- Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур;
- Чтение предложений из двух-трех слов.
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
- Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
- Написание большой буква в начале предложения и точки в конце предложения.
- Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. - Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
- Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Основные задачи:
- Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
- Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных
- Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
- Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех – четырех слов. Прописная буква в именах людей.
- Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
- Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
- Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
IV. Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю (33 учебные недели) в соответствии с учебным планом ГБКОУ «Школа-интернат».
V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Чтение» способствует формированию положительных личностных качеств , является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.
Главными ценностями образовательной программы являются:
- право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
- право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
- охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая материал, анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Программа призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Данная программа ориентирована прежде всего на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.
VI. Результаты освоения учебного предмета и области развития жизненной компетенции
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).
Личностные БУД: Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные БУД:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные БУД:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Академический компонент:
Обучающиеся должны научиться
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
наизусть читать 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Жизненные компетенции:
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия,
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первоклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
VII. Содержание учебного предмета
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3.Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4.Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (6ч)
VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Кол-во часов | Дата урока | Тема урока | Академический компонент | Область развития жизненной компетенции |
| | | Добукварный период (19 часов) | - различать звуки на слух и в произношении; -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; -плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; -слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -писать строчные и прописные буквы; - списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. -наизусть читать 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. | -В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы: -В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия, -В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства. -В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первоклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
1 | 1 | | Первый день в школе. Беседа "Здравствуй, школа". |
2 | 1 | | Ориентировка учащихся в ближайшем окружении |
3 | 1 | | Беседа на тему «Летняя пора».Речь устная. |
4 | 1 | | Беседа «Осень. Мы школьниками стали». |
5 | 1 | | Беседа « Учитель, ученики».Предложение. Составление и анализ предложений. |
6 | 1 | | Беседа « Семья. Имя и отчество родителей». Предмет и слово. |
7 | 1 | | Школьные вещи. Игрушки. Условно – графическая запись. |
8 | 1 | | Беседа «Перемены в школе. Правила поведения.» |
9 | 1 | | Беседа « Режим дня». Предложение. |
10 | 1 | | Беседа « Занятия детей» |
11-12 | 2 | | Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слово или часть слова. |
13 | 1 | | Беседа на тему « Труд людей осенью». |
14 | 1 | | Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. |
15 | 1 | | Понятие звук. Выделение в словах звука [а] в начале слова. |
16 | 1 | | Выделение звука [у] в начале слова. Разучивание стихотворения с голоса учителя |
17 | 1 | | Выделение звука [м] в начале слова. Беседа: «Лес осенью. ОБЖ в лесу». |
18 | 1 | | Пересказ сказки «Колобок» (с помощью учителя) с опорой на иллюстрацию и вопросы учителя. |
19 | 1 | | Пересказ сказки «Репка». Слог. Ударение |
| | | Букварный период (109 часов) |
20-21 | 2 | | Звук и буква А. Практическое знакомство с гласным звуком |
22-23 | 2 | | Звук и буква У. Дифференциация букв А-У |
24-25 | 2 | | Звук и буква «Мм». Чтение закрытых, двузвуковых слогов. |
26 | 1 | | Составление и чтение обратных слогов: «МА-АМ», «МУ-УМ» | |
27 | 1 | | Звук и буква «Оо» Чтение слогов: УМ, ОМ |
28 | 1 | | Составление и чтение прямых открытых слогов: МА, МУ |
29 | 1 | | Звук и буква «Сс». Слоги и слова со звуком и буквой «Сс» |
30 | 1 | | Составление и чтение обратных слогов: «АС», «УС» |
31 | 1 | | Чтение прямых открытых слогов. |
32 | 1 | | Звук и буква «Хх». Образование и чтение открытых и закрытых слогов. |
33-35 | 3 | | Слоги и слова со звуком и буквой «Хх» |
36 | 1 | | Звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов. |
37 | 1 | | Составление и чтение слогов и слов с буквой «Х» |
38-39 | 2 | | Звук и буква «Ш,ш» Выделение звука и буквы «Ш ш» |
40 | 1 | | Чтение слогов и слов с буквой «Шш».Дифференциация звуков с-ш. | |
41-42 | 2 | | Звук и буква Лл. Выделение звука и буквы в различных позициях. Проверочная работа. |
43 | 1 | | Составление и чтение слов со звуком «Лл» из одного закрытого слога. |
44-45 | 2 | | Звук и буква Ы. Практическое определение единственного и множественного числа. |
46 | 1 | | Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Беседа: «Правила личной гигиены». |
47-48 | 2 | | Звук и буква «Нн». Выделение звука и буквы «Нн». |
49 | 1 | | Чтение слов с буквой Н. Составление и чтение предложений и текста с данными словами. |
50 | 1 | | Чтение слов и предложений с данными словами. |
51-52 | 2 | | Звук и буква «Рр» Выделение звука и чтение буквы «Рр» |
53 | 1 | | Чтение текста, состоящего из ранее усвоенных слов. Пересказ текста с опорой на иллюстрацию |
54 | 1 | | Слоги и слова со звуком и буквой «Рр» |
55 | 1 | | Дифференциация Л-Р |
56 | 1 | | Упражнения в чтении слогов и слов с буквами «Р-Л» |
57 | 1 | | Чтение текста по цепочке. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
58 | 1 | | Внеклассное чтение А.Барто «Елка» Проверочная работа |
59-60 | 2 | | Звук и буква «Кк.» Выделение звука и чтение буквы «К» |
61-62 | 2 | | Звук и буква «Пп» Слоги и слова со звуком и буквой «П» |
63-64 | 2 | | Чтение слогов и слов с буквой «П» |
65 | 1 | | Упражнения в чтении усвоенных слогов и слов. |
66-67 | 2 | | Звук и буква «Тт» Выделение звука и чтение буквы. |
68 | 1 | | Анализ содержания текста. Пересказ с опорой на иллюстрацию. |
69 | 1 | | Звук и буква «И». Выделение звука и чтение буквы «И». |
70 | 1 | | Согласование слов в числе и роде. |
71-72 | 2 | | Чтение слов и предложений со звуком и буквой «И» |
73 | 1 | | Правило чтения и написания сочетания Ши. Чтение слов с сочетанием Ши. |
74 | 1 | | Повторение материала, изученного в первом полугодии. |
75 | 1 | | Звук и буква «Зз». |
76 | 1 | | Чтение 2-3 составных слов со звуком и буквой «Зз» в различных позициях. |
77 | 1 | | Дифференциация «С-З». Чтение слов из усвоенных слоговых структур. |
78 | 1 | | Звук и буква Вв |
79 | 1 | | Чтение слов и предложений с пройденным звуком и буквой |
80 | 1 | | Чтение связного текста, анализ содержания с опорой на иллюстрацию. |
81-84 | 4 | | Звук и буква «Жж». |
85 | 1 | | Чтение связного текста, анализ содержания. |
86-87 | 2 | | Чтение слов с соче-танием Жи. Дифференциация букв Ш-Ж в слогах и словах. |
88-89 | 2 | | Дифференциация сочетаний Ши, Жи в словах. |
90 | 1 | | Звук и буква «Бб». |
91 | 1 | | Дифференциация звуков и букв Б-П. |
92-93 | 2 | | Звук и буква «Гг» |
94 | 1 | | Различение на слух в произношении Г-К. |
95 | 1 | | Анализ содержания текста. Пересказ с опорой на иллюстрацию. Проверочная работа. |
96 | 1 | | Звук и буква «Дд».Слоги и слова со звуком и буквой «Д». |
97 | 1 | | Дифференциация звуков и букв «Д-Т». |
98 | 1 | | Звук и буква «Йй».Слоги и слова со звуком и буквой «й». |
99 | 1 | | Дифференциация звуков и букв И-Й. |
100 | 1 | | Буква Ь-как показатель мягкости согласных. |
101 | 1 | | Чтение слов с Ь на конце и в середине слова. |
102 | 1 | | Чтение слов, предложений. Текстов с изученными буквами. |
103-104 | 2 | | Звук и буква «Ее». Чтение слогов и слов с «Е». |
105 | 1 | | Чтение, анализ, работа над пересказом рассказа «В лесу». |
106-107 | 2 | | Звук и буква Ёё». Чтение слогов и слов с «Ё». |
108-109 | 2 | | «Ё»-как показатель мягкости согласных | |
110 | 1 | | Звук и буква «Яя». |
111 | 1 | | Чтение предложений, текстов с усвоенными слоговыми структу-рами. |
112 | 1 | | Звук и буква «Юю». |
113 | 1 | | Дифференциация «У-Ю» |
114 | 1 | | Звук и буква «Цц». Рассказ «Мой отец». |
115 | 1 | | Чтение слов и пред-ложений со звуком и буквой «Цц». |
116 | 1 | | Звук и буква «Чч». |
117 | 1 | | Чтение слов с ЧА-ЧУ. |
118 | 1 | | Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». |
119-120 | 2 | | Звук и буква «Щщ». |
121 | 1 | | Чтение слов с соче-таниями ЩА-ЩУ. |
122 | 1 | | Чтение слов с сочетаниями Ча - Ща, Чу-Щу. |
123 | 1 | | Звук и буква «Фф». |
124 | 1 | | Чтение усвоенных языковых структур со звуком Ф. |
125 | 1 | | Различие В-Ф в написании слогов и слов. |
126 | 1 | | Звук и буква «Ээ». |
127 | 1 | | |
128 | 1 | | |
| | | Повторение пройденного 4ч. |
129-130 | 2 | | Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
131-132 | 2 | | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. Чтение-рассматривание новой книги. |
Тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование темы | Основные виды учебной деятельности | Всего часов |
1. | Добукварный период | Уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать правила поведения в школе, на переменах. Уметь выделять звук в начале слова. | 19 |
2. | Букварный период | Составление предложений по картинкам, по схемам. Деление слов на слоги. Составление слов по схемам. Выделение звуков из слов. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Пересказ сказок по картинкам и по вопросам учителя. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков и различение их в начале и в конце слова. Выделение звука из слов, обозначение звука буквой. Образование из изученных звуков и букв слов и слогов, чтение их с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов и слогов. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Выделение гласных и согласных звуков. Работа с кассами букв и слогов. Печатание слогов и слов, букв в книжке – малышке. Нахождение слов, в которых есть данный звук или буква. Составление предложений и выкладывание их на наборном полотне с учетом изученных правил. Соотношение звуков с соответствующими буквами. | 109 |
3. | Повторение пройденного | 4 |
| Итого | | 132 |
IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя:
• Пособие для учителя «Методические рекомендации по работе с учебником «Букварик» для подготовительного класса специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида» автора Т.Л.Лещинской. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва, гуманитарный центр «Владос». 2004 год.
• Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение»,
Дополнительная литература для учителя:
• учебно-наглядное пособие «Ступеньки к грамоте» (Пропедевтика обучения чтению и письму) авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 4-х альбомах, альбом № I с Приложением «Методическое руководство». Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, Москва. «Просвещение».
Литература для учащихся:
• «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов В.В.Воронковой и И.В. Коломыткиной, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации. 10-е издание, переработанное, Москва. «Просвещение», 2012 год.
Дополнительная литература для учащихся:
• учебное издание Т.Л.Лещинской «Букварик» для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенное Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос». 2007 год.
• УЧЕБНИК для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенное Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Владос». 2009г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
• Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры».
X. Поурочное календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час ов | Тип урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Словарь | Виды учебной деятельности Виды работ по развитию речи. | Виды контроля |
Добукварный период 19 ч. |
1 | Первый день в школе. Беседа "Здравствуй, школа". | 1 | УОНМ | | | Уметь выражать свои мысли, слушать учителя | Школа, учебник | беседа | УО |
2 | Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. | 1 | УОНМ | | Мой первый шк. учебник «Букварь». Общее представление о речи. | Знать дорогу в школу и домой. Ориентироваться в пространстве. Уметь слушать учителя и отвечать на вопросы | Парта, стул, портфель | | УО |
3 | Беседа на тему «Летняя пора».Речь устная. | 1 | УОНМ | | Работа по иллюстрации в учебнике. | Знать названия игрушек, школьных принадлежностей. Уметь слушать учителя и школьных товарищей. | | Работа с книгой | ФО |
4 | Беседа «Осень. Мы школьниками стали». | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Уметь называть признаки осени. | Предложение слово | Составление предложений по картинкам | ФО |
5 | Беседа « Учитель, ученики». Предложение. Составление и анализ предложений. | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать свой класс, учителя. | Предложение слово | Составление предложений по картинкам | ФО |
6 | Беседа « Семья. Имя и отчество родителей». Предмет и слово. | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Уметь отвечать на вопросы, знать членов своей семьи. | Предложение слово | | ФО |
7 | Школьные вещи. Игрушки. Условно – графическая запись. | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Знать названия игрушек, школьных принадлежностей. Уметь слушать учителя и школьных товарищей. | | | ФО |
8 | Беседа «Перемены в школе. Правила поведения.» | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Знать правила поведения в школе, на переменах. | Предложение слово | | ФО |
9 | Беседа « Режим дня». Предложение. | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Уметь отвечать на вопросы учителя. Знать свой режим дня. | Предложение слово | | ФО |
10 | Беседа « Занятия детей» | 1 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать свой класс, учителя. | | | ФО |
11-12 | Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слово или часть слова. | 2 | УОНМ | | Общее представление о речи. | Знать названия фруктов. Уметь работать с иллюстрацией | Слово, часть слова, яблоко, груша | Работа с иллюстрациями | ФО |
13 | Беседа на тему « Труд людей осенью». | 1 | УОНМ | | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. | Знать названия овощей. Уметь определять части слова. Знать названия инструментов. | Слог овощи | Составление простых предложений | ИРК |
14 | Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. | 1 | УОНМ | | Сост.предложений. Уметь делить слова на слоги. Находить ударный слог. | Знать названия овощей. Уметь определять части слова | Слог овощи | Составление простых предложений | ИРК |
15 | Понятие звук. Выделение в словах звука [а] в начале слова. | 1 | УОНМ | | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. | Уметь определять части слова, подбирать слова начинающихся со звука [ а] | звук | Составление рассказа, определение частей слова | ФО |
16 | Выделение звука [у] в начале слова. Разучивание стихотворения с голоса учителя | 1 | УОНМ | | Граф.изобр. предложения.Знать отличия предложения от слова | Знать слова со звуком «У» Уметь выделять звук в начале слова. | Улитка, уголь, утюг | ответы на вопросы по содержанию иллюстраций; | УО |
17 | Выделение звука [м] в начале слова. Беседа: «Лес осенью. ОБЖ в лесу». | 1 | УОНМ | | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. | Уметь различать звук [м] в словах-названиях предметов на картинках и воспринимать на слух. | Мухомор, гриб земляника, малина | ответы на вопросы по содержанию иллюстраций; | УО |
18 | Пересказ сказки «Колобок» (с помощью учителя) с опорой на иллюстрацию и вопросы учителя. | 1 | УОНМ | | Графическое изображение слова, предложения. | Уметь следить за последовательностью изложения, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту. | Колобок, волк, лиса, заяц, репка | Расск. и осильное инсценирование сказки с опорой на серию сюжетный картинок | УО |
19 | Пересказ сказки «Репка». Слог. Ударение | 1 | УОНМ | | Составление предложений. | Уметь работать со схемами, писать прямые с закруглением вправо, короткие и длинные прямые. | Схема | | ФО |
| Букварный период 109 ч. |
20-21 | Звук и буква А. Практическое знакомство с гласным звуком | 2 | УОНМ | 03.1007.10 | Выделение звука [a] из речи. Звукобуквенный анализ слова. | Уметь правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова | Кукла, астра, арбуз | выделение изучаемого звука в заданных словах, составление схем слов. | ФО |
22-23 | Звук и буква У. Дифференциация букв А-У. | 2 | УОНМ | 8-9.10 | Находить ударный слог. Выделение звука [у] из речи. Уметь отличать гласный звук. | Знать звук и букву «У». Уметь различать буквы А-У при чтении и звуки [а] [у] на слух, выделять звуки и буквы А-У в начале и на конце слова. | Утка, удочка | составление схем слов; чтение слогов и слов с буквами а-у . | УО |
24-25 | Звук и буква «Мм». Чтение закрытых, двузвуковых слогов. | 2 | УОНМ | 10,14.10 | Выделение звуков из слов Уметь отличать гласные и согласные звуки. | Уметь отличать букву «А» от «У» Знать понятие согласного звука. Уметь читать наизусть короткое стихотворение, разученное с голоса учителя. | Мышь, Муравей, морковь. | выделение изучаемого звука в заданных словах, составление схем слов. | УО |
26 | Составление и чтение обратных слогов: «МА-АМ», «МУ-УМ» | 1 | УОНМ | 15.10 | Выделение звуков из слов.Уметь отл. Гл. и согл. звуки. | Знать звуки и буквы «А», «У», «М» Уметь выделять звук в речи | Машина, семья | чтение слогов, слов с буквами а-у-м; составление рассказа по сюжетной картинке | ФО |
27 | Звук и буква «Оо» Чтение слогов: УМ, ОМ | 1 | УОНМ | 16.10 | Выделение звука [o] из речи. Звукобуквенный анализ слова. | Знать звук и букву «О». Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождение их в слогах и словах, составлять и читать слоги и слова из усвоенных слоговых структур. | Овца, окно, ведро, оса. | образование и чтение слогов и слов с изученными буквами | УО |
28 | Составление и чтение прямых открытых слогов: МА, МУ | 1 | УЗИМ | 17.10 | Звукобуквенный анализ .Уметь определять количество звуков в слове. | Знать пройденные буквы. Уметь составлять и читать слоги и слова из усвоенных слоговых структур. | Муха, Рама, море | образование и чтение слогов, слов с изученными буквами | УО |
29 | Звук и буква «Сс». Слоги и слова со звуком и буквой «Сс» | 1 | УОНМ | 21.10 | Звукобуквенный анализ слов. Уметь определять количество звуков в слове. | Знать понятие «слог». Уметь выделять звук и букву С [ с ] в начале и в конце слова, правильно и отчетливо произносить изучаемый звук. | Слог, стол, сани, нос | чтение слогов, слов с буквами а-у-м-о-с; составление рассказа по сюжетной картинке | УО |
30 | Составление и чтение обратных слогов: «АС», «УС» | 1 | УОНМ | 22.10 | Уметь различать гласные и согласные звуки; сравнивать буквы и звуки. | Знать понятие «слово». Уметь читать слоги, составлять предложения по сюжетной картинке. | Слово | образование и чтение слогов, слов с изученными буквами | ФО |
31 | Чтение прямых открытых слогов. | 1 | УЗИМ | 23.10 | Уметь определять количество звуков в слове. | Уметь составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова с голоса учителя. | | Составление слогов из букв разрезной азбуки. | ФО |
32 | Звук и буква «Хх». Образование и чтение открытых и закрытых слогов | 1 | УОНМ | 24.10 | Уметь давать характеристику звукам | Уметь выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке | Звук, буква, слог | чтение слогов, слов с буквами а-у-м-о-с-х; | ФО |
II четверть |
33-35 | Слоги и слова со звуком и буквой «Хх» | 3 | УОНМ | 5.11-6.11-7.11 | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов. | Знать звук и букву «Х» Уметь строить буквы из кубиков. | Уха, ухо, Сухо, рыбалка | образование и чтение слогов, слов с изученными буквами | УО |
36 | Звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов. | 1 | | | Слияние согласного звука с гласным. | Знать понятие «слог». Уметь составлять букву из полосок. | | Составление букв из полосок. | СР |
37 | Составление и чтение слогов и слов с буквой «Х» | 1 | УЗИМ | | Знать изученные буквы. Уметь анализировать слова. | Уметь различать при чтении гласные и согласные. Знать понятие предложение. | Предложе ние | Работа в парах, с учебником. | ФО |
38-39 | Звук и буква «Ш,ш» Выделение звука и буквы «Ш ш» | 2 | УОНМ | | Уметь читать сочетания букв, слогов, слов, предложений. | Знать звук и букву «Ш» Уметь плавно читать слоги, составлять слова по схеме и сюжетной картинке. | Шалаш, Душ, шапка, кошка | Под руководством учителя работать над текстом учебника. | ФО |
40 | Чтение слогов и слов с буквой «Шш».Дифференциация звуков с-ш. | 1 | УОНМ | | Слияние согласного звука с гласным. | Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять их местонахождение в словах. | Шары, шуба | образование и чтение слогов, слов с изученными буквами | ФО |
41-42 | Звук и буква Лл. Выделение звука и буквы в различных позициях. Проверочная работа. | 2 | УОНМ | | Слияние согласного звука .Звукобуквенный анализ слов. | Уметь правильно, отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова. | Ложка, лыжи | чтение наизусть разученного стихотворения | ФО |
43 | Составление и чтение слов со звуком «Лл» из одного закрытого слога. | 1 | УОНМ | | Слияние согласного звука с гласным. | Знать изученные буквы. Уметь определять место звука в слове | Сом лом сам мал | образование и чтение слогов и слов, тихое хоровое чтение. | ФО |
44-45 | Звук и буква Ы. Практическое определение единственного и множественного числа. | 2 | УОНМ | | Выделение звука [ ы] из речи. Звукобуквенный анализ слова. | Уметь строить фразы. Понятие единственного и множественного числа на практических примерах | | образование и чтение слогов, слов с буквой -ы-, дифференциация групп слов: «один-много». | УО |
46 | Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Беседа: «Правила личной гигиены». | 1 | УОНМ | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв. | Уметь читать слогами. Составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя. | Моется моет моются | Упражнения в образовании ед. и мн. числа, сост. предложений с этими словами. | ФО |
47-48 | Звук и буква «Нн». Выделение звука и буквы «Нн». | 2 | УОНМ | | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слогов с изученными буквами. | Уметь определять место заданного звука и буквы в слове, составлять слог из букв разрезной азбуки. | Луна нитки лимон ноша | узнавание звука и буквы н, чтение слогов, слов и предложений, чтение наизусть разученного стихотворения | ФО |
49 | Чтение слов с буквой Н. Составление и чтение предложений и текста с данными словами | 1 | УЗИМ | | Слияние согласного звука с гласным. | Чтение слогами. Знать букву «Н». Уметь составлять слог из букв. | | Образование и чтение слогов, дифференциация групп слов: «один-много» | ФО |
50 | Чтение слов и предложений с данными словами. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Дифференциация изученных букв, навык плавного слогового чтения. | | Участвовать в тихом хоровом чтение. Читать слогами | ФО |
51-52 | Звук и буква «Рр» Выделение звука и чтение буквы «Рр» | 2 | | | Слияние согласного звука с гласным. | Уметь составлять и читать слова по слоговой таблице, сравнивать и произносить звуки. | Рак рука сыр, сор хор | узнавание звука и буквы р, чтение слогов, слов и предложений, чт. Наиз. Разуч.стих. | УО |
53 | Чтение текста, состоящего из ранее усвоенных слов. Пересказ текста с опорой на иллюстрацию. | 1 | УПЗУ | | Уметь давать хар.зв.; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, слов | Уметь читать по слогам, отвечать на отдельные вопросы, восстанавливать деформированные слова путем образования множественного числа (шар-шары) | | – чтение слов и предложений с этими словами; составление предложений с опорой на иллюстрацию | ФО |
54 | Слоги и слова со звуком и буквой «Рр» | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Знать звук и букву «Р». Уметь читать по слогам, читать наизусть разученное стихотворение. | Шар - шары | узнавание звука и буквы р, чтение слогов, слов и предложений, чтение наизусть разученного стихотворения | УО |
55 | Дифференциация Л-Р. | 1 | УОНМ | | | Уметь составлять и читать слова с буквами л-р и предложений с этими словами | | Работа с текстом учебника | УО |
56 | Упражнения в чтении слогов и слов с буквами «Р-Л» | 1 | КУ | | Уметь давать характеристику звукам; | Уметь правильно употреблять в устной речи формы мужского и женского рода. | | Определение количества слов в предложении. | УО |
57 | Чтение текста по цепочке. Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи. | | чтение связного текста , пересказ по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию | УО |
58 | Внеклассное чтение А.Барто «Елка» Проверочная работа | 1 | КУ | | Знакомство с 2новой книгой, чтение-рассматривание. | Воспринимать на слух не большое стих-е; рассказать, о чем слушали | Елка Хоровод праздник | Слушание чтения учителя, пересказ | ФО |
59-60 | Звук и буква «Кк.» Выделение звука и чтение буквы «К» | 2 | УОНМ | | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слогов с новой буквой, слов. Звукобуквенный анализ слов. | Уметь правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, выделять его в начале и конце слова, составлять односложные слова состоящие из трех букв с голоса учителя. | Рак кит мак, лук сук | узнавание звука и буквы К, чтение слогов, слов и предложений | УО |
61-62 | Звук и буква «Пп» Слоги и слова со звуком и буквой «П» | 2 | УОНМ | | Закрепление изученных звуков, букв. Чтение слов с изученными буквами. | Уметь выделять звук и букву П в различных позициях, практическое различение слов, сходных по звуковому составу. Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя. | Парус лампа полка палка | чтение слогов, слов и предложений, чтение наизусть разученного стихотворения | ФО |
63-64 | Чтение слогов и слов с буквой «П» | 2 | УЗИМ | | Закрепление изученных звуков, букв. | Знать понятие «слог» и «слово». Уметь плавно читать по слогам. | Пар пол, пух | Чтение слов, составленных из усвоенных слоговых структур. | УО |
III четверть | |
65 | Упражнения в чтении усвоенных слогов и слов. | 1 | УПЗУ | | Закрепление изученных звуков, букв. | Знать правило «большой буквы», Уметь различать звуки на слух и в произношении. | Комар шалаш | чтение слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию | УО |
66-67 | Звук и буква «Тт» Выделение звука и чтение буквы. | 2 | УОНМ | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, | Уметь сравнивать и произносить звук «Т», определять количество предложений в тексте. | топор утка трава | чтение слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию | ФО |
68 | Анализ содержания текста. Пересказ с опорой на иллюстрацию. | 1 | КУ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Уметь анализировать слова по звуковому составу, правильно употреблять знакомые формы слов в устной речи при составлении устных ответов на вопросы по содержанию прочитанного. | Лопата молоток | чтение слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию. | ФО |
69 | Звук и буква «И». Выделение звука и чтение буквы «И». | 1 | УОНМ | | Выделение звука [ и ] из речи. Звукобуквенный анализ слова. | Знать звук и букву И. Уметь сравнивать и произносить звук «И» | Поила поил | чтение слогов, слов и предложений | ФО |
70 | Согласование слов в числе и роде. | 1 | УОНМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Уметь плавно читать по слогам текст и пересказать его. | колол кололи | чтение связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию | УО | |
71-72 | Чтение слов и предложений со звуком и буквой «И» | 2 | УЗИМ | | Чтение слов с изученными буквами. | Уметь плавно читать по слогам слова, предложения и короткий текст из букваря | лиса норка | Чтение слов и предложений с изуч. Слог.структурами | УО |
73 | Правило чтения и написания сочетания Ши. Чтение слов с сочетанием Ши. | 1 | КУ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи. Знать и уметь находить слова с «ши». | Шило Машина шишка | чтение слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию | ФО |
74 | Повторение материала, изученного в первом полугодии. | 1 | УПКЗУ | | Уметь давать характеристику звукам; | Знать изученные буквы. Уметь составлять связный рассказ с опорой на сюжетные картинки. | Звук слово | Самостоятельное чтение слогов, слов | ФО |
75 | Звук и буква «Зз». | 1 | УОНМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Знать звук и букву «З». Уметь сравнивать и произносить звук «З», выделять новый звук и букву в различных позициях. | Замок роза коза | узнавание звука и буквы «З», чтение слогов, слов | УО |
76 | Чтение 2-3 составных слов со звуком и буквой «Зз» в различных позициях. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять количество слов в предложении, воспринимаемом на слух. | лоза корзина | чтение слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию | ФО |
77 | Дифференциация «С-З». Чтение слов из усвоенных слоговых структур. | 1 | УПЗУ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Уметь различать при чтении гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции) | Коза коса заноза | сравнение слов с с-з по звучанию, написанию и лексическому смыслу. | ФО |
78 | Звук и буква Вв. | 1 | УОНМ | | Уметь давать хар. звукам; графический образ букв, чит.соч. букв, | Уметь правильно и отчетливо произносить изучаемый звук. | Ваза воз | Подбор слов по схеме и иллюстрации с заданной позицией звука и буквы Вв. | УО |
79 | Чтение слов и предложений с пройденным звуком и буквой. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Знать изученные буквы. Уметь плавно читать по слогам, читать по цепочке. | Сова Ива, вол | Работа по карточкам | ИРК |
80 | Чтение связного текста, анализ содержания с опорой на иллюстрацию. | 1 | КУ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Уметь ориентироваться в тексте, читать по цепочке связный текст; Знать начало и конец предложения в тексте. | Повар Каша, суп | пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы. | ФО |
81-84 | Звук и буква «Жж». | 4 | УОНМ | | Дифференцирование шипящих твердых согласных звуков [ж ], [ш]. Чтение слов с новой буквой. Словесное рисование. | Знать звук и букву «Ж». Уметь сравнивать и произносить звук «Ж» | Лужа жук | тихое хоровое чтение | УО |
85 | Чтение связного текста, анализ содержания. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Уметь пересказывать текст с опорой на иллюстрацию. | лужок | самостоятельное чтение, по заданию учителя, слов и предложений в учебнике. | ФО |
86-87 | Чтение слов с соче-танием Жи. Дифференциация букв Ш-Ж в слогах и словах. | 2 | УОНМ | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, | Уметь составлять слова с изученными буквами из слогов разрезной азбуки. | Лыжи ужи лужи | вставка пропущенных букв в словах под картинками | ФО |
88-89 | Дифференциация сочетаний Ши, Жи в словах. | 2 | УОНМ | | Сочетание ши. Соотнесение картинок и слов.Знать глухие и звонкие парные согласные. | Знать сочетание ЖИ-ШИ. Уметь правильно произносить ЖИ-ШИ, читать текст по цепочке. | | Составление короткого рассказа по сюжетным картинкам | ИР |
90 | Звук и буква «Бб». | 1 | УОНМ | | Сознательное, слоговое чтение. Чит. По лог.послогам. | Знать звук и букву «Б». Уметь сравнивать и произносить звук «Б» | Бык болото, банан | вставка пропущенных букв в словах под картинками | ФО |
91 | Дифференциация звуков и букв Б-П. | 1 | УОНМ | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв | Знать отличие «Б» от «П». Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Балка караси окуни | составление под диктовку слогов, слов из разд. материала. | ФО |
92-93 | Звук и буква «Гг» | 2 | УОНМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Знать звук и букву «Г». Уметь плавно читать по слогам, выделять звук «г» в разных позициях (в начале, середине, конце слова) | Гуси, гора, гири | чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов | ФО |
94 | Различение на слух в произношении Г-К. | 1 | УЗИМ | | Соотнесение картинок и слов. Чтение-рассматривание новой книги. | Знать отличие «Г» от «К». Уметь слушать, задавать вопросы, анализировать слова по звуковому составу. | Гуси куры | сравнение слов с буквами г-к по звучанию и лексическому смыслу. | УО |
95 | Анализ содержания текста. Пересказ с опорой на иллюстрацию. Проверочная работа. | 1 | | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, | Уметь анализировать слова по звуковому составу, правильно употреблять знакомые формы слов в устной речи при составлении устных ответов на вопросы по содержанию прочитанного. | Иголка нитка | чтение текста, пересказ с опорой на иллюстрацию. | УО |
96 | Звук и буква «Дд».Слоги и слова со звуком и буквой «Д». | 1 | УОНМ | | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. | Знать букву и звук «Д». Уметь сравнивать и произносить звук «Д», выделять звук в различных позициях. | Дом дым, душ | чтение, анализ содержания связного текста «Садик». | СР |
97 | Дифференциация звуков и букв «Д-Т». | 1 | КУ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Уметь читать по слогам. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ читаемых слов. | Огород город | работа над текстом учебника | ФО |
98 | Звук и буква «Йй».Слоги и слова со звуком и буквой «й». | 1 | УОНМ | | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, | Знать букву и звук «Й». Уметь правильно произносить звук «Й» при чтении. | Зайка майка | тихое хоровое чтение | ФО |
99 | Дифференциация звуков и букв И-Й. | 1 | КУ | | Знать, что звук [й ] всегда мягкий. Уметь выделять, дифференцировать звук й; | Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождение их в слогах и словах. | Сухо-сыро попугай | пересказ текста с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы. | ФО |
100 | Буква Ь-как показатель мягкости согласных. | 1 | УОНМ | | Знакомство с букв. ь, Чтение текстов. Роль Ь знака в речи. Знать, что Ь не обозначают звуков. | Уметь различать при чтении пройденные звуки. Дифференциация твердых и мягких согласных. | Хор хорь, угол уголь | Работа с учебником, Составление слов из букв разрезной азбуки | УО |
101 | Чтение слов с Ь на конце и в середине слова. | 1 | УЗИМ | | Знакомство с букв. ь, Чтение текстов. Роль Ь знака в речи. | Знать твердые и мягкие согласные. Уметь анализировать слова по звуковому составу. | | Рассказывать наизусть стихотворения из 4-6 строчек. Самосто-ятельное чтение слов с ь в середине слова | ФО |
4 четверть |
102 | Чтение слов, предложений. Текстов с изученными буквами. | 1 | УПКЗУ | | Уметь давать характеристику звукам, читать слова, предложения. | Дифференциация изученных букв. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу. | Зоопарк слон волк тигр | работа с деформированными словами, вставка пропущенной буквы в словах под картинками. | ИРК |
103-104 | Звук и буква «Ее». Чтение слогов и слов с «Е». | 2 | УОНМ | | Особенности постановки буквы Е в начале слова, после гласного звука. Звукобуквенный анализ слов.Знать, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [ й ] , [ э] . | Уметь правильно и отчётливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется) | Ель ёж берег | Беседа: «Лесные жители». | ФО |
105 | Чтение, анализ, работа над пересказом рассказа «В лесу». | 1 | УЗИМ | | Буква Е—показатель мягкости предшествующего согласного | Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи. | Лесник белка ветка корзина | чтение связного текста , пересказ по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию | УО |
106-107 | Звук и буква Ёё». Чтение слогов и слов с «Ё». | 2 | УОНМ | | Буква Е—показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | Уметь составлять распространенные предложения, отвечать на вопросы по содержанию текста | Ёлка ёжик | Дид. игра «Составь слово» | ФО |
108-109 | «Ё»-как показатель мягкости согласных | 2 | КУ | | Знать, что буква Е смягчает предшествующий согласный звук. | Знать отличие «Е» от «Ё». Уметь правильно читать слоги с буквами «Е» и «Ё» | Самолет, утенок, лисенок, козленок | Игра «Назови детеныша», чтение и пересказ текста «Самолет» | ИРК |
110 | Звук и буква «Яя». | 1 | УОНМ | | Знакомство с новой буквой, с ее собенностями, когда она стоит в начале слова или после гласного звука. Звукобуквенный анализ слова. | Знать звук и букву «Я». Уметь правильно произносить звук «Я» при чтении. | Ягода, яблоко яма | узнавание звука и буквы «Я», чтение слогов, слов и предложений | УО |
111 | Чтение предложений, текстов с усвоенными слоговыми структу-рами. | 1 | УЗИМ | | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. | Дифференциация изученных букв и звуков. Уметь анализировать содержание прочитанного текста по вопросам и опорным словам. | Поляна | Работа над текстом учебника | ФО |
112 | Звук и буква «Юю». | 1 | УОНМ | | Знакомство с новой буквой. Буква Ю—показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | Знать звук и букву «Ю». Уметь правильно произносить звук «Ю» при чтении. | Юла | Составление рассказа по опорным картинкам | ФО |
113 | Дифференциация «У-Ю» | 1 | КУ | | | Уметь плавно читать по слогам и пересказывать текст с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы. | Клюква болото | Беседа: «Полезные ягоды нашего края». | ФО |
114 | Звук и буква «Цц». Рассказ «Мой отец». | 1 | УОНМ | | Знать, что звук [ц ] твердый и глухой. Уметь характеризовать изученные звуки. | Знать звук и букву «Ц». Уметь выделять звук и букву «Ц» в различных позициях. | Цапля отец | работа с деформированными словами, вставка пропущенной буквы в словах под картинками. | ФО |
115 | Чтение слов и пред-ложений со звуком и буквой «Цц». | 1 | УЗИМ | | Знать, что звук [ц ] твердый и глухой. Уметь характеризовать изученные звуки. | Знать изученные буквы. Под руководством учителя работать над текстом учебника | Курица лисица кольцо | Чтение текста вслух по цепочке | ФО |
116 | Звук и буква «Чч». | 1 | УОНМ | | Знать изученные звуки и буквы; что звук [ч] мягкий. Уметь работать с текстом; | Уметь выделять звук и букву Ч в различных позициях. Знать наизусть короткое стихотворение, разученного с голоса учителя. | Грач обруч ключ мяч | Составление слов под диктовку из букв разрезной азбуки | ФО |
117 | Чтение слов с ЧА-ЧУ. | 1 | УЗИМ | | | Уметь правильно читать слова с сочетаниями ЧА-ЧУ | Часы чайник чулки | Вставка пропущенных букв в словах под картинками. | ИРК |
118 | Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». | 1 | УПЗУ | | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. | Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного | Кольцо колечко | чтение связного текста, пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы. | УО |
119-120 | Звук и буква «Щщ». | 2 | УОНМ | | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ч ], [ щ]. Чтение текстов. | Знать звук и букву «Щ». Уметь выделять звук и букву Щ в различных позициях, различать слова, сходные по звуковому составу. | Овощи борщ щенок | Чтение слогами. Составление связного текста на основе картинки и вопросов учителя. | УО |
121 | Чтение слов с соче-таниями ЩА-ЩУ. | 1 | УОНМ | | Знать, что сочетание ща пишется а, щу пишется с у. | Уметь различать на слух сочетания ЩА-ЩУ в прочитанных словах. | роща щука щавель | Работа с учебником, вставка пропущенных букв в словах под картинками | ФО |
122 | Чтение слов с сочетаниями Ча - Ща, Чу-Щу. | 1 | УОНМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Знать слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Находить и читать слова с ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ | Чайка Чаша чулки | Составление слов по схемам | ФО |
123 | Звук и буква «Фф». | 1 | УОНМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. | Знать звук и букву Ф. Уметь правильно произносить звук «Ф» при чтении. | Фартук фабрика шарф | чтение слогов, слов и предложений, | СР |
124 | Чтение усвоенных языковых структур со звуком Ф. | 1 | УЗИМ | | Закрепление новых звуков, букв; чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами. | Уметь правильно произносить звуки при чтении, различать при чтении гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции). | Ферма доярка | Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки. Беседа о домашних животных | ФО |
125 | Различие В-Ф в написании слогов и слов. | 1 | УЗИМ | | Сознательное, правильное слоговое чтение. Чтение-рассматривание новой книги. | Уметь отличать при чтении и письме буквы «Вв» и «Фф» | Фартук Шарф кофта | Запись слов, написание которых расходится с произношением. | ФО |
126 | Звук и буква «Ээ». | 1 | УОНМ | | Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч, Ш,Ц, Ж. Уметь характеризовать звуки. | Уметь выделять звук и букву Э в различных позициях, различать изученные звуки на слух и в произношении. | Эхо этаж | Тихое хоровое чтение по слогам | ФО |
127 | Буква Ъ. Составление и чтение слов с Ъ | 1 | УОНМ | | Знакомство с буквами ъ. Чтение текстов. Знать, что Ь и Ъ не обозначают звуков. | Знать букву Ъ. Понятие разделительного Ь и Ъ зна-ков. Навык чтения слов с раздели-тельными Ь и Ъ знаками. | Сел съел подъезд | чтение слогов, слов и предложений | ФО |
128 | Различие на слух в произношении Ь и Ъ. Проверочная работа. | 1 | УОСЗ | | Отгадывание загадок.Знать, что ь звука не обозначает. Уметь читать слова с ь. | Уметь правильно читать слова с Ь и Ъ, читать слогами, составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя. | Семья Платье братья | восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию. | УО |
Повторение пройденного 4ч. |
129-130 | Чтение рассказов . Чтение предложений с изученными буквами. | 2 | УПКЗУ | | Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами. | Уметь плавно читать по слогам текста по цепочке, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Чиж котята светофор | Работа с учебником | ФО |
131-132 | Составление рассказа по иллюстрации. Чтение коротких рассказов. | 2 | УОСЗ | | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. Чтение-рассматривание новой книги. | Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам, читать по слогам текст, рассказывать наизусть стихотворения. | | Работа с сюжетными картинками, чтение наизусть стихотворений разученных с голоса учителя | УО |