Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели обучения:
Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Задачи обучения:
Воспитание у воспитанников интереса к уроку чтения и чтению как процессу. Формирование навыка беглого и выразительного чтения, правильного (без искажения звукового состава слова и с правильным ударением). Формирование у обучающихся навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. Учить воспитанников правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учить воспитанников отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делится впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картины, задавать вопросы автору, обсуждать предполагаемый ответ.
Формировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, умения выбирать книги по интересу знакомить с доступными детскими книгами в чтении учителя, учить правильно, называть произведения и его автора.
Согласно учебному плану в 6 классе на уроки чтения и развития речи отведено 103 часа, т.е. по 3 часа в неделю.
Содержание программы соответствует учебной программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб.1.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний.
Первый уровень рассчитан на обучающихся, способных к усвоению разделов программы.
Второй уровень предназначен для воспитанников со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу к обучающимся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Первый уровень соответствует требованиям к знаниям и умениям обучающихся, изложенных в учебной программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб.1.
Обучающиеся должны уметь:
1-й уровень
-читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
-делить текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
-определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
-выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, отчетливо и выразительно читать их перед классом.
2-й уровень:
Обучающиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 6-8 стихотворений (объем текста с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Содержание учебного предмета
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Тема | Теория | Практика |
1 | 22 | Люблю природу русскую | 22 | 22 |
2 | 20 | О далеком прошлом России | 20 | 20 |
3 | 12 | Животные в нашем доме | 12 | 12 |
4 | 10 | Будь человеком, человек! | 10 | 10 |
5 | 8 | Они прославляли Россию | 8 | 8 |
6 | 12 | Смешное и веселое | 12 | 12 |
7 | 7 | Вечный свет подвига | 7 | 7 |
8 | 4 | Писатели мира - детям | 4 | 4 |
9 | 8 | Внеклассное чтение | 8 | 8 |
Литература:
Учебник «Чтение» для 6 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина Москва «Просвещение» 2006г.
Оборудование:
Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.