СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи. 5 класс. VIII вид.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи. 5 класс. VIII вид.»

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколыVIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил. При изучении курса ставятся следующие цели:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Данная Программа разработана для обучения по индивидуальному рабочему плану обучающихся 5 класса.


Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся, что соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Основные направления коррекционной работы:

  • Коррегировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.



Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Срок реализации 1 год. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.














































п/п

Содержание учебного предмета

Кол-во часов


1






2











3





























4






5



6







7









8














9


Устное народное творчество


Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.


Пословицы и поговорки. Загадки.


Сказки

«Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

«Морозко» (Русская сказка

«Два Мороза» (Русская сказка)

«Три дочери» (Татарская сказка)

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

Обобщающий урок по теме «Сказки»


Картины родной природы:

Лето. Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…»А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) А. Прокофьев «Берёзка»Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» К. Бальмонт «Осень»

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

По В. Астафьеву «Осенние грусти…» И. Бунин «Первый снег»Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»Г. Скребицкий «Декабрь»К. Бальмонт «К зиме»Г. Скребицкий «Всяк по-своему»С. Есенин «Поёт зима – аукает…»С. Есенин «Берёза»

А. Пушкин «Зимняя дорога»

Весна. Г. Скребицкий «Март»

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)Г. Скребицкий «Весна - красна»Г.Скребицкий «Грачи прилетели»Г. Скребицкий «Заветный кораблик» Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник»И. Соколов – Микитов «Весна»

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»


О друзьях-товарищах

Ю. Яковлев «КолючкаЮ. Яковлев «Рыцарь Вася»

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

Л. Воронкова «Дорогой подарок» Я. Аким «Твой друг»


Басни И. Крылова

И. Крылов «Ворона и Лисица»«Щука и Кот» «Квартет»


Спешите делать добро

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»О. Бондарчук «Слепой домик»В. Осеева «Бабка»А. Платонов «Сухой хлеб»

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

Р. Рождественский «Огромное небо»

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»


О животных

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)К. Паустовский «Кот Ворюга»

Б. Житков «Про обезьянку»Э. Асадов «Дачники»

С. Михалков «Будь человеком»

Обобщающий урок по теме «О животных»


Из прошлого нашего народа


По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи. Конец похода»

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)


А. Куприн «Белый пудель» (отрывок

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»


Из произведений зарубежных писателей

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусямиГ.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

Обобщающий урок по теме


2






17











44





























14






3



14







15









16














8











Учебно-методическая литература:


  1. Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколыVIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.


  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.


  1. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).


  1. Л.Н. ЕфименковаКоррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).














Календарно-тематическое планирование по чтению 5 класс


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Тема урока

Дата по плану

Дата по

факту

Примечание


Устное народное творчество


2






1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.






1

Пословицы и поговорки.Загадки.






Сказки


17






1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)





1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)





1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)






1

«Морозко» (Русская сказка)





1

«Два Мороза» (Русская сказка)





1

«Три дочери» (Татарская сказка)





1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывки)





1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывки)





1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывки)





1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывки)





1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»





1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»





1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»





1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»





1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»





1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»





1

Вн.чтение . Русские народные сказки.





Картины родной природы

17






1

Г. Скребицкий «Июнь»





1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»





1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)





1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)





1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)





1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)





1

А. Прокофьев «Берёзка»





1

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»





1

Г. Скребицкий «Сентябрь»





1

И. Соколов-Микитов «Золотая осень»





1

И. Соколов-Микитов «Золотая осень»





1

К. Бальмонт «Осень»





1

Г. Скребицкий «Добро пожаловать!»





2 четверть







1

В. Астафьев «Осенние грусти…»





1

И. Бунин «Первый снег»





1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».





1

Вн.чтение. Г.А.Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша»





О друзьях товарищах

14






1

Ю. Яковлев «Колючка»





1

Ю. Яковлев «Колючка»





1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»





1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»





1

Н. Носов Витя Малеев в школе и дома.





1

Н. Носов Витя Малеев в школе и дома.





1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»





1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»






Л. Воронкова «Дорогой подарок»






Л. Воронкова «Дорогой подарок»






Л. Воронкова «Дорогой подарок»






Я. Аким «Твой друг»







Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах






Вн.чтение. А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города





Басни И.А. Крылова








И. Крылов «Ворона и Лисица»






И. Крылов «Щука и Кот»






И. Крылов «Квартет»





Спешите делать добро








Н. Хмелик «Будущий олимпиец»






Н. Хмелик «Будущий олимпиец»






О. Бондарчук «Слепой домик»






В. Осеева «Бабка»






В. Осеева «Бабка»






В. Осеева «Бабка»






В. Осеева «Бабка»






А. Платонов «Сухой хлеб»






А. Платонов «Сухой хлеб»






В. Распутин «Люся»






В Брюсов Труд.





3 четверть








Р. Рождественский «Огромное небо»






Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»






Вн.чтение. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо»





Картины родной природы








Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»






Г. Скребицкий «Декабрь»






К. Бальмонт «К зиме»






Г. Скребицкий «Всяк по-своему»






Г. Скребицкий «Всяк по-своему»






С. Есенин «Поёт зима – аукает…»






С. Есенин «Берёза»






А. Пушкин «Зимняя дорога»






Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»






Вн.чтение. М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая»






Г. Скребицкий «Март»






А.Толстой Вот уж снег последний в поле тает






Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»






Г. Скребицкий «Весна - красна»






Г. Скребицкий «Грачи прилетели»






Г. Скребицкий «Заветный кораблик»






Г. Скребицкий «В весеннем лесу»






А. Толстой «Весенние ручьи»






А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»






А. Блок «Ворона»






Е. Серова «Подснежник»






И. Соколов – Микитов «Весна»






И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»






С. Есенин «Черёмуха»






Я. Аким «Весна, Весною, о весне»






Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»






Вн.чтение Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине»





О животных








Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»






Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»






А. Толстой «Желтухин»






А. Толстой «Желтухин»






А. Толстой «Желтухин»






К. Паустовский «Кот Ворюга»






Б. Житков «Про обезьянку»






Б. Житков «Про обезьянку»






Б. Житков «Про обезьянку»






Э. Асадов «Дачники»






Э. Асадов «Дачники»





4 четверть








Из рассказов Ф. Абрамов Олёны Даниловны






Будь человеком. С. Михалков






Обобщающий урок по теме «О животных»






Вн.чтение. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про козявочку»,»Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»





Из прошлого нашего народа








О. Тихомиров «На поле Куликовом. Москва собирает войско»






О. Тихомиров «Куликовская битва»






О. Тихомиров «На поле Куликовом. Слава героям»






С. Алексеев Рассказы о войне 1812 года. «Бородино»






С. Алексеев Рассказы о войне 1812 года. «Ключи»






С. Алексеев Рассказы о войне 1812 года. «Конец похода»






Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»






А. Куприн «Белый пудель»






А. Куприн «Белый пудель»






А. Куприн «Белый пудель»






А. Куприн «Белый пудель»






Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»






Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»






Ю Коринец «У могилы Неизвестного солдата»






Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего мира»






Вн.чтение. Рассказы о героях войны





Из произведений зарубежных писателей








В.Гюго «Гаврош»






В.Гюго «Гаврош»






М. Твен «Приключения Тома Сойера»






М. Твен «Приключения Тома Сойера»






С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»






С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»






Г.Х. Андерсен «Русалочка»






Вн.чтение С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»






Повторение






Повторение






Повторение