СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991


«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО


Протокол № ___ от

«____»___________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО


«____»____________20__ г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа№991


___________________ФИО


Приказ № ___ от «___»____2016 г.




Рабочая программа

по предмету «Чтение и развитие речи»

6 класс


Срок реализации учебной программы

2016- 2017 уч.г.



Разработчик: учитель русского языка

Гаспарян А.Г.



Москва, 2016 год


Пояснительная записка. 


Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1»/ Под ред В.В. Воронковой, ГИЦ «Владос», Москва, 2011г..

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Чтение 6 класс» : учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Москва, Просвещение 2005

Чтение и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение чтение носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. 

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.


Цель – совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения (ЗУН по технике чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала).

Задачи:

  1. Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

  2. Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;  кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч. эмоционального плана.

  3. Воспитывать  и развивать социальную адаптацию в плане общего развития;

  4. Воспитывать положительные нравственные качества



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

читать вслух осознанно, правильно, выразительно, «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану и выборочно.
Учащиеся должны знать:

наизусть 8-10 стихотворений.


Программа рассчитана на 136 часов: по 4 часа в неделю

Количество часов по четвертям



I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

34ч.

28 ч.

42 ч.

32 ч.

136 ч.


Тематика изучаемых произведений:

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения.
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». 
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующие поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.


Внеклассное чтение.
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. 
Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Изучаемые произведения.
В. Песков «Отечество», «Весна идет», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», В. Бианки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Ю. Качаев «Грабитель», Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко» (сказка), «Корзина с еловыми шишками», И. Тургенев «Один день в берёзовой роще», Е. Носов «Хитрюга», С. Михалков «Будь человеком», Б. Заходер «Петя мечтает», Д. Биссет «Слон и муравей» (сказка), «Кузнечик Денди» (сказка), Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой», «Пуговкин домик».
«Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины), Ф. Глинка «Москва», С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогорова «Великодушный русский воин», Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка), Д. Гальперина «Здравствуйте!», Е. Благина «Новогодние загадки», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», Д. Хармс «Пушкин», «Заяц и ёж». 
Х.К. Андерсен «Ель» (сказка), «Снежная королева» (сказка), А. Чехов «Ванька», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…», И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…», М. Зощенко «Лёля и Минька», Ю. Рытхэу «Пурга», Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Смирнов «Первые приметы».
М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка), В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок), А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять ракинула весна…», В. Астафьев «Злодейка», «Зорькина песня», Е. Баронина «Рассказы про зверей», В. Драгунский «Кот в сапогах», И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня), Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», М. Дудин «Наши песни спеты на войне», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…». 

Произведения для внеклассного чтения.

М. Пришвин «Лесной хозяин», К. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом», В. Бианки «Морской чертёнок», А. Мамин – Сибиряк «Приёмыш», былины про Илью Муромца, Л. Кассиль «Всё вернётся», В. Астафьев «Васюткино озеро», Г. Скребицкий «Замечательный сторож», стихи о войне.
Произведения для заучивания наизусть.
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», И. Суриков «Белый снег пушистый…», С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка,весел…».
 























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

6 класс чтение и развитие речи

п/п

Кол – во часов

Тема урока

Дата

Словарь

Примечания

1.

1

В. Песков

«Отечество»

1.09

брод

Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов учителя.

2.

1

М. Ножкин

«Россия»

2.09

необъятна

Заучивание наизусть.

3.

1

М. Пришвин

«Моя Родина»

6.09


Пересказ по составленному плану

4.

1

В. Бианки

« Сентябрь»

7.09

хмурен

ревун

Выборочный пересказ.

5.

1

И.Бунин «Лес, точно терем расписной…»

8.09



6.

1

Ю. Качаев

«Грабитель»

9.09

тасхылы

пучка

чаща

Подбор слов со сходными и противоположными значениями. Пересказ по составленному плану

7.

8.

2

Б.Житков

«Белый домик»

13.09

14.09

шлюпка

мель

Деление текста на части

Озаглавливание.

Выделение главной мысли произведения.

9.

1

А. Белорусец

«Звонкие ключи» 1гл.

15.09

терраса

Полярная звезда

Пересказ от 3-го лица

10.

1

А. Белорусец

«Звонкие ключи» 2гл.

16.09

просека

Выделение главной мысли произведения

11.

1

А. Белорусец

«Звонкие ключи» 3гл.

20.09


Подбор выражений, характеризующих поступки героев.

12.

1

А. Белорусец

«Звонкие ключи»


21.09


Пересказ по плану.

13.

1

К. Паустовский

«Заячьи лапы» гл. 1

22.09

ветеринар

гарь

Выборочное чтение.

14.

1

К. Паустовский

«Заячьи лапы» гл. 2

23.09

портянки

Озаглавливание 2 части.

15.

1

К. Паустовский

«Заячьи лапы» гл. 3

27.09

половицы

сенцы

Составление плана пересказа с помощью учителя.

16.

1

Внеклассное чтение.

Русские народные сказки

28.09


Выделение главной мысли.

17.

1

И. Тургенев

«Осенний день в берёзовой роще»

29.09

лазурь

Пересказ описания рощи близко к тексту

18.

1

Е. Носов

«Хитрюга» гл. 1

30.09

лещина

Составление пересказа.

19.

1

Е. Носов

«Хитрюга» гл. 2

4.10

переполох

Чтение по ролям.

Пересказ.

20.

1

В. Бианки

«Октябрь»

5.10

зазимник

Выбор выражений, характеризующих картины природы.

21.

1

С. Михалков

«Будь человеком»

6.10

эгоист

Выразительное чтение.

22.

1

Б. Заходер

«Петя мечтает»

7.10

волшебник

Заучивание наизусть.

23.

1

Д. Биссет

«Слон и муравей»

11.10


Чтение по ролям

24.

1

Д. Биссет

«Кузнечик Денди»

12.10

гордец

Чтение по ролям. Пересказ.


25.

1

Дж. Родари

«Как один мальчик играл с палкой»

13.10

оазис

грива, пустын

Совершенствование техники чтения. Пересказ

26.

1

Дж. Родари

«Пуговкин домик» гл. 1

14.10

оглобли


Разбор текста по вопросам

27.

1

Дж. Родари

«Пуговкин домик» гл. 2

18.10

мажордом

Чтение по ролям Пересказ.

28.

1

«Илья Муромец и Соловей- разбойник»

19.10

былина

благословение

Совершенствование техники чтения.

29.

1

Ф. Глинка

«Москва»

20.10

посад

пригород

Описание испытаний, через которые прошла Москва.

30.

1

В. Бианки

«Ноябрь»

21.10

полузимник

Свободный пересказ

31.

1

По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря».


25.10



32.

1

По С.Алексееву «На берегу Невы».


26.10



33.

1

Рассказы о русском подвиге

Алексеев С. «Медаль», «Гришенька»


27.10



34.

1

Внеклассное чтение.

П.П. Бажов «Каменный цветок»

28.10

малахит

Составление отзыва о произведении.


36.

1.

Е. Холмогорова «Серебряный лебедь».


герб

камин

Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов.

37.

1

Е. Холмогорова «Боевое крещение».


штурм

Пересказ.

38.

1.

Е. Холмогорова «День рождения Наполеона».



Описание боя, в котором участвовал главный герой.

39.

1.

Е. Холмогорова « В дни спокойные».


компас

Пересказ близко к тексту.

40.

1.

Н. Носов « Как Незнайка сочинял стихи».



Чтение по ролям.

Пересказ.

41.

42.

2.

Е. Пермяк «Тайна цены».


дюжина

смекать

Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов Пересказ по плану.

43.

1.

Внеклассное чтение. Н. Носов «Незнайка в солнечном городе».



Отзыв о прочитанном.

44.

1.

«Здравствуйте» перевод Д. Гальпериной.



Пересказ.

45.

1.

В. Бианки «Декабрь».



Рассказ о наблюдениях за зимней природой. Ответы на вопросы.

46.

1.

Е. Благинина «Новогодние загадки».



Объяснение смысла загадок.

47.

1.

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»


блеснул

пелена

Наизусть

48.

1.

Д. Хармс «Пушкин»



Чтение по ролям.

49.

1.

А. Никитин «Встреча зимы».


угрюмый

сумрачный

Наизусть.

50.

1.

А. Дорохов «Тёплый снег».



Иллюстрирование текста.

51.

1.

Внеклассное чтение. Н Носов «Приключения Незнайка и его друзей».



Отзыв о прочитанном. Характеристика героев.

52.

53.

2.

Г.Х. Андерсен Сказка «Ель» 1 гл.


рождество

Выборочное чтение.

54.

55.

2.

Г.Х. Андерсен Сказка «Ель» 2 гл.



Пересказ.

56.

1.

Г.Х. Андерсен Сказка «Ель». Обобщающий урок.



Просмотр сказки.

57.

1.

А. П. Чехов «Ванька»



Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов

58.

1.

А. П. Чехов «Ванька»



Выборочное чтение.

59.

1.

А. П. Чехов «Ванька»


Рождество

колодки

Пересказ..

60.

1.

И. Никитин «Весело сияет…»



Выразительное чтение.

61.

1.

И.Суриков «Белый снег пушистый…»



Выразительное чтение, наизусть.

62.

1.

М. Зощенко «Лёля и Минька».


фарфор

Чтение по ролям.

63.

1.

М. Зощенко «Лёля и Минька».



Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов

64.


1.

Ю.Рытхэу «Пурга».


Пурга

малахай

Деление текста на части.Озаглавливание.

Пересказ.


65.

66.

2.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

.

Полумрак


Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов.

Пересказ.

67.

1.

В. Бианки «Февраль»


Перезимок

Оттепель

Наст

Рассказ о наблюдениях за зимней природой. Ответы на вопросы.

68.

69.

70.

71.

72.

5.

С. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.118 .

С. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.122

С. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.125

С. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.126

С. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.128



Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выбор слов и выражений характеризующих главных героев.

Сравнение дочки и падчерицы.

Пересказ

73.

1.

Внеклассное чтение Н. Носов «Незнайка в солнечном городе».



Отзыв о прочитанном

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.


10

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 1 гл.

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 2 гл.

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 3 гл.

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 4 гл

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 5 гл.

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 5 гл

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 6 гл

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 6 гл

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 7 гл

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». 8 гл.




Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Выбор слов и выражений характеризующих главных героев.

Пересказ.

84.

1.

С.Смирнов «Первые приметы»


Краснотал

Выразительное чтение.

Работа над содержанием.

Наизусть.

85.

1.

В. Бианки «Март»


Равноденствие

Рассказ о наблюдениях за природой весной. Ответы на вопросы.

86.

1.

В.Песков «Весна идёт»


Ратуша

Описание картины.

Пересказ.

87.

1.

Внеклассное чтение Н.Носов « Незнайка на Луне».



Отзыв о прочитанном.

88.

1.

М.Пришвин «Жаркий час»



Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

89.

90.

91.

3.

Г. Скребицкий « Весенняя песня»



Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

92.

1.

В Жуковский «Жаворонок»


Лазурь

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Наизусть.

93.

1.

Л. Толстой «Детство Никиты»


Мерин

Вгон

Ощерясь

Дрожки

Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов.

Пересказ.

94.

1.

А. Твардовский «Как после мартовских метелей…»



Выразительное чтение.

Наизусть.

95.

1.

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»


Окроплены

Выразительное чтение.

Работа над содержанием.

Наизусть.

96.

1.

В. Бианки « Апрель»



Рассказ о наблюдениях за природой весной. Ответы на вопросы. Рассказ по картине.

97.

1.

Внеклассное чтение Ю.К Олеша «Три Толстяка»



Отзыв о прочитанном.

98.

99.

100.

101.

4.

К. Паустовский «Стальное колечко»


Махорка

Чтение по ролям. Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

102.

1.

В. Астафьев «Злодейка»


Блесна

Удилище

Спиннинг

Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

103.

104.

2.

Е. Баронина «Рассказы про зверей»



Деление текста на части.

Озаглавливание частей.

Пересказ.



105.

106.

107.

3.

В.Драгунский «Кот в сапогах».



Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов.

Пересказ.


108.

1

Д.Хармс «Заяц и ёж»,



Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

109.

1.

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».


образ

ужимки

Выразительное чтение.

Работа над содержанием.


110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.


10.

По Р. Киплингу «Рикии-Тикки-Тави».



дюжина

егозить

искусно


Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов.

Хар-ка главн. героев и их поступков.

Пересказ.


120.

1.

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»



Выразительное чтение. Наизусть

121.

1.

В.Бианки «Май».



Рассказ о наблюдениях за природой весной. Ответы на вопросы. Рассказ по картине.

122.

1.

Внеклассное чтение К.Паустовский «Кот-ворюга».




Отзыв о прочитанном.

123.

1.

М.Дудин «Наши песни спеты на войне».



Разбор содержания прочитанного с помощью вопросов. Выразительное чтение.

124.

125.

126.

127.

4.

В. Медведев. Сказка Звездолёт «Брунька».



Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

128.

129.

130.

3.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».




Работа над содержанием.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

131.

132.

133.

3.

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Работа над содержанием.

Ответы на вопросы. Хар-ка героев.

Пересказ.

134.


1.

В.Астафьев «Зорькина песня».


Работа над содержанием. Ответы на вопросы.

Пересказ.

135.

1.

Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».



Выразите6льное чтение.

136.

1.

Внеклассное чтение. М.Пришвин «Кладовая солнца».



Отзыв о прочитанном.

Список учебно-методического обеспечения.



  1. Программа по чтению для 6 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. Воронковой В.В. Москва, Владос 2011.

  2. Чтение 6 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2005

  3. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009

  4. Газета « Литература и сайт для учителя -lit. 1september.ru

  5. В помощь молодому педагогу» -skolakras.narod.ru

  6. Методика преподавания литературы -metlit.nm/ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!