ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа№991 ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
8 класс
Срок реализации учебной программы
2016- 2017 уч.г.
Разработчик: учитель русского языка
Гаспарян А.Г.
Москва, 2016 год
Пояснительная записка.
На уроках чтения и развития речи в 8-х классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевомподходе к обучению.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Начиная с 8 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 8 классе – 102 час, 3 часа в неделю.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% - испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Распределение учебных часов по четвертям в 8 классах осуществляется следующим образом:
Четверть | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
I | 25 |
II | 21 |
III | 31 |
IV | 25 |
Год | 102 |
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками
осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты (контрольно-измерительные материалы) создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе
№ п/п | Тема | Обязательный минимум ЗУН | Коррекционные |
1. 2. 3. 4. | Устное народное творчество
Русская литература XIX века Произведения русских писателей 1-й половины XX века. Произведения русских писателей 2-й половины XX века. | УДУ: • читать вслух правильно, бегло, выразительно; • читать про себя доступные по содержанию тексты; • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя); • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя); • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа; • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова; • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); отвечать на вопросы учителя; • заучить наизусть 10 стихотворений; • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. УДЗ : Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки Названия рассказов, фамилии писателей 10 стихотворений | Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания). Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте. Осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после. Корректировать произношение, регулировать темп чтения. Расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики. Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления. Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п. Развивать и корректировать память и логическое мышление. Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки. Формировать культуру общения. |
Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития в 8 классе
I ЧЕТВЕРТЬ
№п/п | Кол - во часов | Дата | Наименование темы | Словарь | Индивид. помощь | Примечание |
1. | 1. | | Устное народное творчество. | Фольклор | | Работа над содержанием. |
2. 3. 4. | 3 | | Сказка «Волшебное кольцо». | | | Совершенствование техники чтения; Выделение главной мысли сказки; Иллюстрирование черт характера примерами из текста. |
5. | 1. | | Пословицы и поговорки. | | | Объяснение смысла поговорок. |
6. 7. | 2. | | Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень». | Поприще, чета, рукоплескание | | Составление характеристики героев. Чтение по ролям. |
8. | 1. | | Былины. «Добрыня и Змей». | | | Чтение текста, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. |
9. | 1. | | А.С.Пушкин. Биография. «Публичное испытание», «Записки о Пушкине». | Ссылка, интрига | | Пересказ с помощью слов и выражений из текста. Работа над содержанием. |
10. | 1. | | А.С.Пушкин «Памятник». | Лира, глас | | Работа над средствами языковой выразительности. |
11. | 1. | | А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…». | Скорбный труд | | Заучивание наизусть. |
12. | 1. | | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | Вечор, нега, Аврора | | Различие оттенков значений слов в тексте. |
13. 14. | 1. | | А.С.Пушкин« И.И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няня», «Сожженое письмо», «Я вас любил…». | Томим, светлица, не внемлет | | Работа над средствами языковой выразительности. Отношение к действующим лицам. |
15. 16. | 2. | | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». | Вареная полба | | Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста. Выделение главой мысли. |
17. | 1. | | Внеклассное чтение. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». | | | Составление отзыва. Обсуждение прочитанного. |
18. | 1. | | М.Ю.Лермонтов. Биография. | Аристократия, деликатность | | Пересказ содержания с использованием слов и выражений из текста. |
19. | 1. | | М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта». | Дуэль | | Работа над средствами языковой выразительности. |
20. | 1. | | М.Ю.Лермонтов «Родина». | | | Выделение главной мысли. |
21. | 1. | | М.Ю.Лермонтов «Парус». | Лазурь | | Заучивание наизусть. |
22. | 1. | | М.Ю.Лермонтов «Сосна». | | | Совершенствование техники чтения. |
23. 24. 25. | 3. | | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Опричник, трапеза, стольники | | Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста. Выделение главой мысли. Пересказ с использованием слов и выражений из текста. |
II ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п | Кол –во часов | Дата | Наименование темы | Словарь | Индивид. помощь | Примечание |
1. | 1 | | И.А.Крылов биография, «Волк на псарне» | | | |
2. | 1 | | И.А. Крылов «Осел и Соловей» | | | |
3. | 1 | | И.А.Крылов «Муха и Пчела» | | | |
4. | 1. | | Н. А. Некрасов. Биография. | | | Знание основных сведений из жизни поэта. |
5. | 1. | | Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». | Обитатель палаты | | Работа над средствами языковой выразительности |
6. | 1. | | Н. А. Некрасов «В полном разгаре…» | Страда косуля | | Выделение главной мысли |
7. | 1. | | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» | Утеха нужда | | Составление характеристики героини |
8. | 1. | | Н. А. Некрасов « Русские женщины» | Факел Каторга оковы | | Обоснование отношения к действующим лицам. Выразительное чтение. |
9. | 1. | | Внеклассное чтение. Ю.Бондарев «Юность командиров» | | | Отзыв о прочитанном |
10. | 1. | | И.С.Никитин. Биография. «Русь» лирика | | | Работа над средствами языковой выразительности. |
11. | 1. | | И.С.Никитин «Утро на берегу озера». | | | Выразительное чтение. |
12. 13. | 2. | | И.С. Тургенев. Биография. «Му – Му». 1 часть | Подлинник, каморка, армяк, тщедушина | | Знание основных сведений из жизни писателя. Пересказ. |
14. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 2 часть | | | Совершенствование техники чтения. |
15. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 3 часть | | | Подбор слов и выражений, характеризующих главного героя. |
16. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 4 часть | | | Составление характеристики героев. |
17. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 5 часть | | | Краткий пересказ. |
18. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 6 часть | Охотный ряд | | Обоснование отношения к действующим лицам. |
19. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 7 часть | | | Выделение главной мысли. |
20. | 1. | | И.С.Тургенев «Му – Му» 8 часть | | | Работа над содержанием. |
21. | 1. | | Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Унтер Пришибеев». | | | Краткий пересказ. |
№п/п | Наименование темы | Дата | Словарь | Индивидуальная помощь | Примечание | ТСО |
1. | Л.Н. Толстой. Биография. | | | | Знание основных сведений о жизни писателя. | |
2. 3. | Л.Н.Толстой «После бала». 1часть Л.Н.Толстой «После бала». 2часть | | Ломовые шпицрутены | | Работа над содержанием, краткий пересказ | |
4. | А.П.Чехов Биография | | Земская больница псевдоним | | Знание основных сведений о жизни писателя | |
5. | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 1 | | Хинин,уезд, приказчик | | Чтение по ролям | |
6. | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 2 | | Гнетущая обстановка, грошовый заработок | | Работа над содержанием | |
7. | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 3 | | | | Краткий пересказ | |
8. | Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». | | | | Отзыв о прочитанном | |
9. | В.Г.Короленко. Биография. | | | | Знание основных сведений о жизни писателя | |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» | | Полудремотная истома Снисходительное сожаление | | Характеристика каждого из детей Определение главной черты в поведении гл.героев. Чтение по ролям. Работа над содержанием. Подбор выражений, характ. гл.героев в юношеские годы. Выделение главной мысли. Пересказ. | |
14. | Внеклассное чтение. В.А.Каверин «Два капитана». | | | | Отзыв. | |
15. | С.А.Есенин Биография | | | | Знание основных сведений о жизни поэта. | |
16. 17. 18. | С.А.Есенин «Спит ковыль» С.А.Есенин «Пороша» С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…» | | | | Заучивание наизусть Заучивание наизусть Работа над средствами языковой выразительности. | |
19. | Внеклассное чтение С.А.Есенин «Лирика» | | | | Поэтический час. | |
20. | М.Горький Биография. | | | | Знание основных сведений о жизни писателя. | |
21. 22. 23. | М.Горький «Макар Чудра». | | | | Работа над содержанием Составление словесного портрета главных героев. Пересказ по плану. | |
24. | А.П.Платонов Биография | | | | Знание основных сведений о жизни писателя. | |
25. 26. 27. | А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» сказка | | | | Выделение главной мысли. Пересказ по плану. | |
28. | А.Н.Толстой Биография | | | | Знание основных сведений о жизни писателя. | |
29. 30. 31. | А.Н.Толстой «Русский характер» | | | | Озаглавливание частей текста. Характеристика героев. | |
№№ | Наименование темы | Дата проведения урока | Словарь | Индивидуальная помощь | Примечание |
1. | Н.А.Заболоцкий биография «Некрасивая девочка» | | | | Знание основных сведений из жизни поэта |
2. 3. | К.Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя. Озаглавливание части текста. |
4. | К.Г.Паустовский «Телеграмма» | | | | Озаглавливание частей рассказа. Пересказ |
5.
6.
| Р.И.Фраерман Биография.
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя.
Озаглавливание отрывка. |
7. 8. 9. | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» | | | | Выделение главной мысли. Иллюстрация черт характеров героев примерами из текста. Составление плана пересказа, пересказ. |
10.
| Л.А.Кассиль. Биография
«Пекины бутсы» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя.
Краткий пересказ. |
11.
| Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы» | | | | Подбор из текста слов, характеризующих поведение героя. Составление плана пересказа, пересказ. |
12. | Внеклассное чтение. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». | | | | Составление отзыва о прочитанном. |
13.
| А.Т.Твардовский Биография
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя.
Заучивание отрывка наизусть. |
14.
15.
| А.Т.Твардовский «Кто стрелял?» А.Т.Твардовский «В наступлении»
| | | |
Рассказ о подвиге Теркина. Составление характеристики Теркина. |
16.
17.
| В.М.Шукшин Биография
В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя.
Пересказ по плану. |
18. 19. | В.П.Астафьев Биография В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» | | | | Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ. |
20. | Р.П.Погодин Биография «Алфред» | | | | Знание основных сведений из жизни писателя. |
21. 22.
23.
| Р.П.Погодин «Алфред» | | | | Выделение главной мысли.
Краткий пересказ.
Чтение, работа над содержанием. |
24. | А.А.Сурков «Родина» | | | | Выразительное чтение. |
25. | Обобщающий урок. | | | | |