СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе.»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991


«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО


Протокол № ___ от

«____»___________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО


«____»____________20__ г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа№991


___________________ФИО


Приказ № ___ от «___»____2016 г.




Рабочая программа

по предмету «Чтение и развитие речи»

8 класс


Срок реализации учебной программы

2016- 2017 уч.г.



Разработчик: учитель русского языка

Гаспарян А.Г.





Москва, 2016 год


Пояснительная записка.


     На уроках чтения и развития речи в 8-х классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

     

ЗАДАЧИ:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевомподходе к обучению.

            С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

            Начиная с 8 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 8 классе – 102 час, 3 часа в неделю.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% - испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Распределение учебных часов по четвертям в 8 классах осуществляется следующим образом:


Четверть

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

25

II

21

III

31

IV

25

Год

102












В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.





Типы урока:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи


Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.


Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;


Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты (контрольно-измерительные материалы) создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.


Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе


п/п

Тема

Обязательный минимум

ЗУН

Коррекционные

1.





2.






3.








4.






Устное народное творчество





Русская литература XIX века




Произведения русских писателей 1-й половины XX века.



Произведения русских

писателей 2-й половины XX века.


УДУ:

      • читать вслух правильно, бегло, выразительно;

      • читать про себя доступные по содержанию тексты;

      • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);

      • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);

      • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

      • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа;

      • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

 • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя); отвечать на вопросы учителя;

  • выделять главную мысль произведения;

      • заучить наизусть 10 стихотворений;

      • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

УДЗ :

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки

Названия рассказов, фамилии писателей

10 стихотворений 

Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).

Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.

Осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.

Корректировать произношение, регулировать темп чтения.

Расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.

Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.

Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства

Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.

Развивать и корректировать память и логическое мышление.

Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.

Формировать культуру общения.



















Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития в 8 классе

I ЧЕТВЕРТЬ

№п/п

Кол - во часов

Дата

Наименование темы

Словарь

Индивид. помощь

Примечание

1.

1.


Устное народное творчество.

Фольклор


Работа над содержанием.

2.

3.

4.

3


Сказка «Волшебное кольцо».



Совершенствование техники чтения;

Выделение главной мысли сказки;

Иллюстрирование черт характера примерами из текста.


5.

1.


Пословицы и поговорки.



Объяснение смысла поговорок.

6.

7.

2.


Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень».

Поприще, чета, рукоплескание


Составление характеристики героев.

Чтение по ролям.

8.

1.


Былины. «Добрыня и Змей».



Чтение текста, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

9.

1.


А.С.Пушкин. Биография.

«Публичное испытание», «Записки о Пушкине».

Ссылка, интрига


Пересказ с помощью слов и выражений из текста. Работа над содержанием.

10.

1.


А.С.Пушкин «Памятник».

Лира, глас


Работа над средствами языковой выразительности.

11.

1.


А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

Скорбный труд


Заучивание наизусть.

12.

1.


А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Вечор, нега, Аврора


Различие оттенков значений слов в тексте.

13.

14.

1.


А.С.Пушкин« И.И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няня», «Сожженое письмо», «Я вас любил…».

Томим, светлица, не внемлет


Работа над средствами языковой выразительности. Отношение к действующим лицам.

15.

16.

2.


А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Вареная полба


Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста.

Выделение главой мысли.


17.

1.


Внеклассное чтение. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».



Составление отзыва. Обсуждение прочитанного.

18.

1.


М.Ю.Лермонтов. Биография.

Аристократия, деликатность


Пересказ содержания с использованием слов и выражений из текста.

19.

1.


М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта».

Дуэль


Работа над средствами языковой выразительности.

20.

1.


М.Ю.Лермонтов «Родина».



Выделение главной мысли.

21.

1.


М.Ю.Лермонтов «Парус».

Лазурь


Заучивание наизусть.

22.

1.


М.Ю.Лермонтов «Сосна».



Совершенствование техники чтения.

23.

24.

25.

3.



М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Опричник,

трапеза, стольники


Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста.

Выделение главой мысли.

Пересказ с использованием слов и выражений из текста.





II ЧЕТВЕРТЬ

п/п

Кол –во

часов

Дата

Наименование темы

Словарь

Индивид. помощь

Примечание

1.

1


И.А.Крылов биография, «Волк на псарне»




2.

1


И.А. Крылов «Осел и Соловей»




3.

1


И.А.Крылов «Муха и Пчела»




4.

1.


Н. А. Некрасов. Биография.



Знание основных сведений из жизни поэта.

5.

1.


Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

Обитатель

палаты


Работа над средствами языковой выразительности

6.

1.


Н. А. Некрасов «В полном разгаре…»

Страда

косуля


Выделение главной мысли

7.

1.


Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос»

Утеха

нужда


Составление характеристики героини

8.

1.


Н. А. Некрасов « Русские женщины»

Факел

Каторга

оковы


Обоснование отношения к действующим лицам. Выразительное чтение.

9.

1.


Внеклассное чтение. Ю.Бондарев «Юность командиров»



Отзыв о прочитанном

10.

1.


И.С.Никитин. Биография.

«Русь» лирика



Работа над средствами языковой выразительности.

11.

1.


И.С.Никитин «Утро на берегу озера».



Выразительное чтение.

12.

13.

2.


И.С. Тургенев. Биография.

«Му – Му». 1 часть

Подлинник, каморка, армяк, тщедушина


Знание основных сведений из жизни писателя. Пересказ.

14.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 2 часть



Совершенствование техники чтения.

15.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 3 часть



Подбор слов и выражений, характеризующих главного героя.

16.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 4 часть



Составление характеристики героев.

17.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 5 часть




Краткий пересказ.

18.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 6 часть


Охотный ряд


Обоснование отношения к действующим лицам.

19.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 7 часть




Выделение главной мысли.

20.

1.


И.С.Тургенев «Му – Му» 8 часть



Работа над содержанием.

21.

1.


Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Унтер Пришибеев».



Краткий пересказ.

п/п

Наименование темы

Дата

Словарь

Индивидуальная помощь

Примечание

ТСО

1.

Л.Н. Толстой. Биография.




Знание основных сведений о жизни писателя.


2.

3.

Л.Н.Толстой «После бала». 1часть

Л.Н.Толстой «После бала». 2часть


Ломовые

шпицрутены


Работа над содержанием, краткий пересказ


4.

А.П.Чехов Биография


Земская больница

псевдоним


Знание основных сведений о жизни писателя


5.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 1


Хинин,уезд, приказчик


Чтение по ролям



6.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 2


Гнетущая обстановка, грошовый заработок


Работа над содержанием



7.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» 3




Краткий пересказ


8.


Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».






Отзыв о прочитанном


9.


В.Г.Короленко. Биография.





Знание основных сведений о жизни писателя



10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.


В.Г.Короленко «Слепой музыкант»


Полудремотная истома

Снисходительное сожаление


Характеристика каждого из детей Определение главной черты в поведении гл.героев. Чтение по ролям.

Работа над содержанием.

Подбор выражений, характ. гл.героев в юношеские годы.

Выделение главной мысли.

Пересказ.


14.

Внеклассное чтение. В.А.Каверин «Два капитана».




Отзыв.


15.

С.А.Есенин Биография




Знание основных сведений о жизни поэта.


16.

17.

18.

С.А.Есенин «Спит ковыль» С.А.Есенин «Пороша»

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…»




Заучивание наизусть Заучивание наизусть

Работа над средствами языковой выразительности.


19.

Внеклассное чтение С.А.Есенин «Лирика»




Поэтический час.


20.

М.Горький Биография.




Знание основных сведений о жизни писателя.


21.

22.

23.

М.Горький «Макар Чудра».




Работа над содержанием

Составление словесного портрета главных героев.

Пересказ по плану.


24.

А.П.Платонов Биография




Знание основных сведений о жизни писателя.


25.

26.

27.


А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» сказка




Выделение главной мысли.

Пересказ по плану.


28.

А.Н.Толстой Биография




Знание основных сведений о жизни писателя.


29.

30.

31.

А.Н.Толстой «Русский характер»




Озаглавливание частей текста.

Характеристика героев.



















№№

Наименование темы

Дата проведения урока

Словарь

Индивидуальная помощь

Примечание

1.

Н.А.Заболоцкий биография

«Некрасивая девочка»




Знание основных сведений из жизни поэта

2.

3.


К.Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма»




Знание основных сведений из жизни писателя.

Озаглавливание части текста.

4.

К.Г.Паустовский «Телеграмма»




Озаглавливание частей рассказа.

Пересказ

5.



6.




Р.И.Фраерман Биография.



Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»




Знание основных сведений из жизни писателя.



Озаглавливание отрывка.

7.

8.

9.


Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»




Выделение главной мысли.

Иллюстрация черт характеров героев примерами из текста.

Составление плана пересказа, пересказ.

10.






Л.А.Кассиль. Биография



«Пекины бутсы»




Знание основных сведений из жизни писателя.



Краткий пересказ.

11.




Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы»




Подбор из текста слов, характеризующих поведение героя.

Составление плана пересказа, пересказ.

12.


Внеклассное чтение. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».




Составление отзыва о прочитанном.

13.






А.Т.Твардовский

Биография



А.Т.Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь»





Знание основных сведений из жизни писателя.





Заучивание отрывка наизусть.


14.



15.




А.Т.Твардовский «Кто стрелял?»

А.Т.Твардовский «В наступлении»











Рассказ о подвиге Теркина.

Составление характеристики Теркина.


16.



17.






В.М.Шукшин Биография



В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»




Знание основных сведений из жизни писателя.



Пересказ по плану.


18.

19.


В.П.Астафьев Биография В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка»




Деление текста на части, озаглавливание.

Пересказ.

20.


Р.П.Погодин Биография

«Алфред»




Знание основных сведений из жизни писателя.

21.

22.



23.






Р.П.Погодин «Алфред»





Выделение главной мысли.



Краткий пересказ.



Чтение, работа над содержанием.

24.


А.А.Сурков «Родина»




Выразительное чтение.

25.

Обобщающий урок.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!