Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2022 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
Протокол №1 от «31» августа 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы. | Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации. |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов. |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. | Основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; финансовые инструменты, кредитные банковские продукты. |
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения | Определять цели и периодичность проведения инвентаризации; руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; | Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; основные понятия инвентаризации активов; характеристику объектов, подлежащих инвентаризации; цели и периодичность проведения инвентаризации имущества; задачи и состав инвентаризационной комиссии; процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации; перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; порядок выполнения работ по инвентаризации активов и обязательств; порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей; методы сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. |
ПК 2.5 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации | Пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов; давать характеристику активов организации; составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет активов; составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи активов, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; составлять акт по результатам инвентаризации; проводить выверку финансовых обязательств; проводить инвентаризацию расчетов; выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета; проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98). | Приемы физического подсчета активов; порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации и переоценки материально производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; процедуру составления акта по результатам инвентаризации; порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; порядок инвентаризации расчетов; порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; –нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму; решения в условиях риска и неопределенности; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – мир труда и профессий. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. |
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Организация в условиях рынка | | 12 | |
Тема 1.1. Организация - основное звено экономики | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Предпринимательская деятельность: сущность, виды. Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций. Объединения организаций. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Организационно - правовые формы организаций. 1. Хозяйственные товарищества и их характеристика. 2. Хозяйственные общества и их характеристика. 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. 4. Производственный кооператив. |
Лекционное занятие. Виды предпринимательства и их развитие. Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом. | 2 |
Тема 1.2. Планирование деятельности организации | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Система планирования деятельности организации. Сущность и принципы системы планирования, виды планирования. Основные методы планирования в организации. | 2 |
Лекционное занятие. Бизнес-план развития организации и методические основы его разработки. Этапы разработки бизнес-плана. Структура и содержание бизнес-плана. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Типовые разделы бизнес-плана. 1.Общая характеристика фирмы (резюме). Анализ состояния отрасли. 2. План маркетинга. План производства. Организационный план. 3. Риски в деятельности фирмы. 4. Финансовый план. |
Раздел 2. Материально-техническая база организации | | 20 | |
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Понятие, состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Нематериальные активы. 1.Понятие и характеристика нематериальных активов. 2.Состав и классификация нематериальных активов. 3.Оценка нематериальных активов. 4.Амортизация нематериальных активов. |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №1:Расчёт среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений. | 2 2 |
Практическое занятие №2:Расчёт показателей использования и эффективности использования основных средств. |
Самостоятельная работа студента №1. Проработка конспектов занятий на тему: «Формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаунтинг и их особенности. Логистика и её роль в выполнении производственной программы. Виды аренды: лизинг, хайринг, рентинг и др.» | 2 |
Тема 2.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №3: Расчёт норматива оборотных средств. | 2 2 |
Практическое занятие №4: Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств. |
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Капитальные вложения и их эффективность. Определение эффективности капитальных вложений. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Инвестиционная деятельность организации. 1.Сущность инвестиционной деятельности в организации. 2.Инвестиционный проект и его стадии. 3.Методы оценки эффективности принимаемых решений по инвестиционным проектам. |
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации | | 20 | |
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Персонал организации: понятие, классификация. Планирование потребности в персонале. Методы расчета численности рабочих, служащих, специалистов и руководителей. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Трудовые ресурсы организации. 1.Понятие и состав трудовых ресурсов. 2.Определение потребности в трудовых ресурсах. 3. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования. |
Лекционное занятие. Производительность труда. Понятие производительности труда, ее показатели и методы измерения. Рост производительности труда и его значение. | 2 |
Лекционное занятие. Мотивация труда. Понятие мотива и мотивации к труду. Понятие стимула и стимулирования труда. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Нормирование труда. 1.Сущность и значение нормирования труда. 2.Классификация затрат рабочего времени. 3. Баланс рабочего времени. 4. Методы нормирования труда. |
Практическое занятие | 2 |
Практическое занятие №5: Расчет производительности труда. |
Тема 3.2. Организация оплаты труда | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Сущность и принципы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и динамика его изменения. Контрольная работа | 1 1 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Организация и формы оплаты труда. 1.Понятие заработной платы и ее функции. 2. Повременная форма оплаты труда и ее системы. 3. Сдельная форма оплаты труда и ее системы. 4.Порядок расчета оплаты труда при разных системах. |
Практическое занятие | 2 |
Практическое занятие №6:Расчёт заработной платы по видам. |
Самостоятельная работа студента №2: Проработка конспектов занятий на тему: «Методы совершенствования организации труда в организации. Совершенствование тарифной и бестарифной систем оплаты труда. Проблемы дифференциации оплаты труда в России». | 2 |
Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности экономического субъекта | | 18 | |
Тема 4.1. Издержки производства | Содержание учебного материала. | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Понятие себестоимости продукции, её виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Издержки производства и реализации продукции. 1. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. 2. Смета затрат и методика ее составления. 3. Калькуляция себестоимости. Виды и методы калькулирования. |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №7: Расчёт сметы затрат на производство. Расчёт себестоимости единицы продукции. | 2 2 |
Практическое занятие №8: Расчёт снижения себестоимости |
Тема 4.2. Цена и ценообразование | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Понятие, функции, виды цен. Порядок ценообразования. Методы ценообразования. Антимонопольная политика в области ценообразования. | 2 |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Прибыль и ее виды. Методы определения. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение прибыли. Пути совершенствования роста прибыли экономического субъекта. | 2 |
Лекционное занятие. Рентабельность и её виды. Показатели рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №9: Расчёт прибыли экономического субъекта. | 2 |
Практическое занятие №10: Расчёт рентабельности. | 2 |
Раздел 5. Внешнеэкономическая деятельность экономического субъекта | | 4 | |
Тема 5.1. Внешнеэкономическая деятельность организации | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Лекционное занятие. Внешнеэкономическая деятельность, ее виды и формы. Основные формы внешнеэкономических связей, виды сделок во внешнеэкономической деятельности и организация международных расчётов. | 2 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема: Организация международных расчётов. 1. Понятие международных расчетов и условия их осуществления. 2. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок. 3. Формы международных расчетов. 4. Практика международных расчетов в России и странах СНГ, методы повышения их эффективности. |
Курсовая работа Примерная тематика курсовых работ 1. Эффективность использования основных фондов экономического субъекта и пути её повышения. 2. Роль основных фондов в деятельности экономического субъекта. 3. Оборачиваемость оборотных средств и пути её ускорения. 4. Оборотные средства предприятия и пути улучшения их использования. 5. Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия. 6. Производительность труда на предприятии и пути её повышения. 7. Бестарифные системы оплаты труда на предприятии: понятие, преимущества. 8. Производственная структура предприятия и пути её совершенствования. 9. Персонал предприятия и пути повышения эффективности использования рабочей силы. 10. Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития. 11. Политика импортозамещения в России: направления, проблемы реализации. 12. Прибыль предприятия и пути её максимизации. 13. Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия. 14. Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта. 15. Качество продукции предприятия и пути его повышения. 16. Банкротство предприятий: понятие, причины, профилактика. 17. Оценка деловой активности предприятия. 18. Оценка финансовой устойчивости предприятия и его платёжеспособности. 19. Лизинг – вид предпринимательской деятельности по инвестированию средств. 20. Технологические инновации и инновационная политика экономического субъекта. 21. Проблема качества продукции на российском рынке и пути её решения. 22. Роль малого бизнеса в развитии экономики страны. 23. Организация собственного дела в России: этапы, формы, идеи для бизнеса. 24. Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики. 25. Реклама в маркетинговой практике. Оценка экономической эффективности рекламной кампании. 26. Разработка маркетинговой концепции в условиях экономического кризиса. 27. Конкуренция и концепции выживания организации. 28. Проблема дебиторской задолженности экономического субъекта и пути её решения. 29. Пути повышения конкурентоспособности экономического субъекта. 30. Анализ жизненного цикла предприятия. 31. Сырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования. 32. Роль планирования в деятельности экономического субъекта. 33. Кадровая политика экономического субъекта в современных условиях. 34. Пути повышения финансовых результатов деятельности экономического субъекта. 35. Пути снижения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг). 36. Сущность и значение нормирования труда, его роль в развитии экономического субъекта. 37. Методы предупреждения банкротства экономического субъекта. 38. Кадровый потенциал предприятия: оценка и развитие. 39. Сущность и значение инвестиций для деятельности экономического субъекта. 40. Роль логистики в деятельности экономического субъекта. | | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовой работе | 20 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
1. Выбор темы курсовой работы, формулировка актуальности исследования, определение цели, составление плана курсовой работы. | 2 |
2. Подбор источников и литературы. Теоретический анализ источников и литературы, определение понятийного аппарата, выборки, методов и методик для практического исследования. Выявление дискуссионных вопросов и нерешенных проблем. | 2 |
3. Написание введения курсовой работы, включающее раскрытие актуальности темы, степени ее разработанности, формулировку проблемы, взятую для анализа, а также задачи, которые ставит обучающийся перед собой в ходе написания работы. Проверка введения. | 2 |
4. Написание части курсовой работы, включающей в себя теоретический материал исследования. Проверка теоретической части работы. | 2 |
5. Систематизация собранного фактического и цифрового материала путем сведения его в таблицы, диаграммы, графики и схемы. Написание части курсовой работы, включающей в себя практический материал исследования, состоящий из таблиц, схем, рисунков и диаграмм. Проверка практической части работы. | 2 |
6. Определение практической значимости результатов исследований, подтверждение расчетов экономического эффекта или разработка рекомендаций по организации и методики проведения исследований. Проверка выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала. | 2 |
7. Написание заключения курсовой работы, содержащее формулировку выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала. Проверка заключения. | 2 |
8. Подбор и оформление приложений по теме курсовой работы. Проверка приложений к курсовой работе. | 2 |
9. Проверка оформления курсовой работы. | 2 |
10. Защита курсовой работы. | 2 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовой работой | 2 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15 |
Самостоятельная работа студента №3: Оформление курсовой работы и сдача ее на проверку руководителю для написания отзыва. | 2 |
Промежуточная аттестация | экзамен | |
Всего: | 96 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
1. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.П. Котерова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 г. – 288с.
2. Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник /М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021 – 200с.
3. Чалдаева Л.А., Шаркова А.В. Основы экономики организации. Учебник и практикум для СПО. М. Издательство «Юрайт», 2019г., 361 с. (Серия: Профессиональное образование).
1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб и доп. \ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М: Экономистъ, 2008.
2. Виханский О. С. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономист, 2004.
3. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов,В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014 г. – 408с.
4. Кожевников Н. Н., Басова Т. Ф. , Бологова В. В. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Кожевников. - 7-e изд., стер. Гриф МО РФ. - (Серия: «Среднее профессиональное образование-Экономика и управление»)– М.: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Корниенко О.В. Экономика: учебное пособие для колледжей. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов – н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009.
6. Сафронов Н.А. Экономика организации. Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова, М.: «Экономистъ», 2009.
7.Сергеев А.А. Бизнес-планирование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры.- 3-е изд., испр. И доп. М. Издательство «Юрайт», 2019 г., 475с. (Серия: Бакалавриат и магистр. Академический курс)
8. Современная экономика: лекционный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2008.
9. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений \ Т.Г. Тальнишних. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
10. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства. Учебник и практикум для СПО. М. Издательство «Юрайт», 2019 г. (Серия: Профессиональное образование).
1. Госкомстат России: Информация о социально-экономическом положении России (оперативная информация). Базы данных. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gks.ru
2. Информационно правовой портал. Электронный ресурс - Режим доступа: http://konsultant.ru/
3. Информационно правовой портал. Электронный ресурс - Режим доступа: Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.garant.ru/
4. Научно – образовательный портал «Экономика и управление на предприятиях». [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://eup.ru/
5. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.minfin.ru/
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.nalog.ru/
7. Официальный сайт Пенсионного фонда России. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/
8. Официальный сайт Фонда социального страхования. Электронный ресурс - Режим доступа: http://fss.ru/
9. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.ffoms.ru/
10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
11. Официальный сайт Президента России. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.kremlin.ru
12. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/