СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)







Утверждаю

Зам. директора

____________Г.Л. Полежаева













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01 Экономика организации













2022 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик:

Мельянцева М.Ю., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании ЦК экономических дисциплин и информационных технологий

Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.

Председатель ЦК ____________ /М.Ю. Мельянцева/



Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол №1 от «31» августа 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3. условия реализации программы учебной дисциплины

20

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22



1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный цикл.


1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код, наименование ОК, ПК, ЛР

Умения

Знания

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы.

Актуальный профессиональный и
социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав.

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.

Номенклатура информационных источников применяемых в
профессиональной деятельности; приемы структурирования

информации.

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.

Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий.

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

Особенности социального и
культурного контекста; правила оформления документов и построения
устных сообщений.

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение.

Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

Нормативно-правовые акты
международные и РФ в области денежного обращения и финансов.

ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности.

Основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; финансовые инструменты, кредитные банковские продукты.

ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения

Определять цели и периодичность проведения инвентаризации; руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; основные понятия инвентаризации активов; характеристику объектов, подлежащих инвентаризации; цели и периодичность проведения
инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной
комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации,
порядок подготовки регистров
аналитического учета по объектам
инвентаризации;
перечень лиц, ответственных за
подготовительный этап для подбора
документации, необходимой для
проведения инвентаризации;
порядок выполнения работ по
инвентаризации активов и
обязательств;
порядок инвентаризации недостач и
потерь от порчи ценностей;
методы сбора информации о
деятельности объекта внутреннего
контроля по выполнению требований
правовой и нормативной базы и внутренних регламентов.

ПК 2.5 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации

Пользоваться специальной
терминологией при проведении инвентаризации активов; давать характеристику активов организации; составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет активов; составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи активов, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; составлять акт по результатам инвентаризации; проводить выверку финансовых обязательств; проводить инвентаризацию расчетов; выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета; проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Приемы физического подсчета активов; порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации и переоценки материально производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их
возникновения; процедуру составления акта по
результатам инвентаризации; порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; порядок инвентаризации расчетов; порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

  • демонстрация интереса к будущей профессии;

  • оценка собственного продвижения, личностного развития;

  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;

  • ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;

  • проявление высокопрофессиональной трудовой активности;

  • участие в исследовательской и проектной работе;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях;

  • соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики;

  • конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

  • демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

  • сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении;

  • проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;

  • проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;

  • отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

  • отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

  • участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях;

  • добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;

  • проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

  • демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;

  • проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах;

  • проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической.


– понятия гражданина и защитника великой страны;

– принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций;

–нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих;

– понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

– основы родной культуры, истории, этнографии;

– понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки;

– понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности;

– различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;

– правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;

– способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;

­– понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры;

– понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;

– этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму; решения в условиях риска и неопределенности;

– принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость;

– мир труда и профессий.


ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности.

ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы


96

в том числе:



теоретическое обучение


50

практические занятия


20

курсовая работа

20

самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем


6

промежуточная аттестация


экзамен



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика организации


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Организация в условиях рынка


12



Тема 1.1. Организация -
основное звено экономики

Содержание учебного материала

6

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Предпринимательская деятельность: сущность, виды. Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций. Объединения организаций.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Организационно - правовые формы организаций.

1. Хозяйственные товарищества и их характеристика.

2. Хозяйственные общества и их характеристика.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

4. Производственный кооператив.

Лекционное занятие. Виды предпринимательства и их развитие. Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом.

2

Тема 1.2. Планирование
деятельности организации

Содержание учебного материала

6

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Система планирования деятельности организации. Сущность и принципы системы планирования, виды планирования. Основные методы планирования в организации.

2

Лекционное занятие. Бизнес-план развития организации и методические основы его разработки. Этапы разработки бизнес-плана. Структура и содержание бизнес-плана. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Типовые разделы бизнес-плана.

1.Общая характеристика фирмы (резюме). Анализ состояния отрасли.

2. План маркетинга. План производства. Организационный план.

3. Риски в деятельности фирмы.

4. Финансовый план.

Раздел 2. Материально-техническая база организации


20


Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве

Содержание учебного материала

10

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Понятие, состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Нематериальные активы.

1.Понятие и характеристика нематериальных активов.

2.Состав и классификация нематериальных активов.

3.Оценка нематериальных активов.

4.Амортизация нематериальных активов.

Практические занятия

4

  1. Практическое занятие №1:Расчёт среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений.

2


2

  1. Практическое занятие №2:Расчёт показателей использования и эффективности использования основных средств.

  1. Самостоятельная работа студента №1. Проработка конспектов занятий на тему: «Формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаунтинг и их особенности. Логистика и её роль в выполнении производственной программы. Виды аренды: лизинг, хайринг, рентинг и др.»

2

Тема 2.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

6

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.

2


Практические занятия

4

Практическое занятие №3: Расчёт норматива оборотных средств.

2


2

Практическое занятие №4: Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств.

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

Содержание учебного материала

4

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Капитальные вложения и их эффективность. Определение эффективности капитальных вложений.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Инвестиционная деятельность организации.

1.Сущность инвестиционной деятельности в организации.

2.Инвестиционный проект и его стадии.

3.Методы оценки эффективности принимаемых решений по инвестиционным проектам.

Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации


20


Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда

Содержание учебного материала

12

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Персонал организации: понятие, классификация. Планирование потребности в персонале. Методы расчета численности рабочих, служащих, специалистов и руководителей.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Трудовые ресурсы организации.

1.Понятие и состав трудовых ресурсов.

2.Определение потребности в трудовых ресурсах.

3. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Лекционное занятие. Производительность труда. Понятие производительности труда, ее показатели и методы измерения. Рост производительности труда и его значение.

2

Лекционное занятие. Мотивация труда. Понятие мотива и мотивации к труду. Понятие стимула и стимулирования труда.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Нормирование труда.

1.Сущность и значение нормирования труда.

2.Классификация затрат рабочего времени.

3. Баланс рабочего времени.

4. Методы нормирования труда.

Практическое занятие

2


Практическое занятие №5: Расчет производительности труда.


Тема 3.2. Организация оплаты труда

Содержание учебного материала

8

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Сущность и принципы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и динамика его изменения.

Контрольная работа

1



1

Семинарское занятие

2

Тема: Организация и формы оплаты труда.

1.Понятие заработной платы и ее функции.

2. Повременная форма оплаты труда и ее системы.

3. Сдельная форма оплаты труда и ее системы.

4.Порядок расчета оплаты труда при разных системах.

Практическое занятие

2

Практическое занятие №6:Расчёт заработной платы по видам.

Самостоятельная работа студента №2: Проработка конспектов занятий на тему: «Методы совершенствования организации труда в организации. Совершенствование тарифной и бестарифной систем оплаты труда. Проблемы дифференциации оплаты труда в России».

2

Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности
экономического субъекта


18


Тема 4.1. Издержки производства

Содержание учебного материала.

8

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Понятие себестоимости продукции, её виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

2

Семинарское занятие

2

Тема: Издержки производства и реализации продукции.

1. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции.

2. Смета затрат и методика ее составления.

3. Калькуляция себестоимости. Виды и методы калькулирования.

Практические занятия

4

  1. Практическое занятие №7: Расчёт сметы затрат на производство. Расчёт себестоимости единицы продукции.

2


2

  1. Практическое занятие №8: Расчёт снижения себестоимости

Тема 4.2. Цена и ценообразование

Содержание учебного материала

2

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Понятие, функции, виды цен. Порядок ценообразования. Методы ценообразования. Антимонопольная политика в области ценообразования.

2


Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

8

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Прибыль и ее виды. Методы определения. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение прибыли. Пути совершенствования роста прибыли экономического субъекта.

2

Лекционное занятие. Рентабельность и её виды. Показатели рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня.

2

Практические занятия

4

Практическое занятие №9: Расчёт прибыли экономического субъекта.

2

Практическое занятие №10: Расчёт рентабельности.

2

Раздел 5. Внешнеэкономическая деятельность экономического субъекта


4


Тема 5.1. Внешнеэкономическая деятельность организации

Содержание учебного материала

4

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Лекционное занятие. Внешнеэкономическая деятельность, ее виды и формы. Основные формы внешнеэкономических связей, виды сделок во внешнеэкономической деятельности и организация международных расчётов.

2

Семинарское занятие

2

Тема: Организация международных расчётов.

1. Понятие международных расчетов и условия их осуществления.

2. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок.

3. Формы международных расчетов.

4. Практика международных расчетов в России и странах СНГ, методы повышения их эффективности.

Курсовая работа

Примерная тематика курсовых работ

1. Эффективность использования основных фондов экономического субъекта и пути её повышения.

2. Роль основных фондов в деятельности экономического субъекта.

3. Оборачиваемость оборотных средств и пути её ускорения.

4. Оборотные средства предприятия и пути улучшения их использования.

5. Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.

6. Производительность труда на предприятии и пути её повышения.

7. Бестарифные системы оплаты труда на предприятии: понятие, преимущества.

8. Производственная структура предприятия и пути её совершенствования.

9. Персонал предприятия и пути повышения эффективности использования рабочей силы.

10. Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития.

11. Политика импортозамещения в России: направления, проблемы реализации.

12. Прибыль предприятия и пути её максимизации.

13. Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия.

14. Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта.

15. Качество продукции предприятия и пути его повышения.

16. Банкротство предприятий: понятие, причины, профилактика.

17. Оценка деловой активности предприятия.

18. Оценка финансовой устойчивости предприятия и его платёжеспособности.

19. Лизинг – вид предпринимательской деятельности по инвестированию средств.

20. Технологические инновации и инновационная политика экономического субъекта.

21. Проблема качества продукции на российском рынке и пути её решения.

22. Роль малого бизнеса в развитии экономики страны.

23. Организация собственного дела в России: этапы, формы, идеи для бизнеса.

24. Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики.

25. Реклама в маркетинговой практике. Оценка экономической эффективности рекламной кампании.

26. Разработка маркетинговой концепции в условиях экономического кризиса.

27. Конкуренция и концепции выживания организации.

28. Проблема дебиторской задолженности экономического субъекта и пути её решения.

29. Пути повышения конкурентоспособности экономического субъекта.

30. Анализ жизненного цикла предприятия.

31. Сырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования.

32. Роль планирования в деятельности экономического субъекта.

33. Кадровая политика экономического субъекта в современных условиях.

34. Пути повышения финансовых результатов деятельности экономического субъекта.

35. Пути снижения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг).

36. Сущность и значение нормирования труда, его роль в развитии экономического субъекта.

37. Методы предупреждения банкротства экономического субъекта.

38. Кадровый потенциал предприятия: оценка и развитие.

39. Сущность и значение инвестиций для деятельности экономического субъекта.

40. Роль логистики в деятельности экономического субъекта.


ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовой работе

20

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

1. Выбор темы курсовой работы, формулировка актуальности исследования, определение цели, составление плана курсовой работы.

2

2. Подбор источников и литературы. Теоретический анализ источников и литературы, определение понятийного аппарата, выборки, методов и методик для практического исследования. Выявление дискуссионных вопросов и нерешенных проблем.

2

3. Написание введения курсовой работы, включающее раскрытие актуальности темы, степени ее разработанности, формулировку проблемы, взятую для анализа, а также задачи, которые ставит обучающийся перед собой в ходе написания работы. Проверка введения.

2

4. Написание части курсовой работы, включающей в себя теоретический материал исследования. Проверка теоретической части работы.

2

5. Систематизация собранного фактического и цифрового материала путем сведения его в таблицы, диаграммы, графики и схемы. Написание части курсовой работы, включающей в себя практический материал исследования, состоящий из таблиц, схем, рисунков и диаграмм. Проверка практической части работы.

2

6. Определение практической значимости результатов исследований, подтверждение расчетов экономического эффекта или разработка рекомендаций по организации и методики проведения исследований. Проверка выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала.

2

7. Написание заключения курсовой работы, содержащее формулировку выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала. Проверка заключения.

2

8. Подбор и оформление приложений по теме курсовой работы. Проверка приложений к курсовой работе.

2

9. Проверка оформления курсовой работы.

2

10. Защита курсовой работы.

2

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовой работой

2

ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 2.2, ПК 2.5,ЛР1-ЛР15

Самостоятельная работа студента №3: Оформление курсовой работы и сдача ее на проверку руководителю для написания отзыва.

2

Промежуточная аттестация

экзамен


Всего:

96


3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Кабинет экономики организации

Перечень основного оборудования:

- учебные рабочие места;

- учебная доска;

- проектор;

- экран;

- ноутбук

- комплект учебно-наглядных пособий


3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы

(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники


1. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.П. Котерова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 г. – 288с.

2. Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник /М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021 – 200с.

3. Чалдаева Л.А., Шаркова А.В. Основы экономики организации. Учебник и практикум для СПО. М. Издательство «Юрайт», 2019г., 361 с. (Серия: Профессиональное образование).


Дополнительные источники


1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб и доп. \ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М: Экономистъ, 2008.

2. Виханский О. С. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономист, 2004.

3. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов,В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014 г. – 408с.

4. Кожевников Н. Н., Басова Т. Ф. , Бологова В. В. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Кожевников. - 7-e изд., стер. Гриф МО РФ. - (Серия: «Среднее профессиональное образование-Экономика и управление»)– М.: Издательский центр «Академия», 2013.

5. Корниенко О.В. Экономика: учебное пособие для колледжей. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов – н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009.

6. Сафронов Н.А. Экономика организации. Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова, М.: «Экономистъ», 2009.

7.Сергеев А.А. Бизнес-планирование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры.- 3-е изд., испр. И доп. М. Издательство «Юрайт», 2019 г., 475с. (Серия: Бакалавриат и магистр. Академический курс)

8. Современная экономика: лекционный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2008.

9. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений \ Т.Г. Тальнишних. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.

10. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства. Учебник и практикум для СПО. М. Издательство «Юрайт», 2019 г. (Серия: Профессиональное образование).


Интернет-источники


1. Госкомстат России: Информация о социально-экономическом положении России (оперативная информация). Базы данных. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Информационно правовой портал. Электронный ресурс - Режим доступа: http://konsultant.ru/

3. Информационно правовой портал. Электронный ресурс - Режим доступа: Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.garant.ru/

4. Научно – образовательный портал «Экономика и управление на предприятиях». [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://eup.ru/

5. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.minfin.ru/

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.nalog.ru/

7. Официальный сайт Пенсионного фонда России. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/

8. Официальный сайт Фонда социального страхования. Электронный ресурс - Режим доступа: http://fss.ru/

9. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.ffoms.ru/

10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

11. Официальный сайт Президента России. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.kremlin.ru

12. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/




4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Умения:

– определять организационно-правовые формы организаций;

– находить и использовать необходимую экономическую информацию;

– определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

– заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

– рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.


­– правильно определять организационно-правовые формы организаций;

– грамотно находить и использовать необходимую экономическую информацию;

– правильно определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

– правильно заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

– правильно рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ, курсовой работы и других видов текущего контроля.

Знания:

­– сущность организации как основного звена экономики отраслей;


– основные принципы построения экономической системы организации;


– принципы и методы управления основными и оборотными средствами;


– методы оценки эффективности их использования;


– организацию производственного и технологического процессов;


– состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;


– способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;


– механизмы ценообразования;


– формы оплаты труда;


– основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.


– грамотно трактовать сущность организации как основного звена экономики отраслей;
– правильно излагать основные принципы построения экономической системы организации;
– правильно излагать принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

– правильно трактовать методы оценки эффективности их использования;

– грамотно трактовать организацию производственного и технологического процессов;

– правильно называть состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

– правильно называть способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

– грамотно трактовать механизмы ценообразования;

– грамотно излагать формы оплаты труда;

– точно называть основные технико-экономические показатели деятельности организации и грамотно трактовать методику их расчета.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ, курсовой работы и других видов текущего контроля




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!