СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ СО «АПК»)





«УТВЕРЖДАЮ»



Директор_____________ /Аборин С.Л./

«____» ___________________ 20____ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессий технического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования



























2019 г.





«УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по учебной работе ГБПОУ СО «АПК»

_______________/Сергеева И. В./

« » ____________/________20__ г.

_______________/ ___________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578, от 29.06.2017 г № 613.

На основании:

- примерной программы общеобразовательной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.);

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г.)

«ОДОБРЕНО»

на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла


Протокол № __, « » _______________ 20 г.

Председатель комиссии /_______/Степанова Е.Е./

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии/______/____________/

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/


«ОДОБРЕНО»

педагогическим советом колледжа ГБПОУ СО «АПК»

Протокол № , « » ________________ 20 г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /


Составитель(и) (автор):


Леоненко С.В., преподаватель ГБПОУ СО «АПЛ» первой квалификационной категории



Рецензенты:

Внутренний


Внешний




















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9

  1. условия реализации учебной дисциплины


16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


19






































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы «Экология» направлено на достижение сле­дующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и

деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обита­ния человека.

Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образова­тельные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последо­вательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефера­тов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику про­грамм подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными об­разовательными организациями, реализующими образовательную про­грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки квалифици­рованных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов сред­него звена (ППКРС, ППССЗ).

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоот­ношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также по­следствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недо­пущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения эко­логии являются живые организмы и, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнона­учной дисциплины и превращает её в комплексную социальную дисци­плину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного при­родного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основопо­лагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержа­тельные линии: экология как научная дисциплина и экологические законо­мерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», при­кладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно­научные и гуманитарные аспекты.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего об­щего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем, изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается через содержание обучения, количество часов, вы­деляемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеа­удиторной самостоятельной работы студентов.

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использо­ван культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ве­дущим компонентом являются научные знания и научные методы позна­ния, позволяет сформировать у обучающихся не только целостную карти­ну мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего обще­го образования (ППКРС, ППССЗ).


Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечи­вает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружаю­щей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения эколо­гической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для до­стижения поставленных целей и задач;

предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития об­щества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учиты­вать и оценивать экологические последствия в разных сферах дея­тельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах со­хранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценно­стям, моральной ответственности за экологические последствия сво­их действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологиче­ски ориентированной социальной деятельности, связанных с эколо­гической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и по­вышением их экологической культуры.


Дисциплина «Экология» способствует формированию у студентов по профессии 09.01.01 Наладчик технологического оборудования следующих общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Дисциплина «Экология» способствует формированию у студентов по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.



Дисциплина «Экология» способствует формированию у студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


демонстрации


практические занятия


контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

18

в том числе:


  1. Сообщения устные и письменные;

  2. Подготовка докладов (тематика прилагается);

  3. Построение таблиц по разным темам учебника;

  4. Конспектирование статей по разным темам учебника и дополнительной литературы;


Промежуточная аттестация в форме - дифференцированного зачета





2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

2

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. Исто­рия развития экологии. Методы, используемые в экологических исследова­ниях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении про­фессий и специальностей среднего профессионального образования.

1. Экология как научная дисциплина.

Содержание учебного материала

8

2

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие законо­мерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.


Демонстрации №1, 2



Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, пара­зитизм.

Практическое занятие №1


Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Контрольная работа №1

1

Экология как научная дисциплина.

Самостоятельная работа студентов

4

Работа с учебником. Написание конспектов, докладов с использованием дополнительной литературы и интернета.

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

14

2

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её ком­поненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Соци­альная среда.

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к её экологиче­ской безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические тре­бования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требо­вания к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в горо­де. Твёрдые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные спо­собы переработки промышленных и бытовых отходов.

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.


Демонстрации №3



Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие №2


Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

Контрольная работа №2

1

Среда обитания человека и экологическая безопасность.

Самостоятельная работа студентов

5

Работа с учебником. Написание конспектов, докладов с использованием дополнительной литературы и интернета.

3. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

10

2

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологиче­ских понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических про­блем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, со­циальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимо­действие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.


Демонстрации №4, 5



Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практическое занятие №3


Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Контрольная работа №3

1

Концепция устойчивого развития.

Самостоятельная работа студентов

4


Работа с учебником. Написание конспектов, докладов с использованием дополнительной литературы и интернета.



4. Охрана природы

Содержание учебного материала

10

2

Природоохранная деятельность. История охраны природы в Рос­сии. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кри­зисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные ас­пекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты эколо­гических проблем.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).


Демонстрации №6, 7, 8



Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие №4


Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Дифференциированный зачет

1

Самостоятельная работа студентов

5

Работа с учебником. Написание конспектов, докладов с использованием дополнительной литературы и интернета.


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение


Познакомиться с объектом изучения экологии.

Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Общая экология

Уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получить представле­ния о популяции, экосистеме, биосфере.

Социальная эко­логия

Познакомиться с предметом изучения социальной экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека.

Прикладная эко­логия

Уметь выявлять региональные экологические про­блемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

Среда обитания человека

Овладеть знаниями об особенностях среды обитания человека и её основных компонентов. Уметь форми­ровать собственную позицию по отношению к све­дениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источни­ков, включая рекламу

Знать основные экологические требования к компо­нентам окружающей человека среды.

Городская среда

Познакомиться с характеристиками городской квар­тиры как основного экотопа современного человека.

Уметь определять экологические параметры совре­менного человеческого жилища

Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и не­жилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

Сельская среда

Знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности.

Возникновение концепции устой­чивого развития

Знать основные положения концепции устойчивого развития и причины её возникновения.

Уметь формировать собственную позицию по отно­шению к сведениям, касающимся понятия «устойчи­вое развитие»

Устойчивость и развитие

Знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь различать экономическую, социальную, куль­турную и экологическую устойчивость. Уметь вы­числять индекс человеческого развития по отноше­нию к окружающей среде

Природоохранная деятельность

Знать историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране приро­ды.

Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути сни­жения антропогенного воздействия на природу.

Природные ресур­сы и их охрана

Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.














































Примерные темы рефератов (докладов).

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концеп­ции устойчивого развития.

  • Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения про­блемы исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных фак­торов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития

  • Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Основные экологические приоритеты современного мира.

  • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

  • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

  • Популяция как экологическая единица.

  • Причины возникновения экологических проблем в городе.

  • Причины возникновения экологических проблем в сельской местно­сти.

  • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере Рос­сии).

  • Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.

  • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

  • Система контроля экологической безопасности в России.

  • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.

  • Структура экологической системы.

  • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилиза­ции.

  • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.




















  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации учебной программы дисциплины «Экология» имеется учебный кабинет с лаборантской комнатой.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, карточки, раздаточный материал).

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты, рабочие листы);

Технические средства обучения: нетбук, программное обеспечение,

мультимедийный проектор; проекционный экран.

- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в электронных презентациях


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники для студентов:

1. Экология: учеб для студ. учр. СПО под редакцией Е.В. Титова- М.: 2017

2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. О.М.Манько, А.В.Мешалкин, С.И.Кривов. Экологические основы природопользования.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций , осваивающих профессии и специальности СПО. М.: 2015

Для преподавателей

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Рос­сийской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ( в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014№ 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О вне­сении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра­зования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

4. Рекомендации по организации получения среднего общего образова­ния в пределах освоения образовательных программ среднего профессио­нального образования на базе основного общего образования с учетом тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов и по­лучаемой профессии или специальности среднего профессионального об­разования (письмо Департамента государственной политики в сфере под­готовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).

5.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

6. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М.: 2012


Интернет-ресурсы

  • Ecobez.narod.ru - Экология в Интернете - аннотированные ссылки (ecobez.narod.ru)

  • Ecology.aonb.ru - Экологические ресурсы в Интернете - ссылки на сайте Электронной экологической библиотеки

  • A-portal.moreprom.ru - Экологический портал ЭКОМИР.

  • Ecoguild.ru - Гильдия экологов: ссылки на экологические сайты

  • Ecoindustry.ru - Экология производства : научно-практический портал

  • Ecoinformatica.srcc.msu.ru "Экологическая информация": Web – ориентированная база данных библиографического типа, где аккумулируются материалы эколого-экономического направления, отвечающие решению двуединой задачи: обеспечение экономического развития с сохранением благополучия окружающей среды как в макроэкономической, так и в микроэкономической деятельности. Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ имени М.В. Ломоносова (НИВЦ)

  • Ecokom.net - сайт для оказания практической помощи специалистам-экологам по оценке влияния объектов жизнедеятельности человека на окружающую природную среду

  • Ecolife.ru - официальный сайт журнала "Экология и жизнь"

  • EcologyLife.ru - Экология окружающей среды стран СНГ

  • Koreneva.com - Глобальные Вопросы Природопользования - авторский проект Кореневой И.Б.

  • Pnoolr.com - Ссылки по ПНООЛР (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) - ссылки на новые нормативные документы, программы, методики, а также на web-ресурсы с интересной информацией по вопросам разработки ПНООЛР и другой природоохранной документации

  • Portaleco.ru - Экологический портал: все об экологии для экологов и неспециалистов

  • Unatlib.ru - Центр экологической информации Национальной библиотеки Удмуртской Республики (unatlib.ru)
    Экологические программы. Информационные ресурсы.  Полезные ссылки.

  • Wrm.ru - ссылки на экологические сайты

  • Экология и проблемы окружающей среды в Интернете - аннотированные ссылки на сайте БЕН РАН (benran.ru)

  • Экология: тематические сайты и электронные журналы - коллекция аннтированных ссылок по экологии (ntb.bstu.ru).







3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (практические работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения ( игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по практическим занятиям.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.







































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Экология":

-сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития об­щества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

-сформированность экологического мышления и способности учиты­вать и оценивать экологические последствия в разных сферах дея­тельности;

Входной контроль: собеседование


-владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и обсуждение сообщений;

- проверка и оценка презентаций


-владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах со­хранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и оценка отчётов по лабораторным работам

-сформированность личностного отношения к экологическим ценно­стям, моральной ответственности за экологические последствия сво­их действий в окружающей среде

Рубежный контроль

- письменная контрольная работа;

- комбинированный опрос

-сформированность способности к выполнению проектов экологиче­ски ориентированной социальной деятельности, связанных с эколо­гической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и по­вышением их экологической культуры



Итоговый контроль – дифференцированный зачет

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.


Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;


- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

- умения проанализировать техногенные последствия для окружаю­щей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения эколо­гической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


- проведение самостоятельного поиска информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

Исследовательские проекты

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

метапредметные результаты

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;


- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей;

- использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для до­стижения поставленных целей и задач;


- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

Открытые защиты проектных работ






































Рецензия



на рабочую программу по дисциплине «Экология»

преподавателя ГБПОУ СО «АПЛ» Леоненко Снежаны Владимировны.



Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по профессиям технического профиля и примерной программы общеобразовательной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» .

Рабочая программа составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке рабочих программ ФГОС СПО.

Рабочая программа включает обязательные компоненты: паспорт рабочей программы, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения студентов образовательной организации СПО.

Рабочая программа отражает место дисциплины в структуре ОПОП. Раскрываются основные цели, задачи и требования к результатам освоения дисциплины. В структуре и содержании учебной дисциплины паспорта программы определены темы и количество часов на их изучение, указывается объем часов максимальной, обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающихся, перечислены виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.

Содержание дисциплины состоит из 4 разделов.

Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций определенных ФГОС СПО, и соответствует объему часов, указанному в учебном плане.

В рабочей программе указаны требования к результатам освоения дисциплины. Всё это позволяет обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО по профессиям технического профиля и может соответствовать объему часов, указанному в учебном плане.

В разделе «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины определены результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля и оценки преподавателем.

Содержание дисциплины соответствует современным требованиям образования.

В результате изучения дисциплины обучающийся сможет применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности.

Рабочая программа составлена квалифицированно, демонстрирует профессионализм и высокий уровень методической подготовки и может быть использована в образовательном процессе.








Рецензент: ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!