Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №3 г. Феодосии Республики Крым»
Рассмотрено заседание ШМО Руководитель ______________________ Протокол №__ от «___» __________ 2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР ______ В.А.Шумилова «___» ________ 2018 г. | Утверждаю Директор школы ________О.А. Сукач |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
9-А, 9-Б классы основное среднее образование
Срок реализации 2018/2019уч.год.
учитель Пономарёва Татьяна Юрьевна, Высшая категория
г. Феодосия
2018 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана МБОУ «Школа № 3 г. Феодосии Республики Крым», на основе программы и учебника И. В. Липсиц «Экономика». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Данная программа предназначена для учащихся основной школы. В данной школе экономику изучают, с 8 класса. В 8 классе учащиеся приступают к изучению курса экономики по учебнику И. В. Липсиц, Экономика рассчитан на 2-х годичный срок обучения (8 – 9 классы). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач: Образовательные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
-формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
-овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
-формирование коммуникативных навыков. воспитание ответственности за экономические решения; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
Содержание курса. Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
человек и фирма;
человек и государство;
экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Система уроков в 8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности. В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.
Формы текущего и итогового контроля. В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из Интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.
Рабочая программа основного общего образования по экономике, 8-9 класс
1 . Планируемые результаты
В результате изучения экономики ученик должен Знать/Понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; инфляция;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Количество часов – 34 ч. 1 раз в неделю.
2 . Содержание учебного курса
9 класс
1 . Повторение (3 часа)
Главные вопросы, проблема, задачи экономики. Законы спроса и предложения . Мир денег. Рынок труда.
2. Что такое фирма (2 часа)
Фирмы, роль фирм в экономике.
Виды фирм, цели деятельности фирм.
3. Фирмы и конкуренция (4 часа)
Экономические условия деятельности фирм. Виды прибыли. Конкуренция и её виды.
4. Как семьи получают и тратят деньги( 6 часов)
Источники семейных доходов и расходов. Бюджет семьи.
Номинальный и реальный доход. Инфляция и семейная экономика.
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны
5. Неравенство доходов и его последствия (5 часов)
Налоги принципы налогообложения. Виды налогового регулирование неравенства. Бедность как экономическая проблема .
Основные виды налогов.
6. Экономические задачи государства (3 часа)
Роль государства в экономической системе
Причины вмешательства государства в экономическую жизнь.
Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.
7. Государственные финансы (12часов)
Финансы УОНЗ Знать основные источники доходов. Структура налоговой системы России. Государственный бюджет. Доходы и расходы. Дефицит и профицит. Причины возникновения государственного долга.
Выпуск (эмиссия) денег.
Изыскание источников дополнительных доходов. Кривая Лаффера. Государственный долг и его виды.
Итого 34 часа.
3 . Тематическое плпнирование
№ | Название разделов и тем | Всего часов |
1 | Повторение | 3 |
2 | Что такое фирма | 2 |
3 | Фирмы и конкуренция | 4 |
4 | Как семьи получают и тратят деньги | 6 |
5 | Неравенство доходов и его последствия | 5 |
6 | Экономические задачи государства | 3 |
7 | Государственные финансы | 12 |
| итого | 35 |