ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Пасечника В.В и др. Биология, 7 класс - М.: Просвещение, 2018 в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред. В. В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2018, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
В целях улучшения знаний, умений и навыков в практической деятельности учащихся в программу были внесены изменения за счёт использования резервного времени:
В разделе «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» добавлена тема:
Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения дождевого червя».
В разделе «Экосистемы» добавлена тема:
«Обобщающий урок по итогам изучаемого курса».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Личностные:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
К концу 7 класса в результате освоения программы ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Биология, 7А класс
Многообразие организмов, их классификация (2ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.
Одноклеточные животные (3 часа)
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности простейших, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1«Изучение многообразия свободноживущих водных простейших».
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (12часов)
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Лабораторные работы:
№ 2 «Изучение многообразия тканей животных».
№ 3 «Изучение строения пресноводной гидры».
№4 «Изучение внешнего строения дождевого червя».
№ 5 «Изучение внешнего строения насекомых».
Позвоночные животные (13 часов)
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: таблицы, атласы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; чучела птиц и зверей, отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Лабораторные работы:
№ 6.«Изучение внешнего строения рыб».
№ 7«Изучение внешнего строения птицы».
Экскурсия «Знакомство с птицами леса».
Экосистемы (5 часов)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Систематизация и обобщение понятий изученного курса. Подведение итогов за год. Летние задания.
Тематическое планирование
№ урока | Изучаемая тема | Характеристика деятельности обучающихся | Универсальные учебные действия |
Многообразие организмов, их классификация (2ч) |
| Особенности, многообразие и классификация животных. | Объясняют принципы классификации организмов. Сравнивают представителей отдельных групп животных, делают выводы на основе сравнения. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных | Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью к ней. Повторяют правила поведения в окружающей среде. | Коммуникативные: формировать навыки интегрирования в группу сверстников и строить взаимодействие с одноклассниками. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: выделять качественные характеристики объектов, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. |
Одноклеточные животные (3 часа) |
| Общая характеристика Простейших. Корненожки. | Изучают особенности строения, жизнедеятельности простейших, их значения в природе и жизни человека; выявляют черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Жгутиконосцы и инфузории. Лабораторная работа № 1 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших». | Выделяют признаки простейших. Наблюдают свободноживущих водных простейших под микроскопом. Изучают особенности строения, жизнедеятельности жгутиконосцев и инфузорий. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений |
| Паразитические простейшие. Значение простейших. | Изучают особенности строения, жизнедеятельности паразитических простейших. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Многоклеточные животные. Беспозвоночные (12часов) |
| Организм многоклеточного животного. Лабораторная работа № 2 «Изучение многообразия тканей животных». | Различают на живых объектах и таблицах органы и системы органов. Объясняют взаимосвязь строения ткани, органа с выполняемой функцией. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, логически рассуждать и анализировать видеоматериал |
| Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения пресноводной гидры». | Выделяют существенные признаки кишечнополостных. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Многообразие кишечнополостных. | Различают на живых объектах и таблицах представителей кишечнополостных животных. Устанавливают систематическую принадлежность кишечнополостных. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, логически рассуждать и анализировать видеоматериал |
| Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | Выделяют характерные признаки плоских червей. Изучают многообразие, особенности строения, жизнедеятельности червей, их значение в природе и жизни человека. Используют меры профилактики заражения плоскими червями. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | Выделяют характерные признаки круглых червей. Изучают меры профилактики заражения круглыми червями. Объясняют значение кольчатых червей. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам. |
| Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения дождевого червя». | Объясняют значение кольчатых червей. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам. |
| Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски. | Выделяют характерные признаки моллюсков. Объясняют принципы классификации моллюсков, их значения в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Класс Головоногие моллюски. | Выделяют существенные признаки головоногих моллюсков. Объясняют принципы классификации моллюсков. Устанавливают систематическую принадлежность моллюсков. Объясняют их значения в природе и жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, логически рассуждать и анализировать видеоматериал |
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Выделяют характерные признаки членистоногих. Объясняют особенности строения ракообразных в связи со средой их обитания. Объясняют их значения в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Класс Паукообразные. | Выделяют существенные признаки паукообразных. Объясняют особенности строения паукообразных в связи со средой их обитания. Устанавливают систематическую принадлежность паукообразных. Объясняют их значения в природе и жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Класс Насекомые. | Выделяют существенные признаки насекомых. Объясняют особенности строения насекомых в связи со средой их обитания. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Многообразие насекомых. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения насекомых» | Устанавливают систематическую принадлежность насекомых. Объясняют их значения в природе и жизни человека. Различают представителей насекомых, в том числе виды, опасные для человека. Осваивают приёмы оказания первой помощи при укусах насекомых. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам. |
| Позвоночные животные (13 часов) |
| Тип Хордовые. | Выделяют существенные признаки хордовых животных. Сравнивают строение беспозвоночных и хордовых животных, делают выводы на основе строения. Объясняют принципы классификации хордовых. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Общая характеристика рыб. Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения рыб». | Объясняют зависимость внешнего и внутреннего строения рыб от среды обитания. Устанавливают систематическую принадлежность рыб. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам. |
| Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. | Объясняют приспособленность рыб к водной среде обитания. Устанавливают систематическую принадлежность рыб. Объясняют значение рыб в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать текст в таблицу. |
| Класс Земноводные. | Выделяют существенные признаки земноводных. Объясняют зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Устанавливают систематическую принадлежность земноводных. Изучают значение земноводных в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Класс Пресмыкающиеся. | Выделяют существенные признаки пресмыкающихся. Объясняют зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Сравнивают представителей земноводных и пресмыкающихся, делают выводы на основе сравнения. Объясняют принципы классификации пресмыкающихся. Объясняют значение в природе и жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Класс Птицы. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения птицы». | Выделяют существенные признаки птиц. Объясняют зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от среды обитания. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи, строить логические цепи. |
| Многообразие птиц. Птицеводство. | Объясняют принципы классификации птиц. Устанавливают систематическую принадлежность птиц. Осваивают приёмы выращивания и размножения домашних птиц. Объясняют значение птиц в природе и жизни человека. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать текст в таблицу. |
| Экскурсия «Знакомство с птицами леса». | Объясняют значение птиц в лесном сообществе. Находят информацию о птицах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты. |
| Класс Млекопитающие. | Выделяют существенные признаки млекопитающих. Объясняют зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Многообразие млекопитающих. | Объясняют принципы классификации млекопитающих. Устанавливают систематическую принадлежность млекопитающих. Объясняют роль различных млекопитающих в жизни человека. Находят информацию о млекопитающих в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты |
| Домашние млекопитающие. | Объясняют значение млекопитающих. Осваивают приёмы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, делать выводы, представлять собранную информацию в виде выступления или презентации. |
| Происхождение животных. Основные этапы эволюции животного мира. | Приводят доказательства родства общности происхождения и эволюции животных. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать текст в таблицу. |
| Обобщающий урок – проект по теме «Охрана растительного и животного мира». | Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе. Находят информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: сравнивать, делать выводы, представлять собранную информацию в виде выступления или презентации. |
Экосистемы (5 часов) |
| Экосистема. | Работают с учебником и электронным приложением, демонстрационными материалами. Изучают понятия «экосистема», «цепи питания», выявляют особенностей взаимоотношений организмов в экосистемах. Объясняют значение круговорота веществ. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Среда обитания организмов. Экологические факторы. | Изучают виды экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные Объясняют приспособленность организмов к абиотическим фактором. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника |
| Биотические и антропогенные факторы. | Характеризуют различные виды межвидовых отношений. Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. | Коммуникативные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, уметь слушать, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать, сравнивать, производить измерения и вычисления, преобразовывать информацию. |
| Искусственные экосистемы. Охрана растительного и животного мира. | Работа с учебником и электронным приложением, демонстрационными материалами. Определяют особенности искусственных экосистем. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, логически рассуждать и анализировать видеоматериал. |
| Обобщающий урок по итогам изучаемого курса. | Находят информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, делать выводы, представлять собранную информацию в виде выступления или презентации. |
Приложение №2
Контрольно – измерительные материалы
Лабораторный практикум.
Лабораторные работы:
№ 1«Изучение многообразия свободноживущих водных простейших».
№ 2 «Изучение многообразия тканей животных».
№ 3 «Изучение строения пресноводной гидры».
№4 «Изучение внешнего строения дождевого червя».
№ 5 «Изучение внешнего строения насекомых».
№ 6. «Изучение внешнего строения рыб».
№ 7«Изучение внешнего строения птицы».