СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи для 12 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи для 12 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи для 12 класса»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28.08.2018 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


____________Е.В. Кудря




«Утверждаю»


Директор школы-интерната


____________И.В. Маликова


Приказ № 70/7 от 01.09.2018 г.




Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2018 г.









Рабочая программа

по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи

для 12 класса

на 2018-2019 учебный год



учителя-дефектолога I КК

Бобровой Жанны Николаевны









2018 г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи (ФРСиПСР) для 12 класса (среднее общее образование) КОУ ВО «Бобровская ШИ» составлена на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования для обучающихся с нарушением слуха КОУ ВО «Бобровская ШИ»;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 1-е и 2-е отделение. Развитие слухового восприятия. Обучение произношению. К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Багрова, И.М. Гилевич и д. р. − М.: Просвещение, 2006.

Цель программы: развитие у обучающихся речевого слуха, восприятия устной речи, ее произносительной стороны, как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов среднего общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.


Задачи курса:

  • развитие речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;

  • формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;

  • совершенствование навыков пользования слуховыми аппаратами;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;

  • развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.




Место курса в учебном плане:

Количество учебных часов:

в неделю – 1 ч., всего за год – 34 ч. (из расчета 34 учебные недели)

На проверочные работы отведено 5  ч.

На контрольную работу отведено 1ч.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.





Формы промежуточной и итоговой аттестации

Начало учебного года

Конец учебного года

Проверка слуха с ИСА и без ИСА (определение рабочего расстояния и резервного).

Проверка произносительных навыков

Административная контрольная работа по выполнению программного материала.

Проверка внятности произношения. Обследование слуха.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Данная программа включает 2 блока: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи, которые у слабослышащих 1-2 отделения и глухих детей тесно связаны между собой.


Формирование речевого слуха




В 12 классе продолжается работа по формированию речевого слуха учащихся с ИСА и без ИСА. Речевой материал разбит на темы: «Моя страна, мой город», «Совесть и честь», «Этика общения», «Школа жизни», «Здоровый образ жизни», «Лучики добра», «Природа и человек», «Моя будущая профессия». Речевой материал для слуховой тренировки используется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их речевого развития и состояния слуха. Речевой материал содержит: материал обиходно-разговорного характера; материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин; тексты. Особое внимание уделяется восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объем текста 25-30 предложений. Речевой материал и тексты предъявляются учащимся сразу на слух. Восприятие речевого материала на слух проходит вне ситуативности.

Для активизации учащихся на занятиях используются различные виды деятельности: выполнение поручений, ответы на вопросы, составление аппликаций, деформированные тексты, восприятию речи по телефону, что способствует уточнению понимания речевого материала предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.


Формирование произносительной стороны речи



Формирование произносительной стороны речи корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. Наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи: правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

Планирование работы над произношением осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования. При составлении индивидуального плана по формированию произношения учитываются индивидуальные особенности психофизического и слухоречевого развития учащихся.

Особое внимание уделяется:

- воспроизведению речевого материала голосом нормальной высоты, силы, тембра;

- воспроизведению элементов ритмико-интонационной структуры речи (слитное произнесение слов и коротких фраз);

- синтагматическому членению фраз, выделению словесного ударения (в отработанных словах – самостоятельно, в новых словах – при восприятии образца речи учителя слухо-зрительно или на слух);

- дифференциации носовых, щелевых, смычных, глухих и звонких согласных звуков;

- знанию орфоэпических правил, соблюдению их в отработанных словах, самостоятельному применению при чтении, соблюдению в самостоятельной устной речи (под контролем учителя);

- пониманию причин собственных нарушений произношения, их словесному определению (с помощью учителя);

- активному использованию приемов самоконтроля при коррекции произношения.

Принятый в сурдопедагогике метод обучения произношению характеризуется как аналитико-синтетический концентрический полисенсорный, практический эффект которого состоит в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения целых слов при достаточно чётком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи.


В 12 классе продолжается работа над дифференциацией звуков. Очень большое место и время занимает работа над выразительностью речи: правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

Большая работа ведётся над ритмико-интонационной структурой речи. В работе над произношением исключительную роль играют слухо-зрительный, кожный и двигательный анализаторы, которые, воздействуя на органы речи, приводят их в движение.

Время индивидуального занятия делится пополам: первая часть отводится для формирования произносительной стороны речи, вторая часть − для формирования речевого слуха.


Программа составлена для ученицы 12 класса Хорошиловой Алины (1 час в неделю).



Хорошилова Алина

Диагноз: двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени. Имеет маловнятную речь с аграмматизмами. Недостаточно развит словарный запас. Речевой материал воспринимает только слухо-зрительно с ИСА. Голос по высоте, по силе, по тембру в норме. Программа составлена с учётом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащейся, года её обучения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Учащийся к концу 12 класса должен уметь

По формированию речевого слуха:


- свободно воспринимать на слух с ИСА и без ИСА речевой материал обиходно-разговорного характера; материал, связанный с учебной деятельностью учащихся, в любых условиях, близких к естественным, с голоса учителя и товарищей;

- воспринимать тексты на расстоянии до 2 м;

- свободно воспринимать на слух информацию, заключающуюся в основных радио- и телепередачах, передаваемую по телефону и в аудиозаписи.


По формированию произносительной стороны речи:



- говорить внятно, членораздельно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, тембра;

- в самостоятельной речи соблюдать нормальный темп;

- передавать различные эмоциональные оттенки высказывания;

- произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила;

- осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


  1. Волкова К.А. Произношение, 7-8 класс.− М.: Просвещение, 1981

  2. Волкова К.А. Произношение в 7-8 классах школы глухих. – М.: Просвещение, 1977.

  3. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение, 1997.

  4. Назарова Л.П.. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. – М.: Просвещение, 1981.

  5. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно. – М.: Владос, 2000.

  6. Щербакова Е.К. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль: Академия развития, 2001.



Интернет- ресурсы

  1. http://www.shishkova.ru/library/journals/defectology.htm

  2. Сайт «Московский дефектолог» http://mosdefektolog.ru/

  3. Сайт «Сурдопедагогика» http://allrefs.net/c13/3uyxt/

  4. Библиотека произведений отечественной научной школы  коррекционной педагогики и специальной психологииhttp://childrens-needs.com/katalogs

  5. Сайт «Страна глухих» http://www.deafworld.ru/gluhie_deti/

  6. Интернет-журнал «Отоскоп» http://www.otoskop.ru/rus/2015/02/psixosocialnye-aspekty-narusheniya-sluxa-chast-5-vliyanie-stepeni-tugouxosti-na-ee-posledstviya/

  7. Дефектологическийсловарь http://www.defectology.ru/m/metody_obucheniya_gluhih_rechi.html

  8. Коррекционная педагогика. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library





















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

По плану

Факт.


I четверть

8 ч.




Обследование на начало учебного года




1

Проверка слуха с ИСА и без ИСА (определение рабочего расстояния и резервного).

Проверка произносительных навыков.

1

03.09



Тема «Моя страна, мой город»




2.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

10.09


3.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

17.09


4.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

24.09



Фразы обиходно - разговорного характера




5.

Различение и опознавание фраз № 1-6.

1

01.10



Тема «Совесть и честь»




6.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

08.10


7.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

15.10


8.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

22.10



II четверть

8 ч.




Тема «Этика общения»




9.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

05.11


10.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

12.11


11.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

19.11



Фразы обиходно - разговорного характера




12.

Различение и опознавание фраз № 1-6.

1

26.11



III четверть

10 ч.




Тема «Здоровый образ жизни»




17.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

14.01


18.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

21.01


19.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

28.01



Фразы обиходно-разговорного характера




20.

Различение и опознавание фраз № 1-5.

1

04.02


21.

Различение и опознавание фраз № 6-11.

1

11.02



Тема «Лучики добра»




22.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

18.02


23.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

25.02


24.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

04.03



Фразы обиходно-разговорного характера




25.

Различение и опознавание фраз № 1-6.

1

11.03


26.

Различение и опознавание фраз № 7-13.

1

18.03



IV четверть

9 ч.




Тема «Природа и человек»




27.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

01.04


28.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

08.04


29.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

15.04



Тема «Моя будущая профессия»




30.

Восприятие текста целиком и пересказ воспринятого.

1

22.04


31.

Различение и опознавание текста по предложениям в правильной и произвольной последовательности.

1

29.04


32.

Различение и опознавание вопросов и ответов по тексту, выполнение заданий по тексту.

1

06.05



Обследование на конец учебного года





33.

Административная контрольная работа по выполнению программного материала.

1

13.05


34.

Проверка внятности произношения. Обследование слуха.

1

20.05






ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Хорошилова Алина (понедельник)

Автоматизация звуков

Дифференциация звуков

Выразительность речи

Кол-во

часов

Дата

По плану

Фактически


Б-П

Произношение безударного О.

2

10.09, 17.09




Словесное ударение.

2

24.09, 01.10



Д-Т

Произношение окончаний прилагательных -ого, -его.

2

08.10, 15.10



Н-Т

Произношение двойных согласных.

2

22.10, 12.11



С-СЬ

Интонация.

2

19.11, 26.11



М-П

Слитность произношения.

2

03.12, 10.12



С-З

Словесное ударение.

2

17.12, 24.12


Ш


Темп речи.

2

14.01, 21.01


Ж


Словесное и логическое ударения.

2

28.01, 04.02



Р-РЬ

Работа над выразительностью речи.

2

11.02, 18.02



З-Ж

Произношение непроизносимых согласных.

2

25.02, 04.03


Х


Произношение звонких согласных перед глухими.

2

11.03, 18.03


Ц


Восклицательная интонация.

2

01.04, 08.04



Л-ЛЬ

Вопросительная интонация.

2

15.04, 22.04



Ц-С

Словесное ударение.

1

06.05




РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

к календарно-тематическому планированию 12 класса

I четверть

№ п/п

Материал обиходно-разговорного характера

Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин

Тексты

I/.

Тема «Моя страна, мой город».

1.Место, где родился человек, называют красивым словом – «Отечество».

2.Назови имя президента нашей страны.

3.Путин Владимир Владимирович – президент России.

4.Премьер министр нашей страны – Медведев Дмитрий Анатольевич.

5.Паспорт - это документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

6.Балбеков Анатолий Иванович – глава администрации Бобровского муниципального района.

7.Как называется страна, в которой мы живем?

8.В Бобровском районе проживает около 20 тысяч жителей.

9.Основан город Бобров в 1711 году.

10.Назови достопримечательности города Боброва.

11.Какая река протекает в Бобровском районе?

12.В Боброве и Бобровском районе созданы хорошие условия для занятия спортом.

13.Созданы ли в Боброве условия для занятия спортом? Перечисли их.

14.Центральная улица Боброва – улица имени Кирова.

15.В каком городе ты родился?

16.Флаг, герб, гимн - это государственные символы России.

Обществознание.

1.Экономика - это система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества.

2.Экономические знания необходимы каждому человеку.

3.Спрос - это желание купить необходимый товар.

4.Предложение- это желание производителя произвести и предложить товар к продаже.

5. Каждый человек вступает в рыночные отношения.

6.Капитал – это имущество ,способное приносить доход.

7.Предпринимательство – это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

8.Акционерное общество- форма коммерческой организации.

9.Лицензия – специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Русский язык

1.Омонимы - это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию.

2. Синонимы - это слова, разные по звучанию, но близкие по значению.

3. Антонимы - это слова, противоположные по значению.

4.Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания.

5.Ударение – это выделение одного из слогов в слове с помощью различных фонетических средств.



6.Назови части слова.

7.Основа слова – это часть слова без окончания или формообразующего суффикса.

8.Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными или родственными.

9.Морфология – это грамматическое учение о слове.

10. В корнях -гар-гор- под ударением пишется а, без ударения - о.

11. Запиши слова с двойными согласными: дрожжи, рассердить, касса, Анна, суббота, программа, антенна, суффикс.

12.Запиши правильно слова: Шарик, Луна, Солнце, Воронеж, Бобров, Санкт-Петербург, Битюг, Дон, Волга.

13. Что такое имя существительное, прилагательное, глагол и др.

Текст.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Вопросы.

1. Почему мы называем нашу Родину Отечеством?

2. Каковы размеры нашей Родины?

3. Почему считается, что Родина у человека одна?



Словарь: Отечество, матушка Россия, испокон веку, вскормила нас, вспоила, святорусская земля, одиннадцать верст, государство.




II.

Тема «Совесть и честь».

1.Совесть - это способность человека оценивать свои и чужие поступки.

2.Чтобы развивать чувство совести, надо учиться говорить правду, уметь признавать свои ошибки, вовремя попросить прощение.

3.У вас во рту жевательная резинка. Как вы поступите, если надо поговорить с учителем?

4.Мужественный человек – это тот, кто силен не только физически, но и духовно.

5.Порядочность - это честность, надежность, соблюдение норм морали.

6.Порядочный человек всегда выполняет принятые в обществе правила поведения.

7.Приведите примеры порядочности, вспомнив свои поступки.

8.Ко всем людям надо относиться уважительно и доброжелательно.

9. Быть человеком — значит жить по Совести.

10. Жить по совести - это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

11.Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

12. Украл - верни, солгал, наберись сил сказать правду, пожадничал- подари, сказал злое слово – попроси прощения.

13.Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своею Совестью.

12. Перед выбором Совесть подсказывает, как должен поступить человек.

13. После ошибки Совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

14.Честь надо не беречь, а с Честью над жить.

15.Совесть и Честь – их наличие делает человека человеком.


Текст.

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
— Алешка! — закричала Катя. — Алешка!.. — и, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша! 
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. — Держись за меня. — Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила на ноги. — Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

Вопросы.

  1. За что Катя сильно разозлилась на Алешу?

  2. Что пообещала Катя брату?

  3. Что произошло с Алешей?

  4. Как поступила Катя, увидев упавшего брата?

  5. Почему Алеша сильно заплакал?


Словарь: краски разбросаны, ахнула, кисточки перепачканы, бросилась с кулаками, отомщу, оступился, ветка хрустнула и обломилась, зажмурился, прижался к сестре.



II четверть


I.

Тема «Этика общения».

1. Как переводится французское слово «этикет»? (Ярлык, этикетка; церемониал.)

2.Какие существуют виды этикета? (Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.)

3.Что означает слово «вежливость»? (От старославянского веже - знание, т. е. знание о поведении.)

4.Какие виды этикета являются едиными для всех стран мира? 

(Дипломатический, врачебный, педагогический.)

5.Можно ли входить в магазин с домашним животным? (Ни в коем случае.)

6. Как правильно произнести слова «звонит» и «позвонишь». (С ударением на «и».)

7.В какое время можно позвонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 часов.)

8. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван? (Тот, кто звонил.)

9.Кто первый заканчивает разговор по телефону? (Девочка при разговоре с мальчиком. Старший при разговоре с младшим. При равном положении тот, кто звонил.)

10.Кто первый должен пройти в дверь? (Входящий должен пропустить выходящего. Мальчик должен пропустить девочку.)

11.Какой стороны нужно держаться, когда идешь по улице? (Правой.)

12.С какой стороны принято обходить прохожих?

 (Прохожего навстречу - справа. Прохожего впереди — слева.)

13.Что требуется сделать, если вы случайно с кем-нибудь столкнулись? 

(Извиниться.)

14.Если к тебе в гости пришли не знакомые друг другу люди, ты должен представить их друг другу.

15.Спасибо, что вы пришли ко мне в гости, я очень рад (а).


Биология.

1. Г. Мендель - ученый генетик, изучал наследование у организмов по единичным признакам.

2.Размножение присуще всем организмам, и является основным биологическим свойством живого.

3.Бесполое размножение – это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет один родитель.

4.Питание, дыхание, выделение, движение, раздражимость присуще многоклеточным организмам.

5.Любому организму для осуществления процессов жизнедеятельности обязательно требуется энергия.

6.Оплодотворение – это объединение ядер мужских и женских половых клеток-гамет, приводящее к формированию зиготы.

7.Впследствии из зиготы развивается новый (дочерний) организм.

8.Центральный момент этого процесса - слияние двух ядер половых клеток родителей.

9.Искусственное оплодотворение - один из ведущих методов селекции.

10.Осные методы селекции – искусственный отбор, гибридизация, мутагенез и полиплоидия.

11.Взрослым считается организм, достигший состояния половой зрелости и способный к размножению.

12.Гены являются носителями наследственной информации организмов.

13.Биотехнология- использование живых организмов и биологических процессов в производстве.


Текст.

Поведение человека в обществе — своеобразная визитная карточка, по которой можно узнать не только, как он воспитан и где вырос, но и как он относится к людям и насколько удобна его жизнь. Английская поговорка гласит: хорошие привычки лучше хороших принципов, а хорошие манеры лучше хороших привычек. Умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха. Своими действиями мы можем невольно оскорбить другого человека или, напротив, заслужить одобрение. Правила хорошего тона регламентируют наше общение буквально везде: в гостях, в поездке, на работе и даже в Интернете!

Вы удивитесь, но этикет появился еще в пещерные времена! Нормы поведения разных слоев общества, отношения полов были строго регламентированы уже в Древнем Египте, Риме, Греции, Индии. Самые прогрессивные люди того времени — философы, поэты давали многочисленные советы, как вести себя в обществе. Еще в III тысячелетии до н.э. египтяне ценили умение пользоваться столовыми приборами и беззвучно поглощать еду.

В России вплоть до 18 века главные правила повседневного поведения регламентировались «Домостроем». Благодаря Петру I у нас появились европейские манеры. Надо сказать, что большая часть современных правил хорошего тона проверена веками. Бесполезные церемонии отсеялись, а сохранились лишь самые рациональные и действенные правила поведения. 

Вопросы.

По какому признаку судят о человеке в обществе7

Что гласит английская поговорка?

Что такое правила хорошего тона?

Когда появился этикет?



Словарь: визитная карточка, поговорка гласит, невольно оскорбить, правильно держать себя в обществе, правила хорошего тона, пещерные времена, столовые приборы, европейские манеры, беззвучно поглощать еду, церемонии.

II.

Тема «Школа жизни».

1.Расскажи, как ты провёл каникулы.

2.Что мы делаем на уроках слуховой работы?

3.Как ты настроен, учиться в этом учебном году?

4.Я учусь в выпускном классе, нужно серьёзно готовиться к выпускным экзаменам.

5.Чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?

6.«Долог день до вечера, коли делать нечего».

7.Как ты понимаешь эту поговорку?

8.Я пойду в поликлинику проходить медицинскую комиссию.

9.Мне нужна справка о моём здоровье.

10.Сегодня я себя плохо чувствую, мне нужно к врачу.

11.Дайте, мне, пожалуйста, направление к терапевту (окулисту, лору, хирургу).

12.Опаздывать не хорошо, лучше прийти в класс немного пораньше.

13.Если ты что- то пообещал, обещание обязательно нужно выполнять.

14.Нельзя на улице разговаривать с чужими людьми, идти с ними, куда бы они ни позвали.

15.Как сложится день - во многом зависит от того, как он начался.

16.Какие планы у тебя на новогодние праздники?

17.Я от души хочу поздравить Вас с праздником!

18.Желаю Вам в следующем году здоровья, счастья, мира и добра.




















Текст.

Моя школьная подруга с детства была полненькой. Одноклассники насмехались над ней, обзывали жирной уродиной, критиковали её кавказскую горбинку на носу (она армянка) и мужские широкие плечи (5 лет занималась борьбой). Из-за насмешек она постоянно плакала. Умоляла родителей не идти в школу.

Однажды её это сильно подкосило (слегла с нервным срывом). Потом долго принимала успокоительные. До 11-го класса проучилась, ни с кем не общаясь и не сказав никому ни слова. Даже на выпускной не пришла.

После школы начала усиленно заниматься собой и дала себе обещание, что её больше никто не сможет обидеть по поводу внешности. Каково же было удивление одноклассников, когда спустя годы на встречу выпускников явилась не толстая уродка, а стройная красивая девушка с улыбкой на лице.

Я считаю глупо обзывать людей только из-за их внешности и материального положения. Надеюсь, что многие со мной согласны.



Вопросы.

1.Почему одноклассники смеялись и обзывали подругу?

2.Что случилось с девочкой от постоянных стрессов?

3.Как изменилось поведение девочки после лечения?

4.Чему удивились одноклассники ,увидев девочку несколько лет спустя?



Словарь: школьная подруга, намехались, критиковали, насмешки, подкосило, принимала успокоительные, усиленно заниматься собой, дала обещание, удивление одноклассников, спустя годы, толстая уродка, стройная девушка












III четверть


I.

Тема «Здоровый образ жизни».

1.Как надо относиться к своему здоровью?

2.Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека.

3.Потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитывать.

4.Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

5.Нельзя умываться все время холодной водой, это сужает сосуды и кожа становится сухой, бледной, дряблой.

6.Личная гигиена школьника-это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

7.Ты любишь гулять на свежем воздухе? Объясни почему.

8.Какое значение имеет спорт и спортивные занятия для человека?

9.Как ты относишься к сладкому? Почему нельзя злоупотреблять сладостями?

10. Какое качество характера необходимо в себе развить, чтобы быть здоровым человеком? (Силу воли).

12.Сколько часов в сутки ты спишь?

11.Полноценный и здоровый сон жизненно необходим каждому человеку.

12. Алкоголь и никотин очень вредны для растущего организма.

13. Я пойду в поликлинику проходить медицинскую комиссию.

14.Мне нужна справка о моём здоровье.

15. Следи за своей речью, чётко проговаривай каждый звук.

Литература

1.Иван Алексеевич Бунин- лауреат Нобелевской премии.

2.И.А.Бунин родился 22 октября 1870 года в городе Воронеж.

3.В 30 годы Горький официально признанный «первый» советский писатель, один из создателей Союза писателей СССР.

4.Какие произведения Горького ты читала?

5.Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в городке Наровчате Пензенской губернии.

6.Умер А.И.Куприн в 1938 году в Ленинграде и похоронен на Волковском кладбище.

7. Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в г.Орле .

8. Л.Н.Андреев - автор серии рассказов о детях: «Петька на даче», «Ангелочек», «Кусака» и др.

9. Понятие «Серебряный век» относят к поэзии конца 19 – начала 20 века.

10.Поэты и писатели «Серебряного века»: М.И.Цветаева, М.А.Волошин, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Н.С.Гумилев, АА Ахматова,О.Э.

Мандельштам и др.



11. Аллегория- это иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа.


Текст.

Здоровье – это богатство, это самая большая ценность, которая дана человеку. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с младых лет.

Для того, чтобы быть здоровым, надо знать некоторые правила, и соблюдать их.

Природа наделила людей богатейшими возможностями, но они могут быть реализованы только тогда, когда человек умеет управлять своим телом, умом, душой.

Наш организм – это настоящий механизм, работающий по своим законам. Этот механизм работает без сбоев в том случае, если его содержат в чистоте и порядке.

Если за «механизмом» не ухаживают, не поддерживают его в лучшем виде, то он очень скоро потребует ремонта, начнёт потихоньку разрушаться.

Всем известно, что здоровье – это первое богатство. И никакие дорогие вещи, ценные приобретения, не заменят человеку здоровья. Как же сделать так, чтобы всё в нашем организме работало, как надо? Чтобы мы были здоровыми, красивыми, счастливыми?

Вопросы.

1.Что такое здоровье?

2. С какого возраста необходимо заботиться о своем здоровье?

3.Когда организм работает без сбоев?

4.Как сделать, чтобы все в организме работало без сбоев?





Словарь: здоровье, большая ценность, с младых лет,

богатейшие возможности, реализованы, управлять телом, механизм, первое богатство, ценные приобретения.


II

Тема «Лучики добра».

1.Какими качествами должен обладать добрый человек?

2.Подумай и назови свои добрые поступки.

3.Что такое милосердие и сострадание?

4. Ко всем людям надо относиться уважительно и доброжелательно.

5. За недобрым пойдешь, на беду набредешь.

6.Тому тяжело, кто помнит зло.

7.Чем сердиться, так лучше помириться.

8.Доброе слово лечит, злое калечит.



9.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

10.Красота до вечера, доброта на век.

11.При солнышке тепло, при матери добро.

12.В ком добра нет, в том и правды мало.

13.Злой не верит, что есть добрые люди.

14.Кто такие волонтеры? Чем они занимаются?

15.Ты хочешь помогать людям?







Текст.

Ленинград - так в годы Великой Отечественной войны назывался город Санкт-Петербург. В августе 1941 года Ленинград оказался в кольце немецких войск - началась блокада, связь города со страной прервалась. Люди голодали. Суточная норма хлеба для рабочих составляла 250 граммов, для всех остальных -125 граммов.

Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артиллерийских обстрелов, от холода и голода. Сотни тысяч ленинградцев погибли в дни блокады. В осажденном городе повседневные дела становились подвигом.

Работал в одном почтовом отделении почтальон, Иваном Васильевичем его звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не взяли. Однажды пришел на почту толстый потрепанный конверт. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг выпала шоколадка. В то голодное время шоколад был дороже золота.

Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги передвигал от истощения, но сам пошел отнести конверт по адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались…

Прошло много лет. Однажды в это почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то отнес детям.

Пришла поклониться памяти вашего почтальона, - объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас.

И вот что она рассказала:

- Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко была зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика.

Умер старик-почтальон от истощения и голода. Похоронили его на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.

И вот недавно, перебирая книги, наткнулась на эту обертку, вспомнила блокаду, старичка-почтальона. И решила узнать имя человека, который, умирая, спешил отнести шоколадку детям.

Вопросы.

1.В чем проявилось милосердие старого почтальона?

2.Как вы думаете, почему Иван Васильевич не съел шоколад, чтобы спасти свою жизнь?

3.Можно ли сказать, что Иван Васильевич был порядочным человеком, с чувством собственного достоинства? Приведите доказательства.

Словарь: блокада, голодали люди, 250 граммов, суточная норма хлеба, осажденный город, бомбежка, потрепанный конверт, булочная, Пискаревское кладбище.






IV четверть


I.

Тема «Природа и человек».

1.Что такое природа?

2.Что дает человеку природа?

3.Почему надо беречь лес?

Как надо беречь лес?



4.Что делают из древесины?

5.Как ты считаешь, надо ли выполнять распоряжения МЧС - не разводить костры?



6.В твоей семье любят собирать грибы?



7.Что надо помнить, когда идешь в лес за грибами?



8.Кто самый преданный друг человека?



9.Расскажи о своем

любимце (собаке, кошке и т.д.).

10.Один раз в неделю комнатные растения нужно мыть. Объясни почему?

11.Весной или осенью цветы надо пересаживать.

12. Каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево за свою жизнь.

13.Нужно ли экономить воду?

14.Зеленые растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый человеку для дыхания.

15.Охранять природу - значит охранять Родину!

География.

1.Государственные границы - это линии, определяющие пределы государственной территории.

2.Зарубежную Азию разделяют на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную.

3.Внутреннее единство регионов зависит от их природных особенностей.

4.В мире функционирует более 2,5 тысяч международных организаций.

5. Они могут быть правительственными и неправительственными.

6.ООН это крупнейшее мировое международное объединение государств.

7.ЮНЕСКО – Организация объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

8.ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде.

9.ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.

10.МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии.

11.ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

МОК – Международный олимпийский комитет.








Текст.

Митя любил бывать у дедушки в саду. Там было очень тихо, тенисто и как-то по-особенному спокойно. В саду росли яблони, груши и вишни. Каждый раз приезжая в сад, Митя удивлялся, как пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды. Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, что росла около дома. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год. Мите казалось, что вкуснее ягод, чем с этой вишни он никогда не ел.

Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.

Митя вернулся в дом и первым делом спросил у дедушки об этой вишне. «Эта вишня – ровесница той, что растет около дома. Но я мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая корявая», - начал свой рассказ дед. «Я посадил эти деревья, когда был молодой, и мы с бабушкой только-только построили этот дом», - сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом. «Посадил я одну вишню около дома, вторую – в конце сада.

Первую я часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые слова, и делал всё это с такой любовью, что и дерево ответило мне тем же. И теперь каждый год я собираю вкусные вишни. За второй вишней мне не хотелось ухаживать. Далеко было ходить туда. И каждый раз, когда я нёс в ведре воду для этой вишни, я ругал себя за то, что так далеко посадил ее. И вся моя злоба и плохие слова выливались на это дерево вместе с водой», - продолжил он. «Так и человек, Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве».





Вопросы.

1.Какие деревья росли в саду у дедушки.

2.Чему удивлялся Митя, приезжая в гости к дедушке?

3.Почему разные плоды давали одинаковые вишни? Как объяснил это дедушка?

4.Какова основная мысль рассказа? Чему учит рассказ?



Словарь: было тихо, тенисто, кислые, наполовину червивые, ровесница, корявая, обветшалый дом, бревенчатый дом, ответило тем же, моя злоба, с любовью, ухаживал.

II.

Тема «Моя будущая профессия».

1.Какие профессии ты знаешь?

2. У тебя есть мечта? Куда ты пойдешь учиться после школы?

3.Какие учебные предметы тебе нравятся больше?

4.Какие производства ты посетил вместе с воспитателем?

8.Чтобы стать хорошим специалистом, надо хорошо учиться в школе. Ты согласна с этим?

9.Назови профессии, о которых узнала недавно.

10. Экскурсовод должен много знать, быть немного артистом, немного педагогом.

11.Продавец-консультант должен быть внимателен к покупателю, обязан хорошо знать свойства товаров.

12.Качества, необходимые водителю: внимательность, быстрая реакция, выдержка.

13. В Древнем Египте люди пользовались париками для защиты головы от солнца.

14. Сейчас парикмахером мы называем мастера по причёске, завивке, стрижке, бритью, окраске волос.

15.Главное в профессии парикмахера – уметь сделать человека красивым и доставить ему радость.

16.Ветеринары делают прививки здоровым животным, лечат заболевших, следят за питанием и развитием животных.

17.Профессия строителя включает в себя много специальностей: каменщик, бетонщик, штукатур, маляр, плиточник, обойщик.

18. Все работы хороши - выбирай на вкус.


Текст.

Экскурсовод – профессия очень интересная и увлекательная. Экскурсия – это тематическая прогулка или поездка группы людей. Чтобы она была интересной, её нужно хорошо подготовить и умело провести.

План экскурсии экскурсовод готовит заранее. Нужно не только выучить текст и проговорить его. У экскурсантов могут возникать дополнительные вопросы. Поэтому экскурсовод должен много знать, быть немного артистом, немного педагогом. Экскурсовод каждый раз работает с новой группой посетителей. Нужно быть эрудированным, общительным, доброжелательным.

Профессия продавца-консультанта появилась не так давно. В магазинах сейчас много разнообразных товаров. Среди большого разнообразия мебели, бытовой техники, домашней электроники покупателю трудно выбрать именно то, что нужно. Сделать правильный выбор поможет продавец-консультант.

Продавец-консультант обязан хорошо знать свойства продаваемых товаров. Продавец общается со многими людьми. Ему нужно быть внимательным к покупателю, спокойным, вежливым, тактичным. Продавец-консультант несёт материальную ответственность за товар.

Дизайнер интерьера заботится об удобстве и красоте помещений.

Он оформляет и концертные залы, и кафе, и парикмахерские, и магазины, и жилые квартиры.

Дизайнер рассматривает назначение помещения, учитывает финансовые возможности, пожелания людей. Сначала делаются общие рисунки, потом разрабатываются детали. В оформлении важно всё: высота стен, размеры помещения, на какую сторону света выходят окна.

Сегодня дизайнер предлагает заказчику современные материалы, цветовую гамму, оформление окон, мебель. Для создания уюта используются интересные детали: картины, ковры, подсветка, и даже живые цветы. Дизайнер должен иметь художественный вкус, фантазию.

Вопросы.

  1. Тебе хотелось бы получить одну из этих профессий?

  2. Что самое главное в каждой профессии?

  3. Каким должен быть экскурсовод?

  4. Каким должен быть продавец – консультант?

5.Что дожжен иметь дизайнер?


Словарь: профессия, экскурсия, план экскурсии, должен много знать, разнообразные товары, сделать правильный выбор, нужно быть внимательным, спокойным, вежливым, дизайнер, тактичным, финансовые возможности, заказчик, пожелания людей, современные материалы, художественный вкус.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!